Режиссёр Ричард Раш - один из самых выдающихся представителей своей профессии в 70-80-хх годах прошлого столетия. Он не снял большого количества картин, обладая весьма специфическим и принципиальным характером он буквально позиционировал себя как художник от кинематографа, весьма нетерпимо относясь к формирующейся в то время категории лент так называемого 'мэйнстрима' (единственная его схожая на данную категорию работа 'Цвет ночи' окончилась полным провалом, после чего Раш заявил, что окончательно завязывает с кино), поэтому он отказывался снимать новые фильмы, не видя в них возможности развиваться и предлагать зрителю то, что он хочет ему показать.
Одной из таких картин от Ричарда Раша и стала социальная драма 'Псих - аут' (бывает, что попадается в переводе как 'Псих, выходи' или аналогичных), сюжет которой основывался на эпохальном для движения 'хиппи' событии, названном 'Летом любви' и случившемся в 1967-ом году. То есть 'Псих - аут' вышел буквально через год после выше указанных событий и жители, не желая повторения 'Лета любви' весьма агрессивно были настроены к съёмкам, так что Ричарду Рашу пришлось нанимать байкеров из группы 'Ангелы Ада', о которых, кстати, Ричард Раш снял ленту аккурат в 1967-ом году, выпустив её под названием 'Мотоангелы ада' и ставшей первым заметным в кино фильмом Ричарда Раша.
И как в 'Мотоангелах ада' главную мужскую роль сыграл Джек Николсон, который в ту пору конкретно набирал силу и становился всё более и более уважаемым и статусным актёром. Компанию Николсону в 'Псих - аут' составили Дин Стокуэлл и Брюс Дерн. Сейчас всем троим за восемьдесят и они до сих пор здравствуют (и отлично!), а в конце 60-х они были молоды и полны энергии и таланта, чтобы раскрыть образы, доставшиеся им в весьма необычной ленте 'Псих - аут'. Сейчас далеко не каждый зритель с должным пониманием отнесётся к рассказанной в ленте истории, ведь движение 'хиппи' давно кануло в Лету, но хотя бы, чтобы немного понимать о социальном устройстве того времени уже можно смотреть 'Псих - аут'.
Этот фильм - это ядрёный коктейль из трагических событий, к которым привели принципы 'хиппи' о свободной любви и употреблении наркотических препаратов всевозможного действия. Справлен этот коктейль музыкой групп, ставших рупорами 'Лета любви'. А когда смотришь на выразительную, эмоциональную и очень убедительную игру Николсона и компании, то 'Псих - аут' можно отнести к тому ряду лент, которые безукоризненно отображали эпоху 60-х прошлого столетия. Безусловно и то, что Ричарду Рашу во многом повезло, что он начал сотрудничать с венгерским оператором Ласло Ковачем, который снимал так будто ты сам находишься рядом с действующими персонажами и безмолвно, но воочию за всем наблюдаешь.
Правда, при всех положительных качествах 'Псих - аут' есть и недочёты. Лента получилась несколько рваной, из бездны драмы она без ретуширования подводилась к сатирической концепции, так что было трудно понять как правильно относиться к той или иной сцене. Возможно, что такая скоротечность и аритмия фильма напрямую зависела от напряжённой ситуации, в которой он снимался, но всё же свой отпечаток это накладывает. Но ради игры Николсона, Стокуэлла, Дерна и дочери знаменитого преподавателя актёрского мастерства Ли Страсберга картину можно посмотреть, имея неплохой бонус в виду практически реальных сцен, демонстрирующих жизнь 'хиппи'. Но всё же слишком высокую оценку поставить не получается.
Я категорически уверен, что первоначальный замысел Джека Николсона был куда более оригинальный и неординарный, нежели получилось в итоге. Я даже почти уверен, что поставь бы этот фильм сам Николсон, пусть тогда совсем ещё молодой, и не вырезай бы из его оригинального сценария ничего, получился бы очень здоровый и качественный фильм.
Однако, следует признать, что в итоге мы получили совершенно посредственную картину. Сравнивая её с 'Трипом', который вышел на год раньше, и сценарий к которому также написал Джек Николсон, только оттуда-то ничего не вырезали, невольно понимаешь огромную пропасть, которая зияет меж этими двумя фильмами. 'Трип' получился на голову, а то и на две, выше данного произведения.
Не следует перечислять все плюсы и минусы, можно отметить лишь то, что единственные кадры, радующие глаз, были так или иначе связаны с переживаниями героев внутри наркотического трипа. Всё остальное - довольно посредственно, как по мне.
Сцены драк поставлены ужасно. Фонограмма (когда группа героя Джека Николсона играет на сцене) выполнена из рук вон плохо. Более того, присутствуют несколько моментов, которые без капель раздражения смотреть просто невозможно, ибо всё очень наигранно и криво.
Что действительно в некоторые моменты спасает картину, так это игра Сьюзен Страсберг. На протяжении всего фильма от неё просто глаз не отвести. Всё остальное таки уж очень и очень посредственно, как для таких больших имён.
Поэтому, в итоге скажу: 'Псих - Аут' получился очень скомканным и невыразительным. Напрашивающееся сравнение с 'Трипом' в коей-то мере даже неуместно. Ибо там Вещь, а здесь, извините, 'пшык'.
'GOD IS ALIVE AND WELL AND LIVING IN A SUGAR CUBE'
Культовое кино Шестидесятых, времена «Greatful dead», Кена Кизи и Веселых проказников, разъезжающих в нарядном автобусе по Америке и Мексике. Битники уже неактуальны, появились психеделические хиппи, живущие коммунами. «Псих выходит» как раз об одной из коммунн.
В изготовлении фильма принимает участие все участники психеделической тусовки того времени:
ДЖЕК НИКОЛСОН, написавший черновой вариант сценария и сыгравший одну из главных ролей. У Николсона к тому времени уже был опыт как сценариста фильма подобного жанра - «The Trip», 1967 год, а через 8 месяцев после «Психа» выходит фильм «Голова» (The Head), сценарий к которому также написал Джек. Так и актера: «Мотоангелы ада» 1967 года, а после «Psych Out» - Беспечный ездок 1969 года.
ДИН СТОКВЕЛЛ сыграл продвинутого зрелого персонажа, антипода эмоциональному герою Николсона, начинающему зарываться в славе и популярности. Герой Стоквелла – альтер-эго всей культуры хиппи. Его герой говорит лаконично, но только по теме. Мало – но в точку. Он – пример для подражания, он показывает, как надо жить. Его роль в этом фильме мистична, его последняя фраза, произнесенная в «Психе» - хорошая цитата.
РИЧАРД РАШ (режиссер) плюс ЛАСЛО КОВАЧ (оператор) плюс ДЖЕК НИКОЛСОН – хорошее содружество. Если они вместе, значит, обязательно получится что-то хорошее. «Дикая семерка» (The Savage Garden), «Мотоангелы Ада», «Человек по имени Даггер», «Беспечный ездок», «Пять легких пьес» – вот несколько фильмов, где пересекалась либо вся троица, либо двое из трех.
Оператор Ласло Ковач в начале карьеры был мастером создания психеделического кино. Для создания галллюциногенных эффектов в ход шли подручные средства. Недавно появившиеся стробоскопы, цветомузыка, бриллианты, бусы, калейдоскоп, огонь. ЛСДешные, СТПешные приходы героев фильмов точно и технично переносились на экран. Отсутствие в то время компьютеров не мешало Ковачу передать в «Психе» состояние атмосферы. Вспомнить хотя бы калейдоскопических драконов во время драки между ветеранами вьетнамской войны и барабанщика на свалке. Или зарождение чувств у Дженни, когда она занималась любовью со Стоуни – очень романтичная вдохновенная сцена, показанная через многочисленные образы.
Саундтрек к фильму никогда не выходил отдельным диском, а жаль – флейта и вокал группы «Strawberry Alarm Clock» очень цепляют.