Человек в вечном трауре: как создавались костюмы Джона Уика

Обсудить0

Жестокая ошибка думать, что у художников по костюмам во франшизе из работы было сбегать в люксовый бутик за простым классическим черным костюмом итальянского кроя. На самом деле, он не черный. И не простой. И не один.

Джон Уик не только самый смертоносный киноубийца, но и самый стильный. Его образ — черный костюм, «две пуговицы, брюки зауженные, подклад тактический». И если в кино его главная фишка — пуленепробиваемость (недавно блогеры попытались воспроизвести такое в реальности — потратили год, 96 000 долларов и 20 слоев кевлара), то в жизни художники по костюмам использовали совсем другие хитрости. Какие? Сейчас расскажем.

ДНК стиля Бабы-яги

За внешний вид Джордани Йовановича — так зовут дитя Беларуси — отвечал художник по костюмам Лука Моска. Итальянец шутит, что его обычно нанимают для работы над персонажами, которые должны транслировать исключительную элегантность. Моска шил костюмы для Харрисона Форда и Гари Олдмана в «Паранойе» и одел всю Секретную службу США, включая Денниса Куэйда и Мэттью Фокса, в «Точке обстрела». Вы могли видеть его самого во второй части «Джона Уика», где дизайнер сыграл практически себя — портного Бабы-яги.

Моска утверждает, что образ Джона Уика был придуман с нуля, без отсылок к каким-либо персонажам. В сценарии первого фильма единственным референсом по поводу стиля Джона Уика был пистолет «Глок» — смертоносный и опасный и при этом элегантный и гладкий. Помимо этого, Моска стремился создать костюм для «человека с разбитым сердцем, чья жизнь была ограблена во всех смыслах». В первом фильме, мы помним, у Джона Уика сплошные потери: умерла любимая жена, убили любимую собачку, угнали любимую тачку. «Я хотел передать, что он настолько убит горем, настолько лишен радости и желания жить, что в его жизни нет места цвету, — рассказывает Моска. — Поэтому он носит только угольный черный или его оттенки: чуть светлее, черный с серой рубашкой, черной или белой. Мы хотели, чтобы одежда дополняла печаль персонажа. Он человек в вечном трауре».

«Джон Уик»

В интерпретации Луки Моски герой предпочитает костюм в итальянском стиле, но с нюансами. Это однобортный пиджак с лацканами, накладными карманами и застежкой на две пуговицы, хотя пиджак Джон Уик застегивает редко в силу профессиональной деятельности. Если присмотреться, можно заметить двойную шлицу сзади и более высокие проймы — это обеспечивает свободный диапазон движения. Брюки прямые, без отворотов и с высокой посадкой — для тех же целей. Рубашки классические, предпочтение отдает французским манжетам с запонками. Когда Джон Уик в настроении, он надевает черный жилет или черную водолазку. Все это — и костюм, и рубашки — сделано из пуленепробиваемой ткани. Такая технология, говорит Моска, на самом деле существует в реальности, хотя она не столь эффективна, как в кино: пуля не пробьет ткань, но сила от баллистического удара раздробит ребра.

Аксессуары у Уика тоже черные: носки, галстук, ботинки — будто на похороны собрался. Часы носит марки Carl F. Bucherer — Manero AutoDate. «Они очень красивые, невероятно элегантные и в то же время простые — то что нужно», — объясняет художник по костюмам. Важно еще, что он носит их циферблатом на запястье. Это стратегический и тактический прием: стекло не бликует и не выдает его местоположение.

«Джон Уик»

Обратите внимание, что цветовая палитра в фильме работает на контрасте с черным обликом героя. Так, в первом фильме в сцене схватки в Red Circle цвет используется, чтобы подчеркнуть момент, когда Джону грозит опасность. Когда он контролирует ситуацию, вокруг синий. Когда он в уязвимом положении — красный.

В чем хитрость

На самом деле, костюм Джона Уика темно-серый. Дело в том, что из-за обилия света на площадке, особенно на съемках ночных сцен, черный цвет в кадре выглядит плоским, глаз воспринимает его иначе. Поэтому художники по костюмам используют угольно-серый и его оттенки. Такой же трюк, например, проделала Коллин Этвуд в сериале «Уэнсдэй». Единственный по-настоящему черный костюм на Киану Ривзе был лишь во втором фильме в Риме.

Второй нюанс в том, как фасон костюма приспособлен к боевым сценам. Джон Уик виртуозно дерется в своем бронекостюме, но у Киану Ривза нет таких сверхспособностей и сверхкостюма. Луке Моске пришлось думать не только о красоте, но и о безопасности актера: костюм скроен так, чтобы в нем, во-первых, можно было спрятать защитные накладки (они очень тонкие), а во-вторых, чтобы актер мог свободно двигаться во время исполнения трюков. Для этого Моска сконструировал одежду со множеством вставок-ластовиц — крошечных кусочков ткани в проймах рукавов, промежности брючин и боковых швах пиджака. Сложность заключалось в том, чтобы не нарушить пропорции костюма. Поэтому Моска старался присутствовать на всех репетициях трюков, чтобы понять хореографию сцены и объем работ. Благодаря хитрости с ластовицами и Ривз, и каскадеры могли спокойно совершать дзюдоистские броски, выпады и высокие махи ногами без риска, что порвется рукав или штанина.

При этом мы видим, что шлицы и галстук в драках находятся в свободном полете. Моска решил не крепить их булавками или скотчем и оставить как есть — такие «неожиданности», по его мнению, делают фильм визуально еще эффектнее.

«Джон Уик»
«Джон Уик 2»
«Джон Уик 3»
«Джон Уик 4»

Третья хитрость — количество костюмов. В кадре Джон Уик ходит в одном и том же (жилетки с водолазками не в счет) и в этом же наряде сражается, скачет на лошадях и падает с небоскребов. За кадром это абсолютно разная одежда!

«У нас есть костюм, который мы называем „костюм героя“ — тот, который сидит идеально, — объясняет Моска. — Это костюм номер один, и он идеально смотрится на актере, когда тот ходит и разговаривает». Затем начинаются вариации — для экшен-сцен, как сказано выше, используются костюмы с ластовицами. Каждый новый эпизод Джон Уик начинает, будто только что от портного, но затем в него стреляют, наносят удары ножом, бьют, душат, и все это отражается на костюме. Джон Уик падает на колено и рвет брюки — художник по костюмам изготавливает для этого специальный костюм.

По словам Моски, во втором фильме они использовали порядка восьмидесяти костюмов Джона Уика для каждой стадии повреждений, а для третьего он сделал 180 копий. Только для одной экшен-сцены у него было двадцать идентичных рубашек с одинаковыми дырочками от колотой раны и брызгами крови в определенной последовательности. Их команда Моски наносила с помощью трафарета.

«Джон Уик 3»

На этом сложности не заканчивались. Износ костюма с каждой сценой необходимо документировать, чтобы избежать киноляпов. «Каждый этап жизни костюма становится другим костюмом, и сохранить такую непрерывность — настоящий кошмар», — сетует художник. За это отвечает супервайзер по костюмам: он разбирает сценарий и точно знает, что и как должно выглядеть на каждом этапе. Для Ривза есть отдельный костюмер, который следит только за ним. Супервайзер сценария также контролирует, чтобы костюмеры не допускали ошибок. А благодаря цифровой цветокоррекции некоторые штрихи добавляются на одежду уже на постпродакшене.

А что можно придумать нового с черным костюмом?

Вы скажете «ничего», но это, конечно, не так. Да, в первом фильме у команды был небольшой бюджет, поэтому костюм Уика и его дублеров действительно купили в одном из бутиков, покрасили в нужный цвет и подогнали под Киану. Разнообразие Моска достигал с помощью аксессуаров — часов, галстуков и запонок. Он поясняет: «Пошив мужского костюма иногда сводится к игре с миллиметрами. Могут произойти реально удивительные вещи, когда вы измените пропорции на крохотную величину».

«Джон Уик»

После успеха первой части бюджеты выросли, возможности творческой команды — тоже: Моска мог пошить индивидуальный костюм Бабы-яги. Он внес крошечные изменения в пропорции в плечах, воротнике, посадке брюк, но в целом силуэт остался тем же. Зато художник поэкспериментировал с тканью, использовав эластичную шерсть (все для той же свободы движений) с сетчатой текстурой, и так он подчеркнул, что костюм Уика сделан из высокотехнологичного материала.

На таких микроизменениях и деталях построена эволюция костюма Джона Уика. Во втором фильме Бабе-яге увеличили воротничок рубашки. Как поясняет Моска, это почти что отсылка к наполеоновским костюмам: лицо обрамлено, поза вынуждена быть прямой. Так окончательно сложился силуэт Джона Уика — элегантный человек-тень с прямой осанкой и кошачьими повадками. Не забыли и про аксессуары: во второй части Уик носит ярко-красные запонки — незаметная, но очень мощная деталь, считает Моска.

«Джон Уик 2»

В четвертой части Моску в качестве костюмера сменил Пако Дельгадо, работавший над костюмами в «Отверженных», «Девушке из Дании» и «Коже, в которой я живу». Ему, конечно, хотелось оставить свой след в ставшем знаменитом облике Джона Уика, несмотря на то что образ остался неизменно лаконичным. Дельгадо воспользовался хитростями предшественника — поработал с кроем и тканью.

Эскизы Пако Дельгадо

«Я считаю, что костюм — это современная броня для мужчины», — объясняет Дельгадо свой подход. Вместе с Ривзом они начали работать с портными в Берлине, где шли съемки, но что-то не складывалось. Тогда Дельгадо обратился к Эйке Нойманну, который одевал Ривза в последней «Матрице», и все получилось: «Костюм стал архитектурной конструкцией. Под мышкой мы сделали зазор в 2 миллиметра, и это сыграло важную роль: костюм по-прежнему выглядел как броня, но в нем стало возможно двигаться».

Самое важное изменение, которое Дельгадо внес, — ткань. Как объясняет дизайнер, Джон Уик — мрачный персонаж, который, тем не менее, обладает неким внутренним светом, и этот нюанс Дельгадо хотел подчеркнуть в гардеробе. Костюм Уика также должен был иметь этот внутренний свет, несмотря на то что он черный. Как этого добиться? Художник нашел ткань фабрики Scabal под названием «Алмазная пыль» — она содержит настоящие алмазные частицы, что придает костюму переливающееся свечение. «Мы сами были в шоке и задавали сотрудникам фабрики вопрос: это что, правда? — смеется Дельгадо. — Когда на костюм падает свет, он переливается, создаются совершенно другая форма и свечение, и все видно в кадре».

«Джон Уик 4»
Такую же ткань, но серебристо-серую, Дельгадо использовал для одного из антагонистов Уика — Чиди в исполнении Марко Сарора.

Глобальной задачей Дельгадо было придать стилю Бабы-яги определенный характер — усилить его приверженность немецкому оружию и итальянским предметам роскоши. Поэтому все, что Уик носит помимо костюма, — это Prada, включая черные оксфорды за 1000 долларов. Художнику было важно, чтобы стиль Уика производил впечатление непродуманного: «Он не из тех парней, которые просыпаются с утра и думают: „Боже, мне сегодня надеть туфли Prada или что-то другое?“»

Тут важно сказать, что сам Киану Ривз участвовал в разработке костюма с самого начала и тщательно контролировал процесс. Дельгадо называет актера мечтой художника по костюмам: «Он супер-супер-супераккуратный. Говорит такой: „Пако, не знаю, как сказать, но думаю, что вот этот лацкан на один или полтора сантиметра выше“. Мы все измерили — правда! У него потрясающий глаз, который легко подмечает детали. Он хочет совершенства, и это круто для художников: можно быть уверенным, что твоя работа будет превосходной. Это как одни носят одежду, а других носит одежда. Киану из первых: он носит одежду. Плюс у него еще есть харизма. То есть, понимаете, чтобы быть звездой, ты должен не просто хорошо играть, но и обладать харизмой. Вот у Киану есть и то и другое».

«Джона Уика 4» уже можно смотреть на Кинопоиске в Плюсе.


Автор: Ольга Белик
Фото: LIONS GATE FILMS / Legion-Media

Смотрите также

17 июня 20237
15 июня 20231
17 апреля 20234
27 мая 202346

Главное сегодня

Вчера6
Вчера19
Вчера3
Вчера4
Вчера4
25 июля4
25 июля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации