Статьи

Как демон встретил Джульетту: 10 фильмов фестиваля «Стрелки»

25 июля «Стрелка» открывает свой первый кинофестиваль показом «Неонового демона». Программный директор смотра Стас Тыркин рассказал КиноПоиску, что за картины он отобрал для фестиваля и почему их надо смотреть.
Как демон встретил Джульетту: 10 фильмов фестиваля «Стрелки»

25 июля московский институт «Стрелка» открывает свой первый кинофестиваль. «Неоновый демон» Рефна и «Джульетта» Альмодовара, иранская социальная драма и японский гангста-мюзикл — программный директор смотра и куратор кинопоказов в «Гоголь-центре» Стас Тыркин специально для КиноПоиска рассказал, что за картины он отобрал для фестиваля и почему их надо смотреть.

«Неоновый демон», режиссер Николас Виндинг Рефн

Автор культового в отдельных кругах боевика «Драйв» снял чернейшую комедию о закулисье модной индустрии. Героиня потрясающей Эль Фаннинг — непонятно откуда оказавшаяся в Лос-Анджелесе 16-летняя дебютантка мира подиумов и фотосъемок. От готовящихся к пенсии 21-летних моделей ее отличает абсолютная естественность, даже наивность и ненадуманная красота. Ангел неизбежно и, видимо, довольно скоро падет, но ей заблаговременно не дадут этого сделать отправленные в нокаут соперницы. Рефн снимает абсолютно дегуманизированное кино, в котором никого не жалко — ни ангелов, ни демонов (потому что они неоновые, а не из плоти и крови). При этом тем, у кого есть сумрачное чувство юмора, кино покажется ужасно смешным. Когда все так чудовищно, то что еще остается, если не смеяться?

«Капитан Фантастик», режиссер Мэтт Росс

Герой Вигго Мортенсена в отсутствие матери выращивает своих многочисленных детей в анархическом духе философии хиппи, в полном презрении к догмам христианской цивилизации и в условиях, которые можно назвать спартанскими, а можно и первобытными, особенно в наш просвещенный высокотехнологичный век. Детишки не знают, что такое видеоигры, не разбираются в брендах спортивной обуви и в жизни не пробовали гамбургеров. Зато они умеют лазать по скалам, находить путь по звездам и охотиться на оленей. Они не ходят в школу, зато знают по шесть языков и по вечерам вместо просмотра ТВ читают книги с последующей сдачей зачета строгому отцу. Отец говорит им правду и только правду — и когда они спрашивают его о болезни матери, и когда интересуются, откуда берутся дети. Разумеется, все это может вызывать только оторопь у людей, считающих ханжество нормой жизни, а фастфуд — едой.

«Рай», режиссер Сина Атайян Дена

Молодой героине иранского фильма с чересчур очевидным названием «Рай» надоело носить хиджаб. Под ним она имеет бритую голову, хипстерские очки и, вероятно, протестные настроения. При этом, будучи учительницей в школе для девочек, сама является винтиком репрессивной системы и в качестве таковой злобно наказывает малолетних учениц за накрашенные лаком ногти. Себя она, понятно, ни в чем не винит. Причастно исключительно общество. «Рай» продюсировал младший брат режиссера Джафара Панахи, которому власти Ирана запретили снимать кино и которого держат под домашним арестом.

«Такса», режиссер Тодд Солондз

Любое кино о животных — это прежде всего кино о людях и о том, как они себя проявляют в общении с природой. Но «Такса» — вовсе не типовое сентиментальное кино о собачке. Передаваемая из рук в руки такса, которую хозяева награждают самыми разными безумными именами, — это переходящий вымпел, объединяющий истории о собачьей жизни людей. И, конечно, метафора самой этой жизни, которая дается человеку как дар, как маленькая собачка из зоомагазина в начале фильма. И вот полюбуйтесь, что каждый из нас с ней делает — и с собакой, и с жизнью.

«Джульетта», режиссер Педро Альмодовар

«Джульетта» — еще одна стильная, хотя и уже несколько тяжеловесная (все-таки возраст!) мелодрама испанского мэтра. Разумеется, с сильным женским характером во главе. Героиня, подарившая фильму свое имя, обладает редким даром навлекать роковые несчастья на других. Допустим, выберет в компаньоны в поезде не занудного пожилого, а веселого молодого кавалера (кто бы на ее месте поступил иначе?), и старичок от разочарования бросится под поезд. С мужем тоже беда. Потом с дочерью.

«Джульетта», как и все творчество испанского режиссера, вдохновлена прежде всего латинскими мыльными операми и детективными мелодрамами Альфреда Хичкока. Картина выполнена в элегантном классическом стиле и хитроумно сконструирована по детективному принципу, хотя убийца и преступления в ней отсутствуют, но зато налицо цепь роковых случайностей и умело подогреваемое автором зрительское желание разгадать загадку главной героини, мучимой невысказанной виной.

«Городские птички», режиссер Юлия Белая

Дебютный фильм выпускницы Парижской киношколы Юлии Белой, завоевавший на фестивале «Движение» сразу три приза — два от жюри (за режиссуру и лучший женский ансамбль) и один от публики (зрительские симпатии). Картина сделана с оглядкой на формат ансамблевого фильма-магнолии — жанра, который мало распространен в нашем кино, но активно разрабатывается европейскими и американскими авторами. Это тонкое кружево разнообразных деталей и обстоятельств, в плетении которого нет ничего лишнего. Или, наоборот, все лишнее, как в жизни, состоящей из как бы не связанных друг с другом деталей. Местом притяжения дюжины персонажей становится молодежный хостел, где работают или околачиваются три главные героини едва за 20, обменивающиеся друг с другом и зрителями рассказами о своих незадачливых любовях, а также неизбежно связанных с ними разочарованиях и прекраснодушных надеждах на счастливое будущее.

«Клан Токио», режиссер Сион Соно

Один из лучших современных японских режиссеров, творчеству которого уже посвящают ретроспективы самые прогрессивные фестивали, смело смешивает в один гремучий коктейль газетные новости и гремучий китч, высокие авторские амбиции и самые низкие жанры — от бульварного эротического романа до комикса. В этом фильме главный конкурент Такаси Миике разворачивает небывалый хип-хоп-треш-гангста-мюзикл на материале разборок двух токийских мафиозных кланов. Сочные персонажи, изъясняющиеся не диалогами, а японским рэпом; великолепные музыкальные номера; ни на что не похожие декорации, рисующие альтернативный мир Токио; с невероятной выдумкой поставленные сцены криминальных побоищ — режиссерская свобода не знает границ, иногда превращая изображение в абстрактную мазню. Двухчасовой видеоклип редкой фантазии и крутизны.

«Маленькие мужчины», режиссер Айра Сакс

Семья 13-летнего Джейка въезжает в унаследованный ими от бабушки домик в Бруклине, на первом этаже которого давно и уютно расположился магазинчик бабушки другого «маленького мужчины», Тони. Ровесники Джейк и Тони немедленно становятся лучшими друзьями, а по мере того, как становится все крепче их дружба, отношения их родителей входят в тяжелый клинч. Жилищный вопрос испортил не только москвичей, но и с виду расслабленных и беззаботных бруклинцев. Родители Джейка, чтобы как-то свести концы с концами, просят бабушку Тони платить им хоть что-нибудь, но гордая индивидуальная предпринимательница по понятным причинам не может себе этого позволить. Тонко вытканная, пронзительная в своей скромной сосредоточенности на мельчайших драматических нюансах жизни, эта, казалось бы, бытовая история незаметно для зрителя перерастает во вполне себе испепеляющую драму и притчу о мимолетности любых без исключения чувств и отношений.

«Неделя и один день», режиссер Асаф Полонски

Едва ли не лучший израильский фильм, который когда-либо удавалось посмотреть. Настоящий оксюморон, удивительная смесь драмы и комедии, жизнеутверждающая и вполне себе развлекательная, с хорошим послевкусием, картина о смерти как части жизни и соответственном к ней отношении. Отец забирает вещи сына после его смерти в хосписе и получает в наследство пакет с медицинской коноплей. Пребывающим в ступоре отцу и матери тоже нужно облегчение от боли, и они начинают раскуривать ее вместе с лучшим другом сына, ибо самостоятельно они не в состоянии забивать косяки. Впрочем, тема курения в картине, конечно, не главная, и никакой пропаганды легких наркотиков в ней нет. Просто благодаря выкуренной сигарете к родителям возвращается желание продолжать жизнь, видеть в ней свои прелести, общаться с другими людьми, любить и прощать.

«Петербург. Только по любви», режиссеры Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова

В современном российском кино давно уже налицо женский бум. Чтобы как-то его оприходовать, продюсеры кинокомпании «СТВ» собрали семь знаменитых на всю страну и начинающих, но уже признанных в профессиональных кругах режиссеров-женщин для производства киноальманаха под названием «Петербург. Только по любви». Тема города парадоксально звучит в первой новелле альманаха «Аничков мост» Натальи Кудряшовой, где интуристы открывают глаза замученной экскурсоводше (Полина Кутепова) на красу и архитектурные особенности ее родного города. А в едва ли не лучшей (во всяком случае, самой живой) короткометражке цикла «Селфи» Аксиньи Гог романтически-экзальтированная молодая особа (Анастасия Пронина) прибывает в Питер, чтобы по-декадентски шикарно покончить с собой, но город и его обдолбанные молодые люди не способны дать ей ничего, кроме бесконечной череды селфи.

Робкие ростки гендерного самосознания дают о себе знать в «Девочках» Анны Пармас и «Просто концерте» Натальи Назаровой. Не сказать, что новеллы про Питер складываются в одно целое, но это и хорошо, что продюсеры не требовали от авторов обязательных признаний в любви «прекрасному городу на Неве». Не сказать также, что каждая из постановщиц обладает настолько своеобразным голосом, чтобы он был отличим в общем хоре. Это, ясное дело, не относится к замыкающей антологию новелле Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа». Вот уж чья манера всегда узнаваема.

КиноПоиск — официальный партнер фестиваля.

Читайте также
Новости Стали известны фильмы, максимально разделившие кинокритиков Среди самых неоднозначных картин, по мнению критиков, по два проекта Ларса фон Триера, сестер Вачовски и Терренса Малика.
Новости Автобус из фильма «Капитан Фантастик» продали через интернет Машина, на которой ездили главные герои, была куплена за 6000 долларов.
Статьи Конец независимых: Сэм Клебанов о расчистке проката для российских лент Чем чревата новая инициатива Минкульта и Фонда кино по продвижению отечественных фильмов за счет западных картин, оценивает основатель компании «Кино без границ».
Новости Минкульт поставил под вопрос прокат западного независимого кино Управляющий директор государственного Фонда кино Антон Малышев уточнил, какое именно кино не должно появляться на больших экранах России.
Комментарии (9)

Новый комментарий...

  • Все фильмы заинтересовали. Будет, что посмотреть

    ответить

  • Alex Croft 23 июля 2016, 21:15 пожаловаться

    #

    Надеюсь, что Неоновый Демон не обманит надежд

    ответить

  • 1

    Миша-35 24 июля 2016, 00:38 пожаловаться

    #

    «Капитан Фантастик» давно взял на заметку. Спасибо, что напомнили.
    «Рай» заинтересовал. Сильная драма, хочется глянуть.
    «Городские птички», «Клан Токио», «Неделя и один день» и особенно «Маленькие мужчины» — аналогично
    «Петербург. Только по любви» — тоже спасибо, что напомнили. Надо собраться и посмотреть уже.
    А «Неонового демона» если и посомтрю, то только из любви к Эль Фаннинг. Единственно из этого.

    ответить

  • 1

    sherribrendi 24 июля 2016, 22:46 пожаловаться Сэнкс

    #

    Спасибо Стасу, сумел заинтересовать всеми фильмами.
    Подборка таких разных взглядов даже на национальном уровне.
    Японское кино особенно интригует.

    ответить

 
Добавить комментарий...