Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…
Герои рисованных приключений в разных странах в разные годы и ведут себя по-разному. Заставившие млеть весь мир от своих похождений американские супермены крушат мегаполисы и титановые оболочки недругов, советские мурзилки выводят на чистую воду прогульщиков и курильщиков. Где-то между ними обитают персонажи Западной Европы, которые каскад смертельных приключений обволакивают наивной игрушечной атмосферой. И в эту парадигму идеально вписывается юноша с рыжим чубчиком по имени Тинтин, весьма известный персонаж там (недаром эту тему разрабатывали олимпионики кинематографа Стивен Спилберг и Питер Джексон, а популярнейший политик Шарль де Голль как бы всерьез признавал в бесшабашном репортере более медийную личность, нежели он сам), и предсказуемо незнакомый здесь.
В серии «Тинтин и озеро акул» события развиваются с не меньшим драйвом, чем в очередном эпизоде про геройства Джеймса Бонда или Индианы Джонса. В мире исчезают произведения искусства, вместо которых преступники подкладывают их копии. Разумеется, распутать эту неприятность может только наш герой и его белый фокстерьер по кличке Милу. В качестве глуповатых Ватсонов дежурно прилагаются недалёкие Дюпон и Дюпонн, отличающиеся лишь кончиками усов и эпатажно сквернословящий капитан Хэддок. Самолеты разбиваются, подводные лодки наскакивают на рифы, служанки в колодце прячут рацию, бандиты берут детей в заложники, профессор мастерит чудо-прибор – в-общем, полный набор необходимого экшна, заменяющего в жанре всё, чем богаты конкуренты – от любовных мечтаний до философий бытия. Но здесь пулям не суждено впиться в человеческое тело, а самому захудалому неприятелю расцарапаться в кровь, ибо опасности в «Тинтине», как «фашисты» в детской дворовой игре – понарошку. И все закончится плясками и торжеством прибывшего к развязке полицейского отряда.
Бельгийский художник Эрже (Жорж Реми) и не скрывал во всех своих многочисленных работах вектора подростковой романтики. Вроде похождений булычевской Алисы Селезневой, где смертельные угрозы только подчеркивают бесстрашие и находчивость главных героев, не причиняя никого ущерба для окружающих. Правда, дотошные исследователи, коих была не одна сотня, иногда делали странные умозаключения, вроде гомосексуальности персонажей, не желая признавать нарочитую картонность и пунктирность чувств Тинтина сотоварищи. Некоторые ветви вели даже к нацистским истокам. Но в картине Раймона Лебланка, который был замечен в продюсировании анимационных приключений Астерикса, Гулливера и Пиноккио, конечно, никаких двусмысленностей не было. Равно как и каких-нибудь откровений в плане рисовки, монтажа или озвучки – обычная серия, правда, с достаточно большим, по сравнению с аналогичными историями, хронометражем.
Вряд ли бельгийский герой заинтересует отечественную публику. Ностальгических ноток как, к примеру, с Фантомасом или Фанфаном-тюльпаном, ожидать не приходится, ибо в семидесятые годы в Советском Союзе с Тинтином не пересекались. Спилбергский современный апгрейд тоже ажиотажа не вызвал – приняли к сведению, но особой фан-зоны не создали. Единственный стимул соприкоснуться с хохластым молодым человеком – это ознакомление с весьма популярным персонажем комиксов Западной Европы, в целях, как говаривал небезызвестный почтальон Печкин, повышения образованности. И не более того.
Несмотря на почти вековой опыт приключений, Тинтин – птичка залётная для наших мест. А могло ли быть иначе? Навряд ли, ведь впервые этот рисованный репортёр появился на страницах еженедельника «Малый Двадцатый», который «грешил» яркими симпатиями нацизму. Впрочем, Вторая Мировая возвела персонаж в нулевую степень: Тинтин освободился от оков пропаганды и превратился в беспристрастного рубаху-парня. В то же время его картинкоотчёты из разных уголков Земли (и не только) вышли за пределы чёрно-белого и обрели чёткий поп-артовый контур. Такие метаморфозы сделали Тинтина куда более важной персоной для европейского комикса чем тот же Астерикс.
Увы, но нам на постсоветском пространстве очередное приключение какого-то мальчика с чубчиком покажется неинтересным и дело тут не в сериальности сюжета. Совсем наоборот: «Тинтин и озеро акул» повторяют всё ту же историю, нещадно повторяемую каждым комиксом с небольшим апгрейдом и заменой декораций. Главный герой и Ко аварийной посадкой открывают зрителю какую-то очередную страну. Идентифицировать её приходится всегда самому, опираясь на природу и культуру населения, которое априори гостеприимное. На почве этого гостеприимства у Тинтина появляются новые настоящие друзья, главная задача которых - стать похищенными давним тинтиновским злодеем. И снова выстрелы автомата, от которых как-то не по себе после по-детскому наивных диалогов, запустят экшн полный погонь, драк и курьёзных ситуаций с перерывом на головоломку.
К головоломкам у Тинтина особая любовь: он, кажется, видит мир как совокупность тайных ходов и взаимосвязанных знаков. Такая лукавая проницательность делает его не только единственным персонажем, способным сдвинуть сюжет с мёртвой точки, но и намекает на своеобразную принципиальность. От него частенько можно услышать, казалось бы, нехарактерное «И зачем люди всё усложняют?». Очевидно, что под «усложнением» подразумевается не просто длинная логическая цепь, а огромный пласт общечеловеческих мистификаций и недоговорок, в рамках которого Тинтин скорее разрушитель лжи чем любитель загадок. В остальном перед нами картонный рыжий мальчишка, который остаётся хорошим, только потому что не попадает в ситуации, в которых мог бы оказаться плохим.
Такая игрушечность персонажей, прямо скажем – изюминка комикса. Если мы говорим про друзей-сопровождающих, то каждый из них имеет только одну выраженную характеристику, а если рассматриваем третьестепенные образы, то они и вовсе бесхарактерные носители запоминающихся жестов и привычек. Воспринимать всю эту массу по отдельности кажется невозможным, но если уйти в обобщение, то можно разглядеть вполне логичный образ всего комикса. Можно даже назвать этот образ организмом, который эволюционирует появлением новых подробностей и героев, делающих его более полным и живым. При этом находки каждого выпуска не теряются и остаются в силе: так поездка на автомобиле с откидным верхом из первого номера подарила Тинтину вечно вздёрнутый хохолок на голове, придающий дерзости и оригинальности.
Сама эволюция этой повторяющейся истории из антикоммунистической карикатуры в многогранный приключенческий экшн и делает Тинтина таким чужим, ведь для нас просто не оставили места для знакомства с этим героем. И даже последний 3D-ремейк от культового Спилберга скорее вызывает не симпатию, а вопросы «Зачем этому уделено столько времени и денег?» и «Почему этот Кре-Тин такой популярный?». Но обиднее то, что новые тенденции попросту стирают всю изюминку: уже не будет контраста между атмосферным пейзажем и картонными персонажами, уже не будет насмешек над технологиями ушедшего века, уже не будет неактуального смотрите-он-упал-юмора и лицо главного героя уже не будет напоминать интерфейс Fallout’а. А будет экшн, новейшие спецэффекты и приключение сразу в нескольких странах, что нарушает оригинальную концепцию. Поэтому, если вы хотите поближе познакомиться с самым популярным еврокомиксом, рекомендую обратить внимание на «Тинтин и озеро акул», ведь это один из немногих полнометражных мультфильмов о Тинтине с классической анимацией.