Это хорошая, добрая комедия, местами немного грустная и лиричная. Первая половина фильма пропитана унылым британским духом, жареным картофелем, шестичасовым чаем, рассыпавшимися в прах чувствами и бесконечным дождём; вторая же пронизана греческим колоритом, радостным и естественным. Там много солнца, моря, вина и рыбы!
Не могу точно сказать - когда я увидела в первый раз «Ширли Валентайн». Вероятно ТВ, начало 90-х, годы моего студенчества. То ли оттого, что «Санта-Барбара» была раздражающе бесконечна, то ли Джеральд Даррелл очень подробно описывал своё детство на греческих островах (я прочитала почти все его книги), но фильм запал в память надолго, вместе с аккуратными белыми домиками, синими ставнями на окнах, рыбацкими лодками и пляжами Эгейского (Средиземного?) моря. А ещё монолог самой Ширли, которая, осуществив свою мечту, почувствовала растерянность вместо радости. Ей предстоит дать ответ на вопрос: зачем нам даётся жизнь, если мы не умеем ею пользоваться?
Итак, жила-была девочка Ширли, которая хотела своими школьными успехами радовать родителей. Девочка любила носить короткие юбки и прыгать с крыши. Потом она вышла замуж за весёлого парня Джо, но со временем он превратился в брюзгу, который яичницу любит исключительно по вторникам, а мясо только по четвергам. У них двое детей, похожих на мамочку: дочка (ходячая катастрофа) и сын – витающий в облаках поэт. Ещё Джо любит жену, по крайней мере, он так говорит. А у Ширли есть одна мечта – выпить стаканчик вина в той стране, где растёт виноград. Удачно складываются обстоятельства: подруга выигрывает двухнедельное путешествие в Грецию и берёт её с собой. Происходит маленькое чудо. Глупые кудряшки Ширли постепенно разглаживаются, взгляд становится спокойнее, движения более уверенными. А как она прелестна в наряде в горошек!
Картинка: чудесный тёплый вечер на берегу моря, стол, на котором стоит кувшин и высокий стакан. Но Ширли так и не пригубила вина. Она смотрит на садящееся в облака солнце и понимает, что исполнение мечты не принесло долгожданного умиротворения.
Романтическое приключение – морская прогулка с Костасом, владельцем небольшой таверны, - вот что даёт Ширли ощущение полноты бытия. Костас деликатен и внимателен, умеет слушать, он говорит ей, что она красива. Но Ширли не влюблена в него, нет; теперь она просто счастлива. Она позволяет себе делать то, что действительно ХОЧЕТ делать, а не то, что ДОЛЖНА. Она счастлива здесь и сейчас! Дети уже взрослые и самостоятельные, и быть кухонной феей в четырёх стенах ей уже не достаточно. План выполнен, можно сделать остановку и пересесть в жизни на другой поезд. Две недели отпуска заканчиваются. Прощание и недолгие проводы. Летим домой? Нет. Вчерашняя домохозяйка сбегает из аэропорта. Домой в Манчестер возвращается только её чемодан…
До сих пор не могу сказать – каков финал истории, если заглянуть за финальные титры? Муж одержим желанием вернуть её, но даже не узнаёт под стёклами очков ту женщину, с которой ужинал двадцать с лишним лет. Ширли рассуждает вслух: «Надеюсь, он задержится на пару дней, ему нужно отдохнуть». Может, Джо удивит всех нас?..
Очень женское кино. Очевидно им, женщинам бальзаковского возраста и обделенным мужским вниманием, особенно понятны разговоры со стенами, с камнями... Особенно если разговор с мужем - это то тот же разговор со стеной.
Внутренние монологи главной героини, зачастую ведущиеся лицом к камере, поначалу напрягают, но уже ближе к середине фильма, когда ее портрет и в общем-то невыразительная история жизни обрисованы более чем достаточно, становится полегче. Начинается само действо и наша Ширли, решив что в кои-то веки, отправляется в Грецию. Если мы считаем, что в Греции все есть, то санаторные разговоры туристов других стран убеждают нас в обратном. Это так сказать к слову. Впрочем Ширли на нашей стороне и дает критиканам достойный ответ. Разумеется, после этого мы с особым чувством переживания хотим, чтобы ей повезло. Ура, так и есть. Романтическое приключение состоялось. Дальше рассказывать не буду. Сюрприз...