- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Московский Академический Театр Сатиры времён Валентина Плучека. Т. е. времён расцвета. Из четырёх новелл его спектакля 'Маленькие комедии большого дома' сильнее остальных выделяется «Грабёж». О нём и пойдёт речь.
Когда Чак Паланик был ещё прыщавым подростком, в Советском Союзе уже имелась сатира на консьюмеризм. Хотя самого консьюмеризма в нём не было. Во всяком случае, массового. Но человеческая, и в особенности, женская природа такова, что даже в ограниченных покупательских рамках Совка, она порой умудряется делать из вещей культ, забывая про настоящие человеческие ценности.
Герой 'Грабежа' Алик (Миронов), женился на Ольге (Защипина), мебельном шопоголике со стажем. Причём с течением времени болезнь только прогрессирует, и Алик превращается даже не в вещь - его ценность для жены становится меньше, чем любого канапе, секретера, козетки, и уж тем более финского покрывала. Парадокс истории в том, что на счастье доведенного до отчаяния мужа, в квартиру пробирается вор, который и собирается часть этого богатства прибрать к рукам. Более того, случайный знакомый становится единственным, кому можно по-настоящему излить душу.
Новелла 'Грабёж' - настоящий актёрский пир. Тут, как нигде работает формула 'драму надо играть как комедию, а комедию - как драму'. Никакого водевиля и дешевого позерства. Миронов существует в четко выстроенном конфликте, барьерах, преодолевая которые от сцене к сцене, он и накапливает необходимый эмоциональный масштаб, а не симулирует его внешне. При этом в нужные моменты включает фирменные 'бриллиантовые' ужимки, но очень дозированно. Хотя чего говорить - тут всё на высшем уровне. Спектакль начинается с его монолога один на один со зрителем, и уже в сам монолог Миронов входит с таким шлейфом, что фальши практически не чувствуется. Спартак Мишулин ничуть не теряется на его фоне. Оба мастерски владеют пластикой, биохмеханикой, сценическим общением. Никакого 'белого' звука, каждая нотка в голосе осмыслена, а тембры узнаются сразу и запоминаются надолго. Тут тебе и отличный актёрский вокал и просто прекрасный вокал, если говорить о Наталье Защипиной. А из отдельных сцен можно было смело делать эстрадные номера. В общем, не спектакль, а просто школа. Смотри и учись.
|
прямая ссылка
27 октября 2014 | 02:21
Здравствуйте, все! Я два вечера подряд смотрела этот шедевр! И я не только не пожалела, что потратила свободное время на спектакль, вместо того, чтобы готовиться к предстоящему ГИА; я была так рада тому, что забыла про эту алгебру, геометрию и т.д. Как же я благодарна тем, кому пришла в голову великолепная мысль записать его на плёнку! Спасибо!!! Я - это поколение 21 века, но после таких произведений искусства хочется хоть на чуть-чуть переместиться в то время, сходить в тот театр, посетить тот кинотеатр, тот зал Московской консерватории. Золотое время Московского театра Сатиры! Золотые актёры, золотые режиссёры!
'Маленькие комедии большого дома'- это не только 'золотой запас' театра Сатиры, это 'золотой запас' отечественной культуры; настоящей культуры, настоящего искусства, а не фальшивого. Мне кажется, что вопросы 'Куда все это ушло?', 'Как это вернуть?' стали, по значимости и, по не возможности найти ответ на них, сравнимы с вопросом «В чём смысл жизни?». Спектакль не просто комедия, там не только можно посмеяться от души, над тонким юмором, он заставляет задуматься. Не буду писать, над, чем именно он заставляет задуматься, это должен определить каждый человек сам для себя. Он находиться на границе между комедией и драмой. И не удивительно, ведь одним из его режиссёров является Андрей Александрович Миронов. Человек, который всю свою актёрскую жизнь хотел играть драматические роли, а «доставались» комедийные, но так как он играл комедию, не сможет сыграть, ни кто. В театре такие роли были, но в кино их мало. «Фантазии Фарятьева», «Сказка странствий», «Мой друг Иван Лапшин», «Белые розы, розовые слоны», «Страницы журнала Печорина», «Назначение», мною обожаемый спектакль «Безумный день, или женитьба Фигаро», который шел 18 лет(!) на сцене театра Сатиры(я не могу смотреть другие постановки с другими актёрами, зная КАК Фигаро играл Миронов, и зная какую роль в его жизни сыграл этот спектакль), «12 стульев» (да, именно «12 стульев», из-за которых вот уже чуть ли не 40 лет Россия разделилась на две половины, я же обожаю оба фильма. «Но это уже совсем другая история»), все эти фильмы я знаю буквально наизусть; во всех он… скажем так, не Геша Козодоев ( хотя этот фильм я тоже безумно люблю), он другой, он разный и он Гениальный! Но, впрочем, я отвлеклась, про Миронова я могу писать много и долго, так как он мой любимый Артист, меня нужно останавливать.
Вернусь к спектаклю… скажу честно больше всего мне понравилась новелла «Грабёж». Дуэт Миронов, Мишулин- это просто сказка! У меня всю жизнь станет возникать не лице улыбка при слове «селёдка», никогда не забуду выражение лица у Андрея Александровича в этом эпизоде; ну а его монологах в этой новелле и говорить нечего, можно только посмотрев оценить их. Оценить… слово то, какое! Его игра не поддаётся оценкам! Только посмотрев, можно понять КАКОЙ человек творил на этой земле! Низкий поклон и нескончаемые аплодисменты! При просмотре этой новеллы промелькнула одна мысль, которую я старалась изо всех сил прогнать из головы, и мне это удалось, но «не будем о грустном».
Какие они пластичные, гибкие, элегантные! Когда они пробирались через эти «катакомбы» это особенно видно. «Лапонька, я на стеночке. Что дальше? Скажи мне, куда дальше?». А как Миронов в миг, перевоплощался в разных героев, чтобы показать герою Мишулина, Грабителю, его жизнь с другой стороны, с «изнанки».
В общем одним словом, Браво!
Я писала про «Грабёж», но это не означает, что другие новеллы мне вообще не понравились. Просто эта запомнилась лучше, она, для меня, ярче других. Мне очень понравилась последняя «Пой, ласточка, пой!». Анатолий Папанов там такой трогательный, такой чувствительный, ранимый. Потрясающий актёр. И первая понравилась «Смотровой ордер» с великолепной Татьяной Пельтцер. И конечно новелла «Звуковое письмо» в исполнении второго режиссёра Александра Ширвиндта. Про каждую можно долго-долго говорить, я этого делать не буду. И так уже очень длинно получилось. Да, краткость, когда я пишу про то, что нравиться, становиться мне не только, не сестрой, даже не подругой.
В конце хочется сказать ещё одно:
«Скажу по чести Киса, я не знаю всего того, что с нами случиться завтра, но бессмертие я вам гарантирую. Пройдут годы Киса, а они пройдут, многое забудется, но благодарные потомки, никогда не забудут…». Да, Вы были совершенно правы, многоуважаемый и любимый Остап Бендер, мы никогда не забудем Вас! И Вы сдержали свое слово, стали бессмертны, благодаря таланту и труду, который не виден в игре! Я говорю не только про Миронова и Папанова, героев этого эпизода, а про всех, память о которых, живёт в наших сердцах, проникая в них со сцены театра и с экрана телевизора… Спасибо, что Вы есть…
10 из 10
для меня иначе быть не может!
|
прямая ссылка
04 апреля 2013 | 21:52
Как писать рецензию на спектакль выдающихся драматургов, сыгранный золотым составом театра Сатиры? Как можно оценивать мастерство, которое до сих пор не удалось превзойти ни одному театру (недаром после смерти Андрея Миронова 'Маленькие комедии большого дома' убрали из репертуара, и до наших дней театры не решаются браться за постановку не столько из-за ее 'неактуальности', сколько из-за сложности)? Рассуждать можно только с позиции восхищения и любования гениальной игрой актеров, трогательными и правдивыми сюжетами из обычной жизни и новаторским для того времени сценическим оформлением.
Неверно утверждение, будто для нынешнего времени неактуальны проблемы, поднятые в пьесе (и, заметим, решенные исключительно с человеколюбием и добрым юмором). Идеи каждой из пяти новелл не только не утратили своей актуальности - они особенно ценны в наше разобщенное время, когда, казалось бы, меняется антураж, общий фон жизни, но проблемы остаются прежними.
Первая новелла, 'Смотровой ордер', переносит современного зрителя в оптимистичное время переездов, когда людей расселяли из 'коммуналок' в квартиры в новостройках, а после рождения детей расширяли семьям жилплощадь. Поэтому многим зрителям и тогда, и сейчас понятен восторг главной героини, матери (уже бабушки) семейства в исполнении несравненной Татьяны Пельтцер, по поводу переезда в более просторную квартиру. И пусть на окраине, пусть на другом конце города, но героиня Пельтцер радуется жизни, переезду как событию и движению вперед, любит своих детей и внуков и гордится ими безмерно.
Однако встречаются самые разные матери. Кто-то радуется каждой маленькой победе своего взрослого сына, а кто-то пытается контролировать каждый шаг, командовать и принимать решения за него. Что из этого получается, мы увидим в новелле. Разве в наше время нет подобных родителей и детей? Разве квартирные вопросы до сих пор не являются камнем преткновения в отношениях людей? Но, заметим, героиня Пельтцер с ее простотой, добротой и чувством юмора просто восхитительна, ее образ подсказывает позицию автора: только так можно чувствовать простор в тесной многоэтажке и ценить самое дорогое в жизни.
Герой второй новеллы, чью роль исполняет блистательный Андрей Миронов, интеллигент, чья жена одержима коллекционированием всевозможного антиквариата. В погоне за дорогими вещами они перестают слушать друг друга и, кажется, забывают о главном. Однако герой, хоть и отягощен жизнью в 'доме-музее', все же не может от нее отказаться: 'Слабый я, вялый... Жена все это любит, а я ее'. И вот, в дом забирается грабитель (Спартак Мишулин). Казалось бы, криминал, преступление, но для нашего героя это надежда обрести новую жизнь... Эта тема также не утратила своей актуальности до наших дней: в погоне за дорогими вещами, брендами, в стремлении приобрести статус и имидж иные забывают и о своем предназначении, и о том, что жизнь коротка. Правда, в новелле об этом сообщается с юмором, через забавные диалоги героев. А чего стоит великолепный, искрометный монолог героя Миронова, где он в лицах разыгрывает приход гостей! Даже в этой небольшой репризе его гений раскрывается сполна.
Идея третьей новеллы понятна всем, у кого есть соседи. Жизнь большого дома кипит, и у каждой семьи своя история, своя романтика - и свои серенады. Однако счастливы те, кому через годы удается пронести музыку в душе, романтику и ту самую первую влюбленность. В новелле нет 'звездных актеров' (за исключением, пожалуй, Екатерины Градовой, которая за год до этого сыграла свою звездную роль в '17 мгновениях весны'), она состоит из микро-историй и тем и очаровательна. А уж темы соседства и утраченной романтики близки нам в нынешнее время как никогда.
Четвертая история - 'Звуковое письмо' - своеобразное обращение отца в исполнении Александра Ширвиндта к своему взрослеющему сыну. Здесь в особой форме нам преподнесена вечная проблема отцов и детей - разность поколений и, как следствие, непонимание и конфронтации. Но как обращается отец к своему сыну? Исключительно спокойно, терпеливо и с мягким юмором. За внешней невозмутимостью скрывается тревога за его будущее, за то, будет ли он востребован и счастлив, когда шагнет во взрослую жизнь. Отец прекрасно знает привычки и интересы сына (что бывает далеко не всегда) и записывает свою речь на пластинку в надежде, что тот послушает - и услышит.
И наконец, последняя новелла, пожалуй, самая трогательная во всем спектакле. Она о мечте, о стремлении обрести в суете свою отдушину, а не просто быть винтиком - заведующим, исполняющим обязанности, служащим. О желании найти единомышленников, людей, которые поймут тебя и которым ты окажешься нужен. Осмелюсь заявить, что роль начальника ЖЭКа, руководителя хора, - это одна из самых проникновенных, трогательнейших ролей Анатолия Папанова.
Меняются эпохи, и мир вокруг нас преображается, и время летит все стремительнее. Но на протяжении веков идеалы остаются прежними: цените каждый миг жизни, любите своих близких и творите добро на пути. Это и сообщается в спектакле в такой, на первый взгляд, легкой юмористической форме. Пожалуй, уже за это содержание стоит его посмотреть. А если учесть форму, то есть то, как мастерски поставлен спектакль и как гениально сыгран, - стоит пересматривать его снова и снова, любуясь и восхищаясь.
|
прямая ссылка
25 августа 2010 | 03:08
Телеспектакль, состоящий из несколько сценок с участием разных актеров, повествующий о жизни советских людей. (именно советских, потому что для современного общества эти фрагменты не характерны).
Особенно меня порадлвал номер с Мироновым и Мишулиным. Отличная актерская игра Миронова - как он ломает комедию, изображая пришедших гостей, это бесподобно. А как здорово произносит Андрей Миронов фразу : 'Лапонька моя, я ненавидел биде, запомни это раз и навсегда'. Несколько раз перематывал, и смеялся. Также характерен короткий образ женщины, которую изображал Миронов: 'прочитала недавно Хамингуэя, прекрасный роман, а вы не знаете кто его написал?' Эта женщина - яркий пример людей, которые ходят в кино и театр, читают литературу не ради удоволсьтвия, а ради того, чтобы выглядеть воспитанными и культурными, на самом же деле это невежды. Почему то всплывает женщина из 'легкой жизни' с Яковлевым, которая выходя на антракт с многозначительным видом говорит о том, что слышала исполнение и получше. Кстати проблема вещизма поднятая в сценке с Мироновым, также была затронута в 'легкой жизни'. Номер с Мироновым и Мишулиным прекрасно оформлен в музыкальном плане (понравилась как сама музыка, так и песня Мишулина).
Остальные сценки порадовали меньше, чувствуется, что юмор несколько устарел. Однако, еще можно выделить сценку с участием Папанова, который держит 'на крючке' хор, будучи начальником ЖЭКа.
Итог: спектакль можно посмотреть в основном только ради Миронова,
поэтому 7 из 10 (а 6 на ум пошло).
|
прямая ссылка
12 января 2010 | 20:38
|
|