Что смотреть на Beat Film Festival в 2023 году

Обсудить0

Beat Film Festival — уже легендарный российский фестиваль документального кино, который каждый год проходит в Москве (а после в других крупных городах). Зрителей ждут российские премьеры документальных хитов европейских и американских кинофестивалей, а также лучшие новые отечественные представители жанра, отобранные с помощью национального конкурса.

В этом году фестиваль пройдет в Москве с 7 по 18 июня на десяти площадках (расписание показов смотрите тут). Кинопоиск — постоянный партнер Beat Film; одновременно с офлайн-показами некоторые фильмы из программы доступны в аренду в нашем онлайн-кинотеатре. Мы выбрали несколько отличных картин из программы этого года, которые можно посмотреть одному или в компании единомышленников.

«Линч/Оз»

Возвращение к старой сказке для тех, кто хочет понять кино Дэвида Линча

Международная программа

Дэвид Линч, как известно, никогда не был синефилом — в том смысле, в котором о себе говорят, например, Скорсезе или Спилберг. Линч начинал как художник и во всех интервью привычно открещивается от синефильского толкования своего кино. Но один важный для себя источник вдохновения он все-таки признает — фильм «Волшебник страны Оз» Виктора Флеминга.

Режиссер Александр О. Филипп в своем фильме пытается разобраться, как темы, образы и культурный словарь «Волшебника страны Оз» преломляются в кинематографе Дэвида Линча. Можно ли сказать, что самый загадочный режиссер на свете всегда черпает вдохновение из одного фильма? Заперт ли Дэвид Линч в стране Оз? Сможем ли мы лучше понять его фильмы через призму классической киносказки? Разобраться в этих вопросах и переосмыслить символизм Линча режиссеру помогают семь спикеров, неравнодушных к творчеству Линча: кинокритик Эми Николсон, режиссерка Карин Кусама («Миллиарды», «Шершни»), культовый классик трансгрессивного кино Джон Уотерс («Плакса», «Полиэстер»), документалист Родни Ашер («Комната 237»), инди-режиссеры Аарон Мурхед и Джастин Бенсон («Паранормальное», «Сверхъестественное. Знаки»), а также режиссер Дэвид Лоури («История призрака», «Легенда о Зеленом Рыцаре»).

Вы можете купить этот фильм для просмотра в магазине Кинопоиска

«Меня зовут Альфред Хичкок»

Байки из склепа о полувековой фильмографии Хичкока

Международная программа

В 2022 году исполняется сто лет со дня премьеры первого полнометражного фильма Альфреда Хичкока. До сих пор Хичкок остается одним из самых влиятельных режиссеров в истории кино, за прошедшее столетие его фильмы неоднократно были разобраны на кадры, а его новаторские приемы воплощены в сотнях фильмов других режиссеров. Но как обширное наследие автора «Головокружения» и «Психо» сохранилось в современном обществе? Североирландский режиссер Марк Казинс разбирается в этом при помощи радикального нового подхода к биографическому доку про великого человека. Он приглашает известного британского имперсонатора Алистера МакГоуэна озвучить фильм с точки зрения покойного мастера саспенса. Таким образом, Альфред Хичкок собственной персоной становится проводником в зрительском путешествии по его обширной фильмографии. Хичкок объясняет свои фильмы в игривой и откровенной манере: он говорит не столько о технических аспектах режиссерского мастерства, сколько о чувствах и эмоциях, которые он мастерски переводил на язык кино. «Я всегда знал, что кино — это страна, где можно исчезнуть. Мне было просто необходимо найти спасение в параллельном мире», — говорит с экрана Хитч, и зритель вместе с ним начинает понимать, на какие чудеса способна магия кино.

Вы можете купить этот фильм для просмотра в магазине Кинопоиска

«The Zombies: Одержимые мечтой»

Британская рок-группа как мудрецы оптимизма

«Музыка и звук»

The Zombies не самая известная, но одна из самых обаятельных групп эпохи «британского нашествия», то есть 1960-х годов, когда в Америку хлынула волна новой английской поп-музыки. Историческая значимость The Zombies в том, что они изобрели поджанр «барокко-поп» — искусную поп-музыку с аранжировками и мелодиями в духе Баха или Генделя. В то же время в их песнях всегда можно было услышать что-то по-детскому чистое, безмерно романтичное и обворожительное.

The Zombies распались в самом конце 1960-х, потом собрались ненадолго в 1990-е, но всеобщее признание получили только после полноценного реюниона в нулевые (в Зал славы рок-н-ролла их вообще включили относительно недавно, в 2019 году). Их часто преследовали коммерческие неудачи и финансовые провалы. Но все это время — шесть десятилетий — главные участники The Zombies оставались друзьями и продолжали излучать оптимизм. Именно историей об оптимизме и о том, как его может пробудить все та же чистая и романтичная музыка, и вышел фильм Роберта Шварцмана (брата Джейсона, представителя клана Коппола; между прочим, тоже музыканта, лидера группы Rooney, которую на заре нулевых рекламировали как «калифорнийских The Strokes»).

«И дал им бог драм-машину»

Краткий экскурс в историю для любителей техно

«Музыка и звук»

Не у каждого современного музыкального жанра есть конкретная отправная точка — отрезок во времени и пространстве, когда музыка выкристаллизовалась во что-то новое и оригинальное. Но в случае с техно такой момент точно документально зафиксирован: это случилось в Детройте в середине 1980-х. Более того, точно известны шестеро музыкантов и продюсеров, которые были за это ответственны: Хуан Эткинс, Деррик Мэй, Кевин Сондерсон, Эдди Фолкс, Блейк Бакстер и Сантонио Эколс. Некоторые из них (Эткинс и Мэй) известны немного больше, остальные — чуть поменьше, но «И дал им бог драм-машину» выдвигает тезис, что все шестеро недооценены. Мир недостаточно знает об этих музыкантах, утверждает режиссер Кристиан Хилл, особенно по сравнению с куда более успешными белыми звездами техно. Справедливость должна быть восстановлена, а имена всех шестерых должны быть вписаны в историю музыки. Ведь судьба каждого из них — это еще одна американская история о том, как темнокожие творцы что-то изобретают, а белые это потом заимствуют и снимают сливки.

Вы можете купить этот фильм для просмотра в магазине Кинопоиска

«Хельмут Ньютон: отвратительный и великолепный»

Портрет противоречивого гения фешен-фотографии

«Я так вижу»

Задумчивое рассуждение о творчестве великого фешен-фотографа Хельмута Ньютона. С одной стороны, работы Ньютона стали основой для всех трендов журнальной фешен-фотографии, создали в жанре правила игры на грани и научили миллион других фотографов эффектно подчеркивать сексуальность моделей. С другой — неясно, переходил ли в реальности Ньютон ту самую грань, доставлял ли своим моделям дискомфорт, снимая их в откровенно фетишистской эстетике. Как все эти противоречия примирить в оценке самого Ньютона и его искусства? На эту тему размышляет немецкий журналист и режиссер Геро фон Бем. Размышляет, но не дает ответа: фильм похож на хороший репортаж, в котором зрителю оставили пространство для интерпретации, рефлексии и собственных выводов.

«Сны отеля „Челси“»

Последние дни нью-йоркской богемы

«Я так вижу»

Короткий (всего 77 минут), меланхоличный и крайне искусный фильм о легендарном отеле «Челси» в Нью-Йорке, где периодически жили великие художники, писатели и музыканты прошлого века. В отеле «Челси» они творили и отдыхали, писали книги и песни, влюблялись и умирали. Около десяти лет назад отель сменил владельца и управляющую компанию. Отель решили отремонтировать, выселить оттуда проживающих еще с 60–70-х годов прошлого века пожилых эксцентриков из мира нью-йоркской богемы. Из такой диспозиции вырисовывается, понятное дело, фильм о конфликте старого мира и нового, но Амели ван Элбт и Майя Дювердье больше погружены в исследование своих колоритных персонажей (тех самых богемных пенсионеров), чем их конфликта с новыми владельцами отеля. Смотреть этот фильм — все равно что погрузиться в сон, тягучий и глубокий. Наверное, такими и были самые славные дни отеля «Челси».

Вы можете купить этот фильм для просмотра в магазине Кинопоиска

«Девушки, живущие в сети»

Взгляд за кулисы индустрии инфлюенсеров

«Меняя реальность»

Взгляд изнутри на тяжелые трудовые будни и редкие минуты отдыха немецкой инфлюенсерки-подростка Леони Балис. Миллионы фолловеров в соцсетях, толпа фанаток, высокие заработки и шокирующая разница между транслируемой во внешний мир картинкой и суровой реальностью настоящей жизни. Все эти вещи в жизни Леони режиссерка Сюзанна Регина Мойрес, получившая доступ в мир молодой инфлюенсерки, отмечает, но делает фокус на отношениях Леони и ее родителей, по совместительству менеджеров девочки. Такой расклад предсказуемо превратил семейную жизнь в рабочие отношения, изменил баланс сил между родителями и дочерью, превратил их совместное существование в совершенно иной и очень современный феномен, несомненно требующий осмысления.

Вы можете купить этот фильм для просмотра в магазине Кинопоиска

«Рай»

Лесные пожары как библейский потоп

Национальный конкурс

Летом 2021 года исключительная жара и засуха привели к масштабным лесным пожарам, охватившим 19 миллионов гектаров на северо-востоке Сибири. Отдаленную деревушку Шологон в этом районе скоро накроет густым облаком дыма, жители обеспокоенно глядят в окно. Скоро им придется объединиться для спасения своего дома: никто не придет им на помощь, потому что правительство оставило их на произвол судьбы, признав спасение этой малонаселенной территории нецелесообразным.

Режиссер Александр Абатуров родился в Сибири, но уже давно успешно работает в Европе. Противостояние горстки селян и адской стихии он снимает с поистине библейским размахом, заручившись поддержкой оператора Поля Гийома, известного по клипам Канье Уэста и фильмам Жака Одиара (фильм получил приз за лучшую операторскую работу на престижном фестивале документального кино IDFA в Амстердаме). Зрелище жуткое, но совершенно завораживающее своей апокалиптической красотой; «Рай» в очередной раз напоминает, что экологическая катастрофа — это не выдумки и не конспирология, а суровая реальность, разрушающая жизни людей.

Вы можете купить этот фильм для просмотра в магазине Кинопоиска

«Грохот в сумерках Москвы»

Пионеры московского индастриала — о музыке сумеречных 90-х

Национальный конкурс

Фильм Алёны Михайловой начинается с предупреждения: «Не рекомендуется к просмотру людям, не интересующимся экспериментальной музыкой». Тем не менее в фильме наряду с маргиналами вроде Алексея Тегина или Алексея Мостиева прозвучат имена культового художника-акциониста Германа Виноградова и отечественных классиков Арсения Авраамова и Александра Мосолова. Заглянет ненадолго даже классик российского маргинального кино Владимир Епифанцев, в нынешние времена нечасто появляющийся на экране. В истории пионеров московского индастриала помогают разбираться как критик Артемий Троицкий, так и первые лица московской индастриал-сцены 1990-х, удивительным образом не утратившие бодрости духа и искренней любви к шумной, атональной, поистине хтонической музыке городской изнанки. Множественные архивные кадры открывают зрителям московскую сумеречную зону и знакомят с ее обитателями. «Грохот в сумерках Москвы» — это не столько ностальгический привет маргинальной субкультуре, сколько история про одержимость.

«Лоран Гарнье: Электрошок»

Жизнь на рейве

Best of Beat

Документальный трибьют ветерану клубов, культовому французскому техно-музыканту, продюсеру и диджею Лорану Гарнье рассказывает удивительную историю трех десятилетий танцевальной музыки. Длинные фрагменты интервью с Гарнье перемешаны с историко-антропологическим путешествием по восхождению рейва, техно и хауса с 1980-х до наших дней. Лорана Гарнье любят люди, именно это всегда позволяло ему быть в гуще событий, взрывать танцполы в Токио, Москве, Берлине, Тбилиси и на сотнях разных музыкальных фестивалей по всему миру. Но и Гарнье любит людей. Размышлять и рассказывать об эволюции танцевальной музыки в фильме Габена Ривуара ему помогают друзья и коллеги: Дэррик Мэй, Карл Кокс, Пегги Гу, Джефф Миллз и многие другие. Этот теплый фильм о громкой потной музыке очаровывает ощущением дружеского междусобойчика людей, знающих всё о том, как веселиться качественно.

Смотрите этот фильм на Кинопоиске в Плюсе 


Автор: Анна Сотникова

Марсианский фермер защищает свое хозяйство от алчной корпорации. Обаятельная сай-фай комедия
В главных ролях:Сергей Чихачёв, Григорий Скряпкин, Сергей Бурунов, Артем Семакин
Режиссер:Сергей Васильев
Смотрите по подписке

Смотрите также

Интервью

Создатели Beat Film Festival — о документальных блокбастерах, будущем фестиваля и городских предпринимателях

19 декабря 20221
Мнение

«Россия 1985–1999: TraumaZone»: Юрий Сапрыкин — о семичасовом фильме Адама Кертиса и эпохе, которая не закончилась

24 октября 20225
Смотрите на Кинопоиске

Комедийная хроника и портрет конспирологов-трампистов: 6 современных документалок на Кинопоиске

30 августа 20221
Фестивали и премии

«Документальное кино может рассказать то, о чем тяжело говорить словами»: российские режиссеры — о том, зачем сегодня снимать

1 апреля0

Главное сегодня

Сериалы

Сериалы октября: «Цикады», «Уроки химии» и новый «Локи»

Вчера4
Сериалы

«Лада Голд»: автопробег наследников «Бумера» из Тольятти 1990-х в Казахстан 2020-х

Вчера1
Сериалы

Запомним его честным и без нудного морализаторства. Редакция прощается с «Сексуальным просвещением»

Вчера1
Портрет героя

Спасибо, профессор Дамблдор. Вспоминаем Майкла Гэмбона на съемках в «Гарри Поттере»

Вчера5

100 великих игр: места 20–4

Вчера59
Рецензии

«Пила 10»: фильм-флешбэк, в котором никого не пилят целых 40 минут

Вчера4
Блог команды

Чем закончится «Атака титанов»? А «Последний министр»? Сочиняем финалы сериалов вместе с приложением «Шедеврум»

Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации