К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В программе 46-го Московского Кинофестиваля «Полноводная красная река» скромно прошла под рубрикой «Блокбастеры народов мира» (в которой с настоящими блокбастерами соседствует и весьма посредственное кино). И никто не выделяет в программе имя режиссера – Чжан Имоу – тот самый, что снял «Героя», «Дом летающих кинжалов» и «Цвета войны», неоднократный лауреат и номинант на Каннскую пальмовую ветвь, номинант на Оскар. Исторический двухсполовиночасовый блокбастер про древний Китай – это же круто!

Впрочем, если ожидать от фильма богатства красок и эпичных батальных сцен, можно разочароваться – почти весь фильм герои разговаривают или бегают между стенами дворца империи Сун (не удивлюсь, если реальные декорации фильма можно уместить на маленькой парковке). Но до чего же это увлекательная история! В фильме более десятка персонажей (во время появления каждого из них на экране заботливо появляется «карточка» с именем и должностью героя), причем появляются они до самого финала. Главных героев двое – бедовый капрал Джан Да и его дядя (почему-то более молодой) Сун Юн – причем в первой же сцене дядя почти убивает племянника (манера убивать всех, кто вокруг сохраняется за персонажами до конца фильма). Круг подозреваемых растет, как и количество трупов. Причем если в классическом детективе «пешек» убивает неизвестный злодей, в «Полноводной красной реке» зритель вполне видит, кто кого убил и за что. Но догадаться о тайных связях персонажей и хитросплетениях сюжета – особенно без погружения в противоречивую китайскую культуру – почти невозможно. Лично мой любимчик в фильме – широколицый хитро улыбающийся господин Ву, вечно теряющий свой кинжал и попадающий в дурацкое положение из-за своих родственных связей.

Что удивляет сильнее всего в фильме – так это его интонация: шутовская-дурашливая. Герои бегают туда-сюда под бодрый китайский средневековый рэп, каждое падение или удар сопровождается закадровым гонгом, как в слепстик комедии – не хватало только смеха аудитории за кадром. При этом в кадре происходит дикая дичь – пытки, сдирание кожи, жену насилуют на глазах мужа, дети теряют отцов, гибнут невинные, палачи издеваются над жертвами... И все это с лихим задорным подмигиванием, мол, вот мы как умеем. Магия кино в том, что это работает (фильм уже называют «китайским вариантов фильма Достать ножи») – во время просмотра испытываешь массу эмоций, и все они – нескучные. За судьбы героев проникаешься, тяжело видеть смерть на экране потешных и достойных героев, и главная интрига остается в конце, причем «Кто убил посла?» далеко не самая главная. Финал действительно неожиданный – масштабный, исторический, и, главное, выводящий на передний план самую неожиданную вещь для исторического блокбастера – поэзию!

Несколько странным мне показалось решение почти весь фильм снять в темно-синей гамме, имитирующей ночь (снимали явно при ярком свете, и потом делали коррекцию цвета). В результате скрадывается глубина и масштаб, картинка «замыливается». Зато с наступлением рассвета уже приевшиеся декорации оживают и выглядят по-новому.

«Полноводная красная река» — это прежде всего остроумный и необычный детектив, который при возможности лучше посмотреть на большом экране. И лучше – дважды, иначе много сюжетных поворотов останутся нераспробованными. Ведь как показывают события фильма, повторение – это очень важно!

03 мая 2024 | 23:23
  • тип рецензии:

Я являюсь поклонником Чжана Имоу и смотрю все его фильмы. Не всё, конечно, у него в последние годы удачное, но вот новейший исторический фильм 'Полноводная красная река' однозначно рекомендую к просмотру. Правда, чтобы понять, что там к чему, необходимо потратить некоторое время на историческую справку.

Если вкратце, то в начале 12 века северное племя чжурчжэней усилилось настолько, что они оттяпали половину Китая, создали там свое царство Цзинь и даже захватили столицу империи Сун. Однако против них выступил генерал Юэ Фэй, который не дал им развить успех и вообще удачно воевал. Юэ Фэю легенда приписывает сделанную матерью тату на спине 'Служи стране' и поэму 'Полноводная красная река', где он восклицает, что не успокоится, пока не 'утолит жажду кровью варваров' и не отвоюет 'наши реки и горы'. На самом деле отвоевать их ему не дали, так как генерал пал жертвой интриг придворного советника Цинь Хуя (его наша историография стыдливо именует Гуем и Хуэем), который выступал за примирение с чжурчжэнями (а на деле просто был их марионеткой). Юэ Фэя убили, армию расформировали, так что вновь объединится Китай только при монголах (хотя для китайцев что чжурчжэни, что монголы, один черт).

И вот фильм начинается через 5 лет после смерти Юэ Фэя. Тот самый Цинь Гуй прибывает на границу, чтобы потереть о чем-то с чжурчжэнями, но не успевает, так как посланника Цзинь убивают, а важное письмо, адресованное Гую, пропадает. Гуй, чье рыльце в пушку, понимает, что письмо не должно попасть в руки недругов, поэтому отправляет всех, кто только ему попался, на поиски. В том числе попался некий младший офицер Чжан Да, бывший в момент убийства в ночной страже. Этот Чжан Да с виду простоват, даже дурачок, но умен и смекалист, поэтому ему быстро удается найти некоторые концы. Впрочем, новые концы тянут следующие, история становится все запутаннее, а времени ему дали всего два часа, потом просто казнят.

Что сказать, мастер есть мастер. Начинается этот фильм как чистая детективная история, с хитрыми ходами, внезапными уликами, разгадками и проч. Все что-то скрывают, хитрят, преследуют свои интересы, и вот казалось, когда уже все это выдыхается, уже полтора часа смотреть становится скучно, вдруг все переворачивается с ног на голову, и течет настоящая кровь, бушуют уже неподдельные страсти, герои гибнут, а история становится поэмой о любви к родине, героизме, предательстве и вообще напоминает шедевр Чжана Имоу 'Герой', только без 'летающих кинжалов'.

Кстати сказать, с тех самых пор у китайцев имя Юэ Фэя стало синонимом верности и патриотизма, а имя Цинь Гуя — нарицательным обозначением предателя. Забавно, что и тому, и тому установлено несколько памятников. И если с Юэ Фэем все понятно, то статуи Цинь Гуя ставят, чтобы народ не забывал его преступлений и мог в любой момент буквально отхлестать его тапками. Что и делают по сей день.

Впрочем, и с Юэ Фэем не все так просто, ибо есть (ревизионистское) мнение, что на самом деле империя Сун была истощена и не могла уже себе позволить воевать с чжурчжэнями, но милитаристы, одним из которых был Юэ Фэй, плевали на экономику и хотели только драться. Ради спасения страны пришлось устранить слишком активного полководца, но в результате истинный государственник и настоящий патриот своей страны Цинь Гуй остался в народной памяти как предатель, а разрушавший страну своими непомерными запросами Юэ Фэй — как герой. Да и героем его сделали, в том числе приписав ему поэму 'Полноводная красная река', только при династии Мин, которая сама воевала с северными варварами и нуждалась в подъеме патриотизма. Но это уже к фильму не относится, который, повторюсь, очень хорош.

30 июля 2023 | 23:09
  • тип рецензии:

Крайне сложно критиковать самого авторитетного (да пожалуй и лучшего) из ныне творящих режиссеров Поднебесной, но последняя картина Имоу оставляет после ее просмотра больше недоумения нежели каких-либо иных впечатлений. Сюжет настолько закручен, а точнее заморочен, что следить за ним удается исключительно усилиями всех органов восприятия (вплоть до осязания)), и самое главное при не запутаться в именах и званиях всех героев картины. Но вернемся к критике. Что удалось Имоу в новой картине, так это бесчисленные, и порой величественные, проходы героев по улочкам древнекитайских строений. Смотреть на них можно бесконечно, как на несущуюся реку, сметающую на своем пути даже малейшие препоны.

Сама завязка фильма (найти письмо убитого посла и изобличить его убийцу) сулила 2 часа детективной интриги в духе Финчера, а исторические декорации неумолимо создавали ассоциации с шедевром Имоу (нельзя не упомянуть при этом не менее великих братьев Коэн) 'История Лапши', однако если декорации не подвели, то сюжетная линия окончательно заплуталась в подсобных помещениях упомянутых декораций. Творчество Имоу всегда было неразрывно связано с историей Китая (особенно прошлого века), но в последних его работах, в той или иной степени, красной нитью пульсирует парадигма 'китайской национальной идеи', пытающейся скрестить имперскость с народоволием. И скорее всего указанное обстоятельство бросилось в глаза именно в связи с 'гордиевом узлом' сюжетных коллизий 'Полноводной красной реки', не позволивших насладиться действительно интересным зрелищем. В сухом остатке мы имеем добротное китайское кино, основанное на исторических событиях и приправленное невероятными детективными хитросплетениями, порой выглядящими довольно нелепо.

22 июня 2023 | 08:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: