К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда семейство лесных беглецов битую половину фильма училась плавать, а это между прочим — полтора часа экранного времени, я честно пытался остыть. Не цепляться к очевиднейшим манипуляциям со зрительскими эмоциями. Но всему есть предел.

Пандорские киты играют важную сквозную роль в сюжете. Но как расставлен этот капкан? Только самые невнимательные или непритязательные зрители рискуют угодить в эту плохо замаскированную ловушку Кэмерона. В первом фильме карикатурный капиталист, не ставящий природу Пандоры выше и ценнее мешка с баксами, прямо в лоб заявляет с экрана: 'Вот, мол, ради чего мы здесь. Металл, килограмм которого стоит 20 миллионов'. Их выгнали. Салли знал что они вернутся. И очень странно, что бывший морпех к этому никак не готовился, а только плодил потомство. Но дилемма в другом. Теперь небесным жителям, то есть людям, не нужен этот металл. Теперь они рассматривают Пандору как новый дом. Не всё так просто, когда киты включаются в фильм, как двигатели сюжета, выясняется, что в их нёбе есть кое-что более ценное. Добытая небольшая ёмкость с жидкостью стоит уже 100 миллионов долларов. И эта жидкость останавливает процесс старения у людей. После второго пришествия людей прошёл всего год. За этот год им надо было: зачем-то поохотиться за китом, добраться до этого эксклюзивного материала. Ещё и выяснить как он воздействует на людей. За год! Признавая при этом, и не сомневаясь в этом ни секунды, что киты эти разумны. У них есть разум, культура, искусство, язык и чувства.

Целое десятилетие Кэмерон продумывал мир Пандоры. Её флору и фауну. Дивный новый мир. Но по факту мы видим лишь несколько видоизменённые вариации земных животных. Собаки, носороги в первом фильме сменились китами и акулами во втором. На’ви, особенно новые персонажи детей Салли, к сожалению, тоже отличаются от людей только внешним видом. Может быть это издержки воспитания Джейком, который сам изначально с Земли. Но тут возникает диссонанс. Салли принимает обычаи и культуру На’ви, принимает боевой раскрас при необходимости, почитает синих предков. А его ребёнок говорит киту, даже не на родном языке, а на английском: 'Бро, спасибо, что спас меня'.

Поразила шаблонность главного солдафона. Он и в первом фильме не был примером глубокого персонажа, но по крайней мере был последователен в своей слепой, неукротимой ярости и стремлении идти до конца. Во втором фильме он раз 7-8 угрожает детям Джейка и Нейтири. Всем вместе, по отдельности, одному, опять паре и так далее. Но не выполняет свои угрозы, даже когда Салли и компания перебивает почти всех его людей.

Что мы в итоге имеем после десятилетия этого долгостроя. Сценарий, сочинённый на коленке. Незапоминающееся музыкальное сопровождение, единственное светлое пятно которого — в использовании мотивов из первой части. Все новые задумки композитора словно с конца 90-х, начала 00-х были в анабиозе, как небесные жители, летящие на Пандору. Это уже даже не кино. Это пост-кино. Аттракцион, который не развлекает и даже не укачивает. Не вызывает абсолютно никаких эмоций, кроме как недоумения. Но достаточно вспомнить ради чего это всё. Пост-кино, не ради искусства, и уже даже не ради денег, как супергеройские франшизы. А ради технологий. Кэмерон хочет усовершенствовать 3D - получайте первого Аватара с красивыми видами. Кэмерон хочет усовершенствовать съёмку под водой - получайте второго. Сценарий, саундтрек, логика - всё это падёт ниц во имя сцены, которую можно снять под водой. Причина на самом деле более благородная, чем набить карманы студии, но от этого не легче смотреть на это три часа кряду.

22 декабря 2022 | 15:36
  • тип рецензии:

Сразу скажу, что несмотря на выбранный цвет для отзыва, я не собираюсь никому обламывать удовольствие от созерцания нового 'Аватара', особенно на большом экране, также не спорю со зрительскими восторгами.

Когда вышел 'Аватар' мне было девять лет. На фильм предложила сходить мама, и я не знал, что ждать от этого то ли фильма, то ли мультфильма. Разве что на постере значилось — 'это новый мир'. Постер не обманул — я и впрямь оказался в новом мире почти на три часа, и впечатления от просмотра сохранятся, пожалуй, на всю жизнь.

Я был очарован 'новым миром' Пандоры и сюжет особого значения не имел (тем более, что для моего детского ума на тот момент он предстал насыщенным и даже неожиданным — сейчас это, конечно, забавно). Как ребенка меня смущало только удивительное совпадение физиологии людей и 'инопланетян', культура и быт которых 'слизаны' с индейцев.

Роль у сюжетно вторичного 'Аватара' была одна — произвести революцию в сфере визуальных эффектов — не меньше. Но и не больше. Это и есть коренная проблема создания продолжений, к слухам о которых я сразу отнёсся скептично.

С точки зрения рассказываемой истории 'Аватар' уже был полностью исчерпан. Ведь чем, собственно, был этот фильм? —Ремейком 'Последнего самурая', как бы перенесенным на другую планету, где на место японцев стали индейцы (ой, то есть На'ви). Свою историю 'оригинал' (не будучи сам особо оригинальным) рассказал гораздо лучше, проигрывая, разумеется, визуалом.

'Аватар' совершил революцию, без которой сейчас немыслим любой фантастический блокбастер. Предельно реалистично нарисованные эффекты и 3D больше не источник зрительского восторга. Так что же делать, как продолжать историю без потенциала своего развития? Никак, разве что повторить визуальный прорыв первого фильма. Возможно ли это? Вряд ли — так и оказалось. Допустим, что с точки зрения эффектов новый 'Аватар' снова оказался впереди недавних блокбастеров, но не настолько впереди. Вот, и всё, что можно сказать о сиквеле 'Аватара', не нуждавшегося в продолжении.

Да, к сожалению, ставка здесь только исключительно на новые 'прорывы' в визуальной сфере. С точки зрения сценария фильм не заходит ни на сантиметр дальше первого фильма, а порой даже топчет его сотни раз избитые, но хотя бы с толком исполненные идеи. А ведь прошло тринадцать лет и можно было попытаться придумать хоть что-то свежее.

Перейдём к минусам, поскольку визуал как единственный плюс фильма уже упомянут.

1. На'ви и основная идея фильма.

Как было сказано, На'ви ещё в первом фильме были скорее не инопланетным народом, а перенесенными индейцами (или представителями любой другой архаичной культуры) с Земли. Тем не менее, можно было заставить себя об этом забыть, тем более имелось отличие — новые индейцы живут в ином мире и взаимодействуют с ним как единым разумным организмом, частью которого являются сами. В процессе просмотра скорее верилось, что перед нами инопланетная цивилизация с культурой и миросозерцанием, отличным от представителя человечества (точнее, европейского и американского человечества). Множественные совпадения с восточными учениями (даосизм, дзен-буддизм) можно оправдать близостью к 'общей истине'.

Итак, первый 'Аватар' предложил нам какую-никакую, но культуру у На'ви, то, что фундаментально отличает их от людей. Мировоззрение, язык, быт.

Что нам к этому добавляет сиквел? В общем-то ничего, кроме отличий жизни водного племени от лесного.

Мир и мифология Пандоры 'углублены' разве что в буквальном смысле.

Но ладно повторения, ведь всё гораздо хуже. На'ви попросту перестали быть На'ви. Теперь это просто люди. Просто хорошие люди, тогда как все до одного 'людей с неба' кроме учёных — плохие: можно быть либо учёным, либо тупым и жестоким солдафоном, либо жадным барыгой. Кто-то заикается, что вообще-то на кону теперь сама Земля вместе с миллиардами ни в чем не виноватых её обитателей и цивилизацией вообще, но это неважно. Есть хорошие люди, есть плохие, пусть хорошие победят плохих в разборках на планете Пандора.

Повторю, На'ви в 'Аватаре' больше нет, от людей не осталось никаких отличий кроме внешности. Та же ментальность, те же семейные ценности и драмы, те же подростковые проблемы — без грамма отличий от людей. Как народ На'ви словно бы исчезают — в фокусе исключительно Джейк, его семья и те, с кем они взаимодействуют. Остальных всё равно что не существует.

Теперь о том, что с народом На'ви сделал Джейк. Он утвердил в слитом с природой народе что-то вроде технократии, основанном на поклонении не природе, а его личности (каким нелепым образом он смог это заслужить оставим проблемой первого фильма). Босс Патрик в первой части смеялся над 'тупыми дикарями', которые не берут такие предлагаемые им блага цивилизации, как дороги. Но действительно, почему? В первом фильме было понятно, во втором уже нет. Берут, ещё как. Какое там единение с природой, зачем? Хай-тек и оружие входят в 'архаичную, слитую с природой цивилизацию' как нож в масло, и все рады. Что, все очень жалели На'ви, когда люди уничтожали их дом? Так не стоило, благодаря Джейку На'ви скорее всего довольно скоро превратятся в таких же людей, зависимых от технологий как Джейк от каталки. И сами будут не прочь выполоть все эти деревья с корнем, чтобы не мешали добывать минералы.

Кэмерон ничего не оставил от На'ви и их культуры кроме синей кожи и минуты цитаток а-ля 'Дао дэ цзин'. Думаю, многие сочтут это преувеличением, но такое впечатление создалось лично у меня.

2. Джейк и Куоритч

Изначально я думал, что список будет состоять из нескольких пунктов, но на этом можно будет и остановиться.

Итак, Джейк — по прежнему недальновидный сентиментальный идиот, который ни на секунду не заглядывает в будущее, снова обрекая кучу народу на гибель и страдания.

Куоритч — по-прежнему стереотипный солдафон, который неожиданно становится ещё и клоуном, что не было заметно в прошлом фильме.

Кэмерон почему-то решил, что сюжет стоит построить именно на их противостоянии, хотя по иронии только у 'злодея' Куоритча есть основание для личной ненависти к Джейку: Джейк для полковника — отступник, предавший всё человечество и лично доверявшего ему Куоритча. Куоритч для Джейка —... просто чувак, который мешает мирно тусоваться с Нейтири. И вообще, обе линии — Джейка и Куоритча и их 'противостояние' были органично завершены ещё в первом фильме. Впрочем, как и вся история.

Для меня вроде бы разочарование, но в то же время нет. Потому что разочарование, по крайней мере для меня — ожидаемое.

От оценки воздержусь.

17 декабря 2022 | 19:24
  • тип рецензии:

Аватар: Путь Воды – плохое кино. Да, вот так просто. И не надо быть экспертом в области искусства, не нужно разбираться в кинематографе, не нужно быть синефилом, чтобы понять, что сиквел некогда великого фильма – это лишь блёклое отражение того самого Аватара.

Причем отражение – отнюдь не фигура речи. Новый Аватар практически дословно копирует сюжетную структуру оригинала. Люди прибывают на Пандору – Джейк попадает в чужеродную среду – пытается в ней выжить – усваивает её обычаи и традиции – борется с врагами – становится «своим». Всё. Вы только что прочитали сюжет второго Аватара. Опуская некоторые детали, это буквально то же самое кино, что и было 14 лет назад. Даже идейно сиквел не может предложить ничего оригинального. Напротив, он ещё больше упрощает конфликты, утрирует происходящее и окрашивает всё в чёрно-белые тона.

Люди в этом фильме, представленные тем же антагонистом, ещё более тупые и злые. Они окончательно превращены в абсолютное зло. Нави же, напротив, ещё более укрепляются в глазах зрителя как абсолютное добро. Живут племенами, дружат с природой, понимают животных, не угрожают окружающей среде – ну душки просто. И это упрощение – тенденция массового кино последнего десятилетия. Очень опасная тенденция, не поощряющая критическое мышление и упрощающая картину реальности. Всё всегда просто – есть добро и зло. There’s nothing in between. Кэмерон не хочет, а скорее просто не может ввиду недостатка таланта исследовать проблемы перенаселения земли, морального выбора, неочевидного зла и пр. Всё предельно просто: вы либо живёте в единении с природой, либо умираете. Уважаю попытку режиссера вновь поговорить об экологических проблемах, но осуждаю однобокость и наивность раскрытия проблемы.

Кстати, о наивности. Это характеристика каждого персонажа в этом фильме. Они наивны. А ещё тупы и невзрачны. Вообще, количество клише в отношениях между персонажами и в их поведении просто зашкаливает. Послушный старший брат и проказник младший брат – чек. Тупая вражда между детьми и попытка убийства, на которую всем плевать, – чек. «Не такая как все» – чек. Шантаж детьми – чек. В общем, вы поняли. Все отношения между персонажами здесь – одно сплошное клише, как и, собственно, сами персонажи, которые практически ничем не запоминаются.

Но самое интересное здесь – это диалоги. Их, кажется, просто скопировали из сценария первой части и просто вставили в подходящие места. Но иногда герои несут такую несусветную чушь, что слушать это, не испытывая испанский стыд, просто невозможно. Эти диалоги, видимо, стали эксклюзивом сиквела. В остальном, всё, что я запомнил, — это говори «Я вижу тебя» в любом удобном случае. А, ну и про «спасибо, бро» на чистейшем английском тоже не забываем.

Ну да ладно, чего это мы всё о каких-то персонажах, диалогах и сюжете – кому это интересно. Ведь все идут в кино посмотреть на графон, которых хорош. Ничего удивительного и революционного, но тем не менее красиво и лучше последних фильмов Марвел. Но, собственно, кроме картинки в фильме ничего больше и нет. Он (неоправданно) идёт 3 часа. Первые полчаса происходит завязка сюжета. Последующие полтора часа не происходит ничего. За это время режиссер не рассказал нам о новом племени вообще ничего, как будто это те же самые Нави, что и в лесу. Зато показал очень много воды как в прямом, так и переносном смысле. Сюжет фильма буквально замирает на полтора часа. Ну и час занимает невероятно растянутая развязка, которая, честно говоря, не впечатляет.

В итоге новый Аватар выглядит как филлер к чему-то большему или как закат франшизы, потому что режиссеру решительно нечего сказать. Весь свой творческий потенциал Кэмерон исчерпал ещё на первом фильме.

Аватар: Путь Воды — это апогей современного массового кинематографа. Абсолютно бездушное кино с раздутым бюджетом и великолепной графикой. Фильм Кэмерона — как приговор современному кино, окончательно превратившемуся в дорогостоящий аттракцион, лишенный любого смысла и призванный вызвать лишь сиюминутную радость и эйфорию.

21 января 2023 | 21:10
  • тип рецензии:

До сих пор помню яркие впечатления от первого фильма. Я тогда еще учился в колледже, а после пар сразу пошел в кино на премьеру в 3D. Особенно понравилась природа Пандоры: вся эта флора и фауна, плавно передвигающаяся по залу... Ты словно сам с головой окунался в этот мир великолепия и волшебства... Эх, ностальгия! К сожалению, продолжению не удалось вернуть мне хотя бы капельку тех светлых чувств. И причин на это немало.

Сюжет. Прошло довольно много времени после событий первой части. Джейк Салли стал вождем клана Оматикайя и завел с Нейтири детей. Всю идиллию портит возвращение на планету людей, которые снова хотят попытаться колонизировать планету и уничтожить местное население...

Если вы, как и я, считали сюжет оригинала весьма банальным, то забудьте. Идиотизм продолжения во сто крат превышает все минусы первого 'Аватара'. Придумать нового сильного антагониста за 13 лет для Джейка так и не смогли, поэтому пришлось искусственным путем возвращать старого. Причина появления людей осталась прежней, но они теперь выступают с более серьезными намерениями (в первом фильме прибывшие все-таки долго изучали новый мир и присматривались к нему). Все это приправлено еще серьезной обидкой Куоритча на Салли, поэтому 'блюдо, которое подается холодным' имеет здесь довольно большое значение. Главный герой никак не готовился к возможному возвращению врагов. Действительно, зачем? Их же выгнали. Ну неужели они захотят взять реванш? Пфф, ну нее. Ааа, ой... Из-за такой 'неожиданности' протагонисту и его семье приходится податься в бега. Далее довольно много времени уделяется новому племени и их связи с тулкунами (морские создания, похожие на китов). И вот тут у меня возникает вопрос: 'Каким образом и когда люди узнали про ценнейшую жидкость, добываемую из тулкунов?'. Зрителя просто ставят перед фактом: мол, теперь именно этот ресурс нас интересует. А что будет дальше? В третьей части ценным станет помет какого-нибудь необычного животного?

Еще здесь интересно выстроена логика поведения семейства Салли: если кому-нибудь удается вырваться из плена, то он обязательно в ту же секунду побежит выручать остальных. После этого данный персонаж, естественно, снова попадет в плен. К концу ленты такие моменты начинают изрядно надоедать. Такого рода интересные решения объясняются фразой 'Салли за своих горой'. Есть еще вопросы? Вражеская сторона при этом обычно бездействует и просто терпеливо ждет нападения. Финальное сражение, кстати, может претендовать на одно из самых скучнейших за всю историю существования эпических научно-фантастических картин. Ну а про то, как создатели подвели к продолжению, лучше бы мне вообще промолчать. Мотивы одного из персонажей, думаю, не для одного меня так и остались загадкой.

Атмосфера. Неплохая операторская работа и детально продуманный водный мир являются одними из главных плюсов кино. Актерская игра не запоминается, в продолжении ставку делали явно не на это. Диалоги очень сильно растянуты, как и весь фильм в целом. Как авторы и обещали в названии, он на 70% заполнен водой.

Спецэффекты. Визуал по-прежнему радует глаз, но в 2023 году этим никого не удивишь. Ставлю плюсик, но нежирный.

Музыка. Проходная и неинтересная. В некоторых композициях присутствуют основные мотивы из оригинального саундтрека, но чего-то запоминающегося вы не найдете. При просмотре у меня сложилось ощущение, что композитор даже не старался чем-то удивить. Моментально вспоминается известный мем 'И так сойдет!'...

Итог. Какие выводы можно сделать из увиденного мной? У самурая нет цели, есть только путь... Самураем в данном случае выступает Кэмерон, но проблема в том, что этот путь ведет в никуда.

4 из 10

(39%), после просмотра зритель, сидящий слева от меня, сказал буквально следующее: 'Байду какую-то сняли...'. Ни убавить, ни прибавить.

12 января 2023 | 03:43
  • тип рецензии:

Смотрел премьеру в IMAX в оригинальной озвучке. Первый раз взглянул на часы через полчаса после начала просмотра. Фильм так и смог меня зацепить.

На мой взгляд, в Аватаре 2 нарушены законы жанра. Аватар 1 был снят в жанре научной фантастики. Вот что говорит Википедия:

«Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность.»

Одновременно, первый Аватар имел все элементы героического фэнтези, правда, без волшебства. Этот жанр отличается от сказки детальной проработкой вымышленного мира, в котором разворачивается действие. Герои фэнтези не могут по щелчку пальцев реализовать любые свои желания. Мир фэнтези должен иметь внутреннюю логику. В первом Аватаре научная фантастика смешалась с фэнтези и получился сбалансированный коктейль на фоне роскошной картинки!

В Аватаре 2 что-то пошло не так. На мой взгляд, хотя этот фильм формально содержит элементы научной фантастики и фэнтези, но по сути является сказкой, только очень затянутой. Что отличает сказку? Сказки не заморачиваются описанием мироустройства. Для сказки неважно где и когда происходит действие. Персонажи сказки условны. Задача сказки рассказать неинтересную историю интересно. Например, современная сказка про Дядю Федора. Подросток конфликтует с родителями и убегает от них. О чем тут рассказывать?! Это же строчка криминальной хроники, а не сюжет. Но у Дяди Федора в друзьях говорящий кот и пес! Нам интересно следить за приключениями этой троицы. Обратите внимание, что остальные персонажи воспринимают говорящих животных без изумления. В сказке может случиться любая чертовщина, и не делается различий между сверхъестественным и естественным. И то, и другое сказочными персонажами воспринимается приблизительно в одном спектре эмоций.

Так почему Аватар 2 это сказка? Во-первых, Кэмерона больше не интересует мир Пандоры! Вы обратили внимание, что на Пандоре больше нет плохой погоды, ядовитых растений, опасных хищников? С рождения дети болтаются без сопровождения взрослых в дикой природе. А помните как биологи переживали за Джейка, когда он впервые остался один в лесу Пандоры? Про племя морских аборигенов известно только, что их деревня над лагуной похожа на дорогой СПА-отель на Мальдивах. Нам ничего не рассказали про их историю, биологию, язык и культуру. Мир Пандоры превратился в декорацию.

Мы не знаем, что происходило в племени на’ви пока рождались и росли дети Джейка. На’ви по прежнему поют песни и водят хороводы. Зато теперь все персонажи фильма заговорили на английском. К черту заморочки!

Во-вторых, условность времени и места действия. Нам не сообщают какой на дворе год, что это за планета и где она находится, как далеко она от земли. Нет даже более менее разумного объяснения зачем люди опять прилетели на Пандору?!

Если бы Аватар 2 был научной фантастикой, авторы бы потрудились как-то объяснить многочисленные чудеса (рождение Кири, ее волшебные способности и прочее), но в сказке может разговаривать даже Мойдодыр (не спрашивайте как).

Волшебство продолжается! Джейк и его жена, а также их дети, в одиночку воюют с до зубов вооруженными землянами и каждый раз побеждают. Сбивают стрелами вертолеты, голыми руками топят боевые корабли и пр. Помощь этим героям не нужна! В героическом противостоянии семьи Салли с землянами, местные полинезийцы выступают бирюзовой массовкой.

Ах, есть еще говорящие животные. То есть говорить они не могут, но английский понимают отлично! Кстати, они пуленепробиваемые!

Если у вас есть дети, им точно понравится фильм. Дети любят сказки. Дети не заметят сплошные клише в сценарии.

Из визуальных моментов, мне понравились летающие твари, которые на бешеной скорости катают по воде и воздуху героев фильма. Их придумали разных цветов и видов.

Я воспринимаю это кино, как рекламный ролик Кэмерона о технических возможностях его студии.

Наслаждайтесь!

09 января 2023 | 08:05
  • тип рецензии:

Будем честны - первый Аватар не был гениальным фильмом. Да, он совершил революцию в компьютерной графике и задал высокую планку спецэффектам в кинематографе, но в плане сюжета он был очень слабым. Кэмерон взял историю Покахонтас, немного переделал ее на космический лад и получился самый кассовый фильм в истории.

Вторая часть Аватара следует тому же канону. Вместо Нави - индейцев в центре внимания теперь Нави - гавайцы. Они стали еще больше похожи на людей, теперь различия только физические, а в остальном аборигены ведут себя абсолютно так же как и Homo Sapiens. Вместо межпланетного конфликта теперь на первом плане проблема отношений отцов и детей - крайне заезженная и надоевшая тема в кино.

Сюжет сквозит дырами. Почему Джейк зная что земляне вернутся никак не подготовился к новому вторжению? Почему главные герои сбегают из своего племени после появления людей? Почему вернувшиеся земляне ведут себя так пассивно и охотятся только за главными героями, а не уничтожают всех Нави после понесенного в первой части поражения? Как родилась дочь Грэйс, если та погибла в первой части? Все эти вопросы остаются без ответа. Да и в целом фильм весьма беден на события. Есть очень много моментов растягивающих хронометраж, но не влияющих на историю.

Визуально фильм очень хорош, особенно в 3D. Но есть ощущение, что Кэмерон подгонял сюжет под графику, а не наоборот. Возможно ему очень хотелось показать водный мир, а сценарий писать было лень. Вот только на дворе не 2009 год, одной только визуальной частью сейчас уже никого не удивишь. Хотелось бы чего-то большего от фильма который снимали 13 лет, но получили мы попкорновый боевичок на один раз.

5 из 10

только за красивую графику.

28 декабря 2022 | 21:13
  • тип рецензии:

Хоть все и понимают, что фильм снят в первую очередь ради зрелищных подводных сцен и красиво отрендеренных хвостиков девочек-кошек, но всё-таки на дворе уже не 2009 год. Графикой сейчас никого не удивишь, и, хотя картинка действительно хороша, 3 часа смотреть слайд-шоу с видами природы, флоры и фауны вымышленной планеты не очень интересно. С тем же успехом можно в нейросети придуманных животных рисовать. Должен же быть какой-то сюжет и эмоциональное вовлечение в происходящее. И вот тут начинаются проблемы...

У первого Аватара была и в самом деле крайне посредственная сюжетная линия, но по крайней мере там для галочки было какое-то реальное противостояние, в которое зритель, пусть с горем пополам, но вовлекался. Мотивы людей были более или менее понятны, их мощь была велика, и нам показывали её последствия в виде масштабных разрушений. А синяя раса сплотилась и, переманив на свою сторону ГГ, дала отпор врагу. Пусть и крайне шаблонная и клишированная история, но хотя бы что-то. А что мы имеем здесь?

Если очень коротко, то вся история - это рассказ о том, как синий народ в составе 6-7 человек, которые вроде имеют схожие с человеком интеллектуальные способности, живёт своей недоразвитой цивилизацией, не имея ни науки, ни искусства, ни намёка на прогресс, потому что главный герой вместо этого пару десятков лет разучивал формы причёсок (хотя, казалось бы, что мешает получать знания от примкнувших к ним людей и развивать свою науку и технику?), но при этом (внимание!) эта раса даёт отпор межпланетной космической сверхразвитой цивилизации в составе гигантской экспедиции. Поняли, да? Это как если бы США сейчас напало на австралийских аборигенов, а те отбились верой в свою мать-землю и обточенными об отец-камень палками. Наверное, не надо раскрывать законы жанра, чтобы понять, что сопереживать племени посиневших Мэри Сью, то есть фактически супергероям с самой неуязвимой защитой на свете, именуемой сценарной бронёй, дело затруднительное.

Каждая. Буквально каждая минута фильма уменьшает сопереживание героям. Технологии сверхцивилизации злодеев в каменном веке. Ладно обычные пули, которые даже кожу кита пробить не могут. Но железные наручники вообще деградировали до лент, которые можно за секунду разрезать ножом. Бронебойных стёкол, не пробиваемых допотопными копьями и стрелами, тоже в альтернативной человеческой цивилизации изобрести не смогли. Сцена с пыткой - просто какая-то клоунада. И это беспринципная аморальная инопланетная корпорация, готовая на любые жертвы ради получения прибыли? Им на тысячу лет назад надо вернуться во времена испанской инквизиции, и там бы им быстро объяснили, как надо информацию выпытывать. Естественно, весь фильм абсолютно каждый солдат болеет синдромом штурмовика из Звёздных Войн. Когда сотого болванчика МЕЖПЛАНЕТНОЙ ДЕРЖАВЫ сметает с доски очередной полоумный недомерок-дикарь, лениво зеваешь.

То есть синие с допотопными копьями и стрелами легко уделывают бывалых вояк с их крутыми технологиями. Не за счёт какого-то умения и веры в себя. Не за счёт хитрой тактики и стратегии или гениального плана. Смешно, но жена главного героя сама в какой-то момент упрекает мужа, что у него нет плана. А он такой: ну да, нет. Ну а действительно, зачем план, если противник специально стреляет мимо (за весь фильм все эта орава солдат, вертолётов, мощных сверхтехнологичных кораблей попала по героям ровно один раз), сам напарывается на копья и вообще использует 1% своих не только технических, но и интеллектуальных возможностей. Ну а что, ведь пленённого человеческого детёныша Спайдера, который, блин, весь фильм ОТКРЫТО демонстрирует свою нелояльность захватчикам, держат прямо у рубки управления супер-важным кораблём без какой-либо охраны. И даже после того, как он уже пытался что-то отчебучить (дважды!!!) продолжают там держать. Непонятно, почему бы смурфам вообще не пойти дальше и, как в Утомлённых Солнцем 2, не отправиться брать главную базу врага с палками наперевес. Наверняка сценарист бы и тут помог.

О каком сопереживании и вовлечении в историю здесь вообще может идти речь? Все герои ещё и совершенно недалёкие, побеждающие только потому, что они 'добрые', а добрый сценарист обязательно подкинет рояль в кустах в виде животного, про размеры и возможности которого военные, видимо, забыли на время фильма, чтобы он мог вовремя героям помочь. Или с супер-пушкой, которую подорвёт ГГ. Смешно, ведь сами люди артиллерию на борту корабля ни разу не используют против синих (видимо, из принципиальных соображений корпорации, чтобы океан не засорять снарядами, ну или чтобы фильм не закончился еще до начала второй половины победой людей).

Особенное внимание хочется уделить главной 'сопереживательной' сцене со стенающей мамашей. То есть она и её семья лично убили кучу несчастных беспомощных волей сценариста солдат (у многих из которых тоже есть свои семьи и которые наверняка просто выполняли задания и могли даже не знать про тёмные дела с китами и прочим) и при этом, видимо, ожидали, что никто из их родни не схватит случайную пулю? Ну извините, ну не могу я их жалеть, когда даже в детском фильме они бы уже понесли гораздо большие жертвы после таких-то тупых выходок! Ребята! Это так не работает! Чтобы персонажам можно было сопереживать, их нужно делать не бессмертными снаружи и мёртвыми внутри, а наоборот!

Ближе к концу уже искренне желал всем главным героям поскорее отправиться на тот свет, потому что врагов герои должны побеждать не только молитвой богам (реально самому придушить уже хотелось истеричку-жену ГГ в той сцене под кораблём) и волей сценариста, но и какими-то своими личными качествами, каковые в героях, за исключением ёмкого 'слабоумие и отвага' я не обнаружил.

Скучные и предсказуемые экшн-сцены. Унылые диалоги. Нехаризматичные и нереальные персонажи без нормальных целей и мотивации. Очень плохо прописанная история противостояния (ну а по другому и никак, иначе, например, как же объяснить, почему военные не в курсе про боевые навыки китов, которых они уже столько времени исследуют?) Всеобъемлющая и всепроникающая абсолютная тупость героев и злодеев, которая в случае с героями награждается очередной плюшкой-роялем от сценариста.

Пустая история и пустые персонажи. А на море с фауной можно и в океанариуме посмотреть.

2 из 10

За красивых кошкодевочек.

15 января 2023 | 04:27
  • тип рецензии:

В пятницу 13 выбор пал на просмотр...

... грандиозного сиквела, который на деле оказался яркой вспышкой, но не более (13 фильм из 365).

Казалось бы, первый фильм феерил больше 10 лет назад и грандиозное возвращение на Пандору стоит того, чтобы столько ждать. Avatar: The Way of Water - на деле оказался насмерть вторичным продуктом, который показывает, что дядя Кэмерон уже не торт, а большой простой между съемками пагубно влияет на уровень постановки. О том, как я восхищался фильмом 2009 года можете почитать чуть ниже.

Начнем с азов. Как обычно принято снимать продолжения популярных картин? Все примерно по той же формуле, но намного масштабнее и зрелищнее. И если бы данная структура действительно стала такой, а качество сценария резко не упало, то можно было с гордостью говорить о том, что кино удалось. Но удалось оно исключительно только с финансовой точки зрения.

Главная претензия к происходящему - скучное и затянутое развитие событий, вкупе с плохо написанными диалогами и персонажами функциями, которых запихнули много и несмотря на такой хронометраж не раскрыли вообще. Шаблон на шаблоне и шаблоном погоняем. Там, где в оригинале, мы задерживая дыхание, переживали и с увлечением следили за развитием главного действующего лица, тут вынуждены наблюдать за нудным и душным отцом, который все всем запрещает ради их безопасности, но как вы можете догадаться ее не обеспечивает. Большая часть действий голубых товарищей нелогичны, не обоснованы и попросту не работают, даже внутри фантастической сказки. Там, где в первоисточнике, мы с ужасом лицезрели полномасштабный конфликт между расами, на фоне борьбы за ресурсы, тут вынуждены томиться из-за личного противостояния чистого добра и необходимого зла. Нет, серьезно, как в 2022-23 годах можно снимать кино про абсолютное зло, если его априори не существует?

Антагонист картины вернулся из оригинального фильма и внезапно потерял всю свою брутальность и мощь. В этой картине, он настолько выглядит беспомощно и жалко, что весь просмотр только и хохочешь после его же фразы, что он стал сильнее. В конечном итоге, автор заставляет нас лицезреть его воду, причем буквально и фигурально одновременно, совершенно ничего не меняя. Единственное, что изменилось - локация основного места действия, но правила и суть тупо повторяют оригинал. Начиная от самого конфликта, заканчивая музыкой - все это мы смотрим второй раз в новой обертке, хотя изначально претензия была на оригинальность. Ощущение как в рекламе, когда обещают новые впечатления и новые эмоции, а по итогу этого нет и в помине.

Смотреть всю эту тягомотину в течение 3 часов и наблюдать за перипетиями семьи Джейка - невероятно утомительное занятие, поскольку из всего повадка новоиспеченных детей интересно наблюдать только за человеческим детенышем, раскрытие которого очевидно оставлено на будущие части. Никто не спорит с красотой картинки, визуальным изысками и прочими специальными эффектами - Оскар безусловно заработали, но кино тем и прекрасно, что это более сложный организм и невозможно зачастую просто взять и выехать на одном компоненте. Судя по количеству отрицательных и нейтральных рецензий, многие со мной будут согласны.

Была надежда, что финальная битва возьмет и все исправит, показав доселе невиданные масштабы кровопролития, где поднимутся важные и актуальные вопросы бытия. Но автор лишь вскользь упоминает об этом и в итоге нас ждет избиение рыбацкого человеческого судна отрядом обезумевших местных жителей и очередное, практически бескровное наказание агрессора. Ну прям как в жизни. Надеюсь, армия США не сильно обидится, насколько недееспособными были показаны в данном фильме их войска.

Но самое ужасное было после, когда казалось фильм подошел к концу и пора собираться домой, режиссеру нужно было затянуть кино еще на 15 минут, чтобы показать абсолютно не саспенсный эпизод спасения всей семьи. Ведь изначально понятно, как все закончится, но автор заставляет смотреть это максимально долго, будто смакуя каждый кадр, а на самом деле вбивая гвоздь в крышку гроба.

5 из 10

Единственной адекватной причиной столь бессмысленного зрелища вижу - план снять 5 частей, как минимум. По всей видимости нормальный сценарий завезут позже, а пока насладитесь филлером.

16 января 2023 | 17:28
  • тип рецензии:

Аватар совершил революцию в плане визуальных образов. Основная идея планеты, как единого организма (привет ноосфере Вернадского) завораживающе красива, хоть и не нова. Эмоции переполняли всех смотревших. К сожалению, все это о 1м фильме...

13 лет! Затравка от 1го такая, что у Кэмерона был карт-бланш на все, только делай! что же мы получили в итоге?

Контекст: Фильм не дает ни одной новой идеи. Даже идеи 1го фильма не эксплуатируются. Нечего читать между строк - это просто проходной фильм.

Персонажи: главная проблема. В этот фильме просто нет Нави. Это большие, тупые синие люди. Скажу больше: лесные Нави - американцы (да ладно пап, потолкаемся, подеремся с соседским мальчишкой за травлю - где здесь пришельцы?). Водные Нави - это новозеландские Маори - татухи те же, даже язык они в традиционном стиле хака высовывают когда злятся. Кэмерон, что с фантазией, как это согласуется со смыслом? При этом персонажи не просто примитивные - диалоги уровня средней школы.

Сюжет: хоть бы какая-то интрига была... Нет. Никаких неожиданностей на протяжении 3х часов. Банально и скучно в квадрате, а учитывая ожидания - в энной степени.

Вывод: кроме визуальных эффектов - смотреть не на что.

26 апреля 2023 | 18:19
  • тип рецензии:

Если бы это был не Аватар, я ни за что не поверил бы что этот фильм снял Кэмерон… ну, просто это не уровень человека, снявшего Терминаторов, Титаник и другие фильмы. Это уровень Чубурашки, который вышел в прокат чуть раньше, только Чубурашка изначально ни на что не претендовал – просто так сложилось, а тут успех был прогнозируем. При всей своей технической сложности и действительно потрясающе качественной и красивой картинке остаётся ощущение просто какой-то чудовищно развесистой клюквы.

Во-первых, после довольно динамичного начала, когда описывается кусок биографии главных героев и возвращения землян, сюжет проваливается в никуда и это «ни о чём» жуётся потом почти до финальной развязки. Сама развязка тоже затянута до невозможности, причём весь тот экшн, который вроде бы происходит на экране дважды или даже трижды проворачивается по кругу, то хватают детей, то они убегают, опять хватают и опять убегают…

Во-вторых, масса логических нестыковок, которые просто режут глаз. Джейк Салли всерьёз решает, что удалившись из родного леса он остановит злобных землян от захвата этого самого родного леса? Да они как захватывали, так и будут продолжать захватывать, разве не понятно? А аборигены как боролись с ними, так и будут бороться. А зачем интересно спросить эти самые злобные земляне после исчезновения Джейка Салли отправляются искать его по всей планете? У них что дел поважнее нет, ну хотя бы всё тех же аборигенов гонять? В общем так много вопросов и так мало ответов...

В-третьих, масса повисающих смысловых линий, которые из ниоткуда возникают и никуда не ведут. Анаптаниум (или как там его) оказывается никому не нужен, а ведь ради его добычи земляне заварили всю кашу и появились на этой планете. Вместо этого добывают на планете теперь экстракты китовых мозгов, которые стоят в несколько раз дороже анаптаниума – причём, очевидно, ценность китовьих мозгов выяснилась всего за год после второго появления землян на планете, да так выяснилась, что они мало того, что напрочь забыли про драгоценный минерал, так ещё и выработали целую технологию добычи другого природного ресурса в промышленных масштабах и построили вокруг него целую отрасль с харизматичными китобоями. Причём анаптаниум в лесу, а китобои на море (киты — это же не белорусские креветки), но базу строят именно в лесу.

В-четвёртых, масса персонажей, которые вроде по смыслу должны во что-то эволюционировать, но они ни во что не эволюционируют – например учёный с китобойного судна, который в целом симпатизирует китам, но работает на дядю – ничего личного итс май джоб. Причём само по себе появление на рядовом китобойном судне крупного специалиста по повадкам добываемых ресурсов уже вызывает вопросы, это явно не рядовой специалист, который элементарно стоит не дёшево, а значит по логике вещей, он вряд ли должен стоять на мостике китобойной шлюпки рядом с гарпуном.

В-пятых, в-шестых, и в-седьмых, можно продолжать бесконечно… дочка главы племени 'зелёных' тоже как-то должна была проявить себя, но выступала в роли наблюдателя.

Ещё «бодрит» финал, когда зелёные человечки наконец-то превращаются из абсолютно мирных обитателей побережья в воинов и идут в атаку на злобных людишек - для этого людям всего-то надо было убить кита. Ой, постойте, так там же китобойная флотилия мочит китов вот уже целый год в промышленных масштабах - но об этом никому ничего не известно... Ладно, к чёрту подробности, в самой атаке там всё эпично, но после первой сцены все эти аборигены вдруг куда-то испаряются (куда?), в итоге Джейк Салли со своей семьёй (и китом-изгоем) фактически один борется с отрядом восставшего из мёртвых полковника.

Почему, когда по воде распространяется огонь, все эти синие аватары, уже весьма сносно научившиеся плавать в зелёных водах, предпочитают не поднырнуть под горящую воду и через несколько метров вынырнуть за линией огня, а бегут на корабль, на котором ещё продолжаются какие-то нелепые действия.

Ну и конечно на закуску сцена борьбы главного хорошего героя с главным плохим героем, этот шаблон, по-моему, есть почти во всех голливудских фильмах (как будто другого финала придумать невозможно), да ладно бы ещё сделан он был нормально, так тут настолько чудовищная каша из драки, пауз на разговоры, снова драки и каких-то сыновних чувств аватара полковника и сына того самого полковника…

Дайте выдохнуть...

Единственное объяснение, которое я вижу, что фильм делал не режиссёр, а продюсеры, похоже у них кончались деньги на производство и решено было выпустить промежуточный вариант, который лепили на коленке из отснятого материала. Подозреваю, что Кэмерону сильно стыдно за такой поворот, но с подводной лодки никуда не денешься, иначе и третьего Аватара не будет.

В общем третью часть смотреть тоже придётся, но вот никто ровным счётом ничего не потеряет, если перед этим не посмотрит вторую.

09 февраля 2023 | 23:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: