Кинотавр-2018

Праздник молодежи: Кислота в голову, автомобиль в ребро

Обсудить0

Иван Твердовский повзрослел, Михаил Сегал не на шутку завелся, у Александра Горчилина все кисло.

«Подбросы», режиссер Иван Твердовский (основной конкурс)

Не зря мы включили фильм Ивана Твердовского в список самых ожидаемых картин «Кинотавра». «Подбросы» — это лучшая на сегодняшний день работа режиссера, и, если она не получит главный приз смотра, тем хуже для фестиваля.

Стилистически фильм очень близок к последним работам Звягинцева, и камера Дениса Аларкона временами как будто переходит в руки Михаилу Кричману, создавая на экране впечатление уверенно организованного совершенства. Здесь та же холодная отстраненность изображения, превращающая городские пейзажи в потустороннее инфернальное пространство. В открывающей сцене автомобиль едет навстречу камере по извилистой дороге, то заливая кадр холодным светом фар, то оставляя нас в темноте, где машину едва видно между черных силуэтов деревьев. Вселенная «Подбросов» причудлива, фантасмагорична, условна, все ее элементы ведут друг с другом жесткий диалог о невыносимости бытия.

Вот женщина подбрасывает младенца в бэби-бокс приюта. Вот менты подбрасывают подростков под дорогие автомобили, чтобы потом получить от терпил бешеные деньги. Мир взрослых, как всегда у Твердовского, — это Кронос, пожирающий своих детей. Взрослые лживы, бессердечны, циничны, дети нужны им только для получения прибыли, а если дети отказываются, то их выбрасывают на помойку, и бокс приюта не случайно напоминает мусорный ящик.

«Подбросы»«Подбросы»

Взрослые одной маленькой тусовкой перемещаются из зала суда, где все повязаны, в больницу, где все повязаны, а оттуда в дорогие клубы, где тоже все повязаны (гомерическая деталь: стена ночного клуба для прокурорских украшена проекцией российского триколора). В «Классе коррекции» страна была показана как одна омерзительная обшарпанная учительская, а население (дети) — как кунсткамера наивных и озлобленных уродов.

Детство в «Подбросах» — это большая душевая в приюте, где единственное развлечение ребят — обматывать кого-нибудь шлангом и тянуть в разные стороны, пока человек не взвоет от боли и не упадет. Невинное развлечение невинных маленьких зверьков. Главный герой — Денис, чемпион в перетягивании, потому что он не чувствует боли. Мать-кукушка (характерный для Твердовского образ женственного ангела, который в этом фильме обманка, ловушка для зрителя) забирает Дениса из приюта и предлагает начать все заново. Мать и сын становятся необычайно близки, дистанция между ними нулевая, любовь беспредельна, и Денису хочется помочь маме и ее друзьям. Он становится «подбросом».

Фантазии и условности в этой истории ровно столько, чтобы мы не начали считать фильм просто сказкой. Герои изъясняются на типичном для Твердовского специальном и немного неестественном, слишком чистом языке. Но как только зритель привыкает к нему, режиссер включает протокольный судебный новояз или живые обороты уличной речи, и мы опять возвращаемся в действительность, верим, сочувствуем, ужасаемся.

«Подбросы» — тщательно сформулированный манифест, толстовский призыв к отказу от насилия, «никому не желаю зла, даже не знаю, как это делается» Януша Корчака. Технически и содержательно безупречный фильм, плюс звукорежиссура, подобную которой в нашем кино редко встретишь. 26 месяцев работы прошли не зря — Твердовский стал большим режиссером.

«Слоны могут играть в футбол», режиссер Михаил Сегал (основной конкурс)

«Слоны могут играть в футбол»«Слоны могут играть в футбол»

Михаил Сегал в очередной раз продемонстрировал, что уютнее всего он чувствует себя в форме короткого рассказа, новеллы, в которой очень много точных деталей из жизни людей среднего возраста. В фильме «Слоны умеют играть в футбол» всего один главный герой — холостяк среднего возраста Дмитрий (Владимир Мишуков), и действие как будто цельное. Но, по сути, это несколько историй, пародирующих «Лолиту» (такой же пародией была лучшая новелла в дебютном полном метре Сегала «Рассказы»). Только там на первом месте была ирония, а здесь — лирика или, пожалуй, трагедия, хотя и не без иронии. Мы наблюдаем несколько странных даже не романов, а платонических, но очень рискованных увлечений Дмитрия. Рискованных как и из-за возраста объекта (не всем девушкам тут  исполнилось 18), так и потому, что по большей части они дочери его друзей (одного из них играет сам Сегал).

Дмитрия очень влечет к молодежи, он делает девушкам неуместные подарки, проводит с ними время, без конца беседует, один раз даже спит в одной постели, но все это лишь с намеком на физическую близость. Уровень первертного эротизма растет, однако чем закончится каждый из романов, мы всякий раз можем только догадываться.

Сексуальный крючок, на котором держится фильм, дает Сегалу возможность поговорить о своих ровесниках, которые скрывают экзистенциальные проблемы, занимаясь спортом и ведя здоровый образ жизни, но временами оказываясь совершенно беззащитными и инфантильными, сталкиваясь с не по годам сообразительным и трезвым подрастающим поколением.

«Кислота», режиссер Александр Горчилин (конкурс дебютов)

«Кислота»«Кислота»

Звезда, зажженная Кириллом Серебренниковым, Александр Горчилин — один из главных символов актерской смелости и радикальности в российском кино и театре. У Германики в «Да и да» его герой пил в кадре мочу. В «Ученике» — хромал, юродствовал и застенчиво приставал к однокласснику-фанатику. В «Лете» Горчилин весь фильм ходит в растянутых трусах и устраивает панк-концерт в пригородной электричке. От его режиссерского дебюта ждали прежде всего радикальности, свободы и дикого драйва. А кино получилось вполне умеренное, какое-то скованное, недовысказанное.

Вот парень под кислотой голым прыгнул с балкона. Вот другой парень выпил кислоту (уже настоящую, соляную) после оргии — просто на душе как-то стало тошно. А после третий подлил эту кислоту в купель, где должны крестить ребенка. Вот проблемы родителей и детей. Но все вместе это не срастается, портрет поколения не вырисовывается, а фильм заявлен именно таким. Гремит музыка, все легко раздеваются и занимаются сексом со всеми, но никто не раскрывает душу, ничего не высказывает и, похоже, ничем особенно не озабочен, кроме приступов тошноты от жизни.

Все молодые герои здесь схематичны и взаимозаменяемы, и в какой-то момент зритель ловит себя на том, что перестает следить за их метаниями, а вместо этого любуется поколением родителей: Александра Ребенок, Дмитрий Куличков, Роза Хаируллина, Алексей Агранович. Именно взрослые здесь показаны как личности со своими характерами и демонами, а молодежь одинаково молчалива, нахмурена и возмущена положением вещей. Совсем не этого мы ждали от Горчилина. Хотя, возможно, фильм как раз о том, как старики достали молодежь своими вечными ожиданиями.

Смотрите также

Драмы русского мира: Тоска по Ленину и тирания Охлобыстина

5 июня 2018

День семейных драм: Гармаш играет папу, а Ольбрыхский — «маму»

6 июня 2018

Русский психоз: Фильмы без башни, без бюджета и без жалости

7 июня 2018

Семья Маргариты Тереховой объявила о сборе средств на лечение актрисы

14 января

Главное сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера

«Война бесконечности» лидирует по количеству номинаций за лучшие эффекты

Сегодня

Джейсон Райтман снимет продолжение оригинальных «Охотников за привидениями»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт