Фильм 'Прощай, Юпитер!' детище, в основном, Сакё Комацу, потому что для заявленного второго режиссёра - Кодзи Хашимото - это был режиссёрский дебют, хотя Хашимото и умудрился в том же году выпустить в свет ещё один свой проект - 'Годзилла' (1984г.) На момент съёмок Комацу уже обладал богатым опытом, потому что к этому времени было снято 4 фильма по его сценариям, и написаны все его главные фантастические произведения.
Сакё Комацу (настоящее имя Минору) - один из 'отцов' японской научной фантастики. Творчество Комацу '...основывается на представлениях автора, обладавшего поистине энциклопедическими знаниями, о судьбе нашей планеты, сохранении мира и экологического равновесия, простираясь в область решения проблем, которые могут возникнуть перед людьми в будущем на просторах Вселенной...'
«Прощай, Юпитер» (1982г.) - не исключение, потому что сюжет построен на осуществлении человечеством грандиозного проекта по превращению самой крупной планеты нашей системы в небольшое Солнце для подготовки остальных планет под колонизацию. Роман интересный и многоплановый. За него Комацу в 6-ой раз получил премию «Сэйун» (1983г.) (японский аналог 'Небьюлы'). Видимо, дорожа своим детищем, Комацу выступал и как режиссёр, и как сценарист, и как продюсер. В итоге получилась очень качественная, красивая, масштабная фантастика, которая если и не строго научна, то вполне наукообразна.
Конечно, хронометраж в 130 минут несколько длинноват, но это касается, в основном, событийных линий, которые не получили логического завершения, просто 'повиснув в воздухе' (например, история с обнаруженными рисунками, или найденным в атмосфере 'Юпитерианским привидением'). В то же время хотя многие сцены и затянуты, но выглядят они очень красиво (два обнажённых тела в невесомости, или панорамные инопланетные виды, или 'земные вставки' на фоне лирической песни гуру 'зелёных'). Кроме того весь фильм воспринимается как эпическое полотно, охватывая множество мест и освещая множество событий, и по это причине не может быть чрезмерно коротким.
Конечно, некоторые темы хотелось бы увидеть в более 'развёрнутом' виде. Например, интригующая находка - 'Юпитерианское привидение' - при некоторых изменениях сценария могло бы вполне послужить второй частью, влившись в 'Галерею в небытие' (1987г.), повествующей о том, как с помощью специально разработанного космического корабля земляне исследуют таинственную SS (суперструктуру), представляющую собой цилиндр длиной в 2 световых года и диаметром в 1,2 световых года, неожиданно появившуюся в 6 световых годах от нашей планеты.
Впрочем, это - всего лишь фантазии благодарного зрителя за приятный и содержательный фильм. И особая благодарность за то, что Сакё Комацу в основу своего многогранного сюжета положил именно науку, а не коварных инопланетных захватчиков, от которых на Земле уже стало по-настоящему тесно...