К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Для своего времени картина безусловно была хитом, но слишком много в ней «подразумевается» и в отрыве от исторического контекста, непосвященному зрителю будет многое непонятно, да и тем, кто «в курсе» просмотр будет затруднять слишком уж очевидные пропагандистские включения.

Фильм начинается как наблюдение за жизнью киношной богемы в разгар революции, которые в виду специфики съемочного процесса работают на солнечном юге, где их и накрывает революция. За эмуляцией их жизни и работы действительно интересно наблюдать, и если бы удалось реализовать проект в подобном нейтральном ключе, то это бы стало бесспорной классикой.

Однако времена тогда были суровые и очевидно, что такой сценарий ни при каких условиях не получил зеленый свет, поэтому в него неизбежно были включены революционные нарративы, а вот с ними сегодня без пояснений из вне не разобраться. Возможно (или даже скорее всего) на момент выхода ленты для целевой аудитории это была очевидная информация, но в наше время лента смотрится скорее, как серия сериала, чем как законченный продукт.

Где-то к середине хронометража происходит резкое переключение с режима беззаботного существования на идейные рельсы и тут уже искусственность происходящего становится очевидна.

Плохие расчеловечиваются самыми банальными приемами пропаганды (только посмотрите, они же просто звери, а не люди, ай-яй), а мотивации хороших ограничиваются «не могу иначе», из-за чего относительно оригинальная задумка скатывается в очередную версию того, как кто-то там внес свою лепту в победу революции.

Любовная линия, заявленная в названии, накидывается на все это дело не менее искусственно. Есть великая актриса (почему великая смотрите в предыдущих сериях), которая страдает и скорее от нечего делать влюбляется и невольно вовлекается в дело революции.

В результате интерес к просмотру на сегодняшний день может быть чисто академический. Для своего времени общее качество исполнения бесспорно значительно выше среднего, но картина является носителем крайне специфических идей, которые сегодня выглядят мягко говоря дискутабельными, да и со второй половины, когда действие приобретает очевидную идейную направленность смотреть становится скучновато.

6 из 10

20 мая 2024 | 14:35
  • тип рецензии:

Тематика гражданской войны и её последствий для людей, относящимся к разным социальным группам - основа драматургии многих работ Никиты Михалкова.

'Свой среди чужих, чужой среди своих', 'Утомленные солнцем', 'Солнечный удар' - сценарные посылки всех этих картин посвящены изучению судеб людей, которым пришлось делать выбор в условиях войны.

Среди этих работ стоит выделить две, которые стилистически и декоративно обладают рядом сходств. Это - 'Раба любви' и 'Утомленные солнцем' 1994 года.

Драматической основой обеих картин является контраст между солнечным днём и трагедией, которая разворачивается на фоне летней безмятежности и спокойного течения реки.

В 'Утомленных солнцем', это - выходной день комдива Котова, который он проводит со своей семьей. В 'Рабе любви' - создание фильма и внешнее спокойствие членов съемочной группы.

В обеих работах, также - присутствует внешний раздражитель, по-началу латентный и не представляющий угрозы: офицер контрразведки Федотов в 'Рабе' и Митя Арсентьев в 'Утомлённых солнцем'. Ничего не подозревающее окружение протагониста - еще один элемент, объединяющий эти фильмы.

Прямолинейность, с которой Михалков предлагает нам смотреть на антагониста в 'Рабе любви', не идет ни в какое сравнение с персонажем Олега Меньшикова в 'Утомленных'.

В 'Утомлённых солнцем', Митя - антагонист только с поверхностной точки зрения. При внимательном просмотре, очевидно, что Михалков в 'Утомленных' не создавал образ однозначного протагониста, а играл на контрасте между Котовым и Митей, оба из которых, по-своему - и жертвы, и гонители.

По сравнению с Митей, офицер Федотов в 'Рабе' представлен однобоко - его персонаж не вызывает ни сочувствия, ни интереса. В целом, 'Раба' предлагает поверхностный взгляд на противоборствующие стороны периода гражданской войны. В этом - слабая часть драматургии 'Рабы любви'. Между тем, именно за счет противоречивости героев 'Утомленные солнцем' являются одним из лучших российских фильмов до сих пор.

Только за счет актерской игры Елены Соловей (роль - Ольга Вознесенская) 'Раба' приемлемо воспринимается на фоне своего будущего преемника. Соловей в этой картине выступает в качестве собирательного образа, пожалуй, многих творческих людей в годы гражданской войны.

Её героиня не понимает смысла насилия, для неё недопустимо убийство даже в условиях идеологического противоборства, она абсолютно искренне помогает Виктору (в роли - Родион Нахапетов), не принимая во внимание его идейные взгляды. Она даже не понимает, что, прямо сейчас, в эти минуты, рушится её прошлое - жизнь популярной актрисы и любимицы публики.

Эта социальная неловкость и аполитичность показывают отношение к революционным событиям многих людей, для которых неведом смысл разрушения жизней одних в угоду другим, хотя разница между ними - лишь в принадлежности к разным политическим партиям.

Кроме Соловей, в кадре замечательно смотрится Никита Михалков со своей небольшой ролью официанта - подпольщика. Пожалуй, посмотреть на Михалкова в этом фильме - единственная возможность увидеть того человека, которым Никита Сергеевич когда-то был.

Без политической претенциозности, легко перевоплощаясь в официанта, он прекрасно справляется с образом революционера, которому приходится выбирать между долгом и чувством. Михалкову для демонстрации своего актерского таланта здесь понадобилась чуть ли не одна сцена.

Как бы там ни было, но 'Рабу' очень сложно воспринимать как самостоятельное произведение - в 'Утомлённых солнцем' используются аналогичные декорации и пространство, внешняя безмятежность при внутренней взволнованности героев и рефлексия на тему гражданской войны.

Тем не менее, в 'Утомленных' сценарий продуман намного лучше - антагониста определить невозможно (персонажи очень противоречивы), а главные герои общаются посредством мимики и жестикуляции, между Котовым и Митей - всего лишь один полноценный диалог. Именно за это 'Утомлённые солнцем' и получили 'Оскар'. Всего этого, однако, очень мало в весьма однозначной 'Рабе любви'.

6,5 из 10

08 сентября 2020 | 01:15
  • тип рецензии:

Недавно пересмотрел 'Рабу Любви' на DVD. До этого смотрел давно, лет 8 назад, и впечатления стёрлись. Великолепный фильм! Игра Е. Соловей завораживает, атмосфера конца Гражданской войны на юге России.. Что коробило: большевистская идеология - сейчас-то уже известно, что именно большевики спровоцировали голод, разруху в деревне, выдавливая так назыв. 'кулака' как класс, изымали церковные ценности, грабили, жгли церкви, убивали священников.. Плюс гротескное изображение актёров, снимавших 'фильму' - такие милые, придурковатые личности.. Абсолютно ненужные, пустые - с точки зрения революционеров. Контрразведчик Федотов вышел таким зловещим, это правда.. Тоже излишне утрированным.. бутафорским злодеем. Санитар общества, согласен. Ведь если разобраться, чем он занимался? Делом. Методично и жестоко истреблял всех этих революционеров-романтиков, Федотов - при всей его жестокости - отлично понимал, ЧТО несут русскому обществу эти революционеры-романтики. Фильм снят безупречно, можно было б поставить 10 баллов, если бы не БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ, лежащая в основе. Но.. время было такое. На дворе стоял 1975 год. Казалось, режим силён как никогда.. Кто знал, что уже через каких-то 15 лет система начнёт трещать по всем швам..

03 сентября 2009 | 16:02
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: