В международном прокате стартовала седьмая часть «Трансформеров», а точнее, вторая часть после мягкого перезапуска. Рассказываем, как режиссер «Крида 2» решил трансформировать фильм в «драму на районе» о расизме в Бруклине девяностых, но на полпути передумал.
Михаил Моркин
Киножурналист
Гигантский темный бог Юникрон, пожирающий целые планеты, нападает на мир трансформеров-зверей — максималов. Перед тем как проглотить их планету, он отправляет туда своих приспешников — террорконов во главе с безжалостным Скурджем, чтобы заполучить Ключ Транспортации. Реликвия открывает порталы между отдаленными районами Вселенной и позволит Юникрону с легкостью совершать гастрономические турне. Но группа максималов под предводительством гориллообразного робота Оптимуса Праймала (не путать с Оптимусом Праймом) успевает сбежать на Землю вместе с ключом.
Проходят тысячи лет. На Земле 1994 год. Бывший военный эксперт по электронике Ноа Диаз (Энтони Рамос) не может найти работу в Бруклине, чтобы обеспечить нормальную жизнь матери и больному брату. После очередного провального собеседования кореш-антикапиталист подговаривает Ноа угнать Porsche 964, который оказывается болтливым трансформером по имени Мираж. Тем временем любительница археологии Елена Уоллес (Доминик Фишбэк), работающая стажером в музее, случайно активирует половинку Ключа Транспортации, который она нашла внутри древней статуэтки сокола с символом максималов. Выброс энергии привлекает внимание не только Оптимуса Прайма (не путать с Оптимусом Праймалом), Бамблби и других добрых автоботов, застрявших на Земле и мечтающих вернуться на родной Кибертрон, но и злых террорконов.
В нулевых Майкл Бэй запустил самую кассовую франшизу студии Paramount, смешав громкие взрывы, ура-патриотизм, туалетный юмор и драматически увеличенные в размерах игрушки компании Hasbro. Трансформации трансформеров не всегда было возможно рассмотреть, но камера задерживалась на модельных формах Меган Фокс и Роузи Хантингтон-Уайтли. Когда сборы дорогущей серии начали падать, Paramount заменила Бэя на талантливого аниматора Трэвиса Найта. Его мягкий перезапуск «Бамблби» делал ставку на ламповость восьмидесятых, копировал эстетику спилберговского «Инопланетянина» и не атаковал зрителей из всех орудий. В итоге трогательный и дешевый по меркам серии фильм слабо прошел в прокате, зато покорил критиков, которые до этого всегда пренебрежительно относились к циклу (при Бэе 91% «свежести» на Rotten Tomatoes «Трансформеры» могли собрать лишь суммарно).
«Восхождение звероботов» — это вроде бы одновременно и сиквел «Бамблби», и приквел «Трансформеров», но сюжетно вполне самостоятельный фильм. Режиссер Стивен Кейпл-мл. («Крид 2», сандэнсовская криминальная драма «Земля обетованная») явно ищет баланс между зрелищным экшеном Бэя и душевным гуманистическим ретро «Бамблби».
Мультфильм «Человек-паук: Через вселенные» показал, как можно вдохнуть дух современности в закостенелые многомиллионные франшизы — с помощью мотивирующих историй о достижениях меньшинств. И первые минут сорок пять — это вполне бодрый закос под так называемый районный фильм (hood film). Институциональный расизм не дает черному латиноамериканцу Ноа Диазу и афроамериканке Елене Уоллес двигаться вверх по карьерной лестнице. Ради самореализации героям нужно либо терпеть унижения от белого босса, либо угнать тачку. За кадром играет гангста-рэп Wu-Tang Clan, Nas и Notorious B.I.G. Не хватает толко второстепенных сюжетных линий про уличные банды и наркоторговлю, но так уже был бы риск получить возрастной рейтинг R.
Несмотря на пару эффектных антропологических сцен в перуанских джунглях, не стоит ждать от «Восхождения звероботов» политических метафор и культурой экзотики «Черной Пантеры». Перешагнув отметку в час, блокбастер теряет всякую оригинальность, превращаясь в набор штампов о важности э-э-э… работы в команде.
Понятно, что сами трансформеры в одноименной франшизе остаются главным аттракционом, но удивительно, как за семь фильмов сценаристы так и не научились делать из них живых и интересных персонажей. Да, здесь есть робот-мотоцикл (Ducati 916), старый и усатый робот-бомбардировщик (Fairchild C-119 Flying Boxcar), робот-микроавтобус Volkswagen, говорящий с мексиканским акцентом, и три «животных» бота — горилла, сапсан и носорог (как-то маловато для заявленного в названии «Восхождения»). На первый взгляд, они железные и разные, но потом оказываются совершенно картонными и одинаковыми. «Покажи максимум!», «Пришло время показать тебе настоящую силу Прайма», «Это моя битва» — на 90% диалоги трансформеров состоят из таких реплик.
5% — это пошловатые и метаироничные шутки в исполнении остряка Пита Дэвидсона, который озвучивает Миража. Например, болтливый автобот обижается, когда напарник Ноа называет его просто коллегой («Ты был внутри меня!»), или бурчит, что Марки Марк бросил хип-хоп ради актерской карьеры (экс-рэппер Марк Уолберг, как помним, снимался в третьих и четвертых «Трансформерах»). Еще 5% — цитаты Бамблби из «Нескольких хороших парней», «Крепкого орешка» и «Лица со шрамом».
Что касается экшена, то он не поражает воображение. Сцены механических трансформаций едва ли еще способны кого-то удивить, хотя прорисованы крайне детально. Схватки гигантских роботов Майкл Бэй — стоит отдать ему должное — снимал с куда большим драйвом и выдумкой. А скучная финальная баталия так и вообще объединяет в себе самое худшее, что было в «Вечных» и «Лиге справедливости», — космических существ размером с Юпитер и одномерных CGI-антагонистов, общающихся с приспешниками через порталы. Впрочем, прайм-фанаты франшизы должны остаться довольны: за минуту до титров им анонсируют целую киновселенную Hasbro. Жалко, что речь пока не о кроссовере с My Little Pony.