«Викинги»: Как снимается популярный исторический сериал

Обсудить0

Фисташки под кожей, Дима Билан и другие источники вдохновения создателей сериала о суровых бородатых скандинавах.

14 января канал ТВ-3 начнет показ четвертого сезона сериала «Викинги». Финал второй части четвертого сезона, которая сейчас идет в эфире телеканала History за рубежом, в нашей стране покажут раньше, чем в остальном мире — 21 января в 13:00. Осенью КиноПоиск побывал на съемках ирландско-канадской саги о брутальных скандинавах, прогулялся по студии Ashford и узнал, как устроена огромная машина под названием «Викинги».

Первая часть репортажа со съемок «Викингов»: Каким будет финал четвертого сезона?

Законодатели мод

Сериал, созданный сценаристом Майклом Хёрстом и продюсером Морганом О’Салливаном, стал первым драматическим сериалом канала History, и теперь у канала уже пяток игровых сериалов. «Викинги» создали для Ирландии больше тысячи рабочих мест, а зрителям по всему миру дали свежий взгляд на историю викингов. Главный герой — персонаж скандинавских саг Рагнар Лодброк в исполнении Трэвиса Фиммела — пускается в рискованное путешествие, становится из подданного предводителем и пишет новую главу европейской истории.

Сценарист Майкл Хёрст не без удовольствия замечает: «Я недавно был в музее кораблей в Осло, и куратор музея поблагодарил меня, сказав, что наш сериал удвоил им количество посетителей». Журналистка из Дании активно кивает головой: «В Дании то же самое. Все выставки, посвященные истории викингов, пользуются огромным успехом». КиноПоиск приехал на съемки в составе небольшой группы журналистов и отправился на экскурсию по студии Ashford вместе с Хёрстом и О’Салливаном.

Трэвис Фиммел на съемочной площадке «Викингов»Трэвис Фиммел на съемочной площадке «Викингов»

Морган О’Салливан, продюсер «Викингов» — ветеран киноиндустрии, причем не только ирландской, но и голливудской. С его именем связаны такие фильмы, как «Храброе сердце» и «P.S. Я люблю тебя», а в 2011 году Ирландская киноакадемия наградила его почетной наградой за выдающийся вклад в национальное кино. Приглашая нас на натурную площадку за павильонами (там выстроен Каттегат), продюсер традиционно шутит о местной погоде: «Пойдемте поскорее, а то, как у нас говорят, если горы видно, значит, скоро пойдет дождь, если гор не видно, дождь уже идет!» Впрочем, нам везет: погода отличная, Каттегат видно с небольшого холма, как на ладони. Кажется, что постройки тянутся чуть ли не до горизонта, но это оптический обман, это, как в доцифровые времена, задник, нарисованное умелым художником объемное изображение, которое создает иллюзию перспективы.

«Сейчас не так много художников, которые могут нарисовать для кино подобные задники, — говорит Хёрст. — Мне говорили, их осталось всего человек десять. (О’Салливан кивает.) Нам повезло: один из них нарисовал нам подобное изображение». Продюсер тут же добавляет: «В Ирландии было снято немало хороших фильмов, потому что англичане использовали нас как запасную студию, когда в Англии все было занято. То есть здесь, например, снимали „Льва зимой“ с Кэтрин Хепберн, „Орден „Голубой Макс““. Тогда, еще в 50-е, была заложена база, на основе которой можно было строить индустрию. А сейчас у нас есть национальная киношкола, из которой мы берем людей к себе работать. В художественно-постановочный цех, в костюмерный — они начинают свой путь здесь».

Патриотизм на службе киноиндустрии

Молодым выпускникам ирландских киношкол повезло: их соотечественник Джо О’Коннелл, разбогатев на продаже рождественских елок, газовых обогревателей и мангалов китайского производства, построил рядом с деревней Эшфорд студию за 22 млн евро, которая открылась в 2011 году, аккурат к началу съемок «Викингов».

На съемочной площадке «Викингов»На съемочной площадке «Викингов»

«Джо — большой патриот Ирландии, — рассказывает О’Салливан. — Услышав наши жалобы насчет студии Ardmore, мощностей которой нам не хватало, он пришел и сказал: я построю вам студию! Мы сказали: ха-ха, ну конечно, Джо! А он и правда построил! Они закончили строить в пятницу, а в понедельник мы уже вовсю снимали. Сейчас студию расширяют, хотят построить еще два павильона общей площадью 3700 м², которые можно будет разделить на четыре мультифункциональных павильона. Сейчас в мире вообще большая нехватка павильонов, так как снимается около 400 крупных сериалов. Когда я начинал карьеру в этом бизнесе, у контента такого уровня было три-четыре покупателя: сети ABC, CBS, NBC и только зарождавшийся HBO. А сейчас покупателей уже более полусотни. 53 канала, каждый из которых нуждается в эксклюзивном и качественном контенте. Рынок невероятно вырос. Студии в Великобритании уже забиты под завязку, и тот же канал History сейчас активно использует студии в Румынии».

Пока мы разглядываем декорации — на деревянных столах в поселении викингов спокойно лежат капуста и брюква, как будто местные жители вот-вот вернутся, — продюсер рассказывает, как благодаря телевидению и производству сериала удалось воспитать сразу несколько профессиональных команд, которые сейчас уже могут работать и на других проектах. Например, здесь же снимали «Страшные сказки» и «В пустыне смерти». «На „Викингах“ у нас работает в среднем около 700 человек в неделю, — объясняет продюсер. — Сейчас на студии осталась небольшая группа, а основной юнит уехал на водопад, где снимается сцена, часть которой мы отсняли в Исландии тоже на водопаде. Это довольно сложная логистика. Благодаря съемкам „Викингов“ нам удалось создать пять-шесть очень профессиональных съемочных групп».

«Викинги»«Викинги»

Вместе с географией путешествий викингов росла потребность в новых декорациях. «Мы как викинги: у них сначала было всего-то один-два корабля и 60 человек, а через несколько лет у них была уже целая армия, которая захватывала земли в Ирландии, Англии, Франции, — говорит Хёрст. — Когда мы снимали первый сезон „Викингов“, у нас было четыре здания в декорации Каттегата и один корабль. Всё. И нужно было всегда камеру ставить так, чтобы в кадр попадали эти четыре здания. С тех пор мы сильно разрослись». «Да, и у нас теперь целых восемь кораблей, — кивает О’Салливан. — Можем кого-нибудь атаковать».

Из Парижа в Йорк

Масштабы действительно поражают, хотя студия Ashford выглядит компактной, а декорации очень легко меняются под нужды авторов сериала. «В последнем сезоне викинги завоевывают Йорк. Это был большой город в Англии, мы построили его реплику. Вот у нас дверь в собор, внутреннее убранство которого вы видели в павильоне. До Йорка это были улицы Парижа, когда викинги его захватили. Я вырос недалеко от Йорка, и очень забавно снова стоять в его стенах — каменных, оставленных римлянами», — оглядывается по сторонам Хёрст.

Кэтрин Уинник на съемочной площадке «Викингов»Кэтрин Уинник на съемочной площадке «Викингов»

«Что прекрасно, так это то, что их можно снимать под разным углом и каждый раз получать новую картинку, а еще на основе этих же декораций можно создать образ любого средневекового города, — добавляет О’Салливан. — Это может быть, например, Лондон. К тому же здесь достаточно места, чтобы снять погоню со стедикама и даже проезд колесницы (в пятом сезоне у нас есть колесницы)».

«Каждый год мы старались поднимать планку выше, увеличивать масштаб, придумывать что-то новое», — говорит продюсер. Например, в зале, где пируют викинги, по мере того как богатство и влияние викингов росли, постоянно добавлялись трофеи, стены покрывались позолотой. Если сравнить аскетичные интерьеры первого сезона с тем, как выглядит зал в новых сериях, можно заметить существенную разницу. «О! А это что-то новенькое!» — заметив какую-то деталь интерьера, углубляется в темноту Хёрст.

«Викинги»«Викинги»

Павильон мы рассматриваем в полумраке — съемки сейчас не идут. В глаза бросаются мощные свечи с двойными фитилями. Это привет от «Тюдоров», над которыми продюсер и сценарист тоже работали вместе, создав один из первых успешных драматических сериалов для канала Showtime.

«Для „Тюдоров“ мы снимали при свете свечей. Тогда как раз переходили с пленки на HD-камеры, важно было правильно передать тон кожи, а обнаженного тела в „Тюдорах“ немало! И снимать решили при свечах. У тех специально было два фитиля, чтобы света было больше, однако выставить свет было той еще задачей, это занимало кучу времени. И жарко было на площадке ужасно. Зато каждый департамент выиграл „Эмми“, а телеканал ShowTime значительно укрепил свои позиции», — вспоминает О’Салливан.

Дима Билан как источник вдохновения

На втором этаже студийного здания располагаются ателье, личные комнаты отдыха актеров, похожие на совсем маленькие номера в отеле на одного человека. Здесь же в коридорах стоят длинные рейлы с аккуратно развешанными нарядами для массовки. На первом этаже находятся достаточно тесные гримерки, где нас встречают Том МакИнерни и Ди Коркоран, тоже работавшие вместе еще над «Тюдорами». Все стены покрыты изображениями различных причесок с косичками — от моделей на подиумах до кадра из «Тараса Бульбы», а где-то совсем внизу прикреплены фотографии певца Димы Билана. «Он-то что тут делает?» — удивляются корреспонденты из России, но художники по гриму говорят, что просто искали изображения, подходящие им по стилю.

На съемочной площадке «Викингов»На съемочной площадке «Викингов»

Единственное описание внешности викингов — текст X века от арабского путешественника, встретившего викингов где-то на Волге. «Кроме того текста, ничего нет, никто не знает толком, как они выглядели. У нас не было никаких референсов, поэтому это был единственный выход — взять современные, известные нам стили и использовать их. Но ничего плохого в этом нет, существует столько видов косичек! Кажется, мы перепробовали уже все возможные виды! — вздыхает Ди. — Зато мы повлияли на моду. Нам говорят, теперь все ходят с прической Рагнара из первого сезона — с бритым затылком, помните? Жалко, мы не запатентовали».

«Идея, что викинги будут выглядеть как нечесанные грязные хиппи из 60-х — так их примерно обычно изображают, — нас не очень прельщала, да это и не правда. Изучая викингов, я узнал, что они были крайне чистоплотными для своего времени людьми. Они путешествовали со сменой одежды, мыли бороды и волосы, носили очень красивые украшения», — рассказывает Хёрст.

«Их даже хоронили с расческами! — добавляет О’Салливан. — Легко представить, что, когда викинги пришли в Ирландию, местные женщины убегали от ирландцев к викингам, потому что те были гораздо чище!» Между прочим, это исторический факт, уточняют авторы сериала: ирландок викинги увезли с собой в Исландию.

Трэвис Фиммел на съемочной площадке «Викингов»Трэвис Фиммел на съемочной площадке «Викингов»

Самые сложные прически, грим и бороды занимают час-полтора. Том МакИнерни увлеченно рассказывает о специально разработанной им технологии прикрепления бород. Борода должна держаться и не доставлять дискомфорта вне зависимости от погодных условий, а это не так-то просто. Но у гримера есть свои секреты на этот счет, и за пять сезонов он наловчился приклеивать бороды так, что те выдерживают не только влажную ирландскую погоду, но и сорокаградусную жару в Марокко, и холода в Исландии. С удивлением узнаем, что бороды для викингов изготовлены из хвостов яков. «У нас тут недалеко ферма, очень удобно. Все хвосты наши».

Ди говорит, что мало было придумать, как выглядят викинги, но важно было сделать их непохожими на тех, кого зрители уже видели, и одновременно не дать публике заскучать, периодически удивляя ее новыми образами. «Невозможно 20 серий подряд делать одно и то же, да ты сам не выдержишь, если честно. Иногда, конечно, бывает трудно, но мы справляемся. Герои меняются, как Ролло, например, растут дети Рагнара, появляются новые персонажи. Есть чем заняться», — смеется Ди.

Узоры из решеток и фисташек

С той же проблемой — необходимостью пять сезонов подряд изобретать что-то новое и не повторяться — сталкиваются и работники костюмерного цеха. Для главных героев все наряды и элементы их отделки создаются вручную. «Нам, конечно, проще, чем гримерам. У нас все-таки есть исторический материал, на который можно опереться. Это украшения, плетение, кожаные предметы, цвета, которые использовались. Можно пойти в музей и что-то найти. И, конечно, мы вдохновляемся современными дизайнерами, особенно в том, что касается узоров, отделки кожи, чуть более современных фасонов, чтобы зрителям было приятно на них смотреть», — говорит художник по костюмам Сьюзан Кэйв.

Алисса Сазерленд в образе АслаугАлисса Сазерленд в образе Аслауг

В ателье работает около десяти человек — это основная команда. Этажом ниже еще около десяти занимаются костюмами для массовки. За отдельными столами — специалисты по выделке кожи. Темноволосый и кудрявый уроженец Дублина Келвин Финни постоянно занят на самых разных съемках. Он работал на «Пиратах Карибского моря», «Белоснежке и охотнике», а сейчас мастерит какие-то очередные ремни для «Викингов», где работает с первого дня съемок. Опыт работы на других фильмах помогает узнавать новые техники и генерировать свежие идеи.

«Видите вот эту фотографию? — показывает Келвин на распечатанную на принтере металлическую решетку с простым круглым узором. — Я увидел эту решетку на камине в пабе. Подумал: о, отличный узор, можно использовать. Посмотрите на тот жилет на манекене». Оглядываемся на манекен — решетка стала выпуклым узором на толстом кожаном жилете. Келвин и его коллеги вдохновляются чем угодно — от старой пары ботинок до собственных снов.

«Викинги»«Викинги»

Келвин кивает на девушку за соседним столом: «Лу, расскажи им про фисташки». Лу отмахивается. «В общем, Лу как-то приснились фисташки, и на следующий день она придумала загнать их под кожу — получился выпуклый необычный узор. Круто, правда?»

За другими столами специалисты занимаются вышивкой, приданием ткани текстур и какими-то столь же кропотливыми техниками. По-английски многие говорят с акцентом — кто-то приехал из Испании, кто-то из Бразилии. Многие работали вместе еще над «Тюдорами». «Мы знаем друг друга лучше, чем собственных мужей!» — смеются женщины с иголками в руках.

Викинги на Марсе

Когда по цеху проходит Майкл Хёрст, на лицах появляются улыбки: автора сценария знают в каждом департаменте. «Я посещаю площадку не так часто, как хотелось бы, — жалуется он. — Теперь, когда в сезоне 20 эпизодов, а это очень много писанины, я постоянно пишу. А пишу обычно дома. Но я прихожу сюда достаточно часто, чтобы люди не забывали, что я существую и что я рядом. К тому же я люблю работать с актерами и режиссерами и постоянно с ними встречаюсь».

Перед каждым сезоном Хёрст обсуждает с художником-постановщиком, что в этом сезоне нужно построить, чтобы он начал готовиться и проектировать. «На этом этапе я еще могу блефовать, потому что я сам не знаю! Но, конечно, лучше знать заранее и давать им более-менее правдоподобные, хоть и сложные задания. Мы вообще любим сложности. Например, я прочитал как-то, что, когда викинги встречали на реке препятствие или построенное врагами укрепление, они могли сойти на берег, взять лодки на руки и пойти с кораблем на руках через горы. Я написал такую сцену, но художнику-постановщику я, конечно, сказал: ну, мы же вряд ли сможем такое сделать? А через несколько месяцев я уже наблюдал за тем, как снимают эту сцену, а викинги несут на плечах свой корабль».

«Викинги»«Викинги»

Художественно-постановочная часть самая организованная и тихая. Марк Джерати, работающий над «Викингами» с первого сезона, быстро объясняет, как все устроено: здесь изучают архивы и исторические источники, здесь строят макет декораций, вот здесь сидят люди, отвечающие за графику. В его подчинении с учетом команды строителей около 150 человек.

Как вихрь, Марк проводит журналистов по некоторым декорациям. Тестируем стулья с кожаными сидениями — очень удобно. «Вот спальня, вот тронный зал. Сейчас здесь все переставляют, чтобы заменить одно пространство другим. Места не хватает, поэтому в павильонах нужно постоянно менять декорации, а в спину уже дышит съемочная группа. Мне они все время напоминают Пэкмена, от которого постоянно надо убегать!» — смеется Джерати. В часовне он быстро подбегает куда-то к алтарю: «Так, мне придется встать вот сюда. Это могильный камень, вам на него смотреть не нужно!»

Как и коллегам-гримерам, художникам многое приходилось угадывать и фантазировать относительно того, как выглядели постройки викингов. Те были деревянными, а значит, не сохранились для потомков. По мере того как викинги из маленького скандинавского народа становятся путешественниками и завоевателями, их собственный оригинальный мир начинает смешиваться с другими культурами и постепенно исчезать. Это находит свое отражение и в том, как выглядят их жилища и предметы быта. Меняются цвета, текстуры — за этим следит художественный департамент.

Алисса Сазерленд на съемочной площадке «Викингов»Алисса Сазерленд на съемочной площадке «Викингов»

Джерати рассказывает, что для пятого сезона, в котором викинги попадают в совершенно новые для себя средиземноморские земли, многое строилось на преувеличении: «Понимаете, для них это было примерно то же самое, как для нас высадиться на Марс. Мы попытались увидеть этот мир их глазами. Они увидели то, чего даже представить себе не могли. Удивительная архитектура, необычные вкусы, запахи, непонятные животные — все было для них совершенно новым миром».

Один сценарист как залог успеха

Когда авторов «Викингов» спрашивают, в чем причина успеха сериала, продюсер без колебаний отвечает: «Викинги» — проект одного автора, Майкла Хёрста, и его видение максимально точно перенесено на экран. «Когда мы пришли на канал History с презентацией, мы так и сказали: вы либо принимаете видение Майкла, либо нет, и тогда мы не будем делать сериал совсем», — говорит О’Салливан. Он впервые привлек автора «Елизаветы» к написанию сценария для телевидения, когда разрабатывал «Тюдоров», и с тех пор повелось, что все серии Хёрст пишет сам.

Майкл Хёрст / Фото: Getty ImagesМайкл Хёрст / Фото: Getty Images

«Помню, Майкл ходил очень удивленный: в кино сценариста увольняют первым, а здесь я всем нужен! Так и есть, на телевидении автор ценится выше всего. Почему „Безумцы“ или „Во все тяжкие“ так популярны? Это видение одного человека. В кино сценаристов меняют как перчатки: не нравится один — наймем другого переписывать. Если бы в кино уважение к авторам было на другом уровне, скорее всего, мы бы смотрели совсем другие фильмы в кинотеатрах», — говорит продюсер.

«До „Тюдоров“ я никогда не писал драматические телесериалы и совершенно не знал, как это делается, — вспоминает Хёрст. — Я просто попробовал, и вроде сработало. А раз работает, зачем еще кого-то нанимать? Шоураннер — это такая американская история, когда ты должен сочетать в себе сразу несколько профессий, одна из которых порой психотерапевт! Я подумал, что если буду окружать себя другими авторами, то я просто буду тратить кучу времени на то, чтобы анализировать их проблемы и успокаивать их бесконечно, вместо того чтобы творить. Да и для производства один сценарист — это достаточно удобно. Всего лишь один идиот, с которым надо общаться».

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

3 августа 20234
19 июля 20233
2 июня 202324
17 апреля 20234

Главное сегодня

Вчера5
Вчера11
Вчера2
Вчера4
Вчера2
27 марта0
27 марта10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации