Если предыдущая часть трилогии была посвящена ракетно-ядерным угрозам между СССР и блоком НАТО, пацифистским вопросам и даже теме распространения ВИЧ, то следующая часть...
А о чём она вообще? Надо сначала вспомнить, о чём вообще был 1986-ой год в мировой жизни. Тогда веял дух перемен и перестройки (по крайней мере в социалистическом блоке). Постепенно СССР терял своё влияние на сателлиты. Последние в свою очередь теряли помощь из советской дойной коровы, которая уже и свои внутренние республики кормить толком не могла. В сложившейся ситуации каждый крутился как мог. Новая экономическая реальность заставляла менять вектор мировоззрения все будущие постсоветские страны. Они учились или вспоминали, что такое истинный капитализм: купить/построить/произвести подешевле и качественнее, чтобы продать подороже, но не всё подряд, а лишь то, что действительно нужно потребителю и тогда, когда это ему действительно нужно. Законы спроса и предложения.
Собственно, не важно, что там правда или нет. Главное, что фильм рассказывает о капитализме, апартеиде, правде и лжи страны Советов.
_
Фильм опять старается передать дух времени через обстановку помещений, антураж кабинетов, ресторанов, квартир и офисов. В остальном эта часть сериала немного скучнее и слишком затянута. По части реализма и связи с реальной историей первая часть трилогии тоже в выигрыше, потому как там весь сюжет развивался на фоне реальных событий, имевших место быть... Сюжет этой части большей частью полнейший вымысел, как кажется, но... Но именно это затягивает узнать реальную историю. И тогда часть вымысла перестаёт быть таковой с помощью поисковика Гугл.
Обожаю капитализм, который с самого зарождения СССР скрывался в соцлагере. Не торговать Союз советов просто не мог, в том числе страна закупала некоторые товары и средства производства на западе для простого копирования и тиражирования с преимущественным упрощением технологий производства и самих конечных изделий. Капитализм, как говорят, был и в ГДР, где были созданы предпосылки и организации, которые не только использовали труд заключенных для производства и продажи на запад огромной номенклатуры товаров, но торговали даже кровью: донорская кровь очень ценилась на западе. ГДР продавала и оружие, причём не только собственного, но и западного производства, причём могла продавать его как и просоветским, так и прозападным повстанцам и целым странам. Капитализм (деньги не пахнут) в чистом виде, слегка проиллюстрированный и в нашем фильме.
Но тут нужно оговориться, что все страны мира всегда так жили. Деньги, на которые покупается еда, одежда, дома - это то, что нужно народу (стране). США, Европа, азиатские страны, африканские и все прочие, включая Южную Америку, всегда и во всём отстаивали свои интересы и торговали с теми, с кем выгодно торговать. И прекращали они лишь тогда, когда политическая выгода перевешивала. А политика - та же дешёвая торговля у уличных ларьков, проституция слова и языка, где слова можно взвесить на весах и купить за золото или продать молчание. Собственно, о торговле и политике речь в фильме и идёт. Возможно, именно в советском капитализме, который больше всего превалировал в ГДР, чем где-либо ещё, заключался секрет успеха быстрой ассимиляции ФРГ и Германской Демократической Республики, хотя они и были разлучёнными сёстрами-близняшками всегда. В ГДР все те процессы, которые протекали в России 90-х, прошли намного раньше и в более естественном русле немецкой идентичности... поэтому тут всё было куда мирнее и ровнее, без радикализма и особых перегибов, как кажется.
Но всё равно. Это всё вымысел. Любая информация о прошлом - чей-то вымысел. Нельзя доверять чьим-то словам и идеям, даже прописанным в официальных документах. Легче фильм воспринимать как просто фильм и не забивать себе голову. А иначе я начинаю сразу машинально подмечать силуэты автомашин из 21-го века на заднем плане кино, хотя и замутнённом... элементы некоторых коридоров, явно не из середины 80-х. Не люблю смотреть исторические фильмы: всё время надо фальшь замечать и критиковать, лезть в вики, чтобы узнать, а как там было на самом деле... а мне влом и вам влом, нам всем влом, а нас заставляют работать... печаль (смайл с радугой и двумя точками над ней)
Вышедший в 2015 году немецкий сериал «Германия 83» стал настоящим открытием для любителей «шпионских» фильмов. Сочетая серьёзность тематики с лёгкостью повествования, он с головой затягивал в водоворот событий и погружал в атмосферу Холодной войны. Несмотря на то, что сериал являлся плодом сотрудничества с американским телеканалом, он смог позволить себе отказаться от классических штампов о хорошем Западе и плохих «комми», поскольку в США транслировался на немецком языке с англоязычными субтитрами. Отсутствие амбиций для ширины проката снижает внимание к идеологическому наполнению, что в данном случае обернулось свободой быть объективным, сбалансированным и честным по отношению к обеим Германиям. За это проект и получил признание критиков и весьма неожиданную в условиях отсутствии широкой рекламы любовь зрителей. История «Германии 83» была полностью законченной, но, осознав успех, авторы взялись за продолжения. Анонс «Германии 86» стал крайне приятной неожиданностью.
Увы, «хрусталь» ожиданий реальность разбила вдребезги: всё, чем полюбилась «Германия» в 83ем году, к 86му оказалось потеряно. Изначальное отсутствие планов на продолжение обернулось невнятностью нового сюжета: если в первом сезоне за отдельными приключениями, рассказанными в каждой серии, скрывалась глобальная «сквозная» тема, то теперь мы сначала просто пускаемся «галопом» по Африке, а потом плутаем по столь же запутанному лабиринту душевных метаний главного героя. Расширившаяся география, конечно, несколько «оживляет» телевизионную картинку и демонстрирует глобальность Холодной войны, но отсутствие яркого «главного конфликта» стало критическим недостатком.
Получив в «83ем году» признание и внимание зрителей, новый сериал оказался плотнее зажат рамками информационных трендов: теперь вместо показа обеих Германий на «равных правах» мы в качестве декораций получаем дорогие рестораны, гостиницы и передовой медицинский центр на западной стороне и тюрьму с детским домом на востоке. Жители ФРГ имеют активную гражданскую позицию и веселятся под модную музыку, а в ГДР зажаты, холодны и поголовно находятся под слежкой. Такую диспозицию иначе как «клюквой» считать невозможно, так как вне зависимости от итогов Холодной войны тюрьмы, детские дома и наблюдение за нужными людьми были по обеим сторонам Берлинской стены, а менталитет жителей Германии отличается не только по координатам географической долготы, но и по широте, и процесс этот формировался веками. Так что подобная группировка декораций не претендует на объективность, а просто отвечает вектору современного медиа.
За минувшие 3 года деградировали и актёры (возможно, просто деградировали их роли): вместо серьёзной структуры восточногерманский «штаб» ныне представляет собой кучку несуразных личностей с клоунскими повадками, которых с персонажами из первого сезона объединяют лишь лица. Обоюдную тонкую иронию, основанную на противоречиях двух систем, сменили «шутки», в которых восточногерманский агент забывает слово «свобода» и т.д.
Новый сезон попытался обзавестись полноценно-трагичным персонажем – разлученной при попытке бегства из ГДР в ФРГ с мужем и дочерьми женщиной-врачом. Да, незаконная миграция с востока на запад действительно была: жители социалистической страны имели возможность получить прекрасное образование, а «капиталистические» земли, в силу их размера и густонаселённости, предоставляли большое число вакансий при некотором дефиците собственных специалистов. Лёгкость интеграции и наличие «за стеной» родственников действительно подталкивали ещё не связанных обязательствами молодых людей реализовать свой полученный от соцлагеря «багаж» в «колбасной эмиграции». Но истинно-трагической героине типичный портрет перебежчика не подходит, так как он не слишком-то «фотогеничен». Наша «героиня» абсолютно точно не бежит в ФРГ от неустроенности быта: фрау Фишер проживает в двухэтажном особняке и явно ни в чем не нуждается. Причиной стремления сменить местоположение авторы сценария определили моральный груз, опустившийся на плечи после того, как она поняла неэффективность лекарств, которыми в рамках оплачиваемого западными немцами эксперимента лечили безнадёжных больных востока. Сценарный промах состоит в том, что Тина прекрасно знает - эксперимент проводится обеими Германиями совместно, и после переезда в ФРГ трудиться ей предстоит на таких же нечистоплотных людей, от которых она якобы бежала! После отказа продолжить работу, каких то гонений в её сторону сериал нам не показал. «Спусковым крючком» для бегства стал… полученный её дочерью отказ в поступлении в престижную школу. Думаю, престижные школы за то и считаются таковыми, что берут туда не всех, и в капиталистической модели хозяйствования это даже более выражено, чем при социалистической. Непонятен и мотив, подтолкнувший Тину отправить в ГДР аудиокассету с разоблачением. Если она не хотела, чтобы плёнку опубликовали, то зачем посылать? А если хотела, то отпадал смысл переходить границу: беженку, раскрывшую компромат на западногерманскую фармакологическую компанию, на работу точно никто не возьмёт. Одним словом, попытка сделать трагичную сюжетную линию по мотивам пресловутого забега из ГДР в ФРГ получилась нелогичной, персонаж выглядит глупо и из-за своей искусственности сочувствия не вызывает.
Нечто похожее происходит и с главным героем. К концу сериала Мартин разочаровывается в своих идеалах и морально готов к переходу в противоположный лагерь. Но что запустило такие перемены? На протяжении первого сезона он честно выполнял работу, порученную (ладно, навязанную) его страной. На 3 года между сериалами он «залёг на дно» в Анголе, где получал финансирование. Да, Мартин остался вдали от семьи и родины, но эта процедура объективно необходима, так как его искали все спецслужбы Запада. События «Германии 86» при всей своей географической широте, оказались скоротечны, и если за их время он и узнал что-то разочаровывающее о своем руководстве в ГДР, то только то, что в поступках оно слишком близко к манере действий ФРГ. Тут вполне объяснимо желание выйти из игры, но для государственной измены и перебежки к врагам причин нет, так как те ничем не лучше. Проблемы с женой и разочарование в собственной тёте – тоже проблемы личные, а не мировоззренческие. И даже социалистические «прелести» Аннет куда аппетитнее капиталистических у Бриджит. В общем, Мартин Раух «перекрашивается» по ходу сериала не потому, что это логично при его жизненном опыте, а потому что так сегодня должно быть.
Финальная сцена, в которой главная экономистка Восточной Германии со слезами копается в ворохе бумаг и исторгает каннибалистический тезис о том, что главный продукт, который производит их экономика – это плазма крови, и вовсе заставляет зрителей краснеть. ГДР, экономически отставая от ФРГ, всё равно оставалась одной из самых развитых европейских стран с очень мощной промышленностью и сельским хозяйством, способным обеспечить продовольственную независимость, что на континенте ныне редкость.
Стоит ли после всего изложенного считать «Германию 86» плохим и некачественным сериалом? Наверное, нет. Просто из оригинального, честного и не ангажированного политически продукта он выродился в клишированную историю, коих множество. Для столь многообещающего проекта это равносильно смертному приговору.