К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Нет, Китон не режиссер и не автор сценария этого фильма, также он не снимался в нем и не был гэгманом, но все-таки он во многом важная фигура этой истории. Удивлены? Начнем с исторической справки:

Сестры Толмадж современному зрителю неизвестны, а если и знакомы, то малому количеству киноманов, да и то наверняка только из-за того, что сестра больших звезд тех лет Нормы и Констанс Толмадж - Натали, была женой Бастера Китона, их несчастливый брак стал впоследствии одной из главных причин краха кинокарьеры Китона. Как мы уже поняли фамилия легендарного комика тесно связана с кланом Толмадж, по сути это был большой семейный кинобизнес, продюсером сестер Толмадж и Китона был муж Нормы Толмадж - Джозеф Шенк. Фильм был снят в 1926-м году, прекрасное время, до финансового кризиса 3 года, немое кино правит бал, фильмы сестер Толмадж успешны и популярны, а сами они часто попадают на лидирующие позиции в списках лучших актрис в киножурналах (увы, в современных списках их не найти, ими практически никто не занимается, многие фильмы утрачены), а Китон вот-вот начнет работу над своим главным роскошным фильмом, который в последствии будет неоднократно попадать на высокие позиции в списках лучших немых фильмов за всю историю - 'Генерал' (в свое время некоторая американская критика приняла фильм довольно негативно).

Кики - французская комедийная пьеса, которую в 1921 году поставил на Бродвее известный американский театральный продюсер Дэвид Беласко. Пьеса была очень популярной, в общей сложности состоялось 600 (!) показов и шла она почти 1,5 года. Осенью 1922 года Бастер Китон сняв свой последний короткометражный фильм отправляется в Нью-Йорк вместе с женой и новорожденным сыном, где в ожидании Шенка (тот находился в этот момент в Европе) и нового контракта на съемку собственных полнометражных фильмов, коротает время за просмотром бродвейских постановок, он занят поиском подходящих сценариев для себя или сестер жены. В один из осенних вечеров он посещает показ пьесы 'Кики', которая ему понравилась настолько, что он настоятельно рекомендует Шенку купить её для Констанс Толмадж (она играла в комедиях и была популярной комедианткой, а Норма позиционировалась как великая драматическая актриса), это был потенциальный кино-хит. Джозеф Шенк прислушивается к совету своего подопечного, покупает пьесу, но сняли фильм только спустя почти 4 года и главной героиней стала не Констанс, а Норма (по некоторым данным в этот период Констанс почти на год покинула США и кинобизнес, выйдя замуж за англичанина). Китон обладал отличным вкусом, точным пониманием того, как должно выглядеть кино и как должна быть построена отличная история, он вполне мог бы стать профессором в киноинституте, если бы это не звучало так серьезно (преподавателем он естественно не стал, но его интервью можно компилировать в идеальный учебник о механике кино для будущих сценаристов и режиссеров).

Рецензия на фильм:

Кики - комедийный дебют в карьере драматической актрисы Нормы Толмадж, фильм был очень успешным и получил множество положительных отзывов от критиков. На мой взгляд, весьма заслужено. Не могу сказать, что мне нравятся драматические роли Нормы, но мои собственные претензии в данном случае в основном из-за сценариев. Если история мне не нравится, то идеальная актерская игра не компенсирует её. Идеальный фильм на мой взгляд - микс хорошей актерской игры и хорошего сценария. Многие картины тех лет снимались по сценариям популярных бродвейских пьес, но не все из них имели хорошие, убедительные и интересные истории. Этот фильм - приятное исключение, в этом фильме мне нравится очень многое.

Во-первых - история, она хоть и не идеальная, но замечательная, довольно простая, игривая, это хорошее развлекательное и легкое кино о любви. История во многом ставшая, как и многие немые фильмы - основой будущих кино-клише - бедная девушка очаровывает богатого театрального продюсера. Клише это, конечно, не очень хорошо, но разве первоисточник виноват, что будущие кинодеятели вдохновляются и клонируют приемы и темы? Для меня в нем практически нет неловких моментов, вызывающих неоднозначных вопросов (ну кроме момента, когда Кики прыгает на кровати, а слуга стоит за дверью и представляет нечто другое... но это на самом деле плюс, чем минус, это хулиганские намеки докодексового кино, когда зритель смотрит немой фильм и слышит его).

Во-вторых - актерский состав, частым партнером в разных фильмах сестер Толмадж был кино-красавец тех лет, а также будущая большая звезда звукового кино - Рональд Колман (Виктор Реналь), кроме него в этом фильме сыграл харизматичный Джордж К. Артур (Адольф, слуга) и его вечная борьба с Нормой Толмадж (Кики) за место главы дома выглядит очень забавно. В те времена, если можно так выразиться, золотым правилом хорошего американского (это важно, Европа работала обычно иначе) фильма - было наличие множества действующих лиц (иногда больше 5 человек, что вызывает часто трудности в восприятии истории), и деление между ними экранного времени чуть ли не поровну. В данном фильме экранное время между 5-ю основными действующими лицами поделено очень гармонично, и это определенно большой плюс.

В-третьих - визуальная составляющая и декорации, снималось все в павильоне, но выглядит роскошно, кроме того в рамках американского кино фильм снят очень хорошо, отличная скорость повествования, стандартный монтаж, фильм не ощущается затянутым, нудным, или наоборот очень быстрым. Хотя это и неудивительно, режиссер фильма 6-ти кратный номинант на премию Оскар - Кларенс Браун, в его копилке множество отличных лент, ставшими впоследствии культовыми, например 'Анна Кристи' с Гретой Гарбо. Еще один приятный момент для меня, не смотря на то, что фильм-пьеса, он не оставляет после себя чувства просмотра кино-спектакля, он смотрится как фильм и выглядит как фильм (ничего не имею против кино-теле-спектаклей, там, где это является основной идеей, но если фильм снимается как кино - он должен выглядеть именно как кино).

Ну и напоследок - интертитры. Интертитры - не самая приятная вещь в немом кино, особенно если их безумного много, как в фильмах у Гриффита, зритель устает от обилия титров. Китон считал, чем меньше титров, тем лучше, фильм должен быть понятен визуально. Еще одно достоинство 'Кики' - в фильме умеренное количество интертитров, многие титры здесь служат не для пояснения происходящего на экране, а в качестве дополнительной отличной шутки (тут много интересных игр слов, фразеологизмов), которую не передать визуально. На мой взгляд это определенно плюс.

Мой итог: хороший фильм, который можно посмотреть приятным субботним вечером. Если вы любите немое кино, я думаю вам тоже понравится этот фильм.

29 декабря 2021 | 05:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: