Старомодная, но сипатичная экранизация повести А. Жида, фильм, получивший в свое время в Каннах приз за лучший французский фильм (и серебряную премию за лучшую женскую роль).
История повествует о сельском пасторе, который по долгу своей службы отправляется в глухую деревеньку к усопшей старухе и находит в ее доме слепую девушку, ее племянницу. Вернее, девушкой это существо на тот момент назвать трудно, т. к. она похожа на дикого звереныша - не говорит, не моется и т.п. Пастор забирает обреченную на гибель девушку к себе в дом, где его уже поджидает сварливая жена и пятеро детишек. Здесь ее отмывают, переодевают и дают имя Гертруда. Знакомый доктор советует пастору методику работы со слепыми, благодаря которой Гертруда постепенно социализируется, начинает говорить и жить сознательной человеческой жизнью. Пастор проводит с ней много времени, чем вызывает негодование у своей жены, утверждающей, что со своими собственными детьми тот никогда не возился.
По сути, в основе сюжета этой повести - миф о Пигмалионе и Галатее. Пастор 'создает' Гертруду и влюбляется в нее, и эти чувства оказываются взаимными. Оба осознают запретность своей любви, но не могут противостоять ей. Увы, как и всякое произведение 20 века, эта история не следует мифу до конца, а разрушает его. После операции на глаза Гертруда прозревает и видит всю гадость мира, от которой пастор ее тщательно оберегал несколько лет - злые, усталые, обиженные лица людей вокруг нее. Пастор тоже оказывается не таким, каким она его себе представляла - и она его больше не любит. Ангел (каким сделал Гертруду пастор) оказывается неспособен жить в мире людей.
Мне, конечно, в общем и целом экранизация не понравилась: несмотря на то, что и священник, и его сын Жак, и Гертруда очень красивые - они нисколько не визуализировали мою внутреннюю картину 'Пасторальной симфонии'. К тому же тут слегка переврали события, вследствие чего имело место некоторое смещение эмоциональных акцентов. И мне остро не хватило здесь того постепенно нарастающего любовного (и не только) напряжения между персонажами, напряжения, которое является движущей силой сюжета в повести.
Но как 'история по мотивам' фильм в целом хорош. Столкновение Гертруды с миром сделано ярко и убедительно, куда убедительнее, чем все горести отвергнутой любви.
8 из 10
- оценка фильму, безотносительно книги.