На самом деле, 'Мерлин' - это буквально сериал моего детства, но полноценно я посмотрела его далеко не за один раз, ведь изначально его крутили просто по телевизору. Но в конце концов я посмотрела и полноценно его, но, честно говоря, была просто разбита.
Самые первые сезоны этого сериала весьма атмосферные и очень даже тёплые, будто бы даже и другие краски здесь, более светлые и яркие, что ли, используются, но с течением сезонов они мрачнеют, ровно так же, как мрачнеет и взгляд главного героя - Мерлина. Так тяжело смотреть было на эти изменения, ведь, по сути, мы можем наблюдать за тем, как ломается человек.
Здесь весьма хорошо прописана мифология, она аккуратно вплетена в сериал, да и образы персонажей очень даже хорошие, актёры удачно подобраны. Да-да, как мне кажется, даже Гвеневра и Элиан хороши такими, какими они здесь показаны. Каждая серия насквозь пронизана волшебством, здесь показывается самый настоящий броманс, а развитие взаимоотношений между двумя главными героями... немножечко ставит в тупик. Ставит в тупик, скорее, то, что их взаимоотношения порой претерпевают кардинальные изменения. Но всё равно в конечном итоге всё устаканивается.
Но я была очень огорчена пятым сезоном, а в особенностью отсутствием логики в самой последней серии пятого сезона. Это не то, как должен был закончиться сериал. Было ощущение, что создатели просто приняли какое-то спонтанное решение, и я уверена, что каждый, кто смотрел этот сериал, рассчитывал на выход 6 сезона, намёк на который был, но мы так и не увидели его. Очень жаль.
Этот сериал прекрасен, но он разбил моё сердце. Атмосфера, поднимаемые проблемы, дружба, взаимоотношения и... этот тяжёлый финал, разбитая надежда. Мне жаль, что всё так вышло, и я, пожалуй, продолжу верить в то, что 6 сезон мы когда-нибудь увидим. Когда-нибудь.
Долго ли, коротко ли, но мы дошли до финала... не знаю, сколько дней у на ушло на просмотр. Хотя... чуть больше недели ушло, если считать по дням написания рецензий.
Что произошло ДО этого сезона? Кардинально: умер король Утер Пендрагон (отец Артура), поэтому теперь правит его сын, который взял себе в жёны крестьянку-служанку; 'сестра' Артура начала бунт против нового короля, поучаствовав в убийстве прежнего; вышел первый сезон Игры престолов.
Учитывая вышеописанное, происходит всё в этом сезоне. Игра престолов взяла, впитала в себя, местами даже сплагиатила некоторые принципы и постулаты нашего сериала, точнее даже Джордж Р. Р. Мартин изначально взял многое из преданий о рыцарях и драконах, преданиях английских и прочих. Но, как бы это ни было иронично, нужно отметить, что в пятом сезоне, который вышел много позже первого сезона Игры престолов (и даже позже второго), уже сериал Мерлин многое почерпнул из экранизации 'Песни льда и пламени'. Поэтому впервые вроде в Мерлине меняется локация на снежную. Зима типа близко. Мы много времени проводим не в лесах, как это обычно было, а среди пустынных мест, у скал и т.п., как в Игре престолов прям. У нас даже как-то ранее этого сезона яйцо драконье появилось, из которого вылупился малыш. Поэтому в сезоне летает два дракона... один молодой, но плохо сформировавшийся, а второй уже типа старый. Благодаря 'Игре' в нашем сериале комнаты совещаний главных героев и их врагов стали больше, в них развесили флаги с логотипами - там так очень похоже по стилистике на Игру престолов.
Мрачность предыдущего сезона никуда не делась. Мерлин всё меньше шутит, всё больше переживает, в основном за своего друга и короля по совместительству.
В сезоне опять будет предатель и не один. Занимательно. Каждый сезон почти они меняются. Предыдущий предатель в королевском замке обычно умирает, чтобы в новом сезоне его место занял другой персонаж. Посмотрим, как будет в этом финальном.
Если честно, то сериал каким-то скучным немного стал, начиная со второй половины предыдущего сезона. Вот эта вся тягомотина с предательствами, сестрой-изменницей и всем прочим негативом надоедать начала. Естественно, что в таком мрачном сюжете нельзя вставлять юмористические серии, поэтому в нашем сезоне их попросту нет. Тут постоянно кто-то почти умирает и т.д., кого-то убивают. Хотя мы и призраков иногда видим с того света. Нет, так-то всё интригующе и хочется-таки узнать, чем всё кончится, но юмора не хватает, скучаю по нему. Или по тем играм тауэр дефенс, что я играл попутно во время просмотр в Яндекс Играх - там были бесплатные, почти без рекламы, но я все основные из понравившихся уже прошёл, как раз там рыцари были и маги с крепостями и башенками - прям под стать нашему сериалу.
Что ещё? Картинка изменилась. По-моему с недавних пор сериал повысил качество картинки. И формат более широкоэкранным стал и цветность явно поменялась. В остальном все герои заматерели. Очень всё по-взрослому. Хотя жуткой крови и жестокости всё ещё нет, она как бы подразумевается, но нам жесть явную не показывают, как и даже постельных сцен... даже под одеялом ничего нам не светит. Только королева плечи оголила. Сериал сдержал марку и не стал выходить за рамки дозволенного - молодец.
Короче, осталось мне дождаться чуть больше 1,5 серии до конца.
Он вышел в год выхода первого сезона Игры престолов, судя по всему. К этому моменту Приключения Мерлина раскрыли уже многое: всю подноготную отца короля Артура, роль друидов, историю чаши 'Господней' или как там её (хотя в мире нашего сериала Христа не упоминают, конечно), закалку меча короля Артура, становление Мордреда, открытие рыцарей круглого стола...
Короче, сериал многое раскрыл. Он не выдохся, но и пора честь знать. У каждой истории, у каждого дела должны быть начало и конец. И мы на всех порах движемся к концу. Сериал остался верен себе и возрастному рейтингу 12+. В нём нет обнаженки женской (даже просто глубоких декольте, хотя округлости любимой служанки-крестьянки Артура нарочито слегка подчеркнули в этом сезоне) и такой кровавой жестокости (даже просто крови нет, даже на мечах после того, как ими закалывают кого-то), как это принято в Игре престолов. Вся жестокость сериала остаётся как бы за кадром, но в нашем сезоне кое-что и изменилось: он стал темнее... Здесь больше ужасов, предательства, зла и прочего. В прошлых сезонах это всё тоже было, но оно всегда практически разбавлялось юмором в том или ином смысле. Сейчас юмор жестоко урезали, хотя он всё-таки и присутствует.
Немного прокачали графику, особенно видов на крепости, башни, замки и прочее масштабно архитектурное в этом духе. Она стала более детальной, более реалистичной.
А ещё тут опять очень много актеров, в основном мужского рода, которых потом мы увидим в Игре престолов на вторых и третьих ролях. Занимательно. Многие из них здесь играют всего в одной серии, но в песне льда и пламени, или как там её, будут задействованы не один сезон. Вообще у Игры престолов и Мерлина очень много всего схожего, чрезвычайно много. Можно даже сказать, что Игра престолов - это улучшенная версия Мерлина в визуальном и во всех прочих планах, более возрастная, с рейтингом для совершеннолетних. Хотя история про мага куда лучше развивается и не такая затянутая.
Что конкретно до сюжета Мерлина, то он суживается как бы, потому что все сюжетные ветки надо успеть закончить до конца сериала. Всё близится к концу, поэтому проходных (не связанных с основными сюжетами) серий становится совсем мало, то есть их вообще нет практически. Это и хорошо (сериал стал совсем цельным), но и ведь хочется иногда просто отвлечённые истории посмотреть, что-то не связанное с основными сюжетами.
Всего 13 серий отделяют нас от конца истории. Кстати, во всех пяти сезонах их по 13.
Браво! Пока лучший в некотором смысле. В первом мы больше просто знакомились с героями и мочили разных существ. Во втором 50/50: мочили существ и много всяких рыцарских штук делали, узнавали о тайнах и интригах Камелота (замок). Под конец второго хоть что-то в сериале начало меняться кардинально: немного прокачали любовную тему, высвободили дракона из огромной подземной пещеры, за одно полностью раскрыв его прошлое, что в итоге вылилось в атаку летающей огнедышащей твари на замок и окрестности. Эпичность наконец появилась настоящая! В третьем сезоне сразу же начали с осады города! Конечно, выглядело всё не очень сочно, но по сериальным меркам того времени норм.
В третьем сезоне у нас более цельный и взаимосвязанный сюжет. Герои меча и магии больше 'растут', матереют душевно и умственно. Некоторые готовятся вовсю к новым должностям, некоторые строят интригу по свержению короля. Истории про существ и прочих в основном отошли на второй план. Люди стали важнее, даже большинство тварей появляются лишь для того, чтобы одеть кожу людей... либо люди, используя магию, становятся другими людьми, человеками с другой внешностью. Некоторые твари начинают просто паразитировать внутри организма человека.
Наверняка всё было бы ещё эпичней, но денег явно не хватает просто. Некоторые войска многотысячные нам рисуют на фоне долины... и это выглядит хуже, чем в роликах-заставках компьютерных игр начала нулевых. Но да ладно. Зато это всё в воображении можно представить как книгу с картинками (камера всё ещё статичная по большинству с компьютерной графикой) - толстенной книгой о сказаниях с рыцарями и королями, коих тут стало больше. Короли встречаются, заключают союзы, женят своих детей и т.п. занимаются, а кто-то желает разжечь войну. И раз у нас больше королей, то и замков нам показывают больше - опять же статичные картинки на фоне природы
Что ещё подмечаем. Геноцид. В нашем мире магии и чародейства как раз это всё и не любят, не любит король магов и чародеев, а также всех существ, наделённых этим (в конце прошлого сезона мы узнали, что дракон был хитростью заточен в подземелье королём, боящимся драконов). Наш король (отец Артура), которого зовут Утер Пендрагон, использует практически геноцид против магии и чародейства. В самой первой серии сериала, как помнится, он так сразу казнил того, кого уличили в магии. И дальше все сезоны мы видим, как король использует свою мощь и силу, мощь и силу своих подданных, чтобы устранить, истребить всё волшебство, как злое, так и хорошее, не разделяя. Настоящий геноцид магии и волшебства. В этом можно узреть что-то из нашей настоящей истории, точнее из истории европейской, где условных ведьм сжигали на костре... сжигали живьём, если верить каким-то там знаниям о прошлом. Наш Утер начал свой бой с волшебниками с Великой чистки - массового истребления волшебников, когда многие из них попытались бежать... очень напоминает немецко-фашистский геноцид.
Геноцид — форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём: убийства членов этой группы. /Определение из сети/
Своего рода Утер предстаёт перед нами вроде бы и заботливым правителем, который ограждает свой народ от невзгод. Но с другой стороны у него есть вторая сторона, суровая и непримиримая, жестокая (что выливается в целую плеяду его непримиримых врагов). Не могу опять отойти от сравнения с Гитлером, который уничтожал одних, но и в каком-то смысле заботился о своих. И тут странная забота, так как и Пендрагон, и Адольф в своё время не слишком заботились о своих воинах, которые гибли ради идеалов своих вождей. В нашем сериале погибает много рыцарей и простых бойцов без рыцарских званий - пачками гибнут. И никто о них не плачет... вообще никто... они как будто бутафорское мясо. Но если ранят сына короля или особу, близкую к нему почти как дочь, то король страдает. Он настолько страдает, что для спасения тех, кого любит может нарушить собственные же правила, прибегнуть к тому, что уничтожал годами...
В остальном Мерлин остался верен себе. Это история про вымышленный мир, где много всего происходит, при этом наш маг продолжает служить своему господину (чинит и чистит его одежду, моет его покои, носит ему еду и т.п. занимается), что ему иногда нравится, а иногда Мерлин подтрунивает даже над Артуром с помощью магии, когда последний слишком высокомерным становится.
Да и любовная тематика наконец даёт свои плоды. Её стало больше в сюжете, хотя она всё ещё блеклая внешне, но явно с ядрёной основой.
Жутко много стало актеров попадаться, которых потом в том числе увидим в Игре престолов и прочих именитых и не очень сериалах. Кто-то, наоборот, засветившись на большом экране, появлялся и тут, в малом театре кино.
Графика в сериале стала немного лучше, детальнее местами. Но в целом всё равно компьютерные твари появляются на преимущественно статичном кадре, нет прямого взаимодействия тварей и людей - это всё дешевле просто так произвести/снять.
Сюжеты, как и в первой части, короткие, лаконичные, приправлены иногда юмором... некоторые серии прям целиком из юмора. Нет чрезмерной жестокости и крови, секса, женской наготы - главное отличие сериала от Игры престолов.
Очень нравится, что истории в основном не затянуты - краткость нам нравится. В Игре престолов всегда всё затягивалось, и в каждой серии была недосказанность, чтобы побудить зрителя смотреть следующую серию. В нашем сериале каждая серия может быть как бы отдельным фильмом с законченным сюжетом.
В остальном много всяких рыцарских штук, состязаний, просто борьбы на мечах. Мы много всяких легенд узнаём, появляются какие-то знакомые имена из сказаний. Занимательно. Приключения Мерлина - норм такой сериал. Но масштабности всё ещё нет. Что есть: строгий король, живущий по своим правилам и правилам своих отцов; сын короля - в меру рыцарь, в меру сын, в меру глава чего-то там у короля, старающийся исполнять все повеления повелителя, но иногда их нарушающий; девушки разных сословий, в том числе с магическими способностями, но у них всех практически вторичные роли, действительно яркой звезды нет.
Мерлин же у нас несколько плоский персонаж. Мы всё ещё мало что знаем о нём, хотя и познакомились с его семьей. Мы понимаем его способности как мага, некоторые его добрые черты, уже осознаём, что по сюжету ему многое предстоит сделать и всё. В остальном он просто прислуга Артура, меченосец, конюх и т.п. Иногда Мерлин отдувается за Артура, поэтому его приковывают и окидывают овощами. Многие вокруг его считают почти шутом, а мы знаем, что он вполне себе серьезный персонаж, сильный или даже сверхсильный маг.
Как говорится, все мы хотим быть Мерлинами... ну или Артурами на худой конец, Артурами, которым прислуживают Мерлины.
Наметившийся минус сериала: однотипные локации, однотипные твари, однотипные слегка антагонисты, которые приходят в начале серии и уходят под конец своим ходом или чаще вперёд ногами... хотя иногда они просто в сериале взрываются. Нет, всё зрелищно, но как бы одинаково многое от серии к серии, только сюжеты как бы отличаются. Нужно что-то менять, иначе это становится похоже на эдакий как бы детектив магический, где мы расследуем всякие чародейские преступления, где Артур или местный наставник Мерлина нередко выступают как бы Шерлоком (хотя наставник вроде патологоанатома трупов и эксперт в чародейских книгах/заклинаниях), а Мерлин - магическим Ватсоном как бы - эдакими магическими мускулами историй - силами, которые он никому почти не показывают. Очень многое что-то напоминает Гримм и Сверхъестественное.
Что есть нового - это трансформации - люди в существ иногда превращаются. Ещё не хватает яркой романтической линии - с этим тут вообще труба, есть что-то, но труба. Или авторы специально оставляют всё это дело в зачаточном состоянии 'на потом'.
В мифической земле, в магическое время судьба великого королевства легла на плечи юного мальчика. Его имя Мерлин... не путать с Мэрилин Монро. Хотя Мерлин вполне себе Мэрилин Монро от мира магии и чародейства, меча и магии.
Наши герои меча и магии бьются с разными тварями, в том числе и теми, что были в Гарри Поттере, Властелине колец и т.п. фильмах-франшизах о волшебстве и волшебниках. Но наш сериал пока ещё в начале пути, хотя и сразу познакомил с драконом. У той же Игры престолов на это ушло больше времени.
Постановка типично сериальная. Здесь есть графон, не слишком классный, но для своего времени приемлемый. Сама постановка мелковата, учитывая то, что мы говорим о Королевстве и семье короля... чаще есть ощущение, что мы просто рассказ слушаем о каком-то крупном феодале. Ощущения масштабности нет, но у той же Игры престолов поначалу её тоже не было толком.
Сюжеты серий часто простенькие, легко читаемые, детские почти - это главный минус сериала. Хотя и так сойдёт. Зато много довольно харизматичных злодеев.
Я люблю этот сериал. Сейчас я с внутренней дрожью включу последнюю серию, уже зная, что там произойдет - я смотрю его в третий раз. Мне нравится, как он закончится. Принимать решения, зная их последствия, чтобы все равно встретиться именно с этим предрекаемым будущим - трагично. Сериал пронизан фатализмом.
И бромансом, который заслуживает отдельного внимания. Очень показательно интервью с Брэдли Джеймсом, где ему задают вопрос, что сильнее, роман с Гвен или броманс с Мерлином, и он без раздумий отвечает, кажется, даже не услышав последние звуки вопроса - 'bromance with Merlin'. В предпоследней серии я вижу иронию авторов по этому поводу. Артур с Гвен лежат в одной кровати, Артур просыпается и Гвен спрашивает: 'Артур, что такое?', на что тот отвечает 'Мерлин', и куда-то убегает. Мы знаем, что он видел 'во сне', но для его жены ситуация выглядит странно. Ранее Мерлин оказывается третьим на их свиданиях, приносит завтрак в их спальню, конкурируя за внимание короля с его женой. Разумеется, их связывает романтика иного рода. В книге Дюма 'Три мушкетера' основное внимание также уделено дружбе, оттесняя иные романтические похождения героев на второй план. Так происходит и в Мерлине.
Герои на протяжении сериала взрослеют, и это прекрасно. Моргана становится более властной, Артур - более вдумчивым, Мерлин - более расчетливым. Развитие Гвен мне отследить сложно, слишком уж часто она бывает проклята и 'не в себе', Ланселот кажется взрослым и цельным изначально, словно у него нет цели, а есть только путь. Если бы Мерлин руководствовался собственными принципами, а не целью предотвратить ужасный финал, то что бы произошло? Он не настолько тверд в своих убеждениях и сомневается, но это и делает его обычным человеком, а наблюдение за ним - интересным. С каждым сезоном шаг за шагом ближе к трагедии.
Точнейшее попадание и совпадение звезд на небе. Мало кому знаковые люди у проекта, даже актеры, смогли сделать и выдать на показ отличный проект того времени (сейчас, увы, выглядит устаревшим) с интересными сюжетами, локациями и персонажами. И все основано на легендах о Камелоте, Артуре и Мерлине.
Можно начать с декораций и окружения. Это все сделано на высоком уровне, но местами проскакивает дешевизна и недостаток бюджета, будто смотришь не сериал, а воссозданную историческую хронику про рыцарей на познавательном телеканале. Графика, где она была нужна, на тот момент уже показалась мне древней, хотя всего лишь был примерно 2010 год. Но когда действительно они старались, то было видно и в качестве костюмов, и в антураже интерьеров и экстерьеров. Но очень не хватало масштабных съемок и локаций.
Про актеров сказать ничего плохого не могу, но и хорошего мало. Они тут есть и справляются со своими задачами, для такого проекта им хватает опыта. Тем более сериал ближе к детской аудитории, стараться тут не особо нужно.
Более интересен тут сюжет, большая часть которого основана на реальных (гипотетически) событиях древней Англии, ее сказках и легендах. Авторы проекта узнавали о редких записях во многих музеях и библиотеках, чтобы скомпоновать сюжеты в один сериал. Только ради этого можно смотреть, узнаешь о популярных героях английской истории.
По всем итогам можно сказать, что сериал 'Мерлин' получился качественным, местами проседающим по визуальному параметру, но все сглаживается сюжетом и сценарием.
Из разряда: снято по мотивам сказок и легенд о Мерлине, об Артуре, о рыцарях круглого стола.
Много серий, в каждой есть, пусть и простенький, местами - вытянутый из пальца, но сюжет.
Часто сюжетные линии противоречивы: герои откровенно игнорируют только что произошедшие события, уже известные факты, поступают вопреки тому, что сами говорили чуть раньше.
И никто не верит Мерлину.
Актёрский состав и порадовал, и огорчил одновременно. Треклятая политкорректность и толерантность киноиндустрии порой поражает до мозга костей. Ну не могло быть в то время в Англии чернокожих рыцарей. Служанка - может быть, хоть и очень маловероятно, но уж никак не возле принца.
По персоналиям:
Мерлин, Артур, Гайюс - отлично играют, чувствуется хорошая школа. Огрехи в ролях спишем на сценаристов.
Утер - ну слишком уж принципиально упёртым получился, весь против всего, но при этом - для спасения любимой можно поступиться принципами. Не поверил, но где-то рядом.
Моргана - великолепно. Её своеобразная холодная красота отлично подходит для этой роли. Местами немного переигрывает, но именно ей, почему-то, веришь.
Гвиневра. Неудачный, ИМХО, выбор актрисы. Самая противоречивая роль. Нужная по сюжету, но также в него очень плохо вписывающаяся. Сценарий хромает на все конечности. Во всех известных вариантах легенд о Короле Артуре - Гвиневра была вполне себе благородной дамой и жила в замке своего отца. И уж никак она не могла быть темнокожей служанкой во дворце короля Утера. Опять же, по общеизвестной истории именно в качестве приданого при свадьбе с Гвиневрой и достался Артуру тот самый 'круглый стол'.
Остальные актёры сыграли вполне неплохо, в рамках своих сценариев. Из минусов - темнокожий рыцарь (я уже высказал своё мнение выше на этот счёт).
Спецэффекты часто разочаровывают, чувствуется ограниченность бюджета, кажется, что смотришь сериал 70-80-х годов 20-го века.
В общем и в целом, если отбросить разные нюансы, вкусовщину и личные непонятки и придирки к сценарию и подбору актёров, то получился довольно неплохой сериал, за просмотром которого вполне можно провести немало времени.
Тот самый случай, когда перед просмотром нужно себя убедить, что садишься смотреть вольную трактовку легенды, наполненную дополнительными сюжетами. Только тогда, ВОЗМОЖНО, не будет большого разочарования.
Худшее из прочтений, сказка не обязана быть бредом
Сказка про Мерлина и Артура всем своим видом говорит о том, что за прообраз взята средневековая Европа. Это и рыцарство, как явление и весь феодальный строй, традиции, уклад, климат. Сразу же бросается в глаза наличие чернокожих. Да, они могли присутствовать в Европе в каком-то мизерном количестве. В качестве рабов, не более! Ни о каких служанках, уже тем более РЫЦАРЯХ речи быть не может. Рыцарь - это дворянин, со своим поместьем, их было очень мало и именно поэтому они были дворяне, что доспех стоил как сейчас квартира в центре Москвы. Ну то есть позволить себе экипировку могли не просто немногие, а единицы. Тяжелый рыцарь это ни больше ни меньше средневековый танк и стоил он БЕЗУМНО дорого. Поэтому вся история с Ланцелотом изначально также полнейшая чушь, не будь он дворянином, не умел бы он сражаться, не мог бы позволить себе доспехи, меч и ничего кроме земледелия или ремесла не знал. Кстати о служанках, отбросим цвет кожи простодушной шлюховатой Гвиневры. Никто и никогда не дал бы ей даже разговаривать с принцем, не говоря уж о каких-то поцелуях, чувствах и общении практически на равных. Создатели сериала абсолютно не понимают специфики феодального строя и отношений между этими слоями. А также интересны мелкие детали, например потрясающие длинные шелковистые волосы как в рекламе у актера массовки, изображающего 'бедного крестьянина' и всегда уложенные, румяные женщины, в том числе слуги.
Что же касается главных героев - Мерлин выглядит не великим, пусть и юным магом, а действительно полным идиотом, что вызывает отвращение и я надеялся, что их всех поскорее убьют, потому что жизнь, даже в сказке, должна расставлять все по своим местам. Кстати у всех удивительно короткая память, сначала Артур гордится тем, что слуга идет на верную смерть - сражаться с драконом, а буквально в следующей серии зовет его трусом. Забыл уже что ли? И как удачно, когда Мерлин вынужден колдовать, Артур ВСЕГДА в отключке и никого рядом нет, ну не чудо ли?
Нет, не чудо, просто сериал низкосортная дрянь с накрученными отзывами.
P.S. Хотите снять про чернокожих воинов - возьмите африканскую сказку и снимайте.