Давно собиралась посмотреть жутковатую сельскую сказку 'АГНЕЦ' (LAMB, 2021)?
Арт-хаус - всегда метафора.
И поэтому, мне, поклоннику арт-хауса, данная картина понравилась. Почему-то такое кино всегда хочется назвать картиной, ибо фильм словно всегда ближе к жизненной истории, а картина к миру грёз и фантазий. А этот фильм именно такой, сказка или миф... Где мир природы и человека тесно связан.
Слов в фильме почти нет.. Всё считывается и без них...
Короткий диалог в одной из сцен олицетворяет весь смысл происходящего:
- Что у вас здесь происходит?
- Счастье...
Какие чувства задел фильм?
Тема природы и слияния/противостояния с человеком - безусловно красной линией проходит через весь фильм?
Лично меня зацепила именно тема 'интимности счастья' - того, про что мы стали забывать в столь информационно-перегруженное время 'проявления' и 'открытости'.
И, конечно же, тема любви - той которая побеждает здравый смысл. И при этом уходит корнями в базовую потребность каждого человека...
Из описания уже понятно, что одинокая пара с домом посреди бескрайних лугов пытается присвоить чужого ребёнка и жить, как ни в чём ни бывало. Последнее кажется невыполнимым — ребёнок так-то с овечьей головой, да и копытца мешают самостоятельно натягивать сапожки. А что потом?… школа? Тракторное училище и замужество с перспективным барашком? Однако люди ко всему привыкают и то, что казалось невообразимым, очень плавно, как движение часовой стрелки, переходит в нормальность.
Я бы не назвала фильм вялотекущим или нудным. Для меня он медитативный, последовательный… неспешно последовательный, показывает зрителю и шум ручьёв, и прелесть утреннего тумана, и нормальные партнёрские отношения, коих в реальности многим не хватает. За всеми этими кадрами стоит не только прекрасие дикой природы Исландии, но и оглушающая пустота. Огромные освещённые пространства отчего-то пугают, и время как будто останавливается в предвкушении плохого…
Отдельное украшение ленты — овечка в свитере и резиновых сапожках. В каких-то моментах авторам удалось передать эмоции настоящего ребёнка через фырканье, движение носика и даже взгляд. Последний вызывает желание обнять и защитить. Она настолько органично вписывается в окружение, что начинаешь её принимать, как дочь.
Если вам знакомы и нравятся такие фильмы, как «Ведьма» и «Маяк» Роберта Эггерса, то к просмотру рекомендую. К такому кино нужно специальное настроение и заставлять себя смотреть его для галочки не стоит.
Шок! При всем том, что авторы сами причислили фильм 'Агнец' к жанру хоррора, ужас при просмотре картины не испытывается. Совсем. Но оторваться от фильма невозможно, потому что за неверотно красивой панорамой Исландии и четко продуманными планами скрывается постоянное чувство тревоги за маленькую девочку по имени Ада, которая становится разменной монетой в противостоянии природы и человека.
Каждая новая глава сулит неожиданный поворот, который наталкивает зрителя на возможный исход, и каждый раз ложный. Это один из тех фильмов, когде предугадать концовку и понять задумку авторов невозможно, не досмотрев фильм до самого конца. То, что кажется спасением, оказывается проклятием. При том, что вины маленького беззащитного существа, к которому невозможно не проникнуться любовью, нет. Наряду с любыми параллелями, которые можно провезти, включая библейские, главный посыл заключается в том, что нельзя обманывать самих себя, живя в иллюзорном мире, который придумываешь себе сам, и потакая собственным эгоистичным желаниям, вопреки здравому смыслу. За любое принятое решение нужно держать ответ - перед собой, перед другими, перед Богом.
Фильм очень не простой, нужно время, чтобы его осмыслить, и, наверное, каждый увидит что-то свое, то, что гложет именно его, но горькое послевкусие останется. Судьба Ады и ее родителей (биологических и приемных) будет теребить вас даже спустя недели после просмотра. И хотя слово 'гуманность' относится, прежде всего, к тому виду, от названия которого оно произошло, его значение придется переосмыслить.
Вот: пьют кофе из термосов... на фоне мощнейших туманных гор. вот: накрывают к Рождеству.. .а за стеной смертная пурга...Но тут пока все ОК: Человек и бесконечная энтропия Природы. Природа: и как общие какие-то законы жизни, и как множество существ, без рефлексии, но с медитативной силой чувств. Без конфликта и ооочень красиво. На утро после Рождества муж и жена так же ровно продолжают работать, как овца не забывает мигать на солнце... Все идеально!
Но из ничего, прям из человеческой сущности, рождается мысль, что бывает Счастье, дурацкое придуманное Счастье, которое и впрямь у кого то бывает, но на миг, а потом наступает медленный, но необратимый конец. В мифах люди борются с богами за Счастье и Волю, но всегда побеждает Рок. А в случае с нами, с теми, кто строил планы, мечтал и учился, в феврале этого года тут, и с теми, кто сеял у подножья гор там, наступил Упс...Как говорит мой папа: строить планы, смешить бога...
Грех ли добиваться Счастья и идти на все ради этой пустышки? Ну, в фильме, вопрос открытый. Эфемерность человеческих выдумок...тут про это...Хотя меня не впечатлило. Красиво, выразительно и трогательно, но бывает, что медитативное кино подхватит и тащит за собой, как Память Вирасетаникула, цепляет смыслы по ходу само так, что хочется реветь...Нет, тут сильная, в общем, история, мощный саспенс и красиво, но меня не цепануло. Может, не считала чего...
В отличие от бол-ва рецензий на данное кино, я готова утверждать, что Природа - более жестока, чем люди. Люди в этом фильме - просто несчастные, можно сказать, обезумевшие слегка от ударов судьбы (природы в атеистическом мировоззрении), они не смогли принять такую жестокость судьбы/природы как смерть своего ребенка. Даже звучит жутко, жёстко, неправда ли? То, что далеко не каждому человеку под силу пережить горе и идти дальше, уже свидетельствует о том, что судьба - штука жесткая, а законы природы не все люди способны вынести, сохранив свою личность и часто - рассудок. И, когда вам выпадает Чудо, как случилось с героями, в безнадеге, вы ведь будете цепляться за него? Полубаран - это получеловек, можно ли считать его настолько же принадлежащим людям? Герои и сочли и имели логическое право на это. И разве это в законах природы, чтоб у овец рождались полулюди? К тому же, если спуститься на землю и в реальность, вы же кушаете котлеты и яйца тоже, - не спрашивая мнение овец и куриц об их детенышах ? Это значит справедливо и злой бараныч или мистер петух не застреливают никого за это? Поэтому толки о 'бесчеловечности' двух несчастных фермеров, принявшими издевку матери-природушки за Дар,- это бред моды на веганство и гейтсовский антимясной проект, морали и логики в этом никакой.
А финал лишь подтверждает и завершает цикл Жестокой Шутки Природы над людьми. У Природы, как у того монстра, нет чувств, нет и логики, это все - Дар Человека. Поэтому человек разумнее овцы или даже полуовцы с пистолетом калашникова.
ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ АРТХАУСНАЯ ДРАМА О ЛЮБВИ-ПРИВЯЗАННОСТИ
«Агнец» - это фильм-притча, где спойлеры абсолютно неприемлемы.
Могу лишь дать намек: что посеешь - то пожнёшь. Да и само повествование в фильме - это череда полунамеков, когда разгадку зрителю давать не спешат. Ее нужно заслужить. Если зритель запасется терпением. По сути, и на мой вкус, в фильме нет ничего занудного, а в качестве бонуса присутствуют виды магической исландской природы, прекрасной своей суровостью. Однако, для тех, кто привык к экшену и быстро сменяющимся на экране картинкам, размеренный хронометраж в 1 час 46 минут может стать челленджем.
Итак, отчаявшаяся заиметь потомство самка устраняет другую самку. Затем прогоняет забредшего в ее владения самца, намеревавшегося пометить территорию. В отчаянных попытках свить полноценное семейное гнездышко, человеческая самка попеременно пребывает то в хищном оскале агрессии, то в умилении. И этот дуализм чувств вызывает у нее ничто иное, как ее нежданное счастье. Но бог дал, бог взял. И даже на тихой, безмятежной скандинавской ферме, где жизнь похожа на затянувшуюся медитацию, когда единственным более-менее стоящим поводом для разговоров на несколько месяцев является лишь барахлящий трактор, может произойти нечто из ряда вон выходящее. Нельзя идти против природы, нарушая ее законы, тем более, когда на лоне этой природы непосредственно живешь и вкушаешь ее плоды. За это может постигнуть расплата, которую символизирует трагичная музыка Генделя. Но не в этом ли трагедия человека - в его постоянном чувстве превосходства над всеми остальными, населяющими с ним этот мир.
Вкратце об актерах. Если вы хотите представить себе викинга, посмотрите на высоченного (1 м 90 см) исландца Бьорна Хлинура Харальдссона, также засветившегося в сериале «Fortitude». Такое ощущение, что Бьорн жил и тысячу лет назад, настолько он монументален. Именитая шведка с цыганскими корнями Нуми Рапас («Номер 44»), сыгравшая жену фермера, бросалась в глаза тщательно причёсанными бровями, что в условиях заброшенной в исландской глуши фермы смотрится несколько вычурно и ненатурально.
Название «Агнец» подходит фильму как нельзя более кстати, если вспомнить то дитя природы, из-за которого и разгорается весь сыр-бор на ферме. Трудно представить себе кого-то более кроткого и невинного. Так невинно любое существо, созданное по замыслу божьему. Посему лично у меня язык не поворачивается охарактеризовать жанр «Агнца» как хоррор. Скорее, это артхаусная драма о пронзительной любви-привязанности, о человеке, который надрывно пытается защитить этот свой объект любви от любых посягательств. И неважно, что именно этот объект любви из себя представляет – ребенка или питомца. Значение имеет лишь прочная эмоциональная связь, обрыв которой чреват муками.
Тех, кто досмотрит «Агнца» до конца, ждет вознаграждение, поскольку финал в этом фильме – просто «отрыв башки», как выражается один мой питерский знакомый. Сколько версий ни стройте – никогда не догадаетесь, чем все закончится. Это я вам гарантирую!
По моему мнению, IMDb рейтинг 6,3, присвоенный фильму, незаслуженно низковат. Определенно, в «Агнце» зрителя ждет гораздо больше смысла и возможности задуматься о жизни, чем в каких-нибудь «Трансформерах».
10 из 10
Такие фильмы, которые не идут из головы по несколько дней, я всегда предпочитаю какой-нибудь невразумительной жвачке.
Призер Каннского кинофестиваля, провалившийся в прокате
На туманном острове Исландия проживает супружеская пара. Пасторальная жизнь супругов не спешна и полна обыденностей. Они ухаживают за скотом, смотрят телевизор, радуются мелочам. Однажды в их стаде овец случается очередное пополнение. Вместо того, чтоб как обычно проклеймить новорожденного ягненка и нацепить в проколотое ухо распознающий ярлык, они забирают его к себе в дом. В этот момент уже становиться понятно, что за чудо родила одна из овец стаи. Они ухаживают за ягненком, относясь к нему как к родному. И еще не подозревают, что появления агнца, служит для них не только началом новый жизни, но и концом всего.
Суррогатное материнство и приемные родители – вот главный лейтмотив фильма, который освещает вопросы материнства и в целом родительской ответственности. Как уберечь ребенка, даже если он не твой.
Вердикт: сплетение скандинавских мифов, библейского посыла и оригинального взгляда на форму суррогатного материнства. Кто любит необычные фильмы, может порадовать себя просмотром этой фестивальной кинокартины. На мой взгляд, в сюжете немного не хватило мистики. А так, в целом не плохо.
Фильм неспешно рассказывает нам мистическую историю. На уединенной ферме, окруженной прекрасной дикой исландской природой, муж и жена занимаются овцеводством. Их быт размерен и тих -изо дня в день они выполняют многочисленные дела по ферме и в том числе принимают роды у своих овец. Однажды овца приносит на свет необычное потомство. Супруги забирают этого странного ягненка к себе в дом и начинают заботиться о нем как о ребенке.
Не будем раскрывать чем именно закончится эта история, но она будет очень яркой и трагичной. Чтобы увидеть эту концовку вам придется полтора часа смотреть на практически ничего не говорящих фермеров, восхищаться исландской местностью и наблюдать за красиво снятыми овцами.
Это стало какой-то новой формулой успеха - снимать максимально простенькие или наоборот максимально дикие истории, но чтобы никто не раскусил их примитивность, делать их в артхаусном стиле. Медленное развитие сюжета, молчаливость героев, красивые кадры и малопонятные действия героев заставляют зрителей думать, что они наблюдают нечто высокоинтеллектуальное, сложное и созданное смелыми творцами.
В 'Агнец' заложена довольно интересная и действительно оригинальная идея. Но почему-то его создатели не осмелились рассказать историю о своей главной задумке. Они просто спрятали ее в дальний угол. И когда критики и зрители ставят высокие оценки этой картине, то они на самом деле оценивают не раскрытую, а лишь заявленную идею фильма. Так как само повествование фильма заключается в большинстве своем в пустом любовании красивыми видами и второстепенными тупиковыми сюжетными линиями.
«Агнец» — это дебютный фильм Вальдимара Йоханнссона, получивший в 2021 году приз за оригинальность в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд». Подобное общественное признание, безусловно, сформировало своеобразный горизонт ожиданий от ленты, который, по большому счёту, разрушен не был: что декларировалось, то и было показано. Ни в коем случае нельзя назвать это провалом, но и восторгаться тоже не приходится.
«Оригинальность» фильма можно трактовать по-разному. Если речь о самой идее того, что у семьи фермеров одна из овец рожает «загадочное существо», которое они забирают на воспитание, то, в частности, на этом же кинофестивале была показана картина «Аннетт», отталкивающая многих зрителей своим «необычным ребёнком». Да и в целом подобных фильмов отыскать не составит труда: «Голова-ластик» Дэвида Линча, к примеру. Поэтому оригинальность в «Агнце», скорее, чисто кинематографическая (в сравнении с современными фильмами): выбор медленного, медитативного, практически бездиалогового повествования с упором на образно-визуальную составляющую, с символическим, мифологическим и религиозным подтекстами и с постепенным сгущением красок, нагнетанием саспенса. Смотреть на великолепные исландские пейзажи под завораживающую музыку Торарина Гвюднасона (брата Хильдур Гуднадоуттир, композитора «Джокера» и «Чернобыля») — одно удовольствие.
В конце мне хотелось бы провести параллель с ещё одним очень оригинальным фильмом — «Гундой» Виктора Косаковского. В нём, как и в «Агнце», тема субъектности всего природного выдвинута на первый план, а из человека в этой системе координат, к сожалению, никак не выходит «венец творения».
Я даже не знаю... как же мне обойтись без спойлеров...
По-настоящему хорошие актеры видны, когда они не боятся по-настоящему странных или по-настоящему сложных ролей и Нуми Рапас, которая справилась с ролью семи сестёр-близнецов в «Что случилось с понедельником», тут как ключевая деталь часов, которые должны продолжать идти, несмотря ни на что...
И, наверное, имя главной героини «этого» Ада, все-таки, характеризует собой именно то, что здесь творится.
«Это»-крайняя степень абсурда, к которому герои относятся как к «нормальности», заставляя теперь уже зрителя сомневаться в «нормальности» собственной.
Весь фильм не оставляет ощущение, что вот-вот должно случиться что-то максимально плохое, а в сцене с танцами мне и вовсе показалось, что сейчас у меня выпадут глаза и покатятся по полу...
На 1.28 мне даже пришлось остановить, чтобы хорошенько продышаться, а на 1.36 я чуть не упала со стула...
Я не хочу давать вам ни миллиграмма подробностей, даже не расскажу про овцу в свитере с косами, чтобы не испортить то, что с вами будет происходить в течение часа 48 минут.
Все эти ощущения - ваши.
P.S. И да, чем глубже на север-тем страннее товарищи...