Венеция-2018

«Голос люкс» Брэйди Корбета: Хайп на крови

Натали Портман играет жертву школьного расстрела, ставшую ужасной поп-дивой. Но лучшее в фильме — демоническая Рэффи Кэссиди.
«Голос люкс» Брэйди Корбета: Хайп на крови
«Голос люкс»

Чуть ли не главной премьерой фестиваля для многих стал «Голос люкс» (Vox Lux) – новый фильм Брэйди Корбета, стремительно переквалифицировавшегося из актеров в режиссеры. После дебютного «Детства лидера», награжденного здесь же, в Венеции-2015, аж двумя наградами («Львом» за режиссуру и призом Дино де Лаурентиса), Корбета объявили надеждой независимого американского кино. Второй фильм разбивает эти надежды как минимум своим замахом на голливудский масштаб. Это громоздкая мелодрама с участием суперзвезд как экрана, так и эстрады (песни писала Sia). Впрочем, амбиции режиссера-автора Корбет не растерял, так что основной конфликт его фильма как раз происходит между формой и содержанием, а не между героиней и ее демонами. (осторожно: дальше будут спойлеры!).

Провинциальный город Нью-Брайтон, 1999 год. Хорошая девочка Селеста (Рэффи Кэссиди) ходит в школу, занимается музыкой, по вечерам секретничает со старшей сестрой Элли (Стэйси Мартин). Как доверительно сообщает нам рассказчик, вездесущий Уиллем Дефо, она типичное дитя рейганомики с нетипичным, провидческим именем (Селеста в переводе с латыни означает «небесная»). После новогодних каникул детство Селесты закончится. Наслушавшись рок-психоделики, ее одноклассник устроит расстрел в школе. Селеста получит пулю в позвоночник, но выкарабкается.

«Голос люкс»

«Голос люкс»

На больничной койке под чутким руководством сестры она освоит синтезатор и напишет слезливую поминальную балладу. Песня моментально возглавит чарты и станет гимном страдающей от посттравматического синдрома нации (очевидно, что Корбет имеет в виду расстрел в школе «Колумбайн»). Вундеркинда возьмет в оборот индустрия, олицетворенная скользким продюсером без имени (Джуд Лоу). Для Селесты начнется новая жизнь, а для зрителя — новый фильм, прямолинейно отрезанный от пролога долгими титрами, озвученными абсолютно сатанинской оркестровкой Скотта Уокера.

Вводная часть, которую Корбет назвал прелюдией, смотрится отдельной короткометражкой, явно вдохновленной любимыми кинокартинами детства. В первую очередь «Оменом» Ричарда Доннера (Vox Lux, кстати, посвящен памяти Джонатана Демме). Полумистическая ретроинтонация, созданная тут характерными пируэтами камеры вокруг собственной оси и тревожным кровавым светом, неожиданно сочетается с предельным реализмом уровня телевизионного репортажа. Пожалуй, перед нами шедевр. Эстетически безупречная зарисовка о банальности зла. Однако основной массив фильма, стилистически объединенный с первой частью лишь нарочитой фактурностью формата (Vox Lux по хипстерской моде снят на 35 мм), страшно разочаровывает.

«Голос люкс»

«Голос люкс»

Нью-Йорк, 20 лет спустя. Вместо хрупкой, болезненной девочки с пугающей дьявольщиной во взгляде — напомаженная Натали Портман (этакая Ариана Гранде) в костюме черного лебедя, старательно пародирующая всех экранных поп-рок-селебрити вместе взятых. Ее Селеста — смесь эксцентричных и комичных суперзвезд обоих полов из фильмов Роберта Олтмена или Вуди Аллена с добавлением уже сыгранной ею однажды Джеки Кеннеди, бесконечно слонявшейся с бутылкой по Белому дому. Тридцатилетняя Селеста (Портман, кстати, выглядит сильно старше) — настоящая женщина-катастрофа. Она сквернословит, злоупотребляет алкоголем, кокаином и обезболивающими. Ее карьера под угрозой, а хамство журналистам на пресс-конференции лишь усугубляет дело. Она так и не избавилась от призраков прошлого, застряла в тоннеле между жизнью и смертью, который снится ей каждую ночь. Своим головокружительным успехом она обязана исключительно случившейся в детстве трагедии.

Природа успеха, по Корбету, не просто страдание, а кровь. Не метафорические жертвы, пот и слезы, а самый что ни на есть макабр. Этим и объясняется стрельба в «Колумбайне», а также все прочие массовые убийства: дети и инфантильные взрослые хотят привлечь внимание, любой ценой стать знаменитыми. Это, собственно, вторая мысль фильма и одновременно приговор целому поколению.

На съемках фильма «Голос люкс» / Фото: Getty Images

На съемках фильма «Голос люкс» / Фото: Getty Images

Однако соображения свои Корбет не доводит до ясности, поскольку высказыванию, пресловутым смыслам предпочитает формалистские игры. Не случайно автор не может до самого финала определиться, что он снимает — пастиш или драму. Vox Lux выглядит крайне претенциозной и вычурной попыткой сложить два и два при помощи аппарата высшей математики. Он во многом напоминает фильмы Хармони Корина — младогения предыдущего десятилетия, также не оправдавшего возложенных на него надежд. Корбет так увлечен разными кунштюками, от ракурсов до монтажных склеек, цитатами (от того же Демме до Уэллса), что суть у него просачивается сквозь пальцы. Следить за тем, как он сдает (и проваливает) экзамен на звание «большого режиссера», очень, очень скучно.

Читайте также
Статьи «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»: Ксавье Долан препарирует знаменитостей Кит Харингтон играет телезвезду в кризисе в англоязычном дебюте канадского режиссера, а актер Адевале Акинойе-Акбаже снял фильм о своей юности среди скинхедов.
Статьи Прощай, мачизм: «Львы» достались сильным фильмам о слабых мужчинах Призеры Венецианского фестиваля показали не только хорошее кино, но и глубокий кризис старых гендерных ролей.
Новости «Рома» Альфонсо Куарона удостоился «Золотого льва» в Венеции Второй год подряд главный приз престижного киносмотра забирают мексиканские постановщики.
Статьи Финальный отчет: Куарон, Ассайас, Мэри Хэррон и другие Что еще было великого и ужасного в фестивальной программе.
Комментарии (21)

Новый комментарий...

  • 1

    Forrull 5 сентября 2018, 15:04 пожаловаться

    #

    Очередное фестивальное кино, которое будут хвалить, но когда массы поймут что к чему, окажется что это очередная претензия и не более, которая делает замах, однако, ничего так и не предлагает. В итоге, как и многие другие, противоречивый фильм о котором можно немного поспорить, но в конечном счёте, забудут.

    ответить

  • 29

    Слоу Спок 5 сентября 2018, 18:16 пожаловаться

    #

    очередной знаток всего очередного

    ответить

  • 5

    LLuthor 5 сентября 2018, 18:57 пожаловаться

    #

    Знаешь что? Загляни ещё разок в будущее и посмотри этот фильм сам. Вдруг он тебе лично возьмёт да понравится, да очень сильно).

    ответить

  • 1

    Мармеладки 5 сентября 2018, 15:30 пожаловаться

    #

    Пока что все выглядит довольно сомнительно, если честно. А тизер — эмм, даже не знаю, что и сказать, ибо это 45-ти секундное видео со спиной идущей за кулисами героини Натали. Многообещающе — видимо, не про это кино. Надеюсь, что я ошибаюсь.

    ответить

  • 21

    pumpkinthestrange 5 сентября 2018, 15:40 пожаловаться

    #

    >Наслушавшись рок-психоделики, ее одноклассник устроит расстрел в школе.

    Закономерно. Объевшись баранок, кто-то написал полную чушь

    ответить

  • 26

    Daniyar Dark Knight 5 сентября 2018, 17:22 пожаловаться

    #

    Могу сказать следующее: по иронии судьбы автор (если верить его же отзыву) данной статьи не далеко ушел от режиссера. Пытаясь усложнить и перегрузить текст статьи вычурными и редкими словами, редактор сам теряет суть отзыва. Где-то у него «шедевр», где-то «режиссер не сдает экзамен». Добротный читабельный отзыв «просачивается сквозь пальцы».

    ответить

  • 16

    Мармеладки 5 сентября 2018, 18:40 пожаловаться

    #

    Соглашусь, читать довольно неприятно и неинтересно, что ли.

    ответить

  • 16

    snl95 5 сентября 2018, 19:37 пожаловаться

    #

    Ой, это снова вы, рад вас видеть. На сей раз я с вами согласен, автор слишком пытается умничать.

    ответить

  • 5

    Alex Croft 5 сентября 2018, 19:10 пожаловаться

    #

    Обожаю Портман. Однозначно посмотрю

    ответить

  • 5

    Андрей С Иванов 5 сентября 2018, 20:38 пожаловаться

    #

    Смотреть надо, писать такие статьи со спойлерами — нет. Это непрофессионально. Впрочем, какой профессионализм — это же КП…

    ответить

  • 11

    Эрнесто Алегьери 5 сентября 2018, 21:08 пожаловаться

    #

    а куда девались прежние редакторы статей?
    например, была Окулова, которая Елизавета и Дарико, которая Цулая…

    девчонки хорошо писали, куда их дели и зачем

    ответить

  • Красный цветок 5 сентября 2018, 23:55 пожаловаться

    #

    может они теперь всё «классическое» решили убить на сайте

    ответить

  • 6

    ChannaNev 5 сентября 2018, 22:09 пожаловаться

    #

    а что, написать уже отзыв без спойлеров уже невозможно?

    ответить

  • Короста 5 сентября 2018, 22:59 пожаловаться

    #

    красивая Портман ^^

    ответить

  • Monstra 6 сентября 2018, 06:34 пожаловаться

    #

    Статья напомнила мне, как в рокерскую юность один друг рассказывал моему братцу, как нашел в его песне 3 смысла, один под другим. Братец долго ржал, потому что смысл закладывал только один.
    Надо посмотреть. Портман все-таки хороша, сколько фальшивых блесток на нее ни наклей.

    ответить

  • Evan_Yorke 7 сентября 2018, 16:18 пожаловаться

    #

    читаю третью или четвертую рецензию данного автора по фильмам Венецианского кинофестиваля и не могу понять откуда столько негатива и неконструктивной критики + попыток создать впечатление профессионализма всякими заумными страшными словечками. Очень плохие рецензии господа Кинопоиск. может просто у сайта политическая повестка начала преобладать над кинематографической?

    ответить

  • Миша-35 7 сентября 2018, 23:57 пожаловаться

    #

    Что-то не зацепило ничем это кино, как его проанонсировали, — ни сюжетом не мэсседжами, ни даже вычурной картинкой, ни даже талантливыми актрисами. Наверное, это просто не мое кино.

    ответить

  • Тёмыш 9 сентября 2018, 21:13 пожаловаться

    #

    Судя по предыдущему фильму Корбета, который обещал невероятное, а зритель не получил в результате ничего, вывод в этой статье о его второй режиссерской попытке очень закономерный и ожидаемый. Очень рад, что хоть кто-то способен увидеть сквозь претенциозность формы абсолютную пустоту повествования.

    ответить

 
Добавить комментарий...