Фильм недели: «Эмма.» — чем смешит и изумляет экранизация Остин с Аней-Тейлор Джой

Обсудить0

Картина, предназначавшаяся для кинотеатрального проката, выходит в России онлайн. О том, что нового в классический сюжет Джейн Остин привнесли две сделавшие этот фильм дебютантки и почему его не стоит противопоставлять «Маленьким женщинам» Греты Гервиг, рассказывает Игорь Кириенков.

О чем это?

Самодовольная красавица Эмма Вудхаус (Аня Тейлор-Джой) коротает дни в сельской глуши. Компанию ей составляют мнительный отец (Билл Найи) и язвительный сосед мистер Найтли (Джонни Флинн). Единственное осмысленное занятие Эммы — женить знакомых. Очередной проект — свести новую подругу, воспитанницу пансиона Гарриет Смит (Миа Гот), с местным викарием мистером Элтоном (Джош О’Коннор), и неважно, что на самом деле Гарриет без ума от фермера мистера Мартина (Коннор Суинделлс, флегматичный бисексуал Адам из «Полового воспитания»). Матримониальные перспективы самой Эммы довольно туманны: она твердит, что боится потерять независимость, но стоит кому-то из общих знакомых упомянуть щеголя Фрэнка Черчилля (Каллум Тернер, он же Анатоль Курагин из новой британской телеверсии «Войны и мира»), как у Эммы учащается дыхание. Впрочем, Фред нарочито игнорирует их общество, ссылаясь на болезнь тетушки — по всеобщему мнению, выдуманной.

Идеальный план Эммы (внимание: спойлер к опубликованному 205 лет назад роману!) терпит крах. Эмма чувствует, что теряет контроль над происходящим, а интимный танец на балу с мистером Найтли окончательно сбивает ее с толку. Похоже, опытная интриганка угодила в собственную паутину и теперь рискует оказаться в одиночестве.

Чем «Эмма.» отличается от «Эммы»?

«Эмма» вышла в конце 1815-го. Это был последний роман Джейн Остин, который увидел свет при ее жизни. Книгу экранизировали как минимум девять раз, причем не только под оригинальным названием. И если про индийскую «Айшу» знают, вероятно, лишь ценители Болливуда, то «Бестолковые» с Алисией Сильверстоун, Бриттани Мерфи и Полом Раддом — одна из самых известных комедий 1990-х, в которой остиновский сюжет перенесен в декорации Беверли-Хиллз.

«Айша»
«Бестолковые»

За «Эмму.» отвечают две дебютантки. Отем де Уайлд снимала клипы Эллиотту Смиту, Spoon и Death Cab for Cutie и концерты Arcade Fire и The Flaming Lips. Элинор Каттон — автор грандиозного сразу в нескольких отношениях романа «Светила» (подробнее о нем мы писали тут) и самая молодая обладательница Букера в истории (она получила главную литературную премию Великобритании в 27).

На съемках фильма «Эмма.»

Каттон призналась, что до начала работы над сценарием не читала этот роман Остин, но видела две американские экранизации — как раз «Бестолковых» и фильм 1996 года с Гвинет Пэлтроу. Писательница сохранила оригинальные диалоги и позволила себе несколько отступлений от текста, в первую очередь эпизод, в котором слуга одевает полностью обнаженного мистера Найтли (тут зритель может понять, что такое пресловутый режиссерский «женский взгляд», тот самый female gaze, о котором много говорили в связи с «Портретом девушки в огне»), и решающее объяснение между героями (чтобы не испортить сюрприз, сохраним в тайне развязку и деталь, превращающую романтическую сцену в гомерическую).

Это такая же остроактуальная ревизия классики, как «Маленькие женщины»?

Сравнение «Эммы.» и мелодрамы Греты Гервиг по роману Луизы Мей Олкотт — понятная, даже неизбежная зрительская реакция. Обе картины основаны на почтенных литературных источниках с богатой традицией экранизаций; обе заняты скрупулезным воссозданием эпохи — от речи персонажей до костюмов; что еще важнее, обе посвящены женскому уделу в классовом обществе и ограниченности социальных маневров в XIX веке, будь ты обеспеченная аристократка (как Эмма) или начинающая писательница (как Джо Марч). Ну а тот факт, что эти фильмы сняты женщинами, разделяющими схожие представления о нынешнем и должном устройстве общества, позволяет рассматривать «Женщин» и «Эмму.» через соответствующую оптику и вычитывать из них вполне определенные смыслы.

В «Женщинах» к феминистскому прочтению подталкивает сам сюжет: главная героиня — типичная эмансипе, которая пытается заставить мужской мир играть по своим правилам и уклониться от уготованного ей сценария «брак, дом, дети». А в «Эмме.» красноречивыми оказываются визуальные детали. Например, в пансионате, который закончила Гарриет, девушки носят темно-красные платья и белые чепцы — кажется, это недвусмысленная отсылка к антиутопическому роману и сериалу «Рассказ служанки», в котором мужчины поработили фертильных женщин и заставили их ходить в этой одежде. Так создательницы фильма намекают на то, что эпоха Остин предполагала очень конкретные, не терпящие отступлений жизненные траектории, а те, кто не находил себе партию и, соответственно, не мог себя содержать, постепенно превращались в старых дев — объект всеобщих насмешек, как мисс Бейтс.

Что делает «Эмму.» особенным фильмом?

Впрочем, долгую жизнь книгам Остин и Олкотт обеспечила не политическая прозорливость их авторов, а диалектика души, текучесть человеческой личности. Именно этим материалом и питалось могучее романное движение XIX века. А сегодня с ним работает в основном телевидение. Мы привыкли, что место всякого прихотливо устроенного повествования и противоречивых, с подвижным набором черт, героев — в сериалах.

Чтобы во всех подробностях показать превращение Дейенерис Таргариен из освободительницы в деспота или описать моральный дефолт Джимми Макгилла, требуется не один сезон. Индустрия и зрители приняли тот факт, что двухчасовой формат кинофильма — слишком ограниченное пространство, для того чтобы рассказать по-настоящему серьезную, с несколькими убедительными сюжетными и психологическими поворотами, историю (вспомним, каким фиаско обернулся «Щегол» Джона Краули). Отсюда же и представление о сериале как об идеальной форме экранизации художественной литературы.

«Эмма.», в которой пятьсот с лишком страниц утрамбовано в стандартные 120 минут экранного времени, доказывает, что внятная и лаконичная киноадаптация — вопрос не формата, а профессиональной компетентности и чуткости. Первая (и, пожалуй, менее удачная) половина «Эммы.» — чистая комедия положений, отыгранная с фарсовыми преувеличениями; артисты второго плана, от Билла Найи до Миранды Харт, добросовестно кривляются. Тем выигрышнее на их фоне смотрятся молодые исполнители, игнорирующие заветы британской театральной школы. Почти незаметные моменты, когда Тейлор-Джой, Гот или Флинн чуть выпадают из своих образов и оказываются нашими современниками, которые очень узнаваемо закатывают глаза и злятся, — это, возможно, лучшее, что есть в фильме.

Во второй части происходит то, что в теории драмы называется перипетией: вместе с нарастанием сюжетного напряжения мы видим не типы — богатая, запутавшаяся в себе гордячка или начитанный ёрник, — а объемных героев. Мастерство Остин (и следующих за ней создательниц фильма) в том, чтобы, ведя героев к предсказуемому хеппи-энду, не срезать углы; избегать простых, механистических объяснений поступков и искать более глубокие; вытаскивать на поверхность то, что герои прячут за высоко поднятыми воротниками, затверженными фразами, сословными предрассудками. Словом, де Уайлд и Каттон занимаются примерно тем же, что и все великие прозаики — изучают пластичность человеческой психики в тщательно продуманном, от смешной по меркам эпохи прически до переносной ширмы, мире.

Вердикт

Цифровой релиз «Эммы.» приходится на один из самых странных периодов в истории кино и человечества в целом: замороженный прокат, ограниченное число новых сериалов и вместе с тем миллионы потенциальных зрителей, которые сутками сидят дома в окружении разнообразного аудиовизуального контента. В этом смысле фильм де Уайлд конкурирует не столько с каким-нибудь «Бладшотом» или «Джентльменами», а еще и с «Гордостью и предубеждением» и фильмами про Бриджет Джонс (собственно, Тейлор-Джой тут, определенно, заявляет о себе как о новой звезде с обаянием не меньше, чем у Киры Найтли, и комическим потенциалом Зеллвегер). Более того, соперниками «Эммы.» становятся бесконечные интервью, удаленные экскурсии по Эрмитажу, онлайн-концерты и выложенная в сеть литература всех времен и народов, включая полное собрание сочинений Джейн Остин. Самонадеянно будет заявить, что «Эмма.» с блеском выдерживает испытание мировой культурой, но в ней есть все, чтобы выделиться в этом бесконечном потоке, и речь не про горделивую точку в конце.

С 9 апреля фильм доступен для просмотра на КиноПоиск HD.

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Что смотреть на КиноПоиск HD в апреле: «Джентльмены», «Эмма.» и «Король Лев»
КиноПоиск HD

Что смотреть на КиноПоиск HD в апреле: «Джентльмены», «Эмма.» и «Король Лев»

2 апреля 202015
Не читал, но посмотрю: 15 полезных экранизаций школьной классики
Киношкола

Не читал, но посмотрю: 15 полезных экранизаций школьной классики

22 октября 201970
Сериал недели: «Король тигров» — хит карантинного стриминг-эфира про безумного тигромана

Сериал недели: «Король тигров» — хит карантинного стриминг-эфира про безумного тигромана

2 апреля 20206
Триумф Marvel и зеленая Скарлетт Йоханссон: Чем запомнилась MTV Movie & TV Awards 2021

Триумф Marvel и зеленая Скарлетт Йоханссон: Чем запомнилась MTV Movie & TV Awards 2021

17 мая23

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

Сегодня5
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Сегодня9
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

Сегодня1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Сегодня, 14:089
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

2 часа назад0
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Сегодня, 19:420
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

Сегодня, 16:372
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт