1945 год. На оккупированном острове, ныне разделённом между Индонезией, Брунеем и Малайзией, ведутся ожесточённые боевые действия между австралийскими и японскими войсками. Оба - солдаты противоположных сторон. Взвода обоих уничтожены. Они стоят один на один, у каждого - винтовка с оптикой, у каждого - один выстрел...и у каждого - своя жизнь за плечами и впереди...
И, как ни странно, фильм не только о снайперах, хотя сполна прорисовывает все детали снайперской дуэли, да так, что фильм этот смело можно ставить в один ряд со 'Снайперами' Семёна Тимошенко (1931 г.), Луиса Льосы (1992 г.) и Данте Лама (2010 г.): герои стреляют, меняют позиции, роют подкопы, используют особенности своих и чужих винтовок - словом, изводят друг дружку, как только возможно, и, при этом, смотришь на всё это, не отрываясь. Эта, на первый взгляд, мрачная психологическая драма вовсе не затянута и не скучна - напротив, с первой минуты до последней я, не отрываясь, наблюдал за приключениями обоих снайперов.
О чём этот фильм? Об уважении к противнику, о том, что каждый солдат, убитый тобой - на самом деле, ещё один человек со своей историей жизни, а не безликая тушка в форме с каской на голове и стволом в руках, которую в штабе для пущей простоты обозвали: 'Джап\Фриц\Иван\Янки\Томми (указанное - подчеркнуть, пропущенное - вставить)', о том, что сколько бы боли не принёс тебе враг, всегда есть нечто похуже, ибо оба героя, наконец, 'найдя' друг друга, практически, в упор, почти тут же сталкиваются с одним из самых леденящих кровь ужасов войны, отступив перед ним и прекратив свой безумный поединок...
Фильм очень удачный. Во-первых, снят оригинально - антивоенная драма через снайперскую дуэль, во-вторых, показана в кадре австралийская армия, что уже несколько плюсует к фильму, ибо даже Советов в иностранных лентах показывают несколько чаще, в-третьих, порадовал конец, за него - отдельное спасибо.
Ляпы? Ну, есть, конечно, но, в целом, сводятся они к тому, что несколько неясно, как в какой-то момент Иитиро (кстати, с японского переводится, как 'тигр') видел Бреннана в прицел на, казалось, открытой местности, а, стоило Стэнли сместиться на сантиметр вправо - и тут же в окуляре сплошняком виднеется поросль. Да и ляп ли это?
Обязательно рекомендую фильм к просмотру. Хотя бы за задумку, продуманность персонажей и однажды виденную у Льосы в фильме со схожей тематикой атмосферу джунглей.
Так повелось, что часто, каждый раз делая выбор, какой же фильм из не разрекламированных посмотреть, я целеустремляю свой взгляд на постер, на описание...я пытаюсь прочувствовать по этим ничтожно маленьким крупицам - стоит ли игра свеч. Хотя знаю - какая же это глупая методика. Но, интуиция друзей не выбирает.
Я начал смотреть эту картину, имея соответствующее настроение спокойствия и сосредоточенности. Свет за окном уже не щиплет глаз, а в комнате всем лампам, я приказал заснуть.
И вот, слыша шелест больших лопухов джунгливых растений, дождь, бьющий будто прямо в темечко, я ощутил себя вместе с бойцами, которые пребывают в новую точку дислокации своих товарищей. Состояние полудремы и некой усталости за прошедший день не давало мне приобрести хоть долю бодрости. Как и бойцам. Но взрывы вновь пробуждали мою 'несобранность'.
Почти стремительные события - лагерь, помывка, инструктаж и назначение группы для выдвижения на разведку, не дали мне заметить как быстро прошло выдвижение взвода в составе гусеничной машины, для устранения отбившейся группы противника.
Неспешная и тщательная разведка, видно - в боях 'обстреленный' сержант, хорошо и по-отечески ведет свое отделение, давая практические уроки своим неопытным 'Стэнли', о важности товарищеского плеча и бдительности на посту. В то время, как по ту сторону, оставшиеся в живых друзья по-гражданке и сослуживцы не разлей вода, пытаются сохранить единственную драгоценность воина, 'самурая' - честь.
Японцы знают как дорожить семьей - это автоматизм характера. Они рвутся в бой так же резво, как и жить, любить, воспитывать. Их дома, как и чужестранцев, ждут любящие, скорбящие семьи. У них тоже есть - для кого продолжать жить, и за кого умирать.
...В момент, когда умелый японский боец наводит неразбериху в рядах патрулирующих, перво-наперво достается всем более-менее опытным сослуживцам Стэнли, но не ему. Из-за своей мальчишеской нерасторопности и кажется плохой выучки, но не без наличия старательности, ему чудом удается найти укрытие вместе со своим братом по оружию. В попытке совершить маневр на выживание, уцелевшие решают обмануть японского стрелка. Но весь план найдя пути реализации, становится путем к краху лишь по мановению рока.
...И весь этот стрелковый бой один-на-один, в одинаковых условиях - имеет только одну разность по обе стороны. Стэнли из-за своей плохой боевой подготовки, не нюхавший пороху - непредсказуем;японский стрелок - меткий, выверенный и опытный, с холодной кровью самурай.
...И эта последняя пуля, та что осталось у каждого из них, призвана лишь быть инструментом в их руках - став возможно последним выбором в их жизни: с выстрелом, забрать бесценную жизнь или спасти, совсем неповинную на этом поле боя душу.
На войне, как говорил один прапорщик, везет тем кому суждено повезти. Пуля как известно 'дура'. Она убивает без разбору, и хорошо обученных профи и зеленых новобранцев.
Фильм по настоящему хорошая драма. Столкновение двух солдат показано почти идеально. Маленький минус лишь в нехватке опыта снимать военные сцены у австралийских киношников. Но минус этот не существенен. Он практически незаметен. Противостояние японского профи снайпера и австралийского новобранца с лихвой закрывают этот минус. А присутствие юмора и достойный финал вызывают хорошие чувства после просмотра.
Для тех кто понял 'Тонкую красную линию' фильм обязателен к просмотру.
Действительно качественная военная драма... Сюжет и постановка фильма настолько втягивает в противостояние непримиримых соперников, что постепенно начинаешь метаться перед экраном и переживать за обе стороны...
Всё показывается настолько жизненно и естественно, что начинаешь задумываться о несправедливости жизни... Ведь в центре внимания - достойные враги... Враги которых понимаешь... Понимаешь, что у каждого своя правда, правда, которая доступна зрителю и он сможет разделить её с героем... И эта правда приведёт одного из них к гибели...
Рекомендуется любителям действительно качественных психологических военных драм...