«Документальное кино может рассказать то, о чем тяжело говорить словами»: российские режиссеры — о том, зачем сегодня снимать

Обсудить0

Спросили у режиссеров-участников конкурса фестиваля Beat прошлого года, почему сегодня стоит снимать и показывать документальное кино в России?

В июне 2023 года в Москве снова пройдет фестиваль документальных фильмов Beat, в котором у зрителей есть возможность посмотреть не только потенциальные хиты, но также посмотреть работы начинающих режиссеров в программе национального конкурса. Кинопоиск, третий год выступающий стратегическим партнером фестиваля, представит часть фильмов онлайн одновременно с московскими показами. А множество фильмов, показанных на Beat в прошлом, доступны в нашем онлайн-кинотеатре.

Заявки на участие в нацконкурсе Beat Film Festival 2023 принимаются до 15 апреля.


Биолог Максим Чакилев проводит месяцы в полуразрушенной хижине где-то у холодного Чукотского моря в ожидании природного катаклизма, масштаб которого сложно представить тем, кто никогда не бывал в Арктике. Фильм Евгении и Максима Арбугаевых номинирован на «Оскар» в 2023 году.

Максим Арбугаев

Режиссер фильма «Выход» совместно с Евгенией Арбугаевой

Сейчас важно и снимать, и показывать документальные фильмы в России. Документалисты во всем мире всегда поднимали острые, болезненные темы и сохраняли документы своей эпохи. Сегодня мы смотрим на историю их глазами, и наши фильмы тоже станут архивными документами для будущего поколения. Документальное кино может рассказать то, о чем тяжело говорить словами.

Программа Beat Film именно такая, какая нужна широкому зрителю. Фильмы, которые там посмотрел в качестве зрителя я сам, на меня повлияли и вдохновили в моей собственной работе.

Лехе 26 лет. От Лехи ушла жена. Он живет в ночлежке в Костроме. Леха тяжело переживает расставание, поэтому решает записать рэп. Вдруг бывшая жена услышит и поймет, кого потеряла?

Лена Копцева

Режиссер фильма «Рваные одежды»

Мне кажется, что пространство культуры сейчас — это единственное место, где возможно проговаривать публично то, что болит внутри. Это безопасное место, где ты можешь сохранить себя и свои ценности, быть честным с собой и с другими. А создание документального кино — это всегда еще и прямой разговор по душам. Разговор по душам со своими героями, со своей командой, со своими зрителями. Для себя я нахожу в этом большую опору. Чувство, что я не одна.

Документалистам я желаю чувствовать и со всей возможной смелостью фиксировать реальность вокруг себя. Желаю не терять смыслы, а создавать их. Материала вокруг предостаточно. Желаю находить в себе силы не бояться ничего и никого.

Я была счастлива показать свой фильм «Рваные одежды» на «Бите». Мне кажется, что я в первый раз почувствовала, что значит «фильм попал в зрителя». Полный зал во время показа. Искреннее внимание зрителей к тому, что происходит на экране. Долгие невероятные разговоры после титров. Это все дало мне очень много сил, чтобы продолжать делать свое кино.

Документальный фильм-путешествие, состоящий из случайных встреч и разговоров с представителями малочисленной финно-угорской народности. Режиссера интересуют сезонные обряды, бытовая магия и сны бесермян, но, как только речь заходит о пространствах общения со сверхъестественными силами, гостю резко дают понять, где его место.

Саша Воронов

Режиссер фильма «Как я стал бесермянином»

Безусловно, честный голос из России о России сейчас важнее, чем когда-либо. Только эти голоса способны установить связь между теми, кто уехал, и теми, кто остался.

Участие в Beat-2022 дало мне ощущение комьюнити, сообщества профессионалов. Мой совет режиссерам: снимайте хронику.

«Асмарал» — самый необычный клуб в российском футболе 1990-х: первый частный футбольный проект в СССР, первый клуб с иностранным владельцем и женщиной-президентом. Фильм Николы Пророкова в подробностях рассказывает его удивительную историю.

Никола Пророков

Режиссер фильма «Асмарал»

Многие сейчас столкнулись с моральными дилеммами. Как можно выразить свои мысли, обесценивается ли любое высказывание, если нельзя сказать все, что хочется? И вообще нужен ли сейчас кому-то твой голос, имеешь ли ты право и не лучше ли тебе в принципе сейчас замолчать? Безусловно, это нормально — испытывать любого рода сложные чувства сейчас. Но я хочу сказать, что так же нормально делать то, что тебе кажется важным делать. Время и контекст поместят сделанное тобой на нужное место.

Рефлексия, на мой взгляд, не обязана быть буквальной. Мне кажется, что документальное кино — как раз тот вид искусства, который наглядно учит тезису «все есть политическое». В этом смысле, например, и мой фильм про футбольный клуб «Асмарал», и фильм-победитель прошлого года «Куда мы едем» Руслана Федотова очень многое говорят о своем времени, несмотря на то что, когда они придумывались, снимались и монтировались, историческая реальность была иной, чем когда они вышли.

Искусство помогает рефлексировать. Не поддаться энтропии, не сойти с ума. Beat — это тот фестиваль, который позволяет почувствовать себя частью какой-то общности, частью поколения, даже если ты никогда не контактировал с теми, с кем оказался в одной программе. И я бы очень хотел, чтобы каждый, кто испытывает сомнения сегодня, заканчивать ли, показывать ли свой фильм сегодня, знал, что его голос важен. Что когда мы говорим о независимом искусстве, сделанном не по заказу, если ты сделал то, что искренне считал важным сделать, это стоит показать зрителю.

Этническое уличное искусство в Москве и Улан-Удэ — много ли вы о нем знаете? Фильм Александры Суворовой дает слово его главным героям – бурятским и удмуртским стрит-художникам.

Александра Суворова

Режиссер фильма «Выход через юрту»

В прошлом году я снимала свой фильм в начале марта — это было эмоционально сложно. Мы сомневались, возможно ли говорить о культуре в этот момент. Однажды даже думали перенести или отменить съемки. Сейчас, конечно, я ни капли не сожалею, что тогда мы собрались с силами и сняли этот док. Он позволил увидеть, насколько многогранны и красивы российские регионы в своих особенностях, насколько важно это ценить и замечать.

Прошлогодние показы были наполнены какой-то особенной теплотой и внимательностью к каждому фильму. Чудесные площадки, оформление, жюри и сами работы! Тогда я почувствовала такой драйв и подъем духа, ощущение, что все у нас будет хорошо, что есть возможность передать свою мысль и энергию хотя бы маленькой части людей. Ради этого снимать однозначно стоит. И не только про культуру — про всё.

Студенческое конструкторское бюро «Прометей», основанное в Казани в 1962 году, было настоящей школой новаторов. Его специалисты снимали световые фильмы, проектировали медиаинсталляции, общались с Шеффером, Терменом и Ксенакисом. В фильм Дидара Оразова вошли оцифрованные архивные материалы и новые интервью с очевидцами расцвета «Прометея».

Дидар Оразов

Режиссер фильма «Прометей. Поэма казанского огня»

Участие в программе Beat Film Festival прежде всего дало мне возможность рассказать о своем фильме. Показать не себя, а фильм, рассказать историю о реальных людях. Если честно, это вдохновило и помогло понять, что все усилия не зря.

Документальный фильм становится источником, с которым будущее поколение сможет и будет работать. Документалисты меньше боятся критических взглядов, чем режиссеры художественных проектов, ввиду этой особой миссии неигрового кино.

Хулиганские нашивки на джинсовке — искусство? А росписи на стенах бара? И если да, то должен ли художник быть голодным? Игорь Верман в качестве ответа на эти вопросы предлагает зарисовку про двух арт-панков — Frankenchain из Петербурга и Кирилла Бурыгина из Москвы.

Игорь Верман

Режиссер фильма «Низкое искусство»

Снимать документальные фильмы о культуре важно. Культура не стоит на месте, документалисты передают эпоху через призму визуальной коммуникации, и сейчас важно показать, что культура в России живет и продолжает развиваться. В первую очередь это важно самим деятелям культуры и нам, кинематографистам.

Мы сами создаем среду, в которой обитаем.

«ЗАЛ» (2022)

В 2021 году начался снос легендарного московского стадиона «Торпедо», который должны реконструировать через несколько лет. Вместе с ним сносят тренировочные залы, оставляя без дома одноименный боксерский клуб. Фильм Полины Свеженцевой фиксирует уходящее вместе с ним время и смену эпох.

Полина Свеженцева

Режиссер фильма «ЗАЛ»

Документальное кино — это глубокая внутренняя работа автора и его вывод об окружающей действительности. Факт времени. Beat создает из просмотра события, пространство для дискуссий, чтобы мы могли пережить этот опыт вместе.

Скажу честно, у меня было какое-то предубеждение, что я могу увидеть в нацконкурсе истории о том, как печальна и убога действительность. Оказалось все ровно наоборот!  Тонкая, хитро сплетенная драматургия и огромное тепло к материалу. Каждый просмотр — откровение.

Портрет российских пионеров низкобюджетного треш-хоррора — жанра, редко попадающего в фокус внимания широкой публики. Режиссер Максим Полтавченко с любовью показывает их во всем гротескном и изобретательном разнообразии.

Максим Полтавченко

Режиссер фильма «Ужасное кино: краткая история российского треш-хоррор-кинематографа»

Документальное кино — это всегда авторский комментарий к ситуации здесь и сейчас. Кто-то согласится с позицией автора, кто-то — нет. Но из этого может получиться диалог, а диалог — важнейший инструмент преодоления разногласий в обществе.

Режиссерам я бы сказал: ходите на показы. Знакомьтесь с вашими коллегами и общайтесь с вашим зрителем. Возможно, свежее мнение натолкнет вас на интересную идею, а новое знакомство станет началом творческого проекта.

Участие в программе Beat-2022 дало мне уверенность в своих силах. Стало подтверждением того, что я иду правильным путем и делаю вещи, которые интересны людям. Хочется отметить отличную подборку фильмов нацконкурса. Одно то, что фильм «Выход» Евгении и Максима Арбугаевых, принимавший участие в нацконкурсе 2022 года, был позже номинирован на «Оскар», говорит об уровне конкурсных работ и уровне самого фестиваля.


Вопросы: Наиля Гольман

Каскадер защищает своего коня от коллекторов и становится звездой интернета. Комедийный боевик с Джеки Чаном
В главных ролях:Джеки Чан, Лю Хаоцюнь, Го Цилинь, Джеки У
Режиссер:Ларри Ян
Смотрите по подписке

Смотрите также

Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»
Интервью

Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»

Вчера2
«Дед у нас — носитель гадости». Борис Хлебников — о том, как «Снегирь» стал трагедией поколений
Интервью

«Дед у нас — носитель гадости». Борис Хлебников — о том, как «Снегирь» стал трагедией поколений

Вчера9
Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)
Как это смотреть

Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)

8 июня7
Какие фильмы с Каннского фестиваля покажут в России

Какие фильмы с Каннского фестиваля покажут в России

8 июня1

Главное сегодня

Спорт

Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов

6 июня3
Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов
«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера
В фокусе

«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера

Сегодня2
Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)
Как это смотреть

Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)

8 июня7
Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи
Сборы

Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи

Вчера3
Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова
Трейлеры

Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова

Вчера3
Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов
Книги

Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов

Вчера1
Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»
Интервью

Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации