К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Луис Бунюэль - великий испанский кинорежиссер, снимавший сюрреалистические фильмы, в которых он, как правило, высмеивал буржуазию, религию и так далее. Еще я бы отметил то, что он был знаком с известным художником Сальвадором Дали, вместе с которым он в начале прошлого столетия снял очень скандальный для тех времен короткометражный фильм 'Андалузский пес'. Этот режиссер, безусловно, оказал огромное влияние на многих режиссеров, к которым можно отнести Андрея Тарковского, Дэвида Линча, Гаспара Ноэ и так далее.

К сожалению, я посмотрел всего лишь четыре фильма этого режиссера, а его фильмография очень богата. Но среди просмотренных мной фильмов Луиса Бунюэля мне больше всех остальных его работ понравился фильм 'Виридиана' (1961), о котором и пойдет речь в моей рецензии.

Этот фильм был запрещен в Испании вплоть до падения фашистского режима Франко, так как фильм поднимал неприемлемые для тогдашней Испании темы, к которым можно отнести высмеивание религии, инцест, суицид и так далее. Фашисты никогда не хотели того, чтобы люди узнавали правду и развивались в лучшую сторону. Им всегда нужны были только деньги, которые они зарабатывали с помощью насилия, обмана народа, политической пропаганды, межнациональной розни и так далее. Но, к счастью, режим Франко пал в 70-х гг. XX века. Перейду к описанию самого фильма.

В этом фильме рассказывается история монашки, которая добровольно покинула монастырь в результате страшной истории, связанной с тем, что ее дядя был в нее по уши влюблен. Кстати, Виридиану сыграла невероятно красивая актриса Сильвия Пинель, а ее кузина сыграл Франсиско Рабаль, известный по своим ролям в фильмах Антониони.

Суть фильма заключается в том, что главная героиня организовать приют для нищих, у которых полностью отсутствовало желание работать и заниматься самосовершенствованием. В нашем обществе принято всегда жалеть бедных, но всегда ли они не являются виновными в том, что они так живут? В фильме Луиса Бунюэля нищие вели себя крайне неадекватно, постоянно распространяя друг про друга сплетни, оскорбляя друг друга, не ценя помощь, и так далее. Виридиана хотела их исправить в лучшую сторону, говоря о сострадании к ближнему, которое они должны были испытывать, по ее мнению, но ее надежды не обвенчались успехом, о чем предупреждал ее кузин.

Как по мне, самый скандальный кадр из фильма - этот кадр, где нищие сидят за столом в позах, в которых сидели герои росписи Леонардо да Винчи 'Тайная вечеря'. Наверное, из-за этого момента фильм тогда посчитали богохульным, в результате чего его и запретили.

Какой вывод можно сделать из фильма? Мне кажется то, что этим фильмом Луис Бунюэль нам пытался донести то, что если люди не хотят менять себя и развиваться в лучшую сторону, то их не следует исправлять, пытаться им помогать, так как это может плохо кончиться. Здесь было бы уместно привести в пример анекдот из великого фильма 'Ностальгия' Андрея Тарковского, который прекрасно иллюстрирует суть фильма 'Виридиана'.

'Есть такая история: один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. И вот они оба лежат у края этой лужи, тяжело дышат: устали. Наконец спасенный спрашивает:

- Ты что?
– Как что? Я тебя спас!
– Дурак! Я там живу!… Я там живу…'

Фильм произвел на меня глубочайшее впечатление, не зря Тарковский включил его в свой список любимых фильмов. В своей рецензии я не раскрыл все темы, поднятые в нем, иначе в моей рецензии были бы спойлеры. Советую Вам найти свободное время и посмотреть этот фильм, он точно не оставит Вас равнодушным.

10 из 10

30 августа 2024 | 18:35
  • тип рецензии:

Много комплиментарного написал автор этих строк применительно к «Виридиане» в предвкушении пересмотра, обернувшегося, надо признать, большим разочарованием. Не помню точно, когда смотрел эту картину в первый раз, и от чего она так мне понравилась, могу сказать одно: в лентах, развивающих ее тематику (например, «За холмами» Кристиана Мунджиу), художественный результат получился куда более впечатляющим. Дело в том, что применительно к кинематографу самого Луиса Бунюэля, «Виридиана» выглядит если не просчетом, то достаточно плоской притчей на тему «Назарина»: христианское дон-кихотство и добросердечие пасует перед людской подлостью и неблагодарностью. К большому сожалению всех любителей сюрреализма, здесь присутствие иррационального элемента минимально: повествование почти всецело реалистично, лишь дважды в сцене общения Виридианы с дядей (в проявлении лунатизма главной героини и фетишизма дяди) проявляется нечто таинственное, связанное с вытесненными человеческими желаниями.

«Виридиана», как известно вызвала гнев Ватикана, скорее всего сценами предполагаемого «глумления над святынями», когда нищие и калеки устраивают своего рода карнавал, неблагодарно разрушая вверенное им. Однако, эту сцену можно прочесть и как метафору революционного разбоя, когда хорошее отношение господ провоцирует немотивированную агрессию подчиненных, которые в пароксизме ненависти платят злом за добро. Отвлекусь от анализа картины, заметив, что Иван Шмелев, вспоминая свое детство и быт купеческой среды дореволюционного Замоскворечья, описывал в своих поздних книгах схожие сцены: его отец устраивал на большие церковные праздники, так называемые обеды «для разных» (блаженных, нищих, юродивых), и они не всегда были благодарны ему за это. В этом смысле то, что делает Виридиана, не есть нечто сверхординарное, это просто проявление христианского милосердия.

Фильм отчетливо делится на две части: отношения героини с дядей и с ее усилия создать коммуну для нищих в духе «Армии спасения». Благодаря параллельному монтажу в одной из сцен постановщик противопоставляет молитву реальному делу: пока Виридиана молится со своими подопечными, ее брат ремонтирует дом. Так революционная активность в переделке мира противопоставляется кажущемуся пассивным христианству. Однако, Хорхе – отнюдь не святой в отличие от Виридианы, пытающейся стать таковой. С точки зрения Бунюэля, главная ошибка его героини – это неопытность и неискушенность, иллюзорнее мнение о людях, которых, по его мысли, нельзя перевоспитать делами милосердия. Надо изменить условия их существования, преодолеть классовое разделение. Поэтому нет ничего удивительного, что нищие дуреют, попав в господские условия жизни, и в прямом смысле слова разносят дом в пух и прах.

А вот почему это происходит, можно понимать, как по-марксистски (как это делала советская кинокритика, которая очень любила разбирать именно этот фильм Бунюэля): мол, эти несчастные справедливо мстят господам за свою участь, так и по-христиански, то есть карнавал нищих – следствие людской испорченности вообще. Сам режиссер, неоднократно называвший себя коммунистом, как это не парадоксально был и автором оксюморона, что он – «Слава Богу, еще атеист». Таким образом, в интерпретации «Виридианы» уместны оба подхода, вернее их баланс: людей нельзя изменить простой трансформацией условий их жизни, и не важно, от кого исходит милосердие (от марксистов ли, или от христиан-филантропов).

Однако, не стоит и отчаиваться, поступаясь своими идеалами из-за разочарования в людях, как это сделала Виридиана: Назарин вот не сдался и победил (по крайней мере, в нравственном отношении). В любом случае, для Бунюэля его своеобразная трилогия о христианском дон-кихотстве («Назарин», «Виридиана», «Симеон-пустынник») стала последней пробой в совмещении реализма и сюрреализма, ведь уже в «Ангеле-истребителе», не говоря уже о последующих его работах, он раз и навсегда сделал выбор в пользу сложноорганизованной сатиры, насыщенной фантастическими и мистическими элементами.

19 февраля 2024 | 19:08
  • тип рецензии:

Абсолютный шедевр Луиса Бунюэля, который по мнению мирового киносообщества является лучшей картиной в его богатой фильмографии, поднимает ряд острых и максимально провокационных тем, в своё время шокировавших общественность, а в особенности представителей католической церкви. Обилие истинной правды, которая показывает настоящее лицо человечества, всегда вызывает негодование у людей, боящихся признать, что они далеко не святы. Вот Бунюэль и сыграл на нервах мнимых праведников, сокрушив их нечестивые сердца зеркальным отражением актуального положения дел в современном обществе. Похоть, разврат, зависть, лукавость, мягкотелость, эгоистичность, гневливость, безумность - все эти 'потрясающие' составляющие и формируют облик среднестатистического 'Человека', которому чужды такие понятия, как Любовь, благожелательность и добросердечность.

Испанский кинотворец смог углубиться в недра дьявольского человеческого нутра, раскрыв его червоточину, из которой сочится яд сатанинского начала, яростно желающего захватить в свои кровожадные лапы как можно большее число невинных сердец, чтобы необратимо извратить их до не узнаваемости, испепелив всю изначальную целостность и безгрешность. Чернь, представленная по ходу сюжета ленты, будто бы является метафоричным воплощением всего человечества. В каждой общественной группе вне зависимости от её величины всегда найдётся хотя бы один здравомыслящий индивид, готовый повести за собой остальных, на своём примере демонстрируя, как необходимо поступать в процессе жизнедеятельности, чтобы стать лучше самому и помочь другим в изменении своих нравов. Но, как всем известно, человек может измениться только если захочет этого сам. Тянуть за собой 'посредственность' - дело сложное и почти бесперспективное. Однако главная героиня фильма всё же старается наставить глупый, нерадивый люд на путь истинный, рискуя самой провалиться в сущий ад.

В общем и целом, Луис Бунюэль рисует безрадостную картину жизни всего рода человеческого. И ведь Человеку действительно нет оправдания в его безнравственно-злобных делах. Он сам позволяет Сатане войти в него вместо того, чтобы впускать в себя благодать Божью. От этого все проблемы. Достаточно взглянуть на историю становления 'хомосапиенсов'. Что в ней можно найти? Войну, кровь, развращение, да и только. Любовь и взаимопонимание? Лишь в ограниченных пропорциях. Что с этим делать? Начать с себя! Не глазеть по сторонам и удивляться несовершенству других, а взглянуть вглубь себя и увидеть насколько порочен сам. И дать старт пути исправления, каким бы он не был сложным. Иначе никак. Другого пути нет! Не то окончиться всё, как с героями данной картины...

16 июня 2022 | 02:02
  • тип рецензии:

Луис Бунюэль один из тех редких атеистов, которые с великой силой способны вселять веру. Сомнительно, что «антиклерикал» и «мизантроп» мог бы снять Виридиану хотя бы потому, что фильм как раз и рассказывает про подобного рода мизантропов: святая здесь всего одна — сама Виридиана.

Молодая девушка, решившая посвятить себя Богу, проходит «испытание». За три дня до пострига её дядя присылает письмо, в котором просит навестить его. Он «влюблён» в неё — ведь он почти старик и ему так мало остаётся пожить. Что такому, как он, может понадобиться от молодой и умной девушки? И что она может предложить ему в ответ?

Как можно писать достойные рецензии на фильмы Бунюэля, если пересматривая их на протяжении жизни понимаешь, что это они — рецензии на твою жизнь? И рецензии куда более мастерские, чем ты бы сам мог написать. Откуда автор знает всех актёров не только по имени, но и в душе? Всех до последнего. Каким образом он узнал такие подробности создания моего фильма, которых я и сам всю жизнь не замечал? Откуда он даже знает весь реквизит? В какие глубины души он заглядывал, чтобы так точно, до мельчайших деталей, воспроизвести каждую сцену? Думается — передо мной кто-то выше и больше, объёмнее и безусловно проницательнее. Я не знаток кино, но режиссер — точно знаток жизни. И не только самой жизни, но и её добродетелей и пороков. Луис — святой атеист.

И несчастный дядя, запутавшийся в своих желаниях, и его предприимчивый молодой сын, важный и самоуверенный, и растерянная подруга последнего, и недовольные мастеровые, и озлобленные на жизнь нищие, и даже сама Виридиана — для режиссёра представляют одно целое. Это толпа покупателей на пёстрой распродаже, которой является наша жизнь: предложений очень много, но уже почти не находится покупателей. Разрыв отношений — ничего страшного: найдётся другая пара обуви. Не получилось уйти от проблем — можно уйти в проблемы. Оказалось, что миру не нужна твоя жизнь — ты ещё молод и красив, как-то проживёшь. «Найдётся покупатель и на твой товар». Но найдётся ли? Все персонажи в этом фильме из себя представляют нищий и озлобленный сброд, который преследует только свои скотские интересы. Слепые, прокажённые, блудники, пьяницы, завистники и клеветники, нетерпеливые сластолюбцы, гордецы и убийцы — наш портрет. Только в случае с таким режиссёром не просто портрет — а знаковая икона. Собственно, и Виридианой здесь является не сама главная героиня, а служанка Рамона, которая безропотно и терпеливо сопереживает своим хозяевам: она единственная из всего этого сброда думает не только о себе.

И я бы не назвал Бунюэля мастером — а сейчас назову и пророком, — если бы не находил в безднах его творчества той премудрости, которая способна разрешить эти сложные человеческие проблемы. Ведь если за добро тебе платят злом, вопрос кажется неразрешимым. Жизнь теряет всякий смысл, если вы больше никогда не будете любить и не будете любимым. Почему же у людей ничего не получается? Вопрос в желании? Едва ли. Мне кажется, Луис и сам того не желая намекнул на нечто более страшное и серьёзное — и намекнул яснее иных «клерикалов». Его картины всегда детальны и подробны. Может, Бога и нет… Но кто такой тогда дьявол?

10 из 10

04 июня 2021 | 13:11
  • тип рецензии:

Сразу с хорошего: Луис Бунюэль смог меня порадовать, учитывая мою большую ненависть к его дебютному бреду. Хотя конечно его первые работы очень отличаются от дальнейшего творчества.

Я очень люблю, когда кино – это вызов зрителю. Когда после просмотра фильма тебя раздирают сомнения и ты думаешь, как же воспринять только что тобой увиденное. Восхищаться или возненавидеть. Конечно каждый решит это для себя. Ватикан вот был в ужасном гневе, хотя его можно понять. Для меня же фильм получился более чем удачным, хотя конечно и не без недостатков. Но дабы все было более менее понятно в моей рецензии не помешает написать небольшой синопсис, чтобы понять что в принципе в фильме происходит.

Молодая (будущая) монахиня с мелодичным именем Виридиана по приказу настоятельнице отправляется к своему дяде, который ее много лет обеспечивал, но не виделся с ней. Но дядя оказывается не простым, намерения у него явно не лишены похоти по отношению к кузине и девушке предстоит что-то делать с неприятной ситуацией, которая складывается у нее в жизни. К счастью, все заканчивается хорошо и дяде умирает.

Вот такая нетипичная завязка сюжета (это только первые минут 20) у фильма, мы видим постоянное смещение ракурса, сюжетные ходы порой могут даже удивить, а концовка вообще заставит вас прийти в шок.

Очень много фильмов мы видели о человеческой силе, об упорстве, о силе веры, но так мало кино снято о всем нам близкой веще, как слабость. Неужели из всех жизненных ситуаций можно выйти, или все-таки жизненные обстоятельства могут быть сильнее, чем мы способны себе представить. Такими вот интересными вопросами вам предстоит задаться в этом фильме, если конечно не утомит провисание в середине, которое немного портит впечатление.

7,3 из 10

13 марта 2021 | 22:39
  • тип рецензии:

Как бы мне не хотелось затрагивать тему религии (как было уже подмечено, вопрос возможности жить 'по христианским канонам' сегодня в картине подымается), но, видно, этого не избежать. Хотя бы из символических изображений - как 'символы' веры появляются в картине, какую роль играют и куда они постепенно 'перемещаются'.

Если продолжать развивать тему религии, то мне кажется, что история Виридианы чем-то перекликается с историей славноизвестного 'падшего ангела'. Правда, сложно сказать, послелилась ли гордыня в сердце Виридианы (разве что в самом-самом конце), но то, что она постепенно 'впадает в ересь' - весьма очевидно.

Конечно, она не сдалась сразу. Она цепко держалась за веру - в том числе и за веру в людскую благость. Но ее подопечные, которых она подобрала с улицы и приютила, хоть и благодарили, но за спиной все равно творили что хотели и в итоге решили, что один день абсолютного веселья и объеденья (современная философия YOLO, ейб-гу) стоит того, чтобы потом быть выгнанными обратно на улицу.

На самом деле фильм меня поразил именно этим - зачастую бедных и обездоленных показывают слишком уж б-гобоязненными, бесконечно добрыми и вообще не заслуживающими выпавшей на их долю участи. 'Виридиана' же показывает обратную сторону медали - а что если (а вдруг?) это их положение и состояние именно то, что они заслуживают? Конечно, вариант того, что именно нищета и сделала из них 'зверей' тоже имеет право на жизнь, но... они даже и не пытались, не правда ли?..

А завершающая сцена? Ах, эта завершающая сцена..

11 января 2020 | 00:36
  • тип рецензии:

Фильм-притча о несостоятельности христианской модели поведения. Режиссер словно ставит задачу развенчать основы христианства и сюжет целиком служит этой цели.

Неудачи Виридианы как демонстрация слабости позиции милосердия: вы приходите к сирым и убогим - они обманывают вас; вы кормите их - они откусывают руку дающего; вы пускаете в свой дом - они желают занять ваше место.

Наиболее натуралистичная и задевающая - сцена с праздником бездомных. Великолепно показана драматургия попойки, которая из простого желания веселья перерастает в набирающую обороты драму. Сердце сжимается от вида как чинный, благородный порядок превращается в хаос и грязь. И никакие религиозные запреты тому не помеха.

Художник ставит задачу и изящно ее решает.

07 января 2020 | 23:33
  • тип рецензии:

«Виридиана» воссоздаёт Бунюэля во многих отношениях: его личность как испанского режиссера, позволяет вернуть престиж Европе и после предоставляет возможность снимать фильмы по всему миру. Но, я считаю, «Виридиана» пришла в тот момент, когда он нуждался в ней больше всего» © Гильермо дель Торо

На фоне остальных сюрреалистичных произведений Бунюэля «Виридиана» смотрится особо буднично и реалистично. В своей ленте режиссер поднимает запретные на тот момент для Испании темы инцеста, [Роскомнадзор'а], насилия, святотатства и «шведской семьи». Для Бунюэля грандиозный скандал привел к тому, что при содействии самого Ватикана, режиссера окрестили безбожником от кинематографа, и запретили его картину к показу в Испании на 16 лет. Лишь в 1977 году «Виридиана» увидела свет и сорвала полный зрительский успех, что доказало актуальность проблем, затронутых Бунюэлем.

Бунюэль, бывший воспитанником католического учебного заведения, знал о темном «закулисье» религии и уже тогда полностью разочаровался в вере. В своей ленте он жестко и сюрреалистически обыгрывает символы католической церкви. Распятие-складной нож, дорожная сумка с колючками и цепями, нищие, застывшие в роли апостолов с картины Леонардо Да Винчи «Тайной вечери» и даже намеки на запустение Испании после войны.

Режиссер подверг сомнению созданное веками мировоззрение и менталитет испанцев. Мир, раздираемый социальными разногласиями, где святость скрывает насилие, невозможно основать на равенстве и сочувствии.

До сих пор во многих киноведческих работах «Виридиана» приводится как magnum opus («лучшая работа») Бунюэля и центральное произведение испанского кинематографа в целом.

22 мая 2019 | 20:28
  • тип рецензии:

С этого фильма я начал впервые знакомится с творчеством Луиса Бунюэля. До этого ничего не слышал про автора. Могу сказать, что фильм выдался провокационным, запоминающимся. Особенно сцена с отсылкой к «Тайной вечери».

Основная тема, которая затрагивается в фильме — это сострадание. Наделены ли мы этим качеством? Как сострадание работает сквозь призму христианского мировоззрения? В чем различие между лицемерным верующим и человеком, который принимает себя таким, каким он есть? Кинолента определенно даёт нам подумать над этими вопросами.

Автор явно хотел разграничить верующих: кто чтит религию словом, а кто душой. Мы ничем не отличаемся от той же собаки, которая слепо преклоняется перед своим хозяином за корку хлеба. «Легче всего ничего не делать и ждать божественного благословения, чем заниматься производственным делом, приносящим пользу», — словно гласит шайка маргиналов. Нынешнее общество настолько погрязло во лжи и лицемерии, что мы могли бы променять Бога на деньги, дай только повод.

Через всё это проходит главный герой — Виридиана. Героем постигается катарсис, связанный со смертью близкого человека, вследствие чего принято решение покинуть монастырь. Протагонист собирает группу людей, которые нуждаются в материальной помощи, чтобы заселить их в свой дом, оставленный в наследство. Виридиана пытается подарить им надежду на лучшее будущее, но все попытки оказываются безрезультатными. Моральные устои разрушаются, так и не найдя ответов на сакральные вопросы.

В общем, данной картиной режиссёр оставил горестное, тяжкопереносимое послевкусие. Но, несомненно, откровенное, правдивое. В своё время, думаю, кинолента произвела шокирующее впечатление на зрителей.

9 из 10

01 ноября 2017 | 09:56
  • тип рецензии:

Бунюэль — неординарный режиссер, он снимает антихристианские фильмы, которые несут христианской морали больше, чем любое христианское кино. Безусловно, чтобы это осознать, нужно иметь силы и желание следить не только за визуальным рядом. В 'Виридиане' нас погружают в несметное количество социальных делем, как и в большинстве работ Бунюэля, они связаны между собой весьма формально и достойны отдельных фильмов: одиночество старости, посвящения себя иноческой жизни, монашество в миру, похоть, бедность, женское призвание, пределы милосердия и многое другое. Всё это затронуто за живое, но зачастую брошено в полураскрытом состоянии. Плохого в этом ничего нет - фильм заставляет думать, но непонимание к чему автор ведёт свою мысль здоровски усложняет восприятие фильма.

Сильвия Пиналь, как и подобает французской актрисе первого плана, хороша собой, хотя, намеренно или нет, но в роли монахини выглядит неестественно. Ее игра почему-то кажется ломаной, манеры, взгляд, в разных ситуациях будто-то принадлежат разным героиням. Если режиссер ставил ей задачу постепенного изменения характера в течение ленты, то, на мой взгляд, органично и плавно у нее это не вышло. Если не ставил, то созданный ей образ совершенно заслуженно не дает возможности ей поверить, поэтому прочувствовать ее внутренний мир крайне сложно. Даже служанка Рамона подана в фильме глубже. Тот факт, что начинающую подвижницу выбила из жизни совершенно очевидная вещь, а слова из 1Петр 3:17 ей не знакомы, выглядит вполне жизненно, но для обывателя это несёт упомянутую мной антихристанскую составляющую, ведь фильмы не снимаются для того чтобы просто рассказать возможную гипотетическую историю каких-то людей.

В остальном фильм очень сильный: игра бедняков безупречна, постановка сцен, акцент на деталях, диалоги - всё соответствует таланту Бунюэля. Показать плоды понимания любви как слепого, беспечного милосердия ему удалось.

6,5 из 10

16 марта 2017 | 09:25
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: