На первый взгляд это просто веселый фильм о театральной жизни вообще, и об успехе одной оперетты в лондонском театре, в частности. Однако из-за своей насыщенности он вызывает желание к повторному и неоднократному просмотру. Для меня он оказался фильмом на несколько лет: захотелось окунуться в исследование творчества некоторых английских театральных деятелей, а также познакомиться с периодом тяготения британцев к японской культуре. Итак, по-порядку: первые несколько просмотров были исключительным утолением эстетических потребностей. Искусство в чистом виде.
Актеры играют актеров, а кино воспроизводит искусство театра - голова идет кругом.
Актеры не просто превосходно играют, а как это бывает абсолютно во всех фильмах Майка Ли, демонстрируют результат его уникального режиссерского подхода. Известно, что режиссер не предоставляет актерам полный сценарий, он раздает каждому роль и связанные с ней отрывочные обстоятельства. Никто не знает чья роль является главной. Возможно, причина кроется в том, что Майк Ли прежде всего является театральным режиссером, большая часть его творческой жизни проходит в театре. Применяя свой театральный гений к режиссуре в кино, он получил настолько удивительные актерские работы, что одного этого достаточно, чтобы посмотреть все его фильмы. Итак, актеры репетируют по полгода, разрабатывая свои роли и импровизируя. Затем, конец импровизациям - начинаются съемки. Эффект таков, что за многими ролями следишь затаив дыхание, словно на хорошем спектакле.
Главные герои Гилберт и Салливан - реальные исторические фигуры, чей гений будоражил театральную жизнь Лондона и укреплял престиж театра “Савой”. Непримиримые противоположности, рождающие оперетты и тягающиеся друг с другом в закулисном напряженном многолетнем противостоянии. Они стоят друг друга, оба по-своему обаятельны и по-своему несносны. Это было время таких богатейших натур, от присутствия которых в помещении могло стать невыносимо тесно. И вот, мы свидетели их очередного раунда: отгремела “Принцесса Ида” и больше года они в терзаниях рождают новое творение “Микадо”.
В фильме все сошлось и все совпало: гений Майка Ли и его метода; масштабность фигур Гилберта и Салливана и их “Микадо” с музыкой, которую можно слушать и слушать, словно вернулись времена оперетты.
Лондон, конец 19 века. Оперетты Артура Салливана (композитор) и Уильяма Гилберта (автор либретто) пользуются популярностью у зрителей, но критики злорадствуют над самоповторами авторов. Одно из последних произведений дуэта вызвало у критиков лишь раздражение - «…опера, стоит на первом месте среди развлечений лондонской публики, но нельзя сказать, что за последние годы она изменилась к лучшему. Слова и музыка, говорят об усталости и автора и композитора. Музыка слащава и ни одной арии не хватает свежести и непосредственности, а автор текстов подтверждает свое звание короля «кутерьмы»». После такого разгрома Салливан едет в континентальную Европу поправить здоровье, а Гилберт тем временем принимается за написание новой оперетты. Случайно попав на проходившую в Лондоне выставку японской культуры, Уильям Гилберт придумывает – «Микадо» - очередную театральную «кутерьму».
Сам фильм подробно показывает зрителю процесс подготовки спектакля. Закулисные интриги, авторские разногласия, и творческие будни. Все довольно детально и подробно. Зритель окунается в атмосферу театральной закулисной жизни конца 19 века.
Так же будет интересным узнать, что Салливан и Гилберт – не выдуманные персонажи, а реально существовавшие личности. Хотя сейчас о них мало кто слышал, и знают их в основном знатоки театра и оперетт. Если «покопаться» в исторических хрониках то можно узнать что «Салливан, начав сотрудничать с одаренным сатириком и драматургом Гилбертом, произвел фурор в англоязычном мире комической оперой «Феспис», первой из 14 оперетт этих соавторов. Вторая их работа, «Суд присяжных» была поставлена при содействии блестящего импресарио Р. Д'Ойли Карта, ставшего близким другом Салливена и партнером композитора и либреттиста во всей их последующей деятельности. В 1881 этот импресарио построил специальный театр «Саввой» для постановки произведений Гилберта и Салливана (отсюда название – «савойские оперы»)».
Те кто знаком с творчеством патриарха британского кино Майка Ли, наверняка знают, что его фильмы могут «осилить» не все зрители. Ли снимает авторское кино, не рассчитанное на широкую публику, ведя свое повествование, не спеша, так сказать «с чувством, толком, расстановкой». Но если начать смотреть фильм и «втянуться» в него, то просмотр не покажется обременительным занятием. Так и с «Кутерьмой», хронометраж длинной больше двух с половиной часов может слегка привести в недоумение, если учесть, что большинство лент длиться не более двух часов. Но в данном случае затяжное начало в дальнейшем превращается в увлекательный просмотр. Часть фильма состоит из репетиций и музыкальных номеров. А после просмотра наверняка возникнет желание увидеть «Микадо» в театре.
Майк Ли, помимо режиссуры фильма, является и автором сценария «Кутерьмы». В фильме отлично прорисованы не только мельчайшие детали, раскрывающие характеры как главных, так и второстепенных персонажей, а так же произведена детализация самого действия. Замечательные костюмы и декорации, поражают своей правдоподобностью. Поэтому в свое время фильм заслуженно получил 2 премии «Оскар» за грим и костюмы и номинировался еще в двух номинациях — оригинальный сценарий и художественное оформление.