К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Говоря про оригинальный фильм «Техасская резня бензопилой», многие отмечают, что низкий бюджет пошёл ему на пользу, что это помогло фильму не потеряться за стеной крови, а передать безумие и ужас в чистом, нетронутом виде. Я согласен с этим, поэтому не буду повторяться, а расскажу про операторскую работу и немного про другие эффекты.

Дисклеймер в начале фильма задаёт документальный тон, что уже сразу напрягает и заранее пугает, заранее говоря о произошедшем с ребятами. Щелчки фотоаппаратов со вспышками с самого начала пугают и завораживают, а их знаменитый протяжный отзвук дополняет эффект тревогой. Сразу после него мы видим изуродованные тела, вид которых сопровождается сводкой из радиопередачи. Вступление уже заставило бояться неизвестного.

В общем, с началом разобрались. Теперь перейдём к операторской работе. Я выделяю для себя проходки по полю и первое появление Кожаного лица в проёме двери, не говоря про семейный ужин семьи Сойеров

Проходя меж колосьев, камера берёт ракурс на солнце, висящее сверху над героем и как бы давящее на него. Солнце показывает превосходство жаркого захолустного юга над обычными ребятами, случайно забредшими неведомо куда, а блики линз камеры не только усиливают это чувство, но и добавляют красоты кадру.

Переходя к появлению Кожаного лица, первым хочется сказать про его внезапность. Он появляется в проёме совершенно внезапно без музыки и даже не крупным планом. Вместо этого нам дают красную стену подвала и визг свиньи, которые аккуратно, без лишнего давления нагнетают, потому что это работает на создание реалистичности, которая пугает интересно и не глупо, как обычный скример.

06 июня 2024 | 12:43
  • тип рецензии:

Пятеро друзей путешествуют по Техасу, и, в поисках бензина, случайно набредают на красивый белый дом в глубинке. По одному они заходят туда... чтобы встретиться с самым страшным кошмаром в своей короткой жизни...

'Техасской резне бензопилой' - 50 лет! По этому поводу фильм выходит в повторный прокат в отреставрированной 4К-версии (я не увидел никаких отличий от старых копий, но это абсолютно не важно - такое кино только выигрывает от древних артефактов изображения). Про фильм уже сказано и написано столько всего, что добавить к этому совершенно нечего. Могу только оттолкнуться от замечания знакомого, услышавшему от меня о прокате: 'А кто сейчас это вообще будет смотреть?'

Бывают в истории кино фильмы, похожие на Большой Взрыв. Или на таблетку растворимого шипучего аспирина. Ничто не предвещало. Никто не знает, откуда это появилось. Просто в какой-то исторический момент времени кто-то, сам до конца не понимая, что делает, снимает что-то непонятное, чуждое, нелогичное, непродаваемое - чтобы изменить всё. Концентрат инноваций в скромной 'Техасской резни бензопилой' зашкаливает - из отрезанных бензопилой пальцев прорастают слэшеры и корневые франшизы 80-х, 90-х, нулевых, 10-х и 20-х: 'Хэллоуин', 'Пятница, 13е', 'Кошмар на улице Вязов', 'Крик', 'Поворот не туда'... Краеугольный хоррор-сай-фай 'Чужой' продюсеры называли 'Техасской резней бензопилой в космосе'. 'Ведьма из Блэр' явно вышла из лесов, окружающих белый домик Сойеров (Sawyer - Saw - Пила!) Каждая финальная девушка каждого триллера за последние 50 лет - немного Салли из 'Резни'. Каждый маньяк с бензопилой/мачете/ножом - немного Кожаное Лицо. Каждый подобранный попутчик с тех пор, включая инфернального Рютгера Хауэра - это безумный попутчик с бритвой и полароидом из 'Резни'. Когда Ари Астер снимает в ослепляющем солнечном свете свое эпохальное 'Солнцестояние', это то же самое жаркое солнце, которое бросает свои лучи на беззаботных Кирка и Пэм, бегущих с покрывалом по выжженной техасской траве прямо к мирному белому домику с перилами и уютными качелями, чтобы заглянуть внутрь - что может случиться плохого в такой яркий день?

Это конец безопасной зоны в кино. Не будет вкрадчивых разговоров с незнакомцем, как в 'Психо'. Не будет мотивов и объяснений. От первой встречи зрителя и Кирка - самого мужественного, самого сильного, самого надёжного из всей пятерки - с Кожаным Лицом до негероической смерти героя с раздробленным черепом проходит несколько секунд. Вы ещё ничего не поняли, вам ещё ничего не объяснили, а герой уже мёртв. И это только начало.

Смерть не спрашивает. Не объясняет. Не извиняется. Она движется средь бела дня с молотом в одной руке и бензопилой в другой, безумно и мерзко хихикая, как нашкодивший ребёнок, которому за это ничего не будет. И защиты нет. Всё, что может сделать Салли (и зрители) - это попытаться просто убежать. Увеличить расстояние между вами и Смертью, чтобы она немного отстала, запыхалась, отвлеклась на других жертв, но она все равно бежит за вами. Это не схватка. Это растянутое по всей вашей жизни бегство с известным исходом.

'Что это за звук?' - спрашивает Салли, толкая по бездорожью инвалидную коляску со своим капризным братом (сейчас это назвали бы инклюзивностью). И мы знаем, что это за звук. Это рев бензопилы в кромешной тьме техасской ночи, а колеса коляски уже завязли в грязи, и это мы с вами сидим в инвалидной коляске, глядя, как к нам приближаются все эти 50 лет со всеми ужасами, трешем, кровью, и сделать с этим ничего уже нельзя. Они прошли, и вот мы здесь.

Даже мне с моим скромным опытом в кино довелось испытать на себе бензопилу - моего персонажа (главного злодея) зарезали этим самым инструментом. И секрет прост - когда вы убираете цепь, бензопила выглядит, как настоящая, ревёт, как настоящая, но порезаться ею нельзя. 'Техасская резня бензопилой' - это настоящая бензопила кинематографа, с которой цепь не сняли. И режет она по-настоящему. Даже спустя 50 лет.

23 мая 2024 | 11:55
  • тип рецензии:

Первый фильм Тоуба Хупера, один из первых слэшеров, прародитель франшизы, вот чем является этот фильм.

Я устроил марафон всех частей данной франшизы, где мне попадались и хорошие и плохие фильмы, так что я хочу поговорить о самом первом во франшизе трб фильме, а именно об оригинальном фильме 74-ого года.

Фильм пугает своей атмосферой, которая подкрепляется музыкой, а точнее её отсутствием. Всё такое тихое, единственное, что ты слышишь это звук, заводящийся бензопилы, которая изрубит всё на куски. Ещё фильм пугает реализмом (ну, реализмом 70-х), особенно учитывая, что бензопила была настоящей. Хотя, у слэшеров 70-х была всегда жуткая атмосфера. А чего стоит только сцена за обеденным столом.

Актёры для фильма с таким бюджетом сыграли достойно.

Семья Сойеров запоминается вся до единой. Все получись достаточно запоминающимися, в особенности Старик, который всех бьёт веником и Кожаное лицо, который пугает даже самой идеей о том, что кто-то носит человеческое лицо, так ещё и грозное оружие в виде бензопилы.

Смерти тут не кровавы, но пугают, в особенности первая смерть, ведь она выглядела реалистично, от того и пугает, в особенности тишина на протяжении всей сцены.

Итак, фильм пугает? Да! Развлекает? Да. Я рекомендую вам ознакомиться с этой классикой.

До следующей рецензии.

09 ноября 2023 | 14:10
  • тип рецензии:

'Техасская резня бензопилой' - революционный фильм, ставший отправной точкой для целого жанра ужасов дальнейших лет

Кинокартина обделена малым бюджетом, но именно это стало ее главным преимуществом: режиссера не раз обращается к оригинальным решениям съемки из-за недостатка финансовых средств. Свой страх ужастик демонстрирует не кровью, которая, к слову, здесь присутствует в нормированном пределе. Страх здесь формируется первородной жутью и паникой, сотворенной присутствием и бытом зловещего духа кожаного лица - различные кости, на которые делается точечный ракурс; устрашающая красная комната, манящая в обветшалом окружении жилища; неутихающий рев бензопилы, преследующий тебя повсюду широченным силуэтом убийцы; безумие ужина, вобравшее в себя всех монстров в одном помещении.

Ключевым характеризующем элементом ленты будет беспомощность персонажей. Начальной стадией этого приема будет сцена падения колясочника по буераку. В ней выражается неспособность друзей помочь немощному в напряженной ситуации - возникает мысль: а как они могут помочь себе в критической. Неоднократно камера берет почерк хищника, наблюдая снизу вверх за героями, будто капкану предстоит скоро захлопнуть жертву. Подтверждением будет последующая завязка, скашивающая подобно комбайн урожай в виде действующих лиц. Апофеозом сего действа станет финальная погоня, не раз заставляющая содрогаться от немощности героини при побеге.

Нарастающий темп повествования - еще одна особенность кинофильма. Крупный план, изображающий мертвого броненосца совместно с фургоном сзади, уже твердит нам о неминуемой гибели. Продвигает эту композицию старый алкоголик, заявляющий о печальном конце событий - образ уже обратившийся классикой. Преддверием кончины становится помешавшийся попутчик, пускающий кровь разрезом живой ткани и оставляющий метку смерти на транспорте. Финиш: резня

Детище Тоуба Хупера имеет некоторые неровности в своем течении, однако это не мешает ему быть основополагающим ориентиром в среде ужастиков поныне

09 января 2023 | 23:39
  • тип рецензии:

Ужасы №49

Год 1974

- Если они через минуту не вернуться, то нам надо будет пойти поискать их.
- Эй. А что, если мы тоже потеряемся?

Многим киноманам, а также поклонникам фильмов ужасов, знаком такой жанр как «Слэшер». Обычно это представляет собой бестолковую беготню молодежи от маньяка-убийцы или нечто вроде этого. Конечно сейчас многие современные слэшеры ушли от канонов жанра и начали пытаться удивить зрителей, которым за столько лет уже приелось смотреть одно и то же, только в другой обертке. Однако если вспомнить как все начиналось, то вырисовывается очень даже любопытная картина.

Группа молодых людей едет на кладбище, чтобы проверить не пострадала ли могила их родственника после нападения вандалов. Молодёжь даже не представляет, чем эта поездка может закончится…

Как я уже сказал, жанр слэшера существует уже достаточно давно. И среди них есть действительно популярные франшизы. Чего только стоят «Пятница 13-е» или «Хэллоуин». Тоуб Хупер, начинавший с короткометражек, вдруг выдал шедевр жанра, смотрибельный и по сей день. А сколько появилось продолжений и ремейков – наверное и сосчитать будет сложно. Однако я оценю самый первый вышедший фильм 1974-го года.

Первое что бросается в глаза это типичность. Знакомая история для многих фильмов (тем более ужасов) – главные герои попадают в неприятности в дороге. Этот шаблон используется во многих жанрах, ну а фильмы ужасов наиболее часто предлагают его зрителям. И конечно же далее начинается самое интересное – борьба главных героев за жизнь. Может в середине 70-х этим можно было кого-то удивить, но уж точно не сейчас.

Второе – сама картинка. Я как-то привык, что раньше все ужастики снимали в более темных, мрачных тонах, поэтому был немного удивлен, когда увидел не самое унылое зрелище. Конечно буйством ярких красок это не назовешь, но и однотонной серости здесь тоже нет. Хоть это порадовало.

А теперь к плюсам – количество персонажей. Не самое большое количество героев в фильме, что я видел, однако никто толком даже запомнился. Если вспомнить тот же «Хэллоуин», где по сути из фильма в фильм идет противостояние одной героини с антагонистом, что наблюдать немного скучновато, то в «Техасской резне бензопилой» главных действующих лиц явно побольше.

Ну и второй, но не последний, плюс – не затянутость фильма. Исходя из количества персонажей, я думал, что это минимум на два, а то и два с половиной часа. Но нет. Умеет Тоуб Хупер уложить всё задуманное в достаточно скромный хронометраж, при этом без потери важных деталей сюжета.

Третий плюс – колоритный главный антагонист. Кинематограф видел большое количество разных злодеев, однако Кожаное лицо один из самых запоминающихся. Маска, а также неизменная бензопила в руках – что еще надо, чтобы испугать зрителей?

А теперь к минусам. Они, к сожалению, тоже есть. Как и многих ужастиков тех лет, у «Техасской резни бензопилой» есть целая куча сиквелов, ремейков и т.д. Вот только если у того же «Кошмара на улице Вязов» или «Пятницы 13-е» эти продолжения смотрятся довольно с интересом, то здесь уже удивить зрителя чем-то новеньким вряд ли получится. Одноразовый сюжет.

Еще хотелось отнести к минусам актерскую игру. Обычно я на это обращаю внимание в последнюю очередь, но тут невооруженным глазом видно, как некоторые актеры и актрисы сильно переигрывают, а некоторые наоборот не доигрывают Даже выделить кого-то конкретно сложно.

Что бы хотелось сказать в конце. В целом данный фильм очень даже смотрибельный. Но на один раз. Более современные версии, может и не дотягивают до оригинальной франшизы, однако они хотя бы могут испугать.

6 из 10

05 января 2023 | 03:37
  • тип рецензии:

Техасская резня бензопилой - одна из самых популярных хоррор-франшиз. Оригинальный первый фильм 1974 года к тому же один из первооткрывателей жанра 'слэшер', наравне с 'Хэллоуином' Джона Карпентера и 'Чёрным Рождеством' Боба Кларка. Сама франшиза насчитывает 9 фильмов. Последний фильм серии вышел в этом году на стриминговом сервисе Netflix. Я ещё не говорю про игры и комиксы.

А ведь все началось с того, что идея снять фильм режиссёру Тоубу Хуперу пришла в голову следя за сообщениями СМИ о непрекращающихся актах насилия в городе Сан-Антонио, а также за изменениями политического ландшафта того времени. Эти факты ещё легли в основу фильма. Также вдохновения Хупер черпал в хозяйственной магазине, заглянув в отдел с бензопилами. Прообразом Кожаного Лица послужил известный серийный убийца Эд Гин.

Сюжет фильма повествует о Салли Хардести и её брате Франклине, которые вместе со своими друзьями отправляются в Техас, чтобы проведать могилу своего родственника, чтобы убедиться в том, что его могилу не вскрыла шайка вандалов. И именно в Техасе Салли со своими друзьями сталкиваются с семейкой каннибалов.

Одним из достоинств фильма заключается в жуткой атмосфере безумия и лютой психопатии. Уже начиная с самого старта фильм постепенно нагнетает атмосферу демонстрируя выкопанный из могилы труп. И да, в фильме предостаточно пугающих и неприятных сцен. Начиная сценой с Попутчиком заканчивая тем, что одну из героинь Кожаное Лицо насаживает на крюк. Но самая пугающая сцена из фильма - ужин семейства Сойеров. Даже сейчас эта сцена до сих пор очень пугает.

Также несмотря на скромный бюджет грим и декорации тут хороши. Чего стоит только дом семьи Сойеров, красная комната с черепами животных и комната, наполненная черепами, мебелью из человеческих костей и крюками.

Актёры в основном малоизвестные, но справились вполне неплохо. Особенно справились актёры, которые сыграли семейку Сойеров. Они отлично отыгрывают и вселяют ужас и отвращение каждым своим появлением на экране. Особенно в сцене ужина. Про других актёров сказать мне нечего. Разве что могу выделить Мэрилин Бёрнс в роли Салли.

Итог: Техасская резня бензопилой - это отличный хоррор, который заслуженно обрёл культовый статус. Даже по сей день этот фильм может неплохо так напугать, в отличие от большинства современных хорроров, вроде 'Не дыши' или 'Заклятия'.

01 мая 2022 | 09:50
  • тип рецензии:

Кинематограф знает целое множество фильмов, когда на первый взгляд вполне обычное кино впоследствии становилось настоящей классикой, десятки исследователей находили в киноленте те или иные потайные смыслы, хотя изначальный замысел авторов состоял в банальном развлечении зрителя. Частенько примерами таких картин становились фильмы ужасов. К таковым можно отнести культовый хоррор «Техасская резня бензопилой».

Синопсис Группа молодых людей отправляются в Техас, чтобы проведать могилу дедушки их подруги Салли, после серии надругательств, учиненных неизвестными вандалами. По дороге они случайно берут в попутчики подозрительного типа, который нападает на младшего брата Салли Франклина. Избавившись от попутчика, они добираются до заброшенного дома детства Салли Франклина, где по соседству стоит еще один дом, в котором затаились жестокие убийцы, уже давно промышляющими охотой на невинных людей и поеданием человеческой плоти.

Игра актёров Стоит сказать, что «Техасская резня бензопилой» - это классический слэшер, а следовательно сюжет включает типичный набор шаблонных персонажей, каждому из которых выделена определенная роль. Собственно образ «последней девушки» Салли исполнила американская актриса Мэрилин Бёрнс, чья героиня по большому счету только и делает, что истошно кричит на протяжении всего фильма, убегая от сумасшедшего Кожаного Лица. Пол А. Партэйн сыграла Франклина, брата Салли и инвалида-колясочника, который, с одной стороны, может раздражать своим глупым поведением, с другой, ты понимаешь, что участь этого персонажа предрешена. Говорить об игре Гуннара Хансена в роли Кожаного Лица не приходится в силу специфичности самого персонажа, но в целом сам образ маньяка-психопата уже здесь стал каноническим.

Режиссура Вообще Тоуб Хупер – довольно известный хоррор-мейкер. Стоит отметить, что «Техасская резня бензопилой» относится к одному из наиболее ранних слэшеров, если не к самому первому. Тут есть весь тот перечень правил, которые свойственны для фильмов подобного направления. Группа молодых беспечных людей, которые своим инфантильным поведением сами загоняют себя в смертельную ловушку. Убийца-психопат в маске и с рабочим инструментом, который он использует как орудие для убийства. Вроде всё слишком знакомо и банально. При этом Тоубу Хуперу удалось создать на экране особую атмосферу, которая даже по прошествии почти 50 лет заставляет понервничать.

Сценарий Современный зритель может быть знаком с ремейком с участием Дженнифер Биллз. Стоит сказать, что этот фильм существенно отличается от новой версии, сохранив общую концепцию. Здесь нет того жуткого и жестокого шерифа-людоеда, соседей-социопатов и детей инцеста. Сюжет фильма начинается кадра с надруганными трупами людей и радиопередачей на заднем фоне, в которой сообщается, что неизвестная банда вандалов разграбила несколько могил где-то в Техасе. Собственно эти новости побуждают Салли и её брата Франклина отправиться в старый дом их девушки, чтобы проведать могилу неподалеку. К их компании присоединяется парень Салли Джерри, подруга Пэм и её парень Кирк. По пути решают подвести странного парня, который в течение короткой поездки рассказывает жуткие истории о жизни на скотобойне, а затем вовсе нападает на Франклина, после чего ребята вышвыривают его из фургона. По прибытии герои находят заброшенный дом. Пэм и Кирк решают прогуляться, случайно наткнувшись на одинокую ферму. Решив заглянуть в чужой дом, они сталкиваются с Кожаным Лицом, убивающим героев одного за другим, оставляя в живых только Салли, которой приходится в одиночку убежать от кровавой расправы.

Итог В общем и целом, «Техасская резня бензопилой» - достойная классика жанра ужасов, которая по сей день не утратила уникальной атмосферы ужаса и безумия. Сразу отмечу, что фильм не настолько кровавый и жестокий, как наши современники, но для своего времени смотрится эффектно. Поэтому рекомендую к просмотру.

17 марта 2022 | 19:36
  • тип рецензии:

Ужасы #3

- У вас будут моменты, когда вы не будете верить, что то, что с вами происходит – правда.

Этот фильм я смотрел бесчисленное количество раз, как и его продолжения. Конечно, современные версии куда качественней оригинала, да и за сорок лет до первого ремейка киноделы уже научились работать с жанром слэшера. Так что понятное дело, что Кожаное лицо обрел вторую жизнь в кинематографе в куда более устрашающем виде. Но вот как все начиналось.

Группа молодых людей, услышав об осквернении могил, едет на кладбище проверить могилу своего дедушки. На обратном пути они решают заехать в старый дедушкин дом, в котором когда-то провели детство. Но их ностальгические воспоминания прерывают несколько маньяков, один из которых носит маску и мастерски управляется с бензопилой…

До начала 70-х годов слэшер, как отдельный жанр, не существовал. И до этого снимали фильмы про убийц и маньяков, но именно такой конструкции, по которой снимают подобное кино, не было. «Техасская резня бензопилой» стала одним из первых фильмов, которые проложили путь слэшерам в кино. Сейчас этот шаблон малость устарел, но примерно до конца 90-х годов неизменно пользовался популярностью. Сейчас заезженная тема “молодежь, убийца, убегаем, кричим” всем приелась, и сценаристы с режиссерами пытаются нащупать что-то новенькое и освежить жанр. Получается слабо, поэтому всё чаще обращаются к старым популярным проектам и переснимают их. Одним из таких ремейков стала «Техасская резня бензопилой» 2003-го года. Оригинал для своих лет был достаточно неплох. Хоррором я бы его не назвал, скорее демо-версией жанра слэшер. Тоуб Хупер методично искал что может зацепить зрителя и этот фильм стал в своем роде экспериментом. Но, как по мне, немного неудачным. Мне жутко не понравился стиль повествования. Фильм сначала тянется как резина, то ускоряется, пытаясь наверстать за последние минуты упущенное. Некоторое время история совсем не развивается, а под конец вываливает на зрителя целую кучу деталей и подробностей, когда уже совсем не ждешь. Сидеть и скучать большую часть хронометража ради пятнадцати минут вяленького экшена как-то неравноценно. Не знаю рассчитывал ли режиссер, что этот фильм превратиться в успешную долгоиграющую франшизу, с ремейками, приквелами и прочим. Но, судя по всему, нет, поскольку финал истории не подразумевает продолжение. Говорят этот сюжет основан на реальных событиях, но, как мне кажется, здесь слишком много придумано, чтобы сгладить все шероховатости этой истории. Но учитывая, что этот фильм всего лишь вторая работа Тоуба Хупера в кино, то ему простительно.

Актеры хоть и малоизвестны, но выложились по полной. Мне очень понравилась актерская игра Мэрилин Бернс. Для тех лет выдать в хорроре такой уровень мастерства – уже достижение. Также органично вписался в роль Пол А. Партэйн. Звезд с неба не хватает, однако видно, что старается. Ну а лучшим актером назову, пожалуй, Аллена Дэнзигера. У него хоть и мало экранного времени, но успел удивить меня своей актерской игрой.

Пугает ли этот фильм? Ничего страшного в оригинале «Техасской резне бензопилой» лично я не нашел. Некоторые сцены и кадры могут вызвать чувство отвращения у особо впечатлительных зрителей, но они есть практически в любом слэшере. И этот фильм не является исключением.

Всех фанатов современных версий «Техасской резни бензопилой» я не обрадую. В оригинале нет той жестокости, насилия и литров крови, к которым все привыкли в ремейках. Фильм только знакомит с особенностями странного семейства, живущего около скотобойни.

6 из 10

02 марта 2022 | 00:17
  • тип рецензии:

В 1974 году родилась новая категория ужастиков, у которой возникли миллионы поклонников — слэшеры. Попытки показать шокирующий контент случались и до «Техасской резни бензопилой», но абсолютное, заоблачное безумие, в котором слились воедино многие наболевшие проблемы того времени, впервые завопило женским криком именно здесь.

За долгие годы слэшеры успели измениться, но здесь, на самом старте, в их основе лежала рухнувшая после недавней вьетнамской войны американская мечта, а с ней и мечта всего человечества. Жара, о которой персонажи говорят весь фильм — это и есть тот хаос, от которого сходят с ума. Настолько, что начинают убивать не только несчастный скот на фермах, но и людей. Бензопилой! Это сейчас искушённые зрители вряд ли удивятся такому орудию убийства, но в год выхода «Резня» наделала много шуму. Этот фильм, пускай и метафорично, отразил настроение многих американцев, которые жаждали перемен. Суета, подобная той, в которую впадают членистоногие сенокосцы, становилась невыносимой. Мы сами создали эту разруху, нам и пожинать её плоды.

Сценарий «Техасской резни бензопилой» лёг в основу многочисленных подражателей, и сейчас уже выглядит слишком примитивным: группа молодых людей приезжает в неблагополучный район, где наталкивается на маньяка, и один за другим начинают погибать, вопя от страха. Знакомая же история, правда? Здесь и находится её исток. Поскольку на тот момент не было ничего подобного, то любители жёсткого контента приняли фильм на «ура», хотя, оглядываясь на него спустя много лет, уже видишь некоторые недостатки: убийства показаны недостаточно убедительно. Одного из второстепенных персонажей будто и не убивают, а просто роняют на пол. Всё-таки опыта в съёмках подобных лент очень не хватало.

Особое внимание вызывает Кожаное лицо — первый злодей из тех, которые пришли на смену классическим чудовищам вроде Дракулы, мумии, монстра Франкенштейна и Человека-Невидимки. Позднее у Кожаного лица возникнут «коллеги»: Майкл Майерс из «Хэллоуина», Джейсон Вурхиз из «Пятницы, 13-го» и Фредди Крюгер из «Кошмара на улице Вязов», но в 1974 году Кожаное лицо был единственным и неповторимым. Маска, за которую маньяк и получил своё прозвище, выглядит не так уж достоверно. В противном случае первые зрители, вероятно, разбежались бы в страхе и чересчур возмущались бы после просмотра. Но грим и правда является слабой стороной фильма, поскольку и дедушка безумной семьи выглядит слишком искусственно. Зато здесь неподдельные безумие и страх в глазах Салли (Мэрилин Бёрнс). Её эмоции, ещё и показанные в макро-режиме, надолго врезаются в память. Как и финальные кадры, сопровождаемые треском бензопилы. С тех пор данный инструмент вызывает ассоциации не только с лесорубкой…

Подводя итог, «Техасская резня бензопилой» — фильм не такой уж однозначный. Безумный от начала до конца, он изменил хорроры, о чём прекрасно знают любители жанра. Создатели фильма достойны благодарности за такую долгоиграющую революцию, но восторгаться этой лентой всё-таки тяжело. Дальнейшие слэшеры получились более удачными.

7 из 10

21 февраля 2022 | 00:43
  • тип рецензии:

Бывают такие фильмы, которые в свое время имели большое влияние и широкий резонанс, но на современного зрителя в силу разных причин впечатления уже произвести не могут. А бывают фильмы, которые не только оставили след в истории кино, но при этом по-прежнему смотрятся эффектно. И надо сказать, что «Техасская резня бензопилой», пусть и являясь точкой отсчета всего жанра слэшеров, все еще производит впечатление.

Недвусмысленное название сразу дает примерное представление о том, что вас ждет в ближайшие полтора часа, и уже по нему можно отметить честность авторов фильма в подаче материала. Пугающе скромный бюджет прослеживается на протяжении всего фильма, но, в отличие от многих собратьев по жанру, режиссер Тоуб Хупер не делает шаг в бездну и не пытается прыгнуть выше головы и доступных средств, делая свое творение предельно реалистическим.

И получается на удивление гармонично. Спустя десятилетия вынужденная лаконичность художественных средств вовсю работает на картину и усиливает ощущение настоящего ужаса, который может скрываться за повседневным фасадом любого фермерского дома на Среднем Западе – недаром создатели вдохновлялись историей печально известного американского маньяка Эда Гейна, который был для всех окружающих не более, чем «странным соседом».

Приступая к просмотру, мы уже знаем, что обещанная резня обязательно будет – нужно только немного подождать. Тем не менее, большую часть фильма Хупер заставляет нас наблюдать за подчас бессмысленными передвижениями персонажей внутри локации (say hello жанровым клише) и неотвратимым уменьшением их количества (say hello again) – и порядком нагоняет этим страху. Пусть это и образцовый слэшер – но именно атмосфера, а не убийства, тут становится на первое место. Дух безумия витает в воздухе с первых минут фильма, но появление ближе к развязке Кожаного Лица и его свихнувшейся семейки каннибалов, окруживших себя останками людей и животных, все равно обставлено очень жутко. А без преувеличения великолепная операторская работа Дэниэла Перла вообще выводит все происходящее с уровня второсортной картинки на новый эстетический уровень – и последняя сцена фильма производит самое сильное впечатление во многом именно благодаря ей.

«Техасская резня бензопилой» не может похвастаться ни особой изобретательностью по части убийств, ни хоть сколько-нибудь стоящим сценарием – все это придет в жанр позже. Но тут эти элементы будто бы и не нужны. Простота и прямолинейность фильма (и даже его названия) придают ему естественности и только укрепляют его почетный статус первого настоящего слэшера – фундамента, на котором впоследствии надстраивался весь жанр.

Ну и наконец – прошло уже почти полвека с выхода фильма, а бензопила по-прежнему остается одним из самых пугающих орудий убийства в истории хорроров, prove me wrong.

25 декабря 2021 | 02:55
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: