Статьи

Ким Ки Дук и Ко: Что смотреть у корейских классиков и их учеников

Секс-терроризм, философские попойки и эмо-реализм. Рассказываем о фильмах главных режиссеров корейского кино и их последователей.
Ким Ки Дук и Ко: Что смотреть у корейских классиков и их учеников
«Пылающий»

В прокате — «Пылающий», новый фильм Ли Чхан-дона. Этот режиссер снимает очень редко. Например, с его прошлого фильма «Поэзия», получившего приз за лучший сценарий в Каннах, прошло аж восемь лет. Так что многие российские зрители, возможно, успели его и позабыть. КиноПоиск напоминает о месте Ли Чхан-дона в пантеоне живых классиков корейского кино и рассказывает о тех молодых авторах, которые идут за ним (будет что посмотреть в следующие восемь лет), а также об учениках других известных режиссеров авторского кино из Кореи.

После дебюта главных фестивальных авторов южнокорейского арт-кино (кроме Ли, это Ким Ки Дук и Хон Сан-су) в середине 1990-х прошло уже больше 20 лет. Никто из мастеров не собирается на покой, но это не значит, что у них нет смены.

Эмо-реализм

Мастер: Ли Чхан-дон

Ли Чхан-дон — сам по себе наследник по большому счету незамеченной на Западе корейской новой волны (он писал сценарии к двум лентам лидера движения Пак Кван-су). На рубеже 1980—1990-х молодые режиссеры, вдохновляясь европейским арт-кино, снимали фильмы о простых людях, подавленных народных массах и о пороках капиталистического общества. Корейские авторы, которые исследуют эти темы сейчас, от европейских оригиналов отталкиваются редко, им хватает своих образцов, в том числе и работ Ли Чхан-дона. Главное в таком кино — эмоциональное вовлечение зрителя и передача ему субъективной точки зрения травмированного героя (вместе со всей болью персонажа).

«Оазис»

«Оазис»

А герои Ли Чхан-дона все без исключения побиты жизнью. Герой его дебютной «Зеленой рыбы» был эдаким корейским Данилой Багровым — демобилизовавшимся провинциалом, который никак не мог адаптироваться в новом мире экономического чуда и в итоге связывался с мафией. «Оазис» — шокирующей историей любви двух аутсайдеров: умственно отсталого парня и страдающей ДЦП девушки (их первое свидание — одна из самых страшных сцен секса в мировом кино). У лирической героини «Поэзии» была прогрессирующая болезнь Альцгеймера. А «Тайное сияние» черными красками (хотя и не без сарказма) рисовало панораму народных нравов в провинциальном городке: тут добрый сосед похищал у переехавшей из мегаполиса безутешной вдовы единственного ребенка (ради выкупа).

«То-хи»

«То-хи»

Последователи: Джули Чон, Ли Су-джин, Пак Чон-бом

Ли Чхан-дон иногда продюсирует работы дебютантов, формально таких авторов можно считать его протеже. Последний из таких фильмов — «То-хи» режиссера Джули Чон с Пэ Ду-на в роли сильно пьющей полицейской, которую начальство ссылает в деревню. Там она пытается защитить от издевательств девочку-подростка. В картине хватает социального контекста (есть даже бангладешские гастарбайтеры), но она больше похожа на триллер, чем на драму, и в этом смысле «То-хи» ближе к «Пылающему», а не к более раннему кино Ли Чхан-дона.

Фильм «Хан Гон-джу» дебютанта Ли Су-джина не имеет прямого отношения к Ли Чхан-дону. Но он похож на спин-офф его «Поэзии». Сюжет в нем тоже отталкивается от группового изнасилования школьницы, но сам инцидент и его последствия упрятаны глубоко в повествовательный пазл.

«Дневник Мусана»

«Дневник Мусана»

А ярче всего сейчас идеалы новой волны проявляются в работах самого пролетарского из корейских режиссеров нового поколения — Пак Чон-бома. Первый фильм «Дневник Мусана» он снял о своем друге, северокорейском беженце в Сеуле, о его личных травмах и последовательной дегуманизации капиталистическими ценностями. А во втором («Живой») Пак развернул производственную докудраму про деревенскую артель, производящую соевый соус, в высокую трагедию конфликта между долгом и чувством. Управлял артелью, кстати, сам режиссер.

Философский соджу-кор

Мастер: Хон Сан-су

В корейском кино есть еще одно течение, в котором при всей внешней реалистической стилистике сама реальность большой роли не играет (часто ее существование вообще ставится под сомнение). Началось все с Хон Сан-су, чей дебют «День, когда свинья упала в колодец» корейские критики назвали невиданным на полуострове модернизмом. Со временем Хон пришел к предельно аскетическому минимализму, его работы утратили былое сходство с «моральными историями» Ромера, и теперь при всей многословности персонажей (а место действия в фильмах режиссера практически полностью занимают диалоги) смыслы у него скорее прячутся в монтажных склейках, а не в мизансцене. Режиссер практически полностью игнорирует социальный контекст (хотя в Корее типичные персонажи Хона — студенты и творческая интеллигенция — мягко говоря, политически активны) и так помещает героев в вакуум собственного авторского мира. Это нужно Хон Сан-су для выяснения других, не сиюминутных, а экзистенциальных вопросов.

«Холм свободы»

«Холм свободы»

А именно — феномена времени, природы творчества и превратностей любви (сам режиссер не так давно был героем медиа-скандала, вызванного его многолетним романом с актрисой Ким Мин-хи — при живой жене). Обычно герои Хон Сан-су заняты тем, что бесконечно сидят на завалинках или слоняются по улицам и паркам. Прогулка непременно заканчивается пьянкой в кафешках (так что для такого кино даже придумали специальный жанр — соджу-кор). За столиками с пивом и соджу (корейская водка) происходят тайные свидания взрослых мужчин с юными любовницами, мимолетные курортные романы, философские беседы о кино и литературе. Хронология событий часто нарушена. По мнению режиссера, высказанному устами протагониста фильма «Холм свободы», категория времени вообще придумана людьми, поэтому в фильмах Хона будущее трудноотличимо от настоящего и прошлого, а сон — от яви.

Последователи: Ли Гван-гук, Щин Ён-щик, Чжан Лу

Эксперименты Хона приучили к «модернизму» и корейскую публику, и начинающих режиссеров, поэтому там сейчас хватает авторов, которые идут за ним. Например, Ли Гван-гук. Он много лет проработал с Хон Сан-су, в том числе был ассистентом на четырех фильмах. Дебют Ли «Романтик Чо» был, как и многие работы его учителя, о кинематографистах в кризисе, но для Ли главное — исследование феномена творчества и структуры повествования самой по себе. Персонажи «Романтика» обменивались друг с другом анекдотами про своих знакомых, а потом в сюжете настоящие люди пересекались с героями выдуманных историй. Зрителю фильма надо было определить, кто есть кто.

«Тигр зимой»

«Тигр зимой»

В комедии Ли «Вопрос интерпретации» актриса непопулярного театра и полицейский рассказывают друг другу сны и так помогают себе справиться с экзистенциальными кризисами. В своем новом фильме «Тигр зимой» Ли Гван-гук сменил жанр на более традиционную драму, но это все равно история о творчестве, точнее, о том, как ему мешает страх неудачи и неуверенность в себе.

Режиссер Щин Ён-щик пытался снимать относительно мейнстримовое кино, но после провала в прокате мелодрамы «Чистая любовь» решил заняться экспериментами. В трагикомедии «Русский роман» молодой писатель засыпал летаргическим сном на несколько десятилетий и просыпался великим, хотя и не выпустившим ни одной книги. Герой вынужден по рассказам других людей реконструировать свое прошлое, чтобы найти неизвестного, написавшего за него большой роман. В следующем фильме, «Из пород пернатых», Щин Ён-щик увлекся магическим реализмом. Здесь охотник ищет давно потерянную жену, которая, судя по всему, вступила в секту, где женщин превращают в птиц.

«Сила провинции Канвондо»

«Сила провинции Канвондо»

Заслуженный фестивальный автор Чжан Лу — ровесник Хон Сан-су, и его ни в коем случае нельзя назвать учеником Хона. Но Чжан, китайский кореец по происхождению, несколько лет назад (после фильма «Кёнджу») переключился с социальных драм о северокорейских беженцах на комедии. И вот они похожи на работы Хона времен «Сила провинции Канвондо». Персонажи с трудом пытаются разбираться в своих страхах, желаниях и стремлениях, а рядом маячит смерть.

«Тихая мечта»

«Тихая мечта»

В последней картине — «Тихой мечте», комедии о трех друзьях-собутыльниках, по уши влюбленных в хозяйку бара — Чжан Лу попытался сделать метафильм и собрать корейское независимое кино в единую киновселенную. Троих друзей сыграли режиссеры Пак Чон-бом, Ян Ик-чун и Юн Джон-бин, официантку — главная инди-звезда страны Хан Е-ри, а ее парализованного отца — Ли Джун-дон, брат режиссера Ли Чхан-дона и его постоянный продюсер.

Секс-терроризм

Мастер: Ким Ки Дук

Ким Ки Дук, определенно, самый известный в России режиссер из Южной Кореи. За 16 лет, прошедших с момента российской премьеры фильма «Остров» (это тот, где женщина засовывала себе в вагину рыболовные крючки), он успел стать супермодным — и окончательно выйти из моды. Главным аттракционом картин Кима всегда были кровь и жестокость: вместо слов его герои обычно пользовались кулаками («Весна, лето, осень, зима... и снова весна»), а настоящая любовь не обходилась без шокирующих эксцессов («Плохой парень»).

«Остров»

«Остров»

Режиссер всегда объяснял свое кино трудным детством и травматическим опытом военной службы. Но фильмы Ким Ки Дука оказались чуть более автобиографическими, чем подозревали кинокритики. В марте несколько женщин обвинили режиссера и его друга, актера Чо Джэ-хёна (он снимался в шести фильмах Кима), в домогательствах и изнасилованиях. Теперь все творчество автора и главный художественный прием — язык насилия — подлежат ревизии или, скорее, люстрации в этом новом контексте.

Последователи: Ли Сан-у, Чон Джэ-хон, Чан Хун

У Ким Ки Дука много учеников, тех, кто вместо киношколы работал у него на площадке. И вот от них корейскому кино, возможно, куда больше пользы, чем от его собственных фильмов. Самый одаренный протеже Кима, Чан Хун, сразу после дебюта «Несмонтированный фильм» (по сценарию учителя) ушел в мейнстрим, и Ким Ки Дук в «Ариране» назвал его предателем. Последняя картина Чана «Таксист» — драма о том, как в 1980 году простой водитель случайно заехал на мрачную страницу истории страны — резню в Кванджу — получила обе главные корейские кинонаграды и была безуспешно выставлена Кореей на «Оскар». В Корее фильм посмотрело 12 миллионов человек.

«Понсанская гончая»

«Понсанская гончая»

А вот другой, верный ученик Кима, Чон Джэ-хон, работает вполне в духе ментора. Его сага «Красивая» — это настоящий виктимблейминг (отправная точка фильма — изнасилование женщины, ставшей слишком привлекательной после пластической операции). А в фильме «Понсанская гончая» Южная и Северная Корея рифмовались как кровь и любовь. Правда, в последней картине Чона, музыкальной мелодраме «Один шаг» с k-pop-звездой Сандарой Пак, никаких следов влияния Кима разглядеть уже невозможно.

«Моя мать — шлюха»

«Моя мать — шлюха»

Еще один ученик Кима — режиссер Ли Сан-у — заработал в корейском независимом кино кличку «людоед». Понятно, что не за мягкость и не за нежную красоту кадра. Под началом Ким Ки Дука он трудился на «Вздохе» и «Времени», а в собственных проектах исследует эстетику отвратительного и человеческие пороки заодно. Показательные работы Ли — авторская трилогия о плохой семье («Моя мать — шлюха», «Отец — пес» и «Я — отброс»), а также фильм — участник ММКФ-2012 «Адское пламя» про похотливого буддийского монаха. В 2018 году автор выпустил неожиданную в контексте его творчества молодежную инди-комедию «Горький напиток». Возможно, чтобы заработать денег на настоящее бескомпромиссное авторское кино (не удалось).

Примечание редакции: КиноПоиск придерживается системы Концевича в написании корейских имен собственных, автор текста Владимир Захаров — сторонник правил Розенталя. В тексте авторское написание — например, Ли Чхан Дон или Ким Ки Док — заменено на принятое в КиноПоиске.

Читайте также
Новости Пылающие Кевин Спейси, Оса и Муравей: Главные премьеры июля Блокбастер студии Marvel, фильм по рассказу Мураками, одна из последних работ Спейси, новая часть франшизы с Томом Крузом и другие новинки середины лета.
Статьи Прошла любовь, завяли сборы: Почему Ким Ки Дук больше не в моде в России Как южнокорейский режиссер стал одним из самых популярных в России азиатских киноавторов и почему перестал им быть.
Новости Новый фильм Ким Ки Дука: Кореец бросает вызов Даррену Аронофски Ким Ки Дук вновь вступает на территорию притчи, на этот раз о сотворении мира и наказании за грехи. С изнасилованиями, каннибализмом и инцестом.
Новости Слух дня: Действие фильма Marvel развернется во время Первой мировой
Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 17

    Light_Of_Winter_Sun 3 июля 2018, 10:32 пожаловаться

    #

    Статья интересная, но как же Пак Чхан-ук, режиссер «Олдбоя»?

    ответить

  • 2

    RavenDante 3 июля 2018, 15:25 пожаловаться

    #

    Я думаю наверно потому, что Пак Чхан-ук — так же как и Пон Джун-хо и Ким Джи-ун — просто более мейнстримовые режиссёры (хотя и самые любимые), а статья именно про арт-хаус.

    ответить

  • Ну я бы не сказала. Последний его фильм, а еще «Жажда» и «Я киборг, но это нормально» — вполне себе артхаусные. А мейнстрим — это различные дорамы. Хотя… Мнений много. :)

    ответить

  • 14

    stas1 3 июля 2018, 11:13 пожаловаться

    #

    На мой взгляд корейское кино- лучшая альтернатива Голливуду. Европа сдулась. А какие привлекательные кореянки встречаются!

    ответить

  • 4

    elmiraita 3 июля 2018, 12:23 пожаловаться

    #

    Спасибо, очень хорошая статья. Несмотря на то, что увлекаюсь корейским кинематографом, есть фильмы, которые пропустила. Отдельное спасибо за термин «соджу-кор», наконец я знаю как называть эту любимую традицию

    ответить

  • 1

    elmiraita 3 июля 2018, 12:27 пожаловаться

    #

    Кстати, о «Пылающем». Наши прокатчики его почти проигнорировали, а ведь на фестивале «Зеркало» в зал было не попасть, столько было желающих.

    ответить

  • 1

    grafnevrozov 3 июля 2018, 13:15 пожаловаться

    #

    Не уверен, что можно так сказать. К нам в Ярославль не особо часто попадают фестивальные фильмы, но Пылающий уже через два дня можно будет увидеть, как и во многих других городах. И это, вполне возможно, лишь первая волна.

    ответить

  • elmiraita 3 июля 2018, 13:37 пожаловаться

    #

    Ярославль, значит, более продвинутый город, а прокатчики в Иваново, несмотря на явный интерес к этому фильму, который можно было наблюдать на фестивале, решили не рисковать.

    ответить

  • RavenDante 3 июля 2018, 15:33 пожаловаться

    #

    К нам в Балаково к сожалению тоже не доедет.((Придётся ждать цифровой релиз.

    ответить

  • Eva Bobr 5 июля 2018, 18:48 пожаловаться

    #

    Посмотрела «Пылающий» исключительно из-за привязанности к творчеству Мураками, т. к. Ли Чхан Дон мне не близок. Разочарована снова. Зачем привязали к фильму «сарай» мне понятно, видимо, для проката в США и Японии, но это осталось всего лишь привязкой. Фильм к рассказу совершенно никакого отношения не имеет, детективная линия на мой взгляд тоже лишняя, хотя заполнить 2,5 часа чем-то хотелось. Но так и не удалось Пусто…

    ответить

  • Spire of Grace 5 сентября 2018, 21:40 пожаловаться

    #

    На то пошло, какой он «эмо-фильм»?? Автор статьи всё упростил, потому и обошли «Пылающего» — из-а разрыва шаблона. Это можно назвать было бы дзен-кино

    ответить

  • 9

    dodo- 3 июля 2018, 12:43 пожаловаться

    #

    Сейчас бы забыть про Пака Чхан-ука и Пона Джун-хо. Так держать, автор!

    ответить

  • 22

    МИРС 3 июля 2018, 13:44 пожаловаться

    #

    Странно, что в статье перечислены в основном представители корейского дистиллированного артхауса, а не те режиссеры, которые и сделали корейскому кинематографу имя во всем мире. Я, конечно, понимаю, что просвещенным интеллектуалам с высоты отсмотренного, наверное, как-то не комильфо упоминать Пак Чхан-ука и ко, но просвещенные интеллектуалы, скорее всего, начали любовь к корейскому кинематографу с какого-нибудь Ким Чжи-уна, а не с кручинных фильмов про облезлых северокорейских перебежчиков. В общем, по-моему, то, что очевидно просвещенным интеллектуалам, не всегда очевидно людям не в теме, и не надо их раньше времени отваживать кручинными фильмами про облезлых северокорейских перебежчиков. Стоило бы обрисовать погружение в корейский кинематограф хотя бы в два этапа — первый с Пак Чхан-уком и ко, эдаким корейским New Hollywood, и второй с дистиллированным корейским артхаусом.

    ***

    И всегда претит распространенная точка зрения о Ким Ки Дуке, которая в этом тексте выражается во фразе: «Главным аттракционом картин Кима всегда были кровь и жестокость». Кровь и жестокость проявлялись у него в раннем творчестве, когда он привлекал к себе внимание, и проявляются в позднем творчестве, когда у него кризис, и он мечется, опять же привлекая к себе внимание. Лучшие картины Ким Ки Дука либо лишены крови и жестокости, либо их там по минимуму, они наоборот поэтичные, одухотворенные и прекрасные.

    ответить

  • 11

    ingmarantonioni 3 июля 2018, 17:13 пожаловаться

    #

    Все по делу, но Чхан-ук и Джун-хо — уже тоже своего рода классики, поэтому должны были быть упомянуты

    ответить

  • 12

    67889524 3 июля 2018, 19:14 пожаловаться

    #

    Жаль южнокорейскому триллеру и экшену места не нашлось — а ведь там тоже полно настоящих шедевров!

    ответить

  • 9

    Марина Астахова 4 июля 2018, 00:33 пожаловаться А самый знаменитый артхаусный корейский режиссер?

    #

    Где Пак Чхан ук? Он и в артхаус может (Жажда) и в массовость (Объединённая зона безопасности) и смешать артхаус с массовостью (Олдбой). Эх вы!

    ответить

  • Кстати, в сериале «Измены» (2015) два раза упоминается фильм «Жажда» Пака Чхан Ука в контексте странности корейского кино. Было прикольно услышать

    ответить

  • astakhayev 13 июля 2018, 19:16 пожаловаться

    #

    Щщщщин? Ён-щщик?

    ответить

  • AvstralPyatak 16 августа 2018, 11:46 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью. Полезный путеводитель по корейскому артхаусу

    ответить

 
Добавить комментарий...