К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В этом фильме, рассказывающем о бедном деревенском парне, пришедшем в город на заработки, в главной роли выступает человек легенда, актёр индийского кино Радж Капур.

О фильме. К стыду своему, я видела этот фильм впервые (раньше только читала и слышала о нём). Но, наверное всему своё время, и мне время пришло посмотреть этот фильм именно сейчас, чтобы понять и принять его во всей полноте и зрелищности. Хотя, я кажется поняла, почему не могла найти этот фильм раньше. Я о нём знала только как о фильме под названием «Под покровом ночи», о том что он называется «Бодрствуйте», узнала только совсем недавно, около месяца назад. И сразу же нашла его и смогла посмотреть.

...Спустилась над городом ночь. Высокие тёмные здания кажутся спящими злыми чудовищами, поглотившими и хранящими в чреве своём все богатства страны. Ночь бродит по улицам. Сторожа пугают случайных прохожих своими пронзительными окриками «Слу-шай! Слу-шай!». Но город спит, опьянённый властью, пресыщенный богатством и грехами. Лишь один человек бодрствует — молодой деревенский парень в грязных лохмотьях (Радж Капур). Он оброс жёсткой нечёсаной бородой, у него испуганные глаза и пересохшие от жажды губы. В этом городе, что лежит одетый в сухой камень, он ищет немного воды...

Заглянув через ворота огромного дома, он видит, наконец, воду. Медленно и бесполезно она капает из крана. Парень пробирается во двор дома, подставляет руки... Но прежде чем капля воды смочила его пересохшие губы, кто-то закричал: «Вор! Вор!». В одно мгновение этот пугающий крик взволновал и привёл в движение спящий дом. Распахнулись сотни окон, и уже десятки голосов кричали: «Вор! Вор! Ловите его! Бейте его! Убейте его!». Парень почувствовал: разъярённая толпа разорвёт его на куски. Скрываясь от преследователей, он перебегает из комнаты в комнату, из квартиры в квартиру и становится невольным свидетелем многих странных сцен: в этих фешенебельных современных квартирах, где обитают богатые и уважаемые члены общества, повсюду совершаются то кража, то грабёж.

Так простой деревенский парень безмолвно наблюдает в эту ночь неведомую ему жизнь обитателей большого города. Он узнаёт, что респектабельность носит маску. А когда приступ страха и паника, вызванные появлением вора, который вовсе и не вор, срывают маску, то обнажается отвратительная, трусливая физиономия сильных мира сего. Пройдя через тьму этой роковой ночи, герой, которому автор не дал имени, но который олицетворяет миллионы обездоленных, выходит из неё умудрённый опытом и обогащённый новым пониманием жизни и новой верой в будущее. Оказывается, не так страшна и необорима тёмная ночь! Её можно и должно победить. И тогда из душной тьмы родится новый день, день правды и справедливости. И как вестники нового зарождающегося дня, протянутся к нему руки невинного ребёнка, и наполнившись новой силой сияния глаз этого маленького человека, наш герой наконец находит спасительный выход.

О создателях фильма. Впервые советские кинозрители познакомились с Раджем Капуром в фильме «Бродяга», который демонстрировался во время недели индийских фильмов в СССР в 1954 году. Сразу полюбился им герой этой киноповести, но особенный успех выпал на долю исполняемой им песенки, которая затем долгие годы была популярной. Позднее состоялась новая, не менее приятная встреча с талантливым актёром и режиссёром в картине «Господин 420». Нередко можно услышать, как Раджа Капура называют «индийским Чаплином». Действительно, в творчестве того и другого много сходного — в актёрском почерке, в режиссёрской манере, наконец, в самих фильмах, в сюжетах. В центре кинопроизведений у того и другого «маленький», казалось бы, ничем не примечательный человек. Но у него большое и мужественное сердце, смело борется он против несправедливости, защищая слабых и обездоленных. Образ этот полон мягкого, искрящегося юмора. И отдельные неудачи на трудном жизненном пути вызывают не жалость к этим «маленьким» людям, а лишь искреннее сочувствие. Единственной речью главного героя фильма становится финальный монолог, как крик отчаяния загнанного в угол человека. Эти слова потрясают и поражают неприкрытой горечью и настоящей трагедией общества живущего как во тьме...

10 из 10

22 января 2019 | 21:15
  • тип рецензии:

Меня неописуемо удивляет рейтинг этого восхитительного фильма на этом сайте. Хотелось бы посмотреть на людей, которые поставили такую низкую оценку, но буду надеяться, что это сделали те самые любители типичного индийского кино с песнями, танцами и любовью через край. В чём-то я понимаю российских зрителей - индийское кино осознаётся нами как стереотипное явление, где должны быть вышеупомянутые песни, танцы, любовь, враждующие семьи влюблённых и т.п. Не удивительно, что современный зритель попросту не понял, о чём этот фильм на самом деле. Да и советский перевод откровенно извратил многие диалоги.

Радж Капур для Индии (и для Советского союза в том числе) человек совершенно особенный, с уникальным мышлением намного опережающим своё время. Помимо открытия первого цветного кино в Индии, первой социальной драмы и множества других жанров, он открыл своей стране такой удивительный жанр как архаус, и картина 'Бодрствуйте!' стала первой. Визуальный компонент сведён к минимуму, привычная красота индийской культуры осталась только в отголосках финальной песни, а пронизывающая доброта болливудских картин здесь угасает с каждой минуты. Сейчас этот фильм можно легко отнести к жанру нуар. Атмосфера недоверия, лицемерия, обмана и пессимизма, такая не свойственная для индийского кино, шокирует. То, с какой откровенностью облачаются все пороки общества, от низших слоёв до элиты, удивляет.

Главный герой - безымянный крестьянин (а не Мохан, как написано в аннотации), попавший в многоэтажный дом ради одной цели - добыть глоток воды. Его цель до безумия проста и понятна, но то, к каким последствиям она приведёт, невозможно предположить. Оборванных, в грязных лохмотьях и с густой щетиной на лице, он оказывается непонятым ни простыми людьми с нижних этажей, ни подавно богатыми с верхних. По мере его передвижения по дому (от первого этажа до последнего) он попадает в разные квартиры, где становится невольным свидетелем самых разных пороков. Один изменяет жене, другой ворует деньги с места, где работает, третий и вовсе настоящий преступник. Впервые индийское кино подняло вопрос о греховности человека, не зависимо от его социального положения. У каждого есть свои тёмные стороны, и так ли правильно осуждать другого за то, чем страдаешь сам?

Герой, блестяще созданный и сыгранный Раджем Капуром, не имеет даже имени, но имеет то, чего нет ни у кого - душу. За всю картину он не произносит ни одного слова, только в конце он, измученный от издевательств 'честных' жителей, истошно кричит о своём горе, облачая их поступки. Люди погрязли во лжи, в собственной злобе, они ищут слабого, того, кто не может ответить, и вымещают злость на нём. Унижают, причиняют физический вред, клеймят простого человека, просящего воды, вором, и считают это правильным. Люди сродни животным чувствуют страх слабого и убивают его. И эта откровенная жестокость поражает. Из дома наш герой выходит уже совсем другим человеком. Пройдя буквально все ступени ада (а в фильме очень сильна христианская линия), он приобретает новую цель в своей жизни, становится сильнее.

Меня глубоко поразил этот фильм, заставил задуматься так, как ни один фильм Раджа Капура прежде. Я люблю его 'Бродягу', 'Господина 420' и остальные фильмы. Но 'Бодрствуйте!' - это апофеоз его драматического мастерства, действительно гениальный актёр, который уже пол века является единственным индийским актёром, попавшим в список великих актёров мира. Божественная игра. Финальный монолог, наполненный отчаянием, гениально сыгран. Не зря сам Джавахарлал Неру, один из самых видных политических деятелей мира, на премьере этого фильма в Дели аплодировал стоя.

10 из 10

28 июля 2015 | 16:01
  • тип рецензии:

Экспериментальный, абсурдистский фильм капуровской команды! Блестящее развитие классического образа Бродяги (на этот раз в ипостаси одетого в дхоти крестьянина), ставшего здесь немым как его архетип в фильмах Чарли Чаплина. Последнее явление Наргис перед склоненным Раджем (после которого она навсегда покинула Р. К. Филмз).

Герой весь фильм мучается - мечется - прячется - натыкается - убегает - не может найти пристанища внутри какого-то огромного многоквартирного жилого комплекса, символизирующего городской муравейник. Из муравейника нет выхода. Герой хочет пить. Он в полном отчаянии. Но наступает утро, открывается волшебная дверь, появляется женщина с кувшином. Конечно, это Наргис!

18 мая 2011 | 00:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: