На первый взгляд этот фильм - комедия, повествующая о приключениях двух бродяжек. Если присмотреться, то мы поймем, что в фильме много грустных и драматичных моментов. А если масштабировать еще больше, то это философский фильм о людях, которые не желают превратиться в винтики огромного механизма - общества.
В фильме говорится о том, как 'маленькие люди' - такие же, как и мы - пытаются выжить в мире быстрых темпов, индустриализации и капитализма. Кто-то идет на демонстрации, кто-то ворует еду, кто-то ищет работу.
Главного героя, Бродягу, играет Чарли Чаплин. Особого внимания заслуживает сцена, где его принимают за лидера коммунистического митинга, хотя тот просто размахивал красным флажком, пытаясь привлечь внимание, или когда Бродяга, забыв слова песенки, начинает петь на выдуманном языке.
Напарница Бродяги - Девчонка, выросшая в порту и пытающаяся найти себе еду, чуть не ступив на скользкую дорожку воровства. Её играет яркая и эффектная Полетт Годдар.
Если смотреть внимательно, то можно увидеть отсылку, и не одну: начальник завода в начале фильма похож на Генри Форда. Бродяга, попавший внутрь конвейера - человек и общество. Что уж говорить про момент, изображающий стадо животных, а потом - толпу служащих.
Я считаю, что фильм, рассказывающий о противостоянии людей с механизмами и их хозяевами, актуален до сих пор.
Фильм открывает перемены не только по сюжету, но и в реальном мире. Уход из немного кино! Чаплин отлично вводит смену эпохи во всём. Его главный герой – рабочий на фабрике. Комедийно обыгрывается система, где каждый сотрудник выполняет определённые функции, а Большой Брат следит за ними. Чарли сталкивается с трудностями, но в своей комичной манере радует на экране.
Переход к машинному периоду, когда автоматика заменяет сотрудников, отражается на всём обществе. Отсюда и выход рабочих с фабрики (почти как «Люмьер») ознаменует эпоху технологического прогресса. Чарльз высмеивает и автомат по приёму пищи, и совершенные конструкции механизма фабрики. Все эти шестерёнки, рычаги и тумблеры напоминают «Метрополис» Фрица Ланга.
Разные стечения обстоятельств отправляют Чаплина в тюрьму. Тот момент, когда ты переживаешь за героя, когда персонаж оказался не в то время не в том месте, но судьба распорядилась иначе. Зато безупречные эпизоды из мест не столь отдалённых комедийно и драматично меняют главного героя, выпуская на волю привычного нам Бродягу. Классический образ Трампа. Радует то, что за годы лишения свободы мир не стоял на месте. «Новые времена», или лучше оставить оригинальное прилагательное «современные», ознаменовались сменой людей на автоматические устройства, отсюда и забастовки безработных, волнения на улицах.
Параллельно с бродягой сюжет затрагивает бездомную девушку в порту, пытающуюся найти хоть какие-то гроши для выживания. Случайная встреча с Чаплином, защита и помощь оказываются весьма кстати, отставляя от всего прогрессирующего общества уже пару человек. Не смотря на все неловкости и случайные встречи, фильм идеально приписывает те или иные локации, обстоятельства поступков и поиск решения проблем. Наивный и кажущийся таким беспомощным герой Чаплина борется с трудностями, устраивается на разные работы, старается помочь девушке и мечтает о большом доме.
Совпадения и шутливые, необдуманные поступки обеспечивают вполне обычную, но тяжёлую жизнь в эпоху технического прогресса. Красиво романтика перерастает в потребность в человеке, забота и жертвенность проступают сквозь улыбку и буффонаду бродяги, постоянно добавляя опасных ситуаций и рискованных встреч: от бывшего коллеги по цеху (можно применить в прямом смысле данное словосочетание) до работы официантом с невозможностью доставить заказ нервному клиенту из-за постоянных препятствий.
Картина выплёскивает все силы персонажа, одновременно характеризует переход к новому времени. Да таким образом, что в финале Бродяга наконец-таки обретает голос, исполняя весёлую песенку под надвигающиеся титры. «Новые времена» вышли в актуальную эпоху, позволили отразить положение не только в стране, но и в мире, сделали акцент на «плюсах» и «минусах» технического прогресса и доказали, что если человек не адаптируется, то он остаётся в прошлом, падает на дно, нарушает закон.
Следующей работой Чаплина после «Новых времён» станет «Великий диктатор» (1940) – кино уже своего, тяжёлого времени. Таким образом, можно подвести итог: Чарльз Чаплин все перемены в мире пропускает через призму кинематографа, добавляя комедийности в мрачные периоды истории.
«Помните, счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету» – Альбус Дамблдор.
Бродяга на заводе или Великий Чаплин: часть третья
Трагикомедия. Продолжаю рассказ о наиболее выдающихся и знаменитейших работах Великого Чарли Чаплина, и сегодня на очереди его трагикомедия 'Новые времена', высмеивающая автоматизацию жизни и человека, который ищет место в этом стремительно меняющемся мире. Как и раньше, узнал о данной картине из передачи про Чаплина, которую транслировал канал 'Культура' где-то в середине нулевых. И, если мне не изменяет память, именно с данной картины я и познакомился с творчеством этого выдающегося актера, режиссера, сценариста и так далее. И вот мое краткое мнение — злоключения Бродяги на заводе.О минусах говорить не намерен, ибо таковые полностью отсутствуют, засим намерен поговорить о плюсах очередного шедевра.
Итак, вот они:
1. Сатира - Чарли в данной работе высмеивает не только 'новые времена', но и вообще поведение человека, точнее не одного, а масс, как говаривал дедушка Ленин. Ее психологию, когда они бросаются навстречу непонятному будущему, готовые порвать со всем старым. Начальные кадры явственно дают это понять. Эта сатира явственно прослеживается во всех работах Чаплина, но здесь она выделена особенно ярко.
2. 'Заводские' эпизоды - высмеивание конвейера, знаменитой 'машины' и так далее. На мой взгляд получились самые отличные. Они полны юмора и иронии. Их можно пересматривать бесконечно и получать от этого удовольствие. Конвейер - это что-то! Если мне скажут 'Чарли Чаплин', то первое, что я вспомню - это Чаплин на конвейере, который показывает нас со стороны.
3. Социальный подтекст - действие картины происходит во времена 'Великой Депрессии', когда многие люди были выброшены на улицу благодаря банкирам и прочим 'высшим классом' Америки тех лет. Отсюда и всплеск коммунистических настроений, и рост преступности и драконовские методы полиции. Все это присутствует в данной картине. И хотя это является лишь задним фоном для основной истории, все таки давит на зрителя и показывает 'американскую мечту' в полной красе.
4. История - картина рассказывает нам о злоключениях Бродяги и юной бездомной девушки, которых суровая действительность метает из стороны в сторону, попутно показывая действительность 'Великой Депрессии' на примере наших героев. И как всегда у Чаплина комедия идет рука об руку с трагедией. И здесь показана трагедия девушки и Бродяги, от которой может навернуться слеза. Что сказать, гений он и есть гений! Рассказанная история будоражит воображение и изобилует резкими поворотами (в отличие от большинства современных картин, где историю вы можете предсказать уже в самом начале просмотра). А финал дает надежду на светлое будущее, несмотря на все невзгоды!
Немного о главных героях:
1. Бродяга в исполнении Чарли Чаплина - рабочий на заводе, пытающийся приспособиться к новой работе, пока не срывается от обилия идиотизма и жадности руководства. Жизнь его кидает в разные сферы, но он все так же остается неунывающим и жизнерадостным. А музыкальный номер в исполнении Чарли - это просто бомба. Чарли в очередной раз заслужил мою похвалу и аплодисменты. Браво гений, браво!
2. Девушка в исполнении Полетт Годдар - бездомная девушка, прибившаяся к Бродяге, с которым вместе ей предстоит пережить новые злоключения и обрести хоть какое то счастье. Полетт великолепно вжилась в образ, при просмотре у меня не возникло и тени сомнения в ее искренности, честности и доброте. Браво Полетт!
Вот такое получилось краткое мнение о данном шедевре. И насчет издания, хотелось бы увидеть все шедевры Чаплина на BLU-RAY c отреставрированным звуком и картиной, грамотным и качественным переводом и не от издательства 'Деваль Видео', которое выпускает культовое кино прошлого в ужасном качестве.
В итоге имеем шедевральную трагикомедию великого Чаплина, в которой он высмеивает автоматизацию жизни и сатирически показывает нас со стороны, с социальным подтекстом и замечательными образами, знакомыми всем.
До недавнего времени я не понимал фильмов с участием Чарли Чаплина. Мне они представлялись таким нафталином, и их юмор казался настолько устаревшим, что даже если по телевизору было больше нечего смотреть, кроме фильмов с Ч. Чаплином, то я просто выключал этот агрегат. Но однажды в Петербурге мой закадычный друг-петербуржец настойчиво пригласил меня в одно кафе, которое специализировалось как раз по лентам с этим мэтром…
«Новые времена» стал первым фильмом, который познакомил меня с волшебным миром Чарли Чаплина. Сказать, что мне понравилось – это ничего не сказать. В общем, покинул я это кафе уже немного другим человеком (то есть с категорически положительным взглядом на творчество данного артиста), а при выходе из заведения я чуть не опрокинул столик с зелёным чаем…
Начинается фильм с того, как Бродяга, работая на конвейере, с неимоверной, практически сверхзвуковой скоростью затягивает гайки. Бродяга – это беззлобный человек с большим открытым сердцем, в котором затаилась большая нелюбовь к любой монотонной работе… И закручивание гаек ему, естественно, не по душе. Да и не по силам…
Вот и всё описание фильма. Ну дальше, конечно же, его ждут головокружительные приключения, связанные с постоянным поиском самого себя. Но всё дело в том, что единственный вид деятельности, который его устроит, - это праздношатание… А что ему ещё остаётся, он никаким боком не вписывается в эту быстроизменяющуюся действительность (об этом позднее).
Таким образом, положение Бродяги усугубляется ещё и тем, что мир стоит на пороге нового времени, жизнь в Америке становится суровее и страшнее. Труд усиленными темпами механизируется и автоматизируется, что отнюдь не способствует облегчению участи чернорабочих. Получается как раз наоборот – люди, вынужденные подстраиваться под различные агрегаты, сами становятся частями этих бездушных механизмов. И самое лучшее, во что всё это может вылиться – это клиника для душевнобольных.
Все герои Ч. Чаплина – добрые растяпы, вынужденно занимающиеся бродяжничеством и поэтому попадающие в нелепые ситуации, в которые в реальной жизни, даже если очень захочешь попасть, то вряд ли получится. А всё потому, что менталитет таких людей идёт в разрез с обыденной действительностью. Возникает некая дисгармония, приводящая к появлению различных казусов. Только так можно объяснить всё то милое «безобразие», что происходит с Бродягой по ходу фильма. Плюс, конечно, 'магия' кинематографа...
Но есть и один плюс такого образа жизни: ни один бездушный человек и ни одна машина никогда не сможет уничтожить какого бы то ни было бродягу – как физически, так и морально. Потому что бродяги хоть и живут в этом мире, но в то же время они находятся своей большей частью вне его. А это самое лучшее подспорье в защите от любых опасных личностей и ситуаций, которые так и норовят сделать и сказать хорошему человеку что-то нехорошее...
Лента 'Новые времена' - шедевр мирового комедийного кинематографа, в котором нет ни одной скучной сцены. Это один из тех фильмов, после просмотра которых реально болит лицо.
Вот и закончился чарующий ноябрь, когда синефилы могли увидеть фильмы великого Чаплина на большом экране… Как жаль, что не были показаны «Огни рампы», «Месье Верду», «Золотая лихорадка», но будем рады тому, что выпало на нашу синефильскую долю, не прося большего. Итак, «Новые времена». Самый социально острый, самый критический фильм Чаплина, картина, в котором обстрелу чаплиновского смеха подвергаются святыни буржуазного миропорядка: классовое сотрудничество, конвейерное обезличивание, механизация труда. Чаплин как гуманист и демократ не испытывает никаких иллюзий в адрес мира, переживающего Великую Депрессию: безработица, голод, унижение слабых и обездоленных полицией и богатеями – все эти приметы 1930-х пронизывают эту в целом веселую комедию о злоключениях чаплиновского бродяги.
На протяжении картины он несколько раз меняет работу и множество раз оказывается в тюрьме. Бродяге, всюду, где он появляется, вносящему хаос, трудно социализироваться: он переживает нервный срыв, внося сумятицу на заводе, танцует, мешая работе, ставя тем под сомнение прагматические ценности американской действительности. «Новые времена» - частично немой, частично звуковой фильм, здесь также, как и в «Огнях большого города», мастерски придуманные и выполненные гэги с символическим подтекстом, зато почти нет мелодраматизма и сентиментальности даже в любовной линии. Полетт Годдар – явно не тургеневская Вирджиния Черрилл из «Огней большого города», она не даст себя в обиду и становится полноправной спутницей бродяги в его эскападах.
Эпизод с кормящей машиной – уже классика сатирического осмеяния машинизации труда, такой же хрестоматийный эпизод, как танец с воздушным шаром в «Великом диктаторе» и танец булочек в «Золотой лихорадке». Сила чаплиновского гения – не только в его демократизме и понятности, моментальной считываемости его метафор и символов, она также – и в нерасторжимом соединении разных, даже противоречивых эмоций. Бродяга никогда не унывает, доходя даже до социального дна, оказываясь в тюрьме и в бесчеловечных условиях, он обладает феноменальной живучестью, это не просто «маленький человек», но сама душа народа.
Умение Чаплина общаться со зрителем без слов, в «Новых временах», как и в «Великом диктаторе», дополнилось здесь демонстрацией насилия фоноцентризма: голоса здесь орут, отдают приказы, подчиняют себе мир, звуки насилуют действительность, превращаясь в шум и грохот. Не знаю, как относился Деррида к фильмам Чаплина, но рискну заметить, что никто в мировом кино не сделал больше для критики фоноцентризма, чем Чаплин. Режиссер, актер, композитор, сценарист, продюсер и монтажер (стопроцентный автор) проводит нас по всем компонентам буржуазного мира: от заводов и магазинов, до трущоб, тюрем и набитых безработными улиц.
«Новые времена» - настоящая энциклопедия жизни в 1930-е, эру профсоюзов и народной борьбы против тяжелых условий труда, безработицы и иных язв капитализма. Несмотря на название, это фильм о тех же старых порядках, как и в эпоху Бальзака и Золя, об эксплуатации и сбоях в плохо смазанных механизмах буржуазной системы (в одной блестящей сцене, когда бродяга попадает между шестеренок, мы видим воочию, что такое «винтик» в системе). Бродяга, как и сам Чаплин, - не революционер и не догматик, он просто хочет жить спокойно, и чтобы его никто не трогал. Так не дают ведь!
Не дают ни герою «Огней большого города», искушаемому соблазнами светской жизни, ни нищим из «Малыша», тщетно пытающимся заработать, ни цирюльнику из «Великого диктатора», пытающемуся забиться в социальную щель, чтобы тоталитаризм его не тронул и прошел мимо, ни, наконец, персонажам «Новых времен», мечтающих лишь о собственном доме (блестящая насмешливая утопическая сцена этого «счастья» - пример тонкой самоиронии героев) и достойной работе. Мощь чаплиновского гения, мастерски избегающего хэппи-эндов, но при этом оставляющего надежду на лучшую долю, сработала в финале «Новых времен» безупречно: ничего не имея, герои идут, улыбаясь солнцу. И за это трезвомыслие и гуманность, за все те незабываемые минуты этого ноября, хочется сказать спасибо великому Чаплину. Спасибо тебе Чарли, что сделал нас в этом ноябре более человечными!
Зрители, знакомые с творчеством Фрица Ланга, могли бы с первых кадров провести параллели между новаторским и футуристическим «Метрополисом» и типичными чаплиновскими «Новыми временами». И там и там сюжет строится на зарождающемся индустриальном превосходстве машин над человеком. Но если у первого это обличено в большую метафору с библейским подтекстом, то исполнение старика Чарли производится в свойственной ему остросатирической форме. И всё бы ничего, но этот заведённый с 21-го года «волчок», обличающий по-настоящему тяжёлые времена, крутится слишком долго, заставляя периодически задаваться вопросом: «а что дальше?».
«Дальше», по мнению сценариста, актёра, режиссера и композитора (а это всё один человек), нужно не унывать и жить с улыбкой на лице. И, в общем-то, в этом есть своя правда. Но чего стоит улыбающаяся жертва под огромными механическими колёсами, вырастающих как «грибы» в начале XX века, трестов, корпораций и заводов? Маэстро всё это прекрасно понимает и даже исполняет, фактически, арию в одной из заключительных сцен. Арию по уходящему и умиротворённому настоящему, и по приходящему, абсурдному и непонятному будущему (по мнению консерваторов по типу Чаплина).
Спустя четыре года выйдет «Великий диктатор», ставший совершенно гениальной, вынужденной и не прикрытой сатирой. В том «апогее», мастерство режиссёра-актёра раскрывается в полной мере и становятся заметны «дороги», по которым прокладывался этот путь. «Новые времена» - одна из таких дебристых троп, где есть к чему придраться, есть что додумать, но делать этого совершенно не хочется.
Исходя из всего, можно сказать, что неизвестность всегда пугает. Так почему бы просто не улыбнуться, когда всё равно непонятно, что за той 'приоткрытой дверью'? К слову, среди современников, ТАК талантливо «смеяться сквозь слёзы» мог только Бродяжка. Персонаж, вопреки общему мнению, отражающий не эпоху, а исключительно человечность. Человечность такую, какая она есть - нелепую, грустную и совершенно непонятную, как та самая песня.
Жизнь — это лишь проявление желаний, и никто никогда не бывает ею удовлетворен
Смешной фильм про серьезные проблемы.
«Новые времена» был снят и выпущен в период Великой депрессии (Мировой экономический кризис). Мы уже привыкли к слову «Кризис», который никак не хочет покидать нас, и который совершенно перестал пугать население. С нами все понятно, у нас есть «духовная скрепа», выдержим.
А вот Великая депрессия в США, отчасти, отображена в этой картине. Новое время, которое неизбежно меняет всё вокруг, и заставляет людей меняться вмести с ним. Фильмы Чарльза Чаплина не могут быть не смешными – это факт. Дичайший настрой нашего любимого Бродяги не дает ему превратится в безликую массу. И порой, убрав оптимизм и надежду из этого фильма, ты начнешь замечать острые углы и настоящие проблемы.
Терпение и стремление обворожительного ЧЕЛОВЕКА вознаграждается встречей с прекрасной красавицей, которая тоже является ЧЕЛОВЕКОМ. Переломный момент в жизни Бродяги, который загорается невероятной целью и находит новый смысл жизни. В этот момент ты понимаешь, что достичь этой цели почти невозможно, хотя она вполне выполнимая. При первом появлении лачуги на экране, хочется реветь. Реветь сквозь смех. Особенно, если сравнить мечты и реальность. Жестокую реальность.
И всё-таки они были счастливы. Умение радоваться любой мелочи бесценно.
Отдельно хочется похвалить финальный, шикарный номер Бродяги, в котором мы первый раз услышали его голос, ознаменовавший закат немого кино. Ну и куда без филигранного катания на квадах.
Можно сколько угодно говорить о том, что для своего времени подобные фильмы были большими достижениями и вехой в развитии кинематографа, но сейчас их можно смотреть лишь только с целью узнать с чего всё начиналось, а не как хорошее и актуальное кино. И проблемы здесь не в том, что фильм немой или черно-белый, или в плохом качестве пленки – отреставрировали его очень даже хорошо. А в том, что кроме пары вскользь поднятых социальных проблем индустриализации этот фильм является абсурдной комедией и комедией совершенно не смешной. Большая часть шуток выглядит как человек три раза поскользнувшийся на одной банановой кожуре. Сама идея у них не лучшая, так её и еще и повторяют по несколько раз. При чем герою совершенно не хочется сопереживать с учетом того что он творит. И если в огнях большого города еще была очень трогательная романтическая линия и фильм был интересен за счет неё, то здесь и эта часть истории не интересна.
Чем ближе я продвигаюсь к первому месту Топ 250, тем больше рецензий приобретает красный оттенок. Хотя по логике должно быть наоборот. Но в случае с этим фильмом дело обстоит ясно. Еще одна работа в кино Чарльза Спенсера Чаплина, и еще одно приключение Маленького бродяги.
В Топе я насчитал пять его фильмов, и мне искренне интересно за какие заслуги. Если брать в расчет что это классика, то есть куча куда более хороших фильмов. Сюжеты тоже не особо уникальные. Хотя если смотреть с поправкой, что они сняты сто лет назад - тогда да, оригинальны.
Представим на секунду, что я не видел ни одного фильма в своей жизни. Естественно, увидев на экране Чаплина я останусь в восторге. Незамыленным, многочисленными фильмами, взглядом все выглядит просто шикарно. А теперь возвращаемся в 21-й век. Что же видно отсюда?
А отсюда мы видим один из самых надоедливых образов за всю историю кинематографа (по крайней мере для меня). А именно - Маленького бродягу. Из фильма в фильма кочующие кривляния, пантомима, падения, нелепая походка и погони. Юмористические отыгрыши (коими они должны быть) вызывают только скуку.
Да простят меня любители творчества Чарльза Спенсера Чаплина, но я считаю что его фильмы должны оцениваться отдельно. Это может и бессмертная классика, но весьма специфичная и на любителя. Не имею ничего против немого кино, однако именно чарли Чаплин не может мне предложить ничего интересного.
Топ 250 марафон. Фильм N157: «Buck up — never say die. We`ll get along!»
Если честно, долго не хотела приступать к просмотру, ибо боялась немого кино. Никогда смотреть не приходилось, и я думала, что это будет неимоверно скучно. На самом деле всё оказалось гораздо интересней, чем я ожидала.
Наконец-то, я увидела легендарнейшего Чарли Чаплина в действии. О нём слышали все: все знают про его знаменитые усы, про строго первую позицию ног, про богатейшую мимику, но не так много людей (по крайней мере из моего окружения) может похвастать просмотром фильмов с его участием.
Кто любит комедии нелепых ситуаций и превратностей жизни неуклюжих людей, является фанатом Мистера Бина, к примеру, тот однозначно получит огромное удовольствие и поставит высокую оценку. Я лично большого кайфа от такого рода комедий не получала, но здесь в принципе всё было очень динамично, события развивались быстро, поэтому я не то, чтобы очень прониклась, но получила много больше, чем ожидала.
Конечно, меня покорила история любви героя Чарли и героини Полетт Годдар. Настолько они оба дети, настолько искренние в кадре, настолько наивные, и от этого их история кажется особенно сокровенной. Это из серии: 'С милым рай и в шалаше' (и там даже было подобие шалаша), когда нет корысти, зависти, злости по отношению друг к другу, но есть жертвенность, искреннее желание помочь. Оба главных героя - альтруисты с чистой душой, и это, вне всяких сомнений, подкупает тем более в сравнении с фильмами современности, где такой чистотой и не пахнет.
Сама тема места человека в обществе, когда его вдруг внезапно заменяют на машину, актуальная в те времена, в принципе может олицетворять и любую современную ситуацию, связанную с несправедливостью по отношению к рабочему классу, а если брать шире, то и к людям вообще. В фильме много комедийных моментов, но, с другой стороны, чувствуется чёткий акцент на поиск своего места в жизни.
Фильм светлый, он говорит нам: 'Не опускайте руки, всегда есть выход из ситуации, всегда есть возможность стать счастливыми, найти свой дом, своё место'.
То, что фильм немой, совсем не чувствуется. Мне, привыкшей читать субтитры при просмотре дорам, так вообще. Эмоции, мимика, понятное дело, гипертрофированы, чтоб компенсировать отсутствие звука, и это поначалу вызывает отторжение, но ближе к середине я привыкла.
Повторюсь, что рекомендовала бы фильм тем, кто любит комедии ситуаций, основанные на нелепых и неуклюжих поступках обаятельного главного героя.