В 1995 году на фестивале Sundance состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Перед рассветом». Фильм сразу привлек внимание критиков. Его герои — двадцатилетние американец Джесси (Итан Хоук) и француженка Селин (Жюли Дельпи) — не были похожи на стандартных героев ромкомов. Джесси и Селин знакомятся в поезде по пути из Будапешта в Париж, и Джесси уговаривает Селин сойти в Вене и провести с ним время до его рейса в Штаты. Они гуляют по городу, разговаривают обо всем на свете, целуются на колесе обозрения и проводят волнующую ночь в парке. На утро они прощаются и договариваются встретиться через 6 месяцев на вокзале в Вене, не оставляя друг другу контактов, чтобы избежать разочарований.
На 45-м Берлинском кинофестивале Ричард Линклейтер получил «Серебряного медведя» за режиссерскую работу над «Перед рассветом».
Однако свидание в Вене не состоится. Об этом зрители узнают из сиквела, вышедшего в 2004 году. Джесси написал книгу об их с Селин венском приключении, приехал представить ее в Париже, и Селин заглянула на презентацию. В этот раз у них оставалась всего пара часов до отъезда Джесси в аэропорт, однако фильм заканчивается намеком на то, что Джесси пропустил свой рейс и остался в парижской квартире Селин.
В «Перед полуночью» героям уже за сорок. Раскрывать, что случилось после той встречи в Париже, было бы спойлером. Действие разворачивается в Греции, куда Джесси, ставший профессиональным литератором, приезжает по приглашению коллеги, чтобы провести 6 недель в резиденции для писателей. Первая часть фильма посвящена рассуждениям о любви. Вместе с новыми знакомыми за ломящимся от еды и вина столом герои обсуждают, какими будут отношения будущего, а пожилая подруга хозяина дома рассказывает, как каждое утро заставляет себя вспоминать черты умершего мужа, чтобы не потерять его во второй раз.
Во второй части фильма Джесси и Селин остаются наедине. Они гуляют по городу и признаются друг другу в страхах и разочарованиях, которые сопровождали их последнее десятилетие. Селин постоянно упрекает Джесси, и вместо романтической ночи, которую они должны были провести в последний день пребывания в Греции, происходит выяснение отношений на повышенных тонах. Кажется, что герои вот-вот расстанутся навсегда.
За сценарий «Перед закатом» трио авторов — Ричард Линклейтер, Итан Хоук и Жюли Дельпи — было номинировано на премию «Оскар».
На показе для журналистов отточенные диалоги вызывали бурную реакцию зала — смех раздавался постоянно. Разочарование в браке, депрессия, связанная с рождением детей, угасание чувств, рутинный секс — все эти темы герои обсуждают с остроумием, достойным пера Оскара Уайльда. «Жюли, скажите, в жизни вы так же разговариваете?» — спросили у Дельпи на пресс-конференции. «Нет, что вы, я бы мечтала выдавать такие аргументы, как Селин. Если бы это не было написано, я бы никогда в жизни так не сымпровизировала», — ответила актриса.
Однако с импровизацией у Дельпи и Хоука все отлично. На пресс-конференции они только и делали, что подкалывали друг друга. «О, я давно уговариваю ее на порнофильм про Джесси и Селин! — острил Хоук. — Знаете, надо раздвинуть границы кинематографа, я так считаю. Но Жюли что-то отказывается». «Разве что в седьмой части, когда мне будет 80!» — парирует Дельпи. Кажется, за годы знакомства они узнали друг друга достаточно хорошо, чтобы сняться и в порно. «Обычно, когда играешь любовь, знакомишься с партнершей по площадке за два дня до начала съемок. В нашем же случае мы знакомы уже 20 лет», — сказал Хоук. «Да, мы не боимся трогать друг друга», — добавила Дельпи.
Греческий режиссер и продюсер Афина Цангари, входящая в жюри Берлинского кинофестиваля в этом году, снялась в «Перед полуночью» в одной из ролей и выступила в качестве сопродюсера.
Трио похвалило Грецию, где проходили съемки. «Изначально у меня было на примете несколько стран, которые я собирался посетить, чтобы выбрать место съемок, — объясняет Линклейтер. — Греция была первой по счету. Я приехал туда, присмотрел несколько мест, встретился с людьми и сразу же принял решение, отменив все другие поездки. Это греческий фильм в каком-то смысле».
Следить за событиями Берлинале можно в прямом эфире с помощью аккаунтов КиноПоиска в Twitter и Instagram.
Ждать ли зрителям четвертый фильм о Джесси и Селин? Финал «Перед полуночью» оставляет надежду на это. Один из журналистов даже предложил название «Перед…». «Пока у нас нет никаких идей на этот счет. Должно пройти 5—6 лет, прежде чем мы заговорим об этом. Возможно, у героев действительно начнется новая фаза в жизни, о которой будет интересно рассказать. Но кто знает?» — напустил тумана Линклейтер. «Нам надо будет снять ремейк „Любви“ Ханеке!» — предложила Дельпи.