Венгерский Дракула и китайский нуар: 7 жанровых новинок на Кинопоиске

Кинопрокат в России переживает не лучшие времена, поэтому ищем спасения на цифровых просторах. Собрали подборку необычных жанровых фильмов, доступных в нашем онлайн-кинотеатре.

«Черный ящик»

Одаренный, но замкнутый акустик Матье Вассер (Пьер Нинэ) работает в Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации. Его тонкий слух способен различить в записях бортовых самописцев мельчайшие детали, поэтому начальство поручает Матье расследовать чудовищную катастрофу в Альпах: самолет, следовавший по маршруту Дубай — Париж, потерпел крушение, весь экипаж и 300 пассажиров погибли. Первоначальное предположение — теракт; в кабину незадолго падения проник посторонний. Начальство бюро и компания, производившая самолет, настаивают именно на этой версии, а Матье все больше убеждается в том, что речь идет о корпоративном заговоре.

«Черный ящик» получился педантичным, под стать главному герою, триллером: никакого экшена, взрывов и внешней динамики тут нет, лишь нарастающее по ходу действия параноидальное напряжение. Тем удивительнее успех фильма — он неплохо прошел во французском (21-е место в бокс-офисе за 2021 год) и российском прокате (2-е место по сборам в 2022 году среди европейского кино). Если искать ближайшие аналоги, то это старорежимные технотриллеры: «Разговор» Копполы или «Прокол»  де Пальмы. Но главный герой тут, разумеется, современный — невротичный очкарик-правдоруб, смахивающий на Эдварда Сноудена и привыкший полагаться лишь на собственный слух.

«Самый лучший босс»

Испанская компания «Весы Бланко» на протяжении десятилетий является синонимом хорошего качества. Престижный статус бренда поддерживает его владелец Хулио (Хавьер Бардем) — симпатичный мужчина, которого украшают и седина, и очки в тонкой оправе. Он руководит семейным бизнесом и готовится к визиту государственной комиссии, раздающей почетные грамоты за достижения. Однако внешне благополучное предприятие разрывается от внутренних противоречий: уволенный бухгалтер устраивает одиночный пикет у ворот, коллега Хулио тяжело переживает адюльтер жены, а юная практикантка (и любовница) оказывается дочерью старинного друга.

Режиссер Фернандо Леон Де Араноа прославился фильмом «Солнечные понедельники», который рассказывал о трудностях обычных рабочих. «Самый лучший босс» можно рассматривать как его концептуальный сиквел, который сменил тональность с кухонного реализма на сатиру. Высмеивается тут, естественно, благодушный эксплуататор Хулио. Герой Бардема поначалу кажется прекрасным семьянином и лучшим другом своих работников, но за обаятельной маской скрывается злостный харассер, увольняющих бывших любовниц, но продвигающий по карьерной лестнице тех, кто его шантажирует. Бардем выдает довольно самоироничный перформанс, контрастирующий с его привычным мачистским образом (Бланко скорее труслив, чем мужественен), но ближе к финальным титрам «Самый лучший босс» выглядит все менее забавным фарсом. Вывеска над фабрикой отчетливо напоминает ворота Аушвица, а рядовые работники кажутся лишенными всякой субъектности рабами.

«Пылающее море»

София (Кристин Куят Торп) работает на крупнейшую норвежскую компанию, занимающуюся добычей нефти в Северном море. Девушка руководит подводным роботом, который исследует особенности ландшафта и может выявлять неполадки буровой. Вскоре случается катастрофа: несколько платформ обрушиваются под воду из-за проседания грунта. Множество нефтяников гибнут, выжившие оказываются заперты в воздушных карманах, а среди них — возлюбленный Софии, Стиан (Хенрик Бьельланд). Героине придется отправиться на брошенную компанией платформу, которая вот-вот рухнет, и успеть выбраться оттуда, пока не подожгли расползающееся нефтяное пятно.

«Пылающее море» Йона Андреаса Андерсена — фильм-катастрофа с поистине нордическим характером, лишенный голливудской патетики и натужной сентиментальности. Это почти документальная хроника с тщательно выверенным ритмом, сухим, безэмоциональным настроением и общей экоозабоченностью. Показательно, как в фильмах Андерсена (прошлое его кино было посвящено разрушительному землетрясению в Осло) традиционный для американских фильмов-катастроф сюжетный двигатель — симпатия к главному герою — заменяется большим страхом за судьбу Земли вообще.

«Товарищ Дракулич»

Застойная Венгрия, закат 1970-х. В страну вот-вот приедет Бела Фабиан (Жолт Надь), герой кубинской революции и ближайший соратник Кастро и Че Гевары. Намерения у него самые благие — организовать благотворительный марафон по сдаче крови для страдающих вьетнамцев. Правда, кое-что в товарище Фабиане вызывает подозрения. Кажется, что последние десятилетия он провел не в Гаване, а в Штатах: он носит дубленку и модные джинсы, а передвигается исключительно на стильном красном «мустанге». Двое разведчиков-любовников — Мария (Лили Уолтерс) и Ласло (Эрвин Надь) — должны установить за почетным гостем слежку, чтобы проверить его благонадежность. Причем с каждой минутой Фабиан кажется все более странным: шестидесятилетний мужчина выглядит на тридцать, морщится от запаха чесночной колбасы, не переносит прямых солнечных лучей и постоянно попивает кроваво-красную газировку.

Венгерский режиссер Марк Боджар прославился культовой (правда, в очень узких кругах) криминальной комедией «Небесная смена» про коррумпированных работников скорой помощи в 1990-е. Его второй и куда более заметный фильм отправляется в прошлое еще более далекое, а градус абсурда выкручен на максимум. «Товарищ Дракулич» — это искусная смесь шпионского триллера, вампирской мелодрамы и сатирической комедии про советские реалии (и юмор тут куда более тонкий, чем в какой-нибудь «Смерти Сталина»). Персонажи постоянно перебрасываются колкостями («Помогу тебе, если публично покаешься за 1956 год»), произносят гомерически смешные монологи (например, один из героев презирает американское кино и расхваливает советские военные драмы, над которыми рыдал вместе с отцом), а сосед Марии и Ласло постоянно чистит пистолет. Основной панч звучит совсем дерзко: оказывается, венгерские коммунисты охотятся за вампиром, чтобы тот подарил вечную жизнь товарищу Брежневу. Но даже у кровососов есть какие-то представления о чести.

«Тебе одиноко сегодня вечером?»

Гуанчжоу, 1997-й. Город опасный и безрадостный: на каждом шагу бандитские разборки, а в подворотне легко наткнуться на труп или шальную пулю. Ван Сюэмин (Эдди Пан) занимается ремонтом кондиционеров, разъезжает в своем фургончике по разным районам города и однажды ночью сбивает незнакомца. Муки совести приводят парня к Лян Ма (Сильвия Чан), вдове убитого. Он починит ее кондиционер, а затем станет близким другом женщины. За Лян охотятся коллекторы, которые пытаются стрясти с нее долги покойного мужа. В итоге Ван окажется в тюрьме, откуда и будет вспоминать свои злоключения, постоянно добавляя в них новые подробности.

Дебютный фильм Вэнь Шипэя — удушливый неонуар, раскрашенный в желтые и красные цвета (фанаты позднего Рефна оценят). Иначе говоря, абсолютно эстетское кино, рассказывающее о предельно неэстетичной реальности небогатой китайской провинции, наполненной бандитским беспределом и немотивированной жестокостью. «Тебе одиноко сегодня вечером?» стоит в одном ряду с «Пепел — самый чистый белый» Цзя Чжанкэ, «Озером диких гусей» Дяо Инаня и «Слон сидит спокойно» Ху Бо (правда, скорее, ближе к концу списка). Лейтмотивом фильма служит сентиментальная баллада «Are You Lonesome Tonight?» Элвиса Пресли — под ее простенькую лирику главный герой борется с чувством вины и путешествует по волнам памяти.

«На высоте мечты»

В нью-йоркском районе Вашингтон-Хайтс проживают латиноамериканские иммигранты; кто-то бежал из Пуэрто-Рико, Кубы, Мексики и Доминиканы в сознательном возрасте, но большинство из них помнят родину лишь по смутным детским воспоминаниям или по рассказам родных. Владелец продуктового магазина Уснави (Энтони Рамос) усердно копит каждый доллар, чтобы вернуться в Доминиканскую Республику и восстановить старый отцовский бар. Он влюблен в неприступную Ванессу (Мелисса Баррера), которая работает в местном салоне красоты, но мечтает стать модельером. Умница Нина (Лесли Грэйс), лучшая подруга главного героя, сумела поступить в Стэнфордский университет, но не уверена, что ей там место. У каждого из жителей Вашингтон-Хайтс свои проблемы и мечты, которые они излагают в танцах и песнях.

«На высоте мечты» — экранизация одноименного дебютного мюзикла Лина-Мануэля Миранды, автора прославленного «Гамильтона». За режиссуру отвечал Джон М. Чу («Шаг вперед 2»), так что за постановку и драйв переживать не нужно: персонажи едва успевают переброситься парой-тройкой предложений, как тут же пускаются в пляс. Песни, как и в оригинальном мюзикле, тоже на высшем уровне — стандартных бродвейских мелодий тут почти нет, бал правят скоростная читка и латиноамериканский реггетон. На уровне концепта и реализации «На высоте мечты», конечно, не дотягивает до «Гамильтона»: политический подтекст (вообще-то, Вашингтон-Хайтс скоро раздавит стальная пята джентрификации) тут слишком часто уступает место безудержному оптимизму, а проблемы главных героев меркнут на фоне обезоруживающего жизнелюбия. Зато глазу есть за что зацепиться. Это не просто театральная постановка, снятая на камеру (как тот же «Гамильтон»), а мюзикл, который не стыдно сравнивать с «Вестсайдской историей».

«Дом на глубине»

Бен (Джеймс Джаггер) и Тина (Камилль Роу) — увлеченные блогеры, которые все свободное время бродят по заброшкам с камерами наперевес. После череды средневековых замков и обветшалых поместий они натыкаются на уникальный экземпляр — дом на юге Франции, который находится на дне искусственного водоема. Герои надевают акваланги и увлеченно осматривают затопленное жилище, которое удивительно хорошо сохранилось. Правда, оно оказывается довольно страшным: двери расцарапаны, будто кто-то пытался отсюда выбраться, а в их радиоприемники постоянно врываются посторонние шумы. Вишенка на паранормальном торте — два прикованных утопленника в окружении оккультных символов и целой коллекции домашней видеохроники.

Режиссерский дуэт Александра Бустильо и Жюльен Мори прославился в нулевые, пополнив списки нового французского экстрима дискомфортным хоррором «Месть нерожденному», где беременную женщину преследовала инфернальная Беатрис Даль. Но вот новый фильм на их раннее творчество совсем не похож: это вовсе не трансгрессивное кино, а усердное упражнение в старомодном жанре «криповая недвижимость с привидениями». Но, надо признать, довольно удачное — классические ходы-скримеры (внезапно рвется струна пианино, за шторами мелькают загадочные силуэты) выигрывают из-за необычного подводного сеттинга, а субъективная камера помогает убедительнее нагнать страху. А под конец Бустильо—Мори и вовсе врубают подводную дискотеку со стробоскопами, как будто на огонек заглянул Гаспар Ноэ.

Новинка в подписке — многосерийная криминальная драма о бывшем полицейском, который теряет память после ДТП
В главных ролях:Александр Устюгов, Карина Андоленко, Дмитрий Ульянов
Режиссер:Денис Карышев
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Парадокс Миранды: как автор «Гамильтона» и «Энканто» достиг популярности, перестав быть популярным
Портрет героя

Парадокс Миранды: как автор «Гамильтона» и «Энканто» достиг популярности, перестав быть популярным

3 марта
На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов
Индустрия

На Кинопоиске выйдет комедия «Кибердеревня». Ее снимут Валерий Федорович и Евгений Никишов

27 июня2
Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов
Смотрите на Кинопоиске

Чем запомнится «Нулевой пациент»? Мы выбрали 10 пронзительных моментов

27 июня
На Кинопоиске выйдет четвертый сезон «Мажора» с Павлом Прилучным. А вот и его трейлер!
Трейлеры

На Кинопоиске выйдет четвертый сезон «Мажора» с Павлом Прилучным. А вот и его трейлер!

24 июня

Главное сегодня

Портрет героя

ВидеоПочему Том Круз — последняя настоящая звезда Голливуда

Вчера8
Почему Том Круз — последняя настоящая звезда Голливуда
Сериалы июля: «Обитель зла», «Черная птица» и финал сезона «Очень странных дел»
Сериалы

Сериалы июля: «Обитель зла», «Черная птица» и финал сезона «Очень странных дел»

1 июля4
Тому Крузу — 60! Как работает главный исполнитель трюков в Голливуде?
Портрет героя

Тому Крузу — 60! Как работает главный исполнитель трюков в Голливуде?

1 июля27
«Ирма Веп»: веселый сериал о том, как все сходят с ума на съемках сериала
Сериалы

«Ирма Веп»: веселый сериал о том, как все сходят с ума на съемках сериала

1 июля2
Netflix продолжает сокращать сотрудников и вводит рекламу. Что с ним будет дальше?
Индустрия

Netflix продолжает сокращать сотрудников и вводит рекламу. Что с ним будет дальше?

1 июля10
Театр «Гоголь-центр» закрылся. Вспоминаем, что его команда сделала для кино
Индустрия

Театр «Гоголь-центр» закрылся. Вспоминаем, что его команда сделала для кино

1 июля28
8 лучших трейлеров недели: Данила Козловский дружит с умной колонкой, а Сара Джессика Паркер становится ведьмой
Трейлеры

8 лучших трейлеров недели: Данила Козловский дружит с умной колонкой, а Сара Джессика Паркер становится ведьмой

1 июля1
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.