Фильм недели: «Круэлла». Панк-молебен Эммы Стоун в Лондоне 70-х

Обсудить0

Сольник еще одной диснеевской злодейки, по велению времени ставшей просто неоднозначной героиней. О том, как похитительница далматинцев превратилась в подражательницу Вивьен Вествуд и поклонницу Дэвида Боуи, рассказывает Ксения Реутова.

Маленькая Эстелла, девочка с черно-белыми волосами, наряжает плюшевого мишку в необычный наряд. Мама предлагает дочери шить по классическим выкройкам, но девочке они кажутся уродливыми, и в приступе ярости она раздирает эту игрушечную одежку на куски. Эту темную сторону ее натуры, готовую вырваться в любой момент, мама называет Круэллой. Контролировать ее получается не всегда. За плохое поведение героиню исключают из частной школы, и семья начинает планировать переезд в Лондон. Но до столицы Эстелла доберется в полном одиночестве и примкнет к банде уличных воришек. Пройдет 10 лет, девочка повзрослеет, перекрасит волосы в медно-рыжий цвет и благодаря своему дизайнерскому таланту устроится на работу к Баронессе — безжалостной и гениальной диве лондонского мира моды.

Шестая Круэлла: что нового?

«101 далматинец»
Гленн Клоуз

У диснеевской злодейки Круэллы Де Виль длинная биография. Впервые она появилась на экране в 1961 году в классическом анимационном фильме «101 далматинец». За ним последовал сиквел, два игровых ремейка с блистательной Гленн Клоуз в главной роли и мультсериал на два сезона. В новом фильме множество отсылок к оригинальному сюжету, но тут старый канон выворачивается наизнанку. Здесь есть будущие похитители собак Хорас (Пол Уолтер Хаузер) и Джаспер (Джоэль Фрай), превращенные сценарием не в наемников, а в друзей детства Круэллы. Есть далматинцы — не милые щеночки, а зубастые зверюги, доставляющие героям сплошные проблемы. Есть объяснение того, как Круэлла обзавелась демонической фамилией и полюбила водить автомобиль на большой скорости. Наконец, есть остроумная сцена после титров (не пропустите!), бросающая мостик к завязке первого мультфильма.

Но даже если вдруг вы ничего не знаете о далматинцах и их коварной похитительнице — не беда. «Круэлла» — это самостоятельная история в жанре «становление злодея». Режиссер Крэйг Гиллеспи четыре года назад удивил нас фильмом «Тоня против всех», в котором рассказ велся от лица скандальной фигуристки Тони Хардинг (Марго Робби). Здесь он проделывает то же самое. Закадровый голос Эстеллы/Круэллы ведет нас от ее рождения к трудному детству и еще более трудной юности, наполненной унижениями и всепоглощающим чувством вины (не будем говорить за что, иначе придется раскрыть важные детали сюжета).

Основной конфликт — творческое и личное противостояние Эстеллы и Баронессы, двух очень похожих женщин, для которых мода является образом жизни. Тут невозможно не упомянуть «Дьявол носит Prada»: его главную сценаристку Алин Брош Маккенну легко обнаружить и в титрах «Круэллы». Героиня Эммы Стоун тоже становится ассистенткой, которую гнобит монструозная начальница, но здесь амбиции ученицы намного превосходят тщеславные устремления учительницы. Еще одно важное отличие — эпоха. Эстелла взрослеет в Лондоне середины 70-х. Город переживает панк-революцию, и, бросая вызов Баронессе, героиня превращается в еще одну бунтарку своего времени, в панк-звезду от мира моды.

Как это сделано

Игры с историческими, литературными, кинематографическими и музыкальными аллюзиями — важная составляющая «Круэллы». Читавшие Диккенса сразу поймут, что имя «Эстелла» позаимствовано из романа «Большие надежды», а приключения банды детей-карманников — из «Оливера Твиста». Сцена, в которой камера влетает в самый модный лондонский универмаг «Либерти», кружится по его главному залу, а потом спускается по лестнице на нижний этаж, повторяет снятый одним кадром эпизод в клубе «Копакабана» из «Славных парней» Скорсезе. Владелец винтажного магазинчика, в который ходит Эстелла, вдохновляется Зигги Стардастом — вымышленным персонажем Дэвида Боуи, а один из ассистентов Баронессы носит прическу и очки Ива Сен-Лорана.

Встречаются и совсем сложные рифмы. Например, любимым головным убором Баронессы становится тюрбан. Почему тюрбан? А потому что в нем она невероятно похожа на Норму Десмонд — героиню классической голливудской драмы «Сансет бульвар» про забытую звезду немого кино, живущую в мире иллюзий. В американской версии мюзикла, написанного композитором Эндрю Ллойдом Уэббером по мотивам этой картины, играла и пела Гленн Клоуз, исполнительница роли Круэллы в игровых диснеевских фильмах. И на сцену она тоже выходила в тюрбане.

Солидная часть бюджета наверняка ушла на покупку прав на музыкальные композиции, звучащие за кадром. Плей-лист «Круэллы», отражающий 60-е и 70-е во всем их величии, состоит исключительно из шедевров: тут и Bee Gees, и Нэнси Синатра, и Нина Симон, и Queen, и Deep Purple, и The Clash, и Blondie, и Дорис Дэй с Джуди Гарлэнд, и Black Sabbath, и, конечно, The Rolling Stones c многозначительным «Sympathy for the Devil».

Занятые в главных ролях тезки — Эмма Стоун (Эстелла/Круэлла) и Эмма Томпсон (Баронесса) — с видимым наслаждением разыгрывают на экране битву двух дьяволиц. Кастинг в фильме вообще безупречен, и это касается не только людей, но и животных: одноглазый чихуахуа по кличке Мигун крадет у партнеров каждую сцену, в которой появляется. Потрясающие костюмы, созданные двукратной оскаровской лауреаткой Дженни Беван, заслуживают отдельной научной работы — на то, чтобы перечислить все источники ее вдохновения и отметить все тонкости, статьи наверняка не хватит.

Вердикт

А вот теперь, перечислив основные достоинства картины, нужно сказать главное. Ни звуки панк-рока, ни шелест дизайнерских платьев, ни искусные декорации, ни поразительная игра Эммы Стоун, способной выжать из зрителя слезу даже в сцене разговора с городским фонтаном, не могут замаскировать примитивность сюжета. Для такого визуально насыщенного фильма здесь катастрофически мало идей.

Эмма Стоун

Пытаясь усложнить своих антигероев и придумать им увлекательную биографию, Disney добивается неожиданного результата. Некогда абсолютное зло мельчает, уплощается, скукоживается до детских травм, дурной наследственности, врожденного эгоизма или душевного заболевания. Критик The New Yorker в обзоре «Круэллы» пошутил, что, если бы Лоуренс Оливье сейчас снова экранизировал шекспировского «Ричарда III», ему пришлось бы вставить сцену, в которой дети в песочнице смеются над горбом маленького Дика.

Но это кино больше не назовешь ни детским, ни сказочным. Рейтинг фильма — 12+, хотя, конечно, «Круэлла» по степени жестокости вряд ли может догнать вторую «Малефисенту» с ее эпизодом по «окончательному решению волшебного вопроса» (там живых существ пытаются уничтожить с помощью церковного органа, извергающего порции смертельного красного порошка). Чтобы отвергнуть зло, его надо сначала идентифицировать. Но как это сделать, если черное и белое не сливаются разве что в прическе Круэллы? Антигерои с то ли черной, то ли белой душой выстраиваются в очередь и становятся все больше похожими друг на друга. Малефисента, Харли Квинн, Артур Флек… Давайте договоримся: за Круэллой не занимать.

Семья приезжает к родителям и оказывается в центре странных и страшных событий. Колоритный якутский хоррор
В главных ролях:Борислав Степанов, Марина Васильева, Илья Яковлев
Режиссер:Костас Марсаан
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Disney запустила коллекцию одежды по «Круэлле» без участия художницы по костюмам. Ей это не понравилось

Disney запустила коллекцию одежды по «Круэлле» без участия художницы по костюмам. Ей это не понравилось

15 июня16
Фильм недели: «Красный призрак». Тарантино в снегах под Смоленском

Фильм недели: «Красный призрак». Тарантино в снегах под Смоленском

14 июня20
Что происходит в прокате: «Тихое место 2» — лидер в мире и в России
Сборы

Что происходит в прокате: «Тихое место 2» — лидер в мире и в России

9 июня23
«Круэлла» с Эммой Стоун: Фем-версия «Джокера» или диснеевская патока?
Крупным планом

Подкаст«Круэлла» с Эммой Стоун: Фем-версия «Джокера» или диснеевская патока?

7 июня12

Главное сегодня

«Лука»: Мальчик-амфибия в стране вечного лета

Вчера6
«Лука»: Мальчик-амфибия в стране вечного лета
Автор «Эпидемии» и «Анны К.» Роман Кантор — о российских проектах на Netflix и охоте на сценаристов
Главный герой

Автор «Эпидемии» и «Анны К.» Роман Кантор — о российских проектах на Netflix и охоте на сценаристов

15 июня21
Детектив, зарница и «Гарри Поттер»: Обсуждаем шестую серию «Пищеблока»
КиноПоиск HD

ПодкастДетектив, зарница и «Гарри Поттер»: Обсуждаем шестую серию «Пищеблока»

Вчера10
«Дикий ангел» vs «Скорая помощь»: Сериалы, на которых мы выросли
В предыдущих сериях

Подкаст«Дикий ангел» vs «Скорая помощь»: Сериалы, на которых мы выросли

16 июня16
Супергероям нельзя заниматься сексом. А чем можно?

Супергероям нельзя заниматься сексом. А чем можно?

Вчера20
Что нового: Приложение для телевизора, ближайшие премьеры, выбор серии
Блог команды

Что нового: Приложение для телевизора, ближайшие премьеры, выбор серии

16 июня41
Disney запустила коллекцию одежды по «Круэлле» без участия художницы по костюмам. Ей это не понравилось

Disney запустила коллекцию одежды по «Круэлле» без участия художницы по костюмам. Ей это не понравилось

15 июня16
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт