- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
«Какой такой павлин-мавлин?»
© Джинн Рахат ибн Лукум
Весёлые и фантастические рассказы о бароне Мюнхаузене не могли остаться незамеченными для режиссёров всего мира. В 1973 году выходит первая советская серия, которую можно считать переломной для мультипликации целой страны: впервые с 1930-х гг режиссёры вспомнили, что первые мультфильмы предназначались для того, чтобы веселить зрителей, а не воспитывать их.
«Приключения Мюнхаузена» получились настолько бесшабашными, будто авторы вдохновлялись американскими аналогами. Противостояние с пиратами, охота на медведя и катание с волком — это весёлые аттракционы, которые очень напоминает цирк.
Да, это действительно мультяшный цирк, который сложно назвать экранизацией. Скорее всё снято просто по мотивам, как любят нынче говорить. В комичных сюжетах угадываются рассказы по оленя, русскую зиму и крокодила со львом, но действие последнего происходит уже не в Индии, а в Африке, а вместо оленя показан белый медведь.
Наивные и самокритичные пираты из первого выпуска чем-то напоминают персонажей из «Острова сокровищ» — ещё одного несерьёзного мультфильма, который выйдет уже в конце 1980-х гг.
Наиболее известной, однако, стала серия про павлина. В оригинальных рассказах ничего подобного нет, поэтому джинн с незамысловатым именем Рахат ибн Лукум — это полноценное творение советских сценаристов. Его незабываемые интонации, расстроенный взгляд и бесподобное «Абра-швабра-кадабра!» — это уже прям классика, которую не забывают вовремя процитировать любые уважающие себя киноманы. Кстати говоря: вы обращали внимание, что у джинна заострённые уши, а на голове рога? Художники намекали, что это не просто джинн, а ифрит? Если так, то получается, что Мюнхаузен затыкает за пояс существо, которое, согласно арабским мифам, появилось из чистого пламени задолго до человека. Ай да Мюнхаузен!
Большим удивлением для меня стало то, что последняя из пяти серий вышла в 1995 году и визуально отличается от предыдущих более красочной и плавной анимацией. Голос у Мюнхаузена тут другой, и по какой-то причине авторы добавили сюда пару сцен с наготой. Выглядит это уже не очень смешно и наравне с несоблюдённой визуальной перспективой из первых четырёх серий это главный недостаток сериала, который, тем не менее, обрёл культовый статус.
Весёлый и находчивый Мюнхаузен, конечно, ведёт себя немного не так, как в рассказах, но поскольку мультфильмы рассчитаны на детскую аудиторию, то в принципе всё здесь хорошо.
8 из 10
|
прямая ссылка
10 декабря 2022 | 02:30
Кот Баюн
Сколько путешествий, великих происшествий, Сотни приключений и тысячи побед
С детства помню этот замечательный цикл мультфильмов о приключениях Мюнхаузена. Да причём так, что, говоря, 'Мюнхаузен' я прежде представляю именно рисованного героя 70-х годов.
Помню также, в детстве мама купила мне сборник произведений литературы. Он-то и начинался с 'Мюнхаузена' Эриха Распе. Тогда я, помню, забросил произведение. А намедни прочитал и удивился тому, что книжная версия барона мне не зашла абсолютно, что, мол, в детстве Мюнхаузен был так действительно Мюнхаузен! Ещё, читая, думал: 'О, а это знакомо!', - а оказалось, что в памяти ещё всплыл кукольный 'барон Мюнхаузен'... Вернёмся к нашему!..
Это персонаж с неповторимыми усами, с ровными красивыми зубами, с доброй улыбкой и лучезарными глазами является олицетворением духа приключений, человека, который всегда найдёт выход из абсолютно любой ситуации и сделает это забавно, а под конец ещё его истории сойдут за мораль, которая вдохновит на мужество мальчиков и отвагу юношей. Это добрейшей чистейшей души почтенный мужчина был весел и радостное веселье это перекидывалось на зрителя. С книжным героем его мало что роднит, чему я рад, признаюсь.
Суть серий сводится к тому, что Мюнхаузен получает письма, вскрывает их и обсуждает содержание со своей таксой Матильдой. А уже обсуждение корреспонденции перетекает в рассказ, который становится серией очередного выпуска.
'Между крокодилом и львом'. О, это самая драгоценная серия. С неё всё началось. Она то и содержит песни: что находчивей Мюнхаузена нет и утиный вальс!.. (Блеск же!)... Шагаюший по пальмам барон, утки, превращающиеся в представлении барона в обед на тарелках Шик!.. Ну и буффонада - то, за что мы так полюбили 'Мюнхаузена'.
'Меткий выстрел' - это приключения Мюнхаузена на Северном полюсе и охоте на полярного белого медведя. Шибко много тут говорить нет смысла. Единственный момент! - Здесь также нас порадовали 'кошки-мышками', задорными и песнями. А ещё у барона в гостиной висит портрет медведя! (Да, здесь, в отличие от книги не олень)...
'Павлин' является и являлась завсегда моей самой любимой серией!!! О, это диво дивное да чудо чудное!.. Настойчивость барона приобрести экзотическую птичку и всяческий отпор джинна нашему путешественнику - это веселит до самых глубинных струн души! И это 'Спой, птичка!' - как довершие!.. Из книги из всего знакомого можно только найти полёт на ядре, но не в том месте и при других обстоятельствах.
'Чудесный остров' представляет собой противостояние с пиратами. Тогда помню только обуздание здоровенной рыбины. То, как Мюнхаузен держал её за усы... Серия в принципе без конфликта. То есть, он вроде и есть, но как-то уже не ощущается задора. И, наверное, правильно, что на том тогда решили остановиться.
На мой скромный субъективный взгляд, когда 'Мюнхаузеном' верховодил Натан Лернер - было лучше! (да, 'раньше было лучше' да!)... Анатолий Солин уже как будто внёс что-то своё. Но ведь с вершины путь только вниз!.. Ладно, было ещё очень даже и ничего. Барона же озвучивал Сергей Цейс... И, на самом деле, это логичное и отличное завершение. И да было б так! Но...
В 1995 году выходит ещё один выпуск с переработанным зачем-то стилистически героем. 'Волк в упряжке' уже начинается с того, что героя приблизили к его книжной версии. Перерисованный Мюнхаузен возмущён обвинениями во лжи. Идёт рассказ о царской России. И о шкуре, подаренной царице... Вот, с вашего позволения, не стал бы оценивать сюжетно этот выпуск. Хорошо это или нет, что это подведено под первоисточник (ну, почти) - позвольте решать не мне. Я лишь скажу, что на мой взгляд адаптация и переработка образа в общем-то приемлема. И Александр Пожаров тоже вписался в роль озвучки.
Правильно или нет, что Мюнхаузена оставили в покое? Да! Пусть что-то если и будет выходить по этой теме, то под другими знамёнами...
10 из 10
|
прямая ссылка
15 ноября 2021 | 19:53
Конечно, это очень забавный мультфильм, особенно серия про 'Павлина'. 'Какой-такой павлин-мавлин? Что, не видишь? Ми кюшаем!' Все эти приколы с верблюдом-лимузином, с угнетенными женщинами востока, у которых мужья буквально сидят на голове... но все-таки это далеко не самый любимый из советских мультфильмов.
Что-то в нем не так. Какой-то капризный Мюнхгаузен, умирающим голосом зовущий свою Матильду... в нем нет ничего немецкого, и первоклассным вралем он совершенно не выглядит. Конечно, это не 'тот самый Мюнхгаузен'. Наверное, именно отсутствие хоть какой-то трактовки образа главного героя, его подчеркнутая детскость, при том, что гэги в мультфильме, скорее, для взрослых - меня и ввергает в когнитивный диссонанс.
Сюда же и отрисовка. Такая, совсем мультяшная. И, в общем-то, отсутствие хоть какого-то смысла в происходящем на экране. 'Однажды я попал туда-то и туда-то и со мной произошло то-то и то-то'. Ну и ладно, рады за вас, барон. Совершенно не в чем клясться треуголкой - мы не то чтобы верим, но и не собираемся ловить на лжи, мели, Емеля, твоя неделя...
И моралите в конце. Вот не люблю этот старорежимный способ донести идею до зрителя. Это поучение от какого-то усатого хлыща, не внушающего доверия, вряд ли кто-то воспримет всерьез, в том числе дети.
Сериал неплохой, смешной, но далеко не вершина отечественной мультипликации.
|
прямая ссылка
31 июля 2011 | 17:59
|
|