К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Первый сезон снял Саверио Костанцо. Втрой – тоже он и две серии сняла Аличе Рорвахер. Третий сезон – некто Даниэле Лукетти. Это скучное вступление для тех, кто знает кто они такие и чтобы задать нужный тон: сериал неспешный и немного скучный. В хорошем смысле. Как раз так, как мы любим. Он снят так атмосферно и детально, что даст фору многим фильмам для большого экрана.

Итак, о чём. Сага о жизни и взрослении двух подруг в Неаполе 50-х. Вначале это две очень разных девочки начальных классов из бедного квартала. К концу первого сезона дорастают до выпуска из школы и свадьбы. Куклы, страхи, первые осознания сексуальности, первые успехи и неудачи. Первые проекты, первые сильные поступки и сопротивление давлению близких, чужих, обстоятельств. Блеск и нищета послевоенных улочек Неаполя… Не смотрите, что героини совсем девочки: это не детское кино – для нас, взрослых.

Это экранизация книги «Неаполитанский квартет» Элены Ферранте. Знаю, что экранизации – это скользкая тема: всегда находится кто-нибудь, кто говорит: «Книга была лучше!». Не знаю, я не читал. Но говорят, книга мощная. И фигура автора загадочная: то ли пожилая дама, то ли двое персон инкогнито (как в легендах о Шекспире). А интуиция подсказывает мне, что с экранизацией тут всё в порядке: история перенесена на экран не плоскими иллюстрациями, и в то же время, авторы не заигрались с трактовкой, не выпячивали себя. Это Большая, настоящая драма.

«Моя гениальная подруга» – тот редкий вид сериала, когда он снят не для увеселения публики и не чтобы помочь с трудной задачей «куда-то деть этот час жизни» и не чтобы выпустить пар вечером трудного дня. Просто история длинная и не умещается в два часа полного метра. А так да, почти полный метр, высказывание.

Очень классные актёрские работы, живые и харАктерные персонажи. Италия радует: так много интересных проектов в последние годы! Кажется, они окончательно оправились от экспансии Голливуда ?.

Исполнительный продюсер здесь Паоло Соррентино. Приложил руку. Знакомит мир с другими талантливыми итальянцами. Viva l'Italia!

Интересная деталь: говорят, что книги Элены Ферранте про этих девочек – про язык. В нём используется правильный язык людей с высоким образованием, площадной плебейский язык и язык программирования. И героини, в поисках себя, делают выбор: на каком же языке прожить жизнь?

А, ну и девочку, сыгравшую Лену (одну из подруг в детстве) утвердили на роль совсем как актрису, сыгравшую Мимозу в «Долгожданном рассвете» Саверио Костанцо, о котором я недавно писал. Кастинг интересовался братом, а выбрал её.

Смотрите. И пишите, какой язык вам ближе.

30 июля 2024 | 16:50
  • тип рецензии:

Благодаря множеству бытовых деталей, массовых съемок, а также мастерству показа значимых моментов крупным планом, сериал привлекает жизнеописанием социальных низов в итальянском провинциальном городе в 50-х-70 годах. Отдельная ценность - сам видеоряд, который нередко интереснее и важнее содержания, в котором есть в общем-то заурядная история отношений подруг, которые с годами отдаляются друг от друга географически и психологически, оставаясь при этом во власти амбивалентных чувств к друг другу и к окружающих их людям. Все как в жизни! Эти двойственные чувства, присущие всем нам и составляющие большую часть наших отношений откликаются в нас. Они есть почти в каждом герое этого сериала, которые достойны как уважения, так и порицания. Светлые моменты жизни героев короткие, а периоды сомнений и даже страданий – длинные. Со смутной надеждой ждешь трансформации, ситуации, когда все перевернется в сторону хэппиэнда и почти дожидаешься этого, как в конце третьего сезона становится понятно, что герои безнадежно застряли в своем неврозе. Внешнее вокруг них меняется, а внутреннее – нет. Лила продолжает заниматься саморазрушением, а Лену жить иллюзией, что именно она такая уникальная, что прервет череду нестабильных отношений ненадежного и самовлюбленного Нино. И все же сочетание внимания к деталям, мызыкальный ряд и фактурные герои создают уникальную атмосферу времени.

8 из 10 за первые два сезона и 5 из 10 за третий.

30 января 2023 | 10:51
  • тип рецензии:

Очень сумбурный и эмоциональный отзыв.

Когда-то просто взахлеб прочитала весь Неаполитанский квартет. Книги были настолько атмосферными, что даже появилось желание подробней изучить историю Неаполя и посетить места, описанные в книгах.

Экранизацию романов ждала с нетерпением и даже каким-то трепетом (все же очень хотелось, чтобы персонажей показали хотя бы немного похожими на тех, какими я себе их представляла). Первый сезон сначала оттолкнул своей 'непохожестью' на другие сериалы. Во-первых, само построение кадра показалось мне немодным, не в лучших традициях современных работ. Картинка, скорее напоминала, просмотренные с бабулей в детстве латиноамериканские сериалы. Во-вторых, все повествование ведется на итальянском языке, а неаполитанский диалект идет субтитрами. К сожалению, звуковая дорожка с переводом не позволяет в полной мере насладиться экспрессией диалогов. Но плавно, серия за серией, ты настраиваешься на темп сериала и принимаешь все его творческие фишки. На экране абсолютно живые люди, в которых без труда можно узнать своих бабушек и мам, да и путь, который избирают главные героини для достижения своих целей, болезненно знаком и близок. Отдельно хочу отметить профессионализм актрис, девочкам по 18-19 лет, но на протяжении трех сезонов они показывают взросление своих персонажей (особенно в третьем сезоне, где героиням уже по меньшей мере тридцать, у них есть дети и богатый бэкграунд семейной замужней жизни). И если первые два сезона я смотрела скорее, чтобы отдать дань и уважение книгам, то третий сезон захватил меня полностью. Я смотрела на Лену и мне просто хотелось ее остановить (хоть я и знаю, чем в итоге все закончится), а сцена разговора с Пьетро и дочерьми разрывает душу на части. Мне кажется, что такую грозную в своем спокойствии экспрессию и страсть, лучше итальянцев показать бы никто не смог. Если смотреть этот сериал только головой, то ничего не выйдет, не получится проникнуться теми эмоциями и мыслями, которые хотела вложить автор.

Сами по себе книги Неаполитанского квартета - это правильно поданная идея феминизма и, так сказать, места женщины в своей собственной жизни. В сериале идеи феминизма многими моментами делают показушными, словно заигрывающими с современной повесткой, слишком плоско и карикатурно.

Некоторые рецензенты отмечали, что в этом сериале невозможно кому-то импонировать. Для меня - это плюс, нежели минус. Персонаж не может быть живым, если он либо активно положительный, либо противный и отрицательный.

Подытоживая: сериал показывает настоящих, не глянцевых людей. Поневоле начинаешь проецировать многие моменты на себя и думать, а как бы поступила я.

19 июля 2022 | 20:08
  • тип рецензии:

18+

Ещё этот фильм о женщинах. Об их роли в мире мужчин. Какое клише. Кто только этим не занимался, но никто женщину так и не понял, даже сами женщины, судя по всему себя не понимают.

Если углубиться в историю, то в момент сотворения женщины Бог сделал её подругой и помощницей мужчины. При этом разница между мужчиной и женщиной чисто условная, в физиологическом плане можно разделять человечество на мужчин и женщин, но никак не в душевном и уж тем более точно не в духовном. Ибо даже библия говорит, что на небе уже не выходят замуж, там не рожают детей, а пребывают как ангелы. Ангелы.

Женщины всегда были умными. И без всякого Бога как-то быстро осознали, что мужчины им нужны в некотором смысле только до момента оплодотворения. А дальше можно уже и без него... воспитывать ребенка.

Подобные вышеизложенным мыслям, приходят на ум и по просмотру этого киносериала. Он больше о мыслях, о мыслях главной героини и о тех думах, что думают и выговаривают окружающие герои.

И мысли эти тягучие, больше какие-то безрадостные. Что первый, что второй сезоны безрадостные. Безрадостные. Такое ощущение, что у женщины в принципе жизнь безрадостная. Это грубо звучит, но правда обычно именно такая, грубая... поэтому даже в романах её присахаривают чем-нибудь. Тут тоже сахара много, особенно визуального. Всё настроено так, чтобы ваши глаза, словно языки и рты пробовали и пробовали это всё до конца... как сладкое ешь, пока зубы не заболят или выпадут... так и глаза ваши будут болеть от просмотра, а то и выпадут. Типичное HBO какое-то.

'Гениальное ли кино перед нами?' - интересуется основательно КП моего профессионального мнения. 'Ну, что ж, моя дорогая КП. Чушь какая-то. Но смотрим, смотрим... Западное кино и сериальное нынче в дефиците в легальном поле, поэтому смотрим запоем, что дают'.

12 июня 2022 | 23:00
  • тип рецензии:

Начала эту историю ещё в 2018, как-то втянулась. Милые девочки в несправедливом социуме середины прошлого века. Тема неравенства полового, классового и интеллектуального. Драма и интриги, нормально. Поначалу привлекает, но последний (3) сезон уже почти невыносимо смотреть.

Сериал действительно хорош с художественной точки зрения: костюмы, грим, каст — на высоте. А вот с персонажами настоящая беда. И чем старше они становятся, тем яснее это видно. Ни один (!) персонаж не вызвал у меня симпатии, они скорее даже раздражают. Больше всего отталкивает то, что практически все герои постоянно обесценивают, предают и терроризируют своих близких. Мужчины — либо монстры, либо вялые эгоисты. Женщины — озлобленные рабыни. Можно подумать, всё общество поделено на психопатов и жертв, а диалог между людьми невозможен в принципе. Какой-то паноптикум несчастий.

А главный парадокс этой истории — дружба между Эленой и Лилой. Потому что это не дружба, а полное взаимной зависти пассивно-агрессивное соперничество.

За фемповестку, конечно, спасибо, но в контексте персонажей это выглядит издёвкой.

4 из 10

04 мая 2022 | 01:53
  • тип рецензии:

Посмотрел пока только первый сезон и первую половину второго. Это оглушительный сериал. От подбора актеров до декораций идеальная работа костюмеров, операторов, режиссера. Актеры... я даже не понимаю как можно было так точно попадать в возраст и характеры персонажей.

Детали, которые составляют ткань полотна кажутся незначительными и поэтому оглушительными. Туфли жениха одной из главных героинь, очки героев, неловкий бандаж на девочке со сломанной рукой, ее слова - мне не больно.

Но главное для меня в этом сериале это социальная лестница. И слова одной из главной героинь - 'только теперь я поняла слова своей учительницы, что такое плебеи, из плебеев невозможно вырваться даже с помощью моей подруги Лили'.

Из плебеев можно вырваться только самому. Никто в этом не поможет. И это очень актуально для нас, для страны где нет 'старых денег'. Ни роскошные автомобили, ни одежда, ни новый дом не дают возможности покинуть порок бедности. Нищета за гранью вещей, она в ощущениях, словах, позах, невысказанности.

Плебейство это мир, где девочку можно избить за то, что она на полдня ушла из квартала, выкинуть дочь из окна. Это мир где ответом на решение всех проблем служит фраза 'я тебя убью'. Мир где слова 'я тебя люблю' это фраза только про сиюминутную страсть и обладание. Это мир, где пощечины до синяков, нормальное средство убеждения. Это новая квартира, в которой хозяева и гости кажутся чужими и даже не могут снять пальто и ходят в черных солнцезащитных очках. И деньги, деньги, машины, наряды. Страх оказаться нищебродом.

Как вырваться из этого? Это долгий путь. Об этом сериал.

25 октября 2021 | 20:46
  • тип рецензии:

Поборов внутренние мужские предубеждения о сериале-мелодраме про дружбу двух девушек, я, стиснув зубы, посмотрел первую серию. А затем вторую, третью... Посмотрев 2 сезона, могу откровенно заявить, что история на самом деле затягивает. Своей неоторванностью от реальности и простотой. Сюжет не имеет какого-то витиеватого развития, все происходит предсказуемо, но от этого меньше героям не сопереживаешь. Итальянская экспрессия делает свое дело вкупе с выразительной актерской игрой.

Отдельного внимания заслуживает атмосфера, воссозданная в картине. Квартал, построенный специально для сериала, одежда и поведение героев, их манера речи - всё в духе времени. Уставший от американских творений зритель непременно получит как минимум эстетическое удовлетворение.

Также сериал интересно смотреть и с исторической точки зрения: политические взгляды тех лет, социальная несправедливость, качество жизни - все это формирует четкий образ того времени.

Картина рассказывает о взаимоотношении двух подруг, одна из которых ощущает себя в тени другой. Лену, обрастая личностью, на протяжении сериала, пытается выйти из этой тени и победить в 'гонке' с подругой. Лила вызывает двоякие чувства - её гениальность смешивается с харизмой, нелогичностью, порой глупостью. Это источник хаоса в сериале, что, несомненно привносит в него жизнь.

Актеры подобраны отменно, нет ощущения, что кто-то не на своем месте. Визуальная и звуковая составляющая на высоте. За историей хочется наблюдать. Что ещё нужно для сериала?

10 из 10

02 декабря 2020 | 12:12
  • тип рецензии:

Саму серию книг я прочитала где-то до половины и все-таки хочется сравнить с просмотренными двумя сезонами сериала.

В нем удалось передать внешний вид Италии 50-60х годов. Особенно понравился подбор актеров, которые соответствуют тому времени обычных людей, без силикона, ботокса и раздутых губ. Сюжет в точности повторяет книги, но вот сам дух источника сериал совсем не передает. Нет ощущения грязи, нищеты, подавляющей нужды, вечно скандалящих мужчин и женщин, драк, избиений, закоренелых комплексов, порожденных социальным положением, того, что породило героев и из чего им так хотелось вырваться. Есть история про двух девочек, их дружбу, юность, взросление, но нет соперничества, любви и ненависти двух подруг, гениальности мозга одной из них - Лилы, всех граней проявления ее блестящего ума, ее талантов, которые так и не смогли найти возможность реализоваться и творить. Нет чувства несправедливости жизни к детям, одному из которых просто повезло родиться в более приемлемых условиях, встретить нужных людей. А второму не повезло родиться в не свое время и искрящийся интеллект, мозг, способный обрабатывать огромные объемы информации, словно компьютер, в итоге, как это часто бывает с гениями, обратился против своего обладателя.

С выбором актрисы на роль Элены попали в точку. Та же женственная фигура, крупный нос, волосы, молчаливость, что и в книге. Так же и с актерами на мужские роли: низкорослый, сдержанный Энцо; высокий, худощавый, красивый Нино. Но вот с актрисой на роль Лилы полный провал. Это должна была быть настоящая итальянская красавица, смуглая и черноволосая. Тонкая, стройная, изящная, как балерина, девушка, которая даже в нищенской одежде притягивала взгляды мужчин. А в сериале это... это актриса с асимметрией лица, узкими бедрами, широкими плечами и сутулой спиной. От этого пропала и острота истории о женщине красивой внешне и с не менее красивым и глубоким внутренним мироустройством.

Можно еще углядеть в сериале модную сейчас тему пропаганды феминизма, но на самом деле и в книге и в сериале просто отражены факты жизни итальянского общества того времени.

Сериал получился более поверхностным по сравнению с первоисточником, но посмотреть ради интереса можно.

06 мая 2020 | 15:11
  • тип рецензии:

Всегда приятно смотреть достойные сериалы из Европы. Они выигрывают от того уже, что не видишь привычного мира американцев и вспоминаешь что кроме него много других стран. В этом случае очень важно чтобы фильм реалистично показывал тот мир, в котором происходит действие, поскольку нет десятков других картин из этой же страны для сравнения, причем переведенных на русский. Съемки по печатному бестселлеру являются определенной гарантией правдивости эпохи и реальности персонажей. С «гениальной подругой» именно так и обстоит дело.

Италия 50-х, проигравшая войну страна, откинула свое прошлое и взгляды – только вперед. Никаких даже наметок в сериале на то, что всего с десяток лет, как закончились такие грандиозные события. Где инвалиды без рук и ног, где беспризорные дети. Похоже, что, правда, их нет! Две подружки, главные героини, явно не желают оставаться гнить в своей родной среде. И как бы тяжело им не приходилось, каждая по-своему подстраивает окружающую жизнь под себя. И мир сдается, девочки достигают результата.

События в картинке развиваются очень медленно и, на мой взгляд, все действие можно было легко уместить в полноформатный фильм. Много длинных сцен оканчивающих ничем в сюжетном плане, и снятых явно для показа страны и нравов тех лет. Все ждешь какого-то поворота в характерах или поступках Элены и Лилу, но их не происходит. Одна гордая и взбалмошная, готовая на все ради достижения своих целей, а другая абсолютно «теплая», но именно у нее все идет как по маслу.

Не менее приятно рассматривать второстепенных персонажей, все очень колоритно и натурально. Европейцы, вообще, чаще американцев не стараются приукрасить мир и людей. Естественность погружает в эпоху и живущее в ней общество намного лучше, чем игра подкрашенных актеров в идеальных помещениях. Нравы и обычаи жизни итальянских детей и подростков не сильно отличаются в те годы от русских или американских. Меня только удивило обстоятельство, что у итальянцев во всех детских развлечениях принимали участие взрослые, что необычно.

Цель представить эпоху в целом у создателей фильма удалась. Я с удовольствием смотрела все серии без желания окончания, но явно только за счет погружения в непривычный, но чем-то притягательный мир. Линия жизни главных героинь занимала и увлекала не сильнее, чем остальных персонажей, и здесь итальянцы быстро усвоили тенденции современного кино, что нет положительных героев, все дерутся на равных и не всегда честно. С удовольствием посмотрю продолжение, хотя я уверена, что если найти время и прочитать все части оригинала, представила бы себе другой мир.

8 из 10

21 марта 2019 | 12:21
  • тип рецензии:

Сам сюжет фильма про двух подруг почему-то не зацепил, достаточно просто и предсказуемо. Ожидала я чего-то большего от образа «гениальной» подруги, а вышло — что-то очень женское и не оригинальное. Смотрю сериал скорее из-за изображения послевоенной Италии с ее социальными маркерами: как жили люди, что носили, о чем переживали, из-за чего ругались, о чем мечтали. Этим фильм интересен, правда, он вступает в абсолютное противоречие по своему настроению с фильмами, типа «Брак по итальянски», «Ночи Кабирии» на которых я вот выросла. Там тоже нищета и отчаянные попытки взобраться на более высокую ступень социальной лестницы, но там не такого лирично-драматичного настроя, по мне так даже мрачного. Для скандинавского кино это было бы нормально, но у них кроме минора есть и более глубокая линия, которая под этим минором бурлит, как дикая большая река, страшная, но в ней — жизнь. А тут даже всеми любимые за позитивный настрой итальянские пейзажи сняты как будто ты в Данию перенесся. Сериал досмотрю, как будет время, любопытно. Но рекомендовать не буду.

12 марта 2019 | 13:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: