«Мегрэ и таинственная девушка»: сумрачная картина старого Парижа с великим Депардье

В новом низкобюджетном фильме Патриса Леконта, классика французского развлекательного кино, традиционная легкость вдруг уступила место меланхолии, убедительно сыгранной актером-ветераном. В общем, довольно неожиданная трактовка детектива Жоржа Сименона.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Париж, 1950-е годы. Очень грустная девушка (Клара Антунс) берет напрокат старое, но роскошное платье и отправляется на званый вечер, где на нее едва ли не с кулаками бросаются хозяева — богатая молодая пара (Мелани Бернье и Пьер Мур). Вскоре девушку находят где-то на улице мертвой, со сломанной шеей и пятью ножевыми ранениями. Кто она и откуда, совершенно непонятно. За расследование берется комиссар Мегрэ (Жерар Депардье).

Жизнь любимого персонажа Жоржа Сименона, как и большинства литературных сыщиков, протекала почти исключительно на телевидении: на большом экране его последний раз изображал Жан Габен — общепризнанно образцово, и это было 60 лет назад. Артистов, которым сегодня нестрашно влезть в эти ботинки, даже во Франции не так много, и Жерар Депардье, конечно, самый очевидный выбор (первоначально на роль рассматривался, впрочем, Даниель Отой).

Режиссер картины  Патрис Леконт — ровесник Депардье и ветеран жанрового и околожанрового кино, от народных комедий вроде франшизы «Загорелые» до как бы артовых мелодрам вроде «Девушки на мосту» — давно ушел в тень и снимает редко, но в этом проекте тоже не выглядит случайной фигурой: одна из его лучших работ, «Мсье Ир» — экранизация Сименона.

Здесь первоисточник — роман «Мегрэ и труп молодой женщины», но для того, чтобы подчеркнуть, что это не какая-нибудь часть сериала, а долгожданный ребут, фильм в оригинале называется просто «Мегрэ». И правильно, это почти сольный концерт. Камера неотрывно, хотя часто издалека, следит за массивной фигурой в сером пальто и шляпе, прислушивается к одышке, когда герой карабкается по лестнице, присматривается к скупой, но иногда вдруг очень выразительной мимике. По Депардье в последние десятилетия бывает невозможно сказать, то ли он глубоко погружается в психологию своего персонажа, то ли засыпает прямо в кадре, но штука в том, что для великого французского актера это совершенно неважно. Депардье не торопясь натягивает роль, как одежду в кабинете доктора, где его застают начальные титры, и просто остается в ней жить.

Леконт даже не делает вида, что его особенно занимает детективная интрига (которую он переписал, убрав мало-мальски авантюрную часть книги и добавив вместо нее поворот в духе одного недавнего американского скандала). Кто убил девушку и почему — дело в общем десятое. И те, кто пойдет на фильм с ожиданием волнующего приключения, будут, скорее всего, жестоко разочарованы этой тихой темной картиной.

Жерар Депардье и Бертран Понсе

Но в ней, безусловно, есть и класс, и какие-то мысли. Леконт, сам явно не купавшийся в деньгах, короткими точными штрихами воспроизводит угрюмую атмосферу послевоенной Франции: коридоры дешевых апартаментов, скрипящая мебель, поношенные вещи, грязные воды Сены, когда-то вынесшие к ногам Мегрэ его первую покойницу. Полицейские будни — диета из пива и сэндвичей, подключенная к пульту карта Парижа, на которой загадочно мигают огоньки происшествий.

Сам же Мегрэ тоже занят реконструкцией, пытаясь мысленно оживить безымянную жертву, собрать человека фактически из ничего, из каких-то платьиц и склянок. Получается у него это, впрочем, довольно быстро: девушка из провинции, без денег и знакомств — типаж определенный; парижские улицы ими полны, и инспектор за первым же поворотом натыкается на двойника покойной (ее играет Жад Лабест).

Социальной драмы о тяжелой женской доле, возможно, было бы достаточно, но тут она еще и переходит в личную. У Мегрэ, как известно его поклонникам, умерла сразу после рождения единственная дочь, и вакуум, навсегда оставшийся в жизни инспектора и его жены, есть в самом сердце этого фильма. «Теряя ребенка, теряешь все, жить незачем», — делится с Мегрэ полубезумный старый еврей (последняя роль замечательного Андре Вильма, в «Мсье Ире» игравшего полицейского), и тот понимающе кивает. Наверное, «Мегрэ» мог быть громче, ярче, больше, но, во всяком случае, Леконт с Депардье, возвращая на экран легендарного детектива, не ограничились трубкой.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

«Если Батлер не возьмет „Оскар“, я откушу себе ногу»: за что хвалят «Элвиса»

Вчера
«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант
Интервью

«Пацаны», «Дурная кровь», «Асса»: каким кино вдохновлялся режиссер криминальной драмы «Межсезонье» Александр Хант

25 июня2
14 лучших трейлеров недели: Дарт Вейдер отдыхает на пляже, а Чебурашка оживает
Трейлеры

14 лучших трейлеров недели: Дарт Вейдер отдыхает на пляже, а Чебурашка оживает

24 июня
Что смотреть дома: «Всё везде и сразу», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Три кота и море приключений»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Всё везде и сразу», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Три кота и море приключений»

24 июня4

Главное сегодня

Сериалы

Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»

Сегодня1
Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»
Почему сиквел «Доктора Стрэнджа» не удался
Мнение

Почему сиквел «Доктора Стрэнджа» не удался

Вчера32
Силовая опера: как устроен сериал «Мажор» и кто его герои
Смотрите на Кинопоиске

Силовая опера: как устроен сериал «Мажор» и кто его герои

Сегодня1
Что происходит в прокате: рекорды «Одной» в России и «Топ Гана» в мире
Сборы

Что происходит в прокате: рекорды «Одной» в России и «Топ Гана» в мире

Вчера3
Федор Бондарчук и Валерий Тодоровский снимут сериал для Кинопоиска и Wink. Сценарий написала Паулина Андреева
Индустрия

Федор Бондарчук и Валерий Тодоровский снимут сериал для Кинопоиска и Wink. Сценарий написала Паулина Андреева

Сегодня, 13:56
Почему «Оби-Вану Кеноби» вредит фан-сервис
В предыдущих сериях

ПодкастПочему «Оби-Вану Кеноби» вредит фан-сервис

Сегодня0
Почему «Всё везде и сразу» — главный фильм года (пока)

ВидеоПочему «Всё везде и сразу» — главный фильм года (пока)

Вчера12
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.