В наш век неврозов повестка 'Аффекта' крайне актуальна для большинства современных людей: обилие падающей в мозг информации, помноженное на темп жизни, помноженное на низкую физическую активность, заставляет психику мелко вибрировать - и при определенных условиях переходить на амплитудные колебания.
Но на поверку оказывается, что это фильм не о нервном срыве у нормального, но замотанного парня, как могло показаться по трейлеру, а о сползании крыши у предрасположенного к этому индивидуума. То есть это анамнез, если можно так выразиться, клиническая картина. Поэтому когда герой только начинает вспыхивать, ему - кто не бил посуду? - сопереживаешь, с ним себя ассоциируешь. Но когда вспышка перерастает в равномерное горение, ассоциации - к счастью - прекращаются, и ты уже просто смотришь на какого-то мужика, у которого какие-то проблемы.
Однако же фильм смотреть надо, потому что 1) он наводит на множество размышлений о хрупкости психики и общественных исходниках и 2) представляет из себя полуторачасовой перфоманс от замечательного, но все же пока недооцененного Бена Уишоу (которого лично я помню по Парфюмеру, а потом видел только на втором плане боевиков). И вот тут прямо самая суть - Уишоу отыгрывает так ярко, так правдиво и так 'аффективно', что... Ну, это актерское мастерство - за этим зачастую в кино и идут.
Динамично, эксцентрично (в меру), артхаусно (опять же, в меру). И - Уишоу.
Мало того, что мне импонирует сам актёр (потрясно он играет психов, и, кстати, в этом фильме будет несколько забавных отсылок к «Парфюмеру»), так еще и после показа был насыщенный разбор с психоаналитиком Михаилом Соболевым и журналистом.
Примечательно, что оригинальное название переводится ближе как «всплеск», что больше отражает суть того, что происходит с героем Джефом.
Его жизнь и работа в лондонском аэропорту - это рутина, щемящее одиночество, тревога и жизнь по бесконечным правилам… так можно существовать, это можно терпеть. Но в какой-то момент накатывает волна (или пружинка распрямляется) и человек входит в психоз…
Он медленно, но верно съезжает с катушек, и развязывается. Теперь он ломает систему: берет деньги в банке, легко получает комфорт, секс и полностью отдаётся драйву.
Как он будет чувствовать себя в изменённом состоянии ума? Где границы свободы? Зачем нам общество? И какое оно? Заботится ли оно о конкретном человеке или все люди просто «функции»?
Эти и множество других вопросов.
Сами сьемки максимально реалистичны, благодаря операторской работе и импровизационным кадрам на реальных улицах.
Мощно. Тяжело и одновременно освобождающе. Стоит смотреть.
«Тихоня Джозеф работает в службе безопасности аэропорта, его жизнь рутинна и однообразна. В один день он срывается и бросает все, пускаясь в опасные приключения по улицам Лондона, и ограбление банка для него — не предел безрассудства. До какой черты он дойдет в своем бунте против правил» — все бы ничего если бы не этот синопсис, подающий фильм так как на самом деле хотелось бы увидеть на экранах, но увы от этого синопсиса остается почти что половина, а то и меньше, что было в самом начале фильма заявлено и куда-то не доходя до середины ленты улетучилось. Да и главный герой в последствии всего фильма все-таки ограничивался теми самыми ограблениями банками вперемешку его похождений по улицам Лондона.
Можно бесконечно говорить о плюсах и минусах данного произведения, но это его не сделает лучше. Автор сие картины так и не смог нам показать постепенное превращение обычного рядового сотрудника службы безопасности аэропорта в человека, которому на все по барабану и ему нечего терять в этой жизни, человеку, которому это мир уже осточертел своей однотипностью и монотонностью, как день сурка.
Вместо этого режиссёр решил сразу показать нам психа изначально, без каких-либо предпосылок ко всему этому
Во-первых, у героя должна была быть цель в жизни, общество в которой он живет ему не дает к ней прийти, установленные правила в системе общества.
Во-вторых, его внутренние психические проблемы, например, вредные привычки, фобии или неуверенность в себе.
В-третьих, отсутствие внимания и поддержки друзей, которые могли бы ему чем-то помочь.
В-четвертых, смерть одноного из близких людей, которая окончательно бы подорвала его нервную психику, сделав его резким и агрессивным во время последующей монотонной работы на которой он находился
Вот так должен был постепенно преобразоваться главный герой фильма из обычного работника службы безопасности аэропорта в ненормального анархиста, которому на все до лампочки и ему больше нечего терять в этом мире, наполненной серостью и вечно устоявшими идущими в никуда общечеловеческими правилами.
Но автор данного произведения решил не слишком углубляться и размышлять над этой проблемой в обществе, при этом одновременно делая акцент на серьезной социально-психологической драме. Автор не знаком со словом, что такое быть «голодный». Автор сыт и ему больше нечего сказать и так сойдет на отвали.
Насчет съемки самого оператора фильма – дергание камерой было весьма слишком затянуто и резко. Такое чувство возникло, что съёмкой занимался только что вышедший из университета молодой оператор, а не специалист с многолетним стажем работы в кино.
Тихоня Джозеф работает в службе безопасности лондонского аэропорта, его дни монотонны, а коллеги и семья безразличны. В один день он срывается и бросает все, пускаясь в опасные приключения по улицам Лондона, и ограбление банка для него не предел безрассудства. До какой черты он готов дойти в своем бунте против правил, принятых в обществе?
Рабочая рутина тихого и невзрачного Джозефа проста и монотонна: осмотр пассажиров перед вылетом. Джозеф - примерный сын: навещает родителей: помогает по хозяйству, отмечает свой день рождения. Иногда он гнёт зубами вилку, разбивает зубами стакан (однажды получается у родителей). Странный пассажир при посадке на самолёт, предложил ему 'всё и вся бросить'. После посещения родителей всё и начинается: неадекватное поведение на работе, помощь своей коллеге и дальнейшие ограбления банков.
'Аффект' - фильм режиссёра Энейла Кария. Перед нами знакомый сюжет про 'бунт бессмысленный и беспощадный'. Трансформация героя в 'обыкновенного подонка', больше похожего на 'школьного хулигана' здесь показана прекрасна, и всё благодаря 'актёрскому перформансу' Бена Уишоу (например, рвёт на части матрас, и полностью уничтожает номер в гостинице). В чём-то фильм может напоминать 'Джокера' и ещё нескольких культовых персонажей. Бунт против общества, здесь также продолжается: как 'бунт против себя прежнего'. Возвращение в финале в родной дом вновь делает Джозефа - человеком. Но надолго-ли? 'У бунта - есть начало. У бунта - нет конца' - намекает данный фильм своим ожидаемым, и в тоже время открытым финалом.
У всех нас иногда настает в жизни такой момент, что терпеть происходящее вокруг не представляется возможным. Городская суета, равнодушие и хамство окружающих подчас заставляет закипать мозг от гнева, который того и гляди обрушится на этот безумный мир и закончится ужасной трагедией для обеих сторон. Именно в такой ситуации оказывается Джозеф - работник службы безопасности в лондонском аэропорту. Каждую смену он пропускает через себя сотни людей, производя их досмотр. Монотонная работа медленно, но верно опускает парня на дно своих мыслей, доводя до точки кипения. Работа - одиночество дома - безумные правила и распорядок - проблемы с отцом - точка. Джозефа буквально накрывает волной, и в момент перезагрузки он хаотично мечется по городу, попадая в ситуации, о которых говорят в вечерних новостях.
Вот только мир обезумел настолько, что в этих новостях о нем будет рассказано в тридцати секундах. Его историю пережуют, наспех скролля ленту смартфона и допивая кофе с собой в вагоне метро по дороге на работу. И тут же забудут. Джозеф останется наедине с собой, перекусанный пополам этим миром и отправленный на свалку как отработанный материал. Сколько таких историй мы слышим каждую неделю, но не обращаем на них внимания? В погоне за заработком, карьерой и удовольствиями зачастую мы упускаем самое важное - человеческие отношения и взаимовыручку. Смотря “Аффект”, в памяти всплыл один из школьных друзей - такой же шебутной, аналогичный всплеск которого навсегда остановил ему жизнь на чердаке собственного дома. Мог ли кто-то помочь и подбодрить его тогда? Вопрос, на который я уже никогда не найду ответа.
Бен Уишоу в роли Джозефа пугающе правдоподобен. Обе стадии разрушения разума отыграны им максимально уверенно, и все это в фильме, в котором нет саундтрека. Только лишь музыка улиц и треки из проезжающих машин. Послушайте его тишину. Абсолютно заслуженная награда с фестиваля независимого кино Sundance - в 2020 году Уишоу получил за свою роль специальный приз жюри, а сам “Аффект” был в числе номинантов как лучшая мировая драма. Фильм, который однозначно надо увидеть, услышать и задуматься над происходящим вокруг.
«Аффект» - фильм, который вызвал у меня бурю эмоций. Американские горки - так бы я охарактеризовала то, что происходит на экране и со зрителем во время просмотра.
Но начну по порядку: сначала мы знакомимся с главным героем фильма Джозефом.
Работа в аэропорту, семейный обед, распорядок дня, обычная жизнь. Сначала обстановка словно обволакивает своей размеренностью и последовательностью, это все так знакомо и ты узнаешь в этой рутине свою повседневность: сборы на работу, встречи с родственниками, общение с коллегами. От этого ощущаешь какую-то сопричастность с происходящим. Как будто смотришь на свою жизнь со стороны. А Джозеф - это кто-то из друзей, знакомых, коллег или однокурсников. В общем, кто-то очень хорошо знакомый или вообще ты сам.
И вот, казалось бы, простая жизнь, в которой очень все понятно. Но череда разных (как по масштабу, так и и по силе эмоционального отклика) событий заставляют Джозефа что-то в себе переосмыслить. Он словно просыпается и заново пытается нащупать реальность.
Как маленькие дети исследуют мир, дотрагиваясь до разных предметов, прыгая по лужам, рассматривая окружающую обстановку, так и герой заново учиться жить. Но как жить?
В его сознании что-то переворачивается и он словно исследует границы дозволенного. Почему это можно? А Так точно нельзя? Джозеф, заряженный какой-то первобытной энергией, идет наперекор всему, что считается нормой, отрицает принятые правила поведения и совершает поступки порой шокирующие. Обычному человеку, вне контекста, он может казаться сумасшедшим. Но что есть сумасшествие? Что есть норма? Что есть границы?
Отдельно хочу обратить внимание на операторскую работу. Съемка в формате видео хроники - блестящий ход! Погружаешься в эту жизнь, обстоятельства и эмоции еще сильнее и словно перенимаешь чувства и эмоции Джозефа, словно вместе с ним пробуждаешься и пытаешься избавиться от этой сонливости.
И главное, обязательно уделите внимание пластике и движениям Джозефа. Как они меняются и как характеризуют все то внутреннее, что есть, пожалуй, в каждом из нас. Обожаю Бена Уишоу, он потрясающий актер и этот фильм тому подтверждение.
Мой вердикт - отличный фильм для тех, кто хочет по-настоящему жить, проснуться от повседневности, отбросить рутину и навязанные стандарты.
Джозеф - типичный 'спящий'. У него увлекательная работа - он роется в слипшихся носках, прибывших в Лондон пассажиров, обыскивает их, упоённо вдыхая приторный запах прогорклых подмышек, затем, он возвращается домой, что - то ест, пьёт, смотрит. Всё это он проделывает механически, находясь в каком - то сомнамбулическом состоянии. Реальная жизнь проходит мимо Джозефа, и для того, чтобы он 'проснулся', нужна какая - то вспышка (одно из значений слова Surge), триггер, импульс. Таким импульсом становятся болевые ощущения. 'Проснувшийся' Джозеф хамит как умеет, зрителя ожидают 100 минут убогих кривляний и ужимок.
Хотелось бы провести параллель между этим... шедевром и прекрасным фильмом 'С меня хватит', с Майклом Дугласом в главной роли, но весовые категории несопоставимы. Дуглас играл обычного, нормального человека, которого довели до состояния исступления. Человека, чьё терпение лопнуло. Уишоу играет психопата. Он жутко гримасничает, корчит рожи, скалит зубы, завывает, гадко хихикает, и наслаждается реакцией окружающих. Герой Уишоу - типичный кататоник, он не может стоять на месте, бушующая в нём, дурная энергия, гонит его вперёд. Он находится в состоянии лихорадочной, нездоровой активности, ему всё время надо что - то делать: бежать, танцевать, кричать, ломать, крушить...
У этого чуднОго фильма аж целых три сценариста! В одиночку, написать такую захватывающую историю, просто невозможно. Зрителю не объясняют - почему герой себя так ведёт? Он психически болен, или придуривается? Было ли с ним такое и раньше? Может быть, он просто забыл принять свои таблеточки? Сценаристы посчитали, что это неважно, это всё мелочи, детали. Догадайтесь сами, минимализьм, так сказать. Придумайте этому какое-нибудь разумное объяснение. Если хотите. Не хотите, не придумывайте. Кастрировав сюжет таким образом, нам показывают какой - то обрубок фильма, кино без начала, прямо с середины погружая нас в чудовищные страдания странного Джозефа.
Фильм снят командой крепких профессионалов. Операторская работа вполне соответствует мастерству сценаристов. Человек с камерой выпил накануне съёмок, или забыл опохмелиться. Камера болтается так, будто оператора штормит. Джозеф прыгает как козёл, приседает, машет руками, и оператор пытается действовать в такт движениям безумца, но никак не может попасть в ритм, синхронизировать свои движения и движения героя. В тот момент, когда Джозеф приседает, камера услужливо поднимается вверх, когда он поднимается, камера идёт вниз. От этого жуткого рассинхрона, у меня разболелись глаза. Джозеф передвигается очень быстро, и оператор не успевает за ним. Поэтому, камера периодически тычется в сальную макушку героя, или же угодливо заглядывает ему в лицо, в тех редких случаях, когда оператор успевает забежать вперёд. Шизофренические перемещения камеры добавляют шарма, и без того очаровательному, во всех отношениях, фильму.
Слоган фильма гласит: почувствуй себя живым! Быть живым (в понимании сценаристов) - значит, быть шизоидом, и творить немотивированные, бессмысленные глупости, шокируя инертных, 'неживых' обывателей своим безумством. Особенно, Джозефу нравится грабить банки. Зачем? А хрен его знает, уважаемые телезрителя. Может быть потому, что они символ существующей системы? Неважно. Не стоит искать логику в поведении психопата. В фильме есть примечательный эпизод. Джозеф раскурочивает матрас, и залезает внутрь. Символика проста и понятна. Матрас символизирует матку, Джозефа тянет обратно, он родился наполовину, ему неуютно среди людей, он ищет покоя, тишины.
Основная идея ясна - ненормально быть нормальным. Безумство - новая норма. Сколько раз зрителю показывали героев разной степени дебильности, исподволь внушая простую мыслишку - быть психом, это хорошо, это правильно, это модно. Начинайте трястись, пускать слюни, ходить под себя, почувствуйте себя живым!
Напрашивается продолжение, приключения 'живого' Джозефа в психушке. Мокрые простыни, инъекции нейролептиков, обитые мягким войлоком стены, благожелательный персонал - всё необходимое для того, чтобы Джозеф проявил свою свободолюбивую личность, в этом заведении есть. Ждём 'Surge - 2'!