Три новеллы от трех режиссеров о невозможности любви в современном мире. Мне больше всего понравилась первая история «Кокаин по-воскресеньям». Режиссер Франко Росси, сценарист Чезаре Дзаваттини, в главных ролях Нино Манфреди и Анна-Мария Ферреро. Обычный воскресный день. Сандро рвется на футбол с друзьями, Марчелла скучает на балконе. Судя по всему, именно так и проходят все выходные в этой семье. И тут Марчелла находит кокаин, который муж взял в качестве денежного залога у одного из своих знакомых. Супруги пробуют наркотик, и мир вокруг них переворачивает с ног на голову. Забавно, драйвово, весело. Это я о новелле, не о героине!
Второй эпизод «Учитель» о школьном преподавателе среднего возраста. В классе его окружают цветущие девы. Дома – две заботливые старухи. Сам же он проявляет мужественность в прослушивании маршей. Роль закомплексованного, задавленного внутренними противоречиями учителя сыграл Уго Тоньяцци. Встречал мнение, что этот эпизод – шедевр раннего творчества режиссера Марко Феррери. Мне же новелла показалась самой слабой из троицы.
«Деловая женщина» режиссера Ренато Кастеллани – мужские страдания в мире эмансипированных женщин. Музыкант Спадинни (снова Нино Манфреди) влюбляется в бизнес-леди. Она отвечает ему взаимностью, но вечная занятость дамы загоняет любовные отношения то в один тупик, то в другой.
Своим настроением фильм похож на другой сборник с участием Нино Манфреди – «Трудная любовь» (L'amore difficile) 1962 года. Амуры выпускают свои стрелы, но современные мужчины и женщины, очевидно, стали слишком толстокожими.
Задорно, глубоко, трагически-смешно Таким бывало некогда в Италии кино. Как тонко и легко засмеян катаклизм — напавший на страну злодей капитализм!
Несмотря на более чем полувековой возраст кино-альманах о жизни итальянцев не потерял своей свежести и оригинальности. Более того, для современных российских реалий он актуален как никогда. Думаю, прокатчики оказали бы обществу значительную услугу, сняв с показа наши нелепые комедии и покрутив пару недель эту ленту. Дело в том, что социо-культурная обстановка Италии 60-х и России 10-х имеет множество точек соприкосновения. Обе страны, после многих лет тоталитарного режима, примкнули к мировому капиталистическому сообществу. Естественно тут же началось классовое разделение. Под влиянием рыночных отношений образовался загадочный зверь под названием средний класс. Он-то и станет на долгие годы объектом пристального внимания со стороны режиссеров.
Потребительство, накопление, отсутствие политических убеждений, формальная нравственность - вот основные пороки, высмеиваемые в этом фильме. В первом 'акте' мы видим типичную семейную пару, уже не первый год состоящую в супружеской жизни. Их чувства несколько угасли, а отношения носят все больше экономический характер. Жена, как настоящий бухгалтер, ведет политику стерильной экономии. А муж - большой любитель сходить на футбол, попить пива...ну и т.д. Но неожиданно им представляется случай освежить былую страсть. И помогает им в этом солонка, наполненная кокаином...Мгновенно серое существование преображается в безумное театральное действо, а несколько эпизодов (например, когда муж исполняет на балконе танец фавна) буквально пробирают до слез. Помимо блестящий постановки и оригинального (и крайне провокационного сюжета) отметим игру Анны Ферреро, которая из кроткой жены (чей страстный взор таится за стеклами очков) перевоплощается в настоящую дьяволицу, бешено вращающую дикими очами, и выказывающую ту агрессивную, пылкую сексуальность присущую только итальянцам.
В том же гротескном, фарсовом жанре (с элементами комедии положений) выполнена и третья история 'Деловая женщина', в которой главную мужскую роль исполняет все тот же Нино Манфреди. В этом 'акте' рассматривается совершенно новый для итальянского общества того времени женский типаж 'бизнес-вумен', на сегодняшний день оказавшийся сверх-популярным. Молодой композитор знакомится с привлекательной и очень богатой молодой особой. Недолго думая та тащит его в постель...но совершить задуманное бедняге никак не удается. Красавицу постоянно отвлекают деловые встречи, переговоры, телефонные звонки, а несчастный музыкант из-за этого попадает в самые каверзные, смешные и нелепые ситуации. Должен заметить, что технически очень сложно поддерживать интерес зрителя к одной и той же ситуации в течение сорока минут, но режиссеру Ренато Кастеллани это удается, хоть и не без труда. Несколько эпизодов пробуксовывают и не вписываются в общий контекст, хотя в остальном новелла держит планку задорного, искрометного действа.
Из общего стройного ряда развлекательных, экспрессивных историй выбивается история, рассказанная Марко Феррери, что не делает ее менее занимательной и интересной. Зритель словно отдыхает от драйвового, безумного действия (мужду прочим, фильм повторяет структуру музыкального произведения, в котором вторая часть всегда меланхоличная и спокойная) на неторопливом, размеренном повествовании о профессоре в женском училище. Уже немолодой, интиллегентный мужчина в свободное от работы время живет с двумя старухами, не замечающими, что ему уже далеко за 40. Они ухаживаю за ним как за младенцем, а он не в силах возражать. Также ему присущи некоторые странности, явно вызванные подавленной сексуальностью. Например, он предпочитает проверять конспекты молоденьких девчушек под военные марши, с женским чулком на голове, в совершенно аристократической манере попыхивая трубкой и попивая маленькими глотками вино. Несколько строевых шагов по комнате - вот и вся мужественность, которую он может выразить в своей жизни. Бессменный актер Феррери - Уго Тонньяцци замечательно отразил внутреннее противоречивость натуры профессора. Он мечтает о том, чтобы проявить себя как мужчина, а ему остается только проверять бессмысленные девчачьи эссе и слушать ругань выживших из ума старух. Более того, сам он не в силах развязать этот душевный узел, а всякая попытка оканчивается насмешками и ехидными улыбками молоденьких девочек (сексуальность одной из которых намеренно подчеркнута Феррери, дабы показать, что бедняге профессору приходится несладко). Все это приводит к нервному срыву. Забавно, что в последней сцене, позади рыдающего профессора проходят строевую подготовку юноши из военного училища, под командованием другого учителя, расположенного в кадре строго симметрично с нашим героем. Новелла содержит в себе все ростки будущих роскошных 'садов' режиссера. Детальное, скурпулезное описание буржуазного быта будет использовано в 'Диллинджер мертв', крах мужского начала будет рассмотрен в первой половине семидесятых, а святость и чистота материнства (в эпизоде с кормлением младенца грудью персонаж выказывает свое восхищение этим 'чудесным') процессом будет занимать его в восьмидесятых.
В общем, данный кино-альманах сочетает в себе тонкие психологические, остро социально-политические, культурные и эстетические наблюдения над обществом эпохи раннего капитализма. Благодаря таланту актеров и постановщиком, картина преодолевает узкий пространственно-временной контекст и становится практически космополитичной. Даже в СССР итальянские комедии пользовались бешеной популярностью. Может там находили что-то родственное? Теперь же со сменой формации, можно только удивляться точности и остроте наблюдений постановщиков, которые сумели схватить самую суть комического в новой системе капиталистических ценностей. Будем надеяться, что и нашим художникам когда-нибудь это удастся.
Новеллистический принцип характерен для итальянского кино 60-х годов. Это фактически национальная специфика, со времен Возрождения цикл новелл в литературе мог быть построен вокруг той или иной темы, раскрывая ее с различных сторон.
Так, и в кино данная традиция оказалась подхваченной и продолженной. Три режиссера сплотились вокруг проблемы, которая в теории постмодерна обычно обозначена через термин 'конец сексуальности'. Данная проблема приобретает еще больший колорит с учетом пресловутой 'южной' темпераментности итальянцев, которым вроде бы никакие теории не страшны. Однако, однако...
Первая новелла весьма провокационна, она демонстрирует, насколько механизм возбуждения и торможения может быть связан лишь с влиянием внешнего раздражителя. Казалось бы, у семейной пары есть все, что может быть залогом обывательского счастья, но в реальности муж и жена чрезвычайно отчуждены друг от друга: муж увлечен футболом до безумия, поэтому приобрел квартиру у стадиона, а жена увлечена ничегонеделанием. И если бы не случайная находка небольшого секрета, что муж утаивал от жены, вечер так и остался бы очередным, в ряду других вечеров, постепенно разваливающих их мнимое благополучие.
Феррери во второй новелле фильма показывает еще более провокационную ситуацию. Итальянский учитель, эдакий местный Беликов, вроде бы занят исключительно школьной дисциплиной и приобретением антиквариата. Но не все так просто. Феррери не был бы Феррери, если бы, не скрестив два этих увлечения героя, не продемонстрировал бы нам хорошо спрятанную от людских глаз сексуальную девиацию героя, однажды все-таки прорывающуюся наружу. Примечательно, что через год Феррери снимет фильм 'Свадебный марш', в котором опять-таки обратится к идее 'конца сексуальности'. Так что можно считать участие режиссера в этом киноальманахе очень успешной разминкой перед собственным проектом.
Третья новелла также небезынтересна. Она демонстрирует ярко выраженный фрустрационный комплекс, виной которому оказывается чересчур рьяная вовлеченность эмансипированных женщин в в коммерцию и консьюмеризм. Музыкант, встречающий на улице прекрасную незнакомку, и не догадывается, что по-настоящему ее 'заводит' не личная жизнь, а приобретение участка земли. В результате, он оказывается у нее на крючке и никак не может получить обещанное телесное вознаграждение. Это новелла самая комичная из всех, но и самая предсказуемая, странно, что ее поставили последней в фильме, из-за чего несколько смазывается его восприятие.
Но в любом случае картина будет интересна скорее не любителям жанра комедии как такового, но ценителям умного и остроумного итальянского кино периода его абсолютного расцвета в 1960-е годы.