К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Надежда Николаевна Кошеварова была из тех редких советских режиссёров, которые всю свою жизнь посвятили самым сложным кинематографическим жанрам - комедии и сказке. Таких режиссёров совсем немного, ведь здесь необходим совершенно особый дар. Сказку, чтобы её смотрели несколько поколений зрителей, снять совсем непросто. Но Надежде Николаевне это удавалось. Пусть ни все они достигли высот 'Золушки' (1947), зато все они несут душевную теплоту и искреннюю любовь. 'Сказка про влюбленного маляра' - последний фильм в долгой сорокалетней творческой биографии Надежды Кошеваровой. Снимала она его в возрасте 85 лет, но это совсем не значит, что картине нужно делать 'скидки' - она в этом совершенно не нуждается.

Сценарий написали настоящие «титаны» советского кинематографа Валерий Фрид и Михаил Вольпин. История получилась яркой и интересной. Русский фольклор крайне богат сказочными персонажами, но сценаристы решили ограничиться 'джентльменским набором': водяной, леший, Баба Яга (Ягишна) и Кащей Бессмертный. Завязка истории вполне в духе конца 80-х: ни Иван-дурак, ни принц какой-нибудь заезжий, а простой работяга - маляр по имени Макар. Имя - что ни на есть русское: 'Куда Макар телят не гонял', 'Макар да кошка - комар да мошка', 'На бедного Макара и шишки валятся', 'Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал!' Все эти пословицы легко укладываются в экранные похождения юного красавца (Николаю Стоцкому на момент съёмок было 22 года).

История течёт плавно, позволяя каждому новому персонажу полностью раскрыться. Георгий Штиль в роли водяного - весьма убедителен. Чихает натурально. Да и как не чихать, если у него пар изо рта идёт! Его добрый совет, как Макару соединиться со своей дамой сердца, ведёт маляра дальше - в покои королевы (Нина Ургант). Здесь, как и положено в хорошей сказке, герой понимает, что на корысти и обмане своего счастья не построишь, поэтому отправляется дальше, чтобы выполнить данное королеве обещание. Через многие препоны и преграды придётся пройти Макару, многих странных людей и существ повстречать, пока не достигнет он земли запретной - Кащеева царства. Валерий Ивченко попал в образ на все 100%. С Георгием Милляром из 'Кащея Бессмертного' (1944) его сравнивать не стоит хотя бы потому, что это совершенно разные типажи, но главное - совершенно другое время.

Русская сказка - это, прежде всего, фольклор. А фольклор - это прибаутки, поговорки, пословицы. В фильме они текут весёлым говорливым ручейком, добавляя картинке внутреннее содержание. 'Тебе горе глаза выело, а меня любовь слепым сделала', 'Глупым ухом - умным слухом!' 'Смерть его далеко и достать её нелегко', 'На лужок ногой - голова долой!' Александр Сергеевич Пушкин в 'Сказке о Золотом петушке' писал: 'Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.' Поэтому финальное напутствие зрителю - это добрая традиция советских сказок. Имеется такое напутствие и здесь: 'Самое главное лекарство в жизни - чистая совесть!' Кроме того, нужно помнить, что взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети. Хотя бы потому, что одни из них сказки читают, а другие в них живут...

10 февраля 2023 | 05:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: