«Замалчивать тему смерти нельзя»

Обсудить0

Датский режиссер Эсбен Тофт Якобсен, поклонник Юрия Норштейна и Андрея Тарковского, считает, что форма сказки идеально подходит для того, чтобы рассказать детям о сложных и даже страшных вещах. Его новый фильм «За тридевять земель» как раз об этом. Как маленькому кролику Йохану справиться с тем, что маму забрали в королевство, из которого нет дороги обратно?

На российские экраны выходит скандинавский мультфильм «За тридевять земель», который, несмотря на сказочное название, простым языком объясняет весьма сложные материи. Главный герой — маленький кролик Йохан, маму которого однажды ночью уносит в свою страну Пернатый король. Из королевства, догадывается Йохан, сложно вернуться, но он полон решимости вызволить маму из этого страшного места. А вот папа Йохана пресекает все попытки сына даже заговорить о Пернатом короле, опасаясь, что тот заберет и Йохана. Однако маленький отважный кролик в обход всех правил и без билета пробирается на корабль, следующий в потусторонний мир, и находит маму. Правда, его приезд нарушает баланс всей сказочной вселенной.

Автор «За тридевять земель» Эсбен Тофт Якобсен закончил Национальную киношколу Дании по специальности «режиссер анимации» по кинематографическим меркам совсем недавно, в 2006 году. За его плечами дипломная короткометражка «Когда у тебя есть брат» о ежике Мортене, который хочет избавиться от своего новорожденного брата (работа участвовала в специальной детской секции Берлинского кинофестиваля и удостоена упоминания жюри), а также полнометражный фильм «Как приручить медведя», в котором речь снова шла о борьбе между родственниками, братом и сестрой. «За тридевять земель» вдохновлен сказками Астрид Линдгрен и фильмами Хаяо Миядзаки, хотя есть у творчества Якобсена и русские истоки.

КиноПоиск позвонил Эсбену в солнечный Копенгаген, чтобы узнать, как он не побоялся говорить о смерти с детьми, почему выбрал в качестве героев кроликов с худыми ножками и откуда иголки растут у его первого мультфильма.

Расскажите, как вы пришли в анимацию. Ведь это случилось не сразу?

Мне всегда казалось, что кино создают волшебники. В том смысле, что создание фильма казалось мне чем-то невероятным, это какая-то магия! Я думал, что у меня такое точно не получится. Поэтому я работал себе художником в компьютерных играх, рисовал что-то — и так много лет. А потом вдруг один из моих друзей поступил в киношколу, и я подумал: а почему бы не подать документы? Как только я поступил, сразу почувствовал, что оказался дома, на своем месте.

В «Как приручить медведя» и «За тридевять земель» герои отправляются в путешествие, чтобы кого-то вызволить. Этот мотив повторяется нарочно? Или это совпадение?

Скорее всего, совпадение. Эти фильмы очень разные. «Как приручить медведя» был о зависти в отношениях между братом и сестрой, от которой они избавлялись благодаря этому путешествию. «За тридевять земель», конечно, о том, как справиться с потерей любимого человека. Просто он тоже сделан в форме путешествия, ведь это очень удобная структура для истории. Герой уходит куда-то и возвращается обратно уже с багажом знаний и опыта, которые его изменили.

Как вы пришли к теме потери? Не самая простая задача — рассказать детям о смерти.

Мне просто показалось, что это важная тема. Форма сказки очень хорошо подходит для того, чтобы рассказать о каких-то сложных, страшных вещах. Дети их легче воспринимают. Так было всегда. Мой предыдущий фильм «Как приручить медведя» давался очень тяжело. Я проводил много времени вдали от семьи. У меня как раз родилась дочь, когда я снимал его. Помню, я посмотрел на нее и подумал: как же грустно, что мы не всегда будем рядом. Это послужило толчком для написания «За тридевять земель».

Детей нельзя защитить от реальности

Вам кажется, что получилось раскрыть эту тему? Дети понимают, о чем речь?

После выхода «За тридевять земель» я получаю много писем от зрителей, и они часто очень длинные! Кажется, детям нравится размышлять на эти темы. Я не открываю чего-то нового, они уже знают об этом. Но мультфильм дает им возможность поговорить, высказаться на эту тему. Мне кажется, что детей нельзя защитить от реальности, оберегая их и не рассказывая им о каких-то вещах. Наоборот, нужно их подготовить к встрече со сложностями взрослого мира.

«За тридевять земель», кстати, избегает любых религиозных аллюзий.

Мне было важно, чтобы мои собственные верования не были отражены на экране. В фильме должно было быть пространство для убеждений самых разных зрителей. Мне хотелось, чтобы он вызывал дискуссии после просмотра. В Скандинавии редко обсуждают тему смерти с детьми, обычно ее замалчивают, а мне кажется, это не очень-то полезно. Если не говорить о тех близких, кого больше нет, все хорошие воспоминания словно обращаются в плохие. Тебе не позволено произносить это вслух, а значит, это больше не радостные моменты, а что-то, о чем нужно забыть. Все хорошее становится плохим, и это грустно.

В нашей истории отец Йохана поначалу не говорит с сыном о маме, а в финале фильма он наконец-то может не бояться воспоминаний о ней. А Йохан может куда-то направить свою печаль от утраты, выразить ее. Потому что, когда ты не можешь дать выход своим мыслям и чувствам, становится очень страшно, и этот страх сложно контролировать. Я всего лишь хотел рассказать такую историю, которая бы была интересна зрителям, но оказалось, что я создал инструмент, с помощью которого родители наконец-то смогли обсудить со своими детьми эту мрачную тему. Мне приходит куча писем от семей, в которых столкнулись с подобной проблемой, и после просмотра «За тридевять земель» им стало гораздо легче. Дети все поняли, а родители получили контекст, в рамках которого можно обсудить с ними потерю близких.

Почему главными героями стали кролики?

Кроликов я выбрал неспроста. Мне хотелось, чтобы герои казались хрупкими и беззащитными, чтобы их хотелось уберечь от опасности. Когда смотришь на Йохана, сразу хочется его защитить! Кроме того, было необходимо сделать главного героя совсем маленьким, ведь у него такой сильный характер. Мне это показалось правильным для истории. Посмотрите на него. Его буквально может унести порывом ветра.

А как родились остальные персонажи? Они как будто пришли из разных сказок.

Пернатого короля я придумал, предварительно изучив традиционные представления различных культур о посланниках с того света. Это обычно птицы, они способны путешествовать между мирами. К тому же противостояние кролика и птицы показалось интересным. Но мы его полностью придумали. Такого мифического персонажа, по-моему, не существует.

Капитан стал лягушкой, потому что нам хотелось чего-то объединяющего землю и воду. А Билл, бородатое существо, которое построило потусторонний мир — это хаос во плоти, сила перемен, бомба, готовая в любой момент взорваться. Во многих культурах есть такие божества. Они устраивают какие-то катастрофы, ураганы, извержения вулканов, после которых земля становится плодородной, обновляется. Вот и наш Билл — такой же бог перемен.

Вам лично какой персонаж ближе всего? Йохан?

Очень трудно выбрать одного. Я вижу себя сразу в двух героях. Я и Йохан, и его отец одновременно. Мне легко понять его отца. У меня у самого две маленькие дочери. Я много вложил от себя в этого персонажа.

Я большой фанат Юрия Норштейна!

Вам интересно и дальше заниматься семейными темами в мультфильмах? Над какими историями хочется работать в будущем?

Мне безумно нравится работать в анимации. Не знаю, понравилось бы мне игровое кино, я не пробовал пока. Быть мультипликатором — отличная работа. Я сейчас работаю над новым мультфильмом, но все пока под секретом. Могу сказать лишь, что каждый фильм — это, как мне кажется, своего рода реакция на предыдущий, и мой следующий фильм будет очень сильно отличаться от «За тридевять земель». Нам очень повезло. У нас небольшая команда, и мы можем воплотить все свои идеи. Никто не указывает нам, что и как делать.

Помимо Миядзаки, кто вдохновляет вас?

Я большой фанат Юрия Норштейна! Главным героем моего дипломного мультфильма в киношколе был ежик. Именно из-за мультфильмов Норштейна. Конечно, я люблю фильмы Тарковского. Если говорить о вдохновении, то это главным образом мои дети. А также современное искусство и музыка. Кстати, композитор нашего фильма пять лет изучал классическую музыку в Санкт-Петербурге. Он отлично чувствует внутреннее состояние героев и умеет его передать.

Хорошо ли, что роботы занимают рабочие места?

У нас есть фирменный вопрос. Если бы вам дали задание снять документальное кино о какой-то современной реально существующей проблеме, о чем бы вы сняли фильм?

Так много тем, которые интересны! Наверное, что-то про роботов, которые вытесняют человека из определенных сфер производства. Меня это очень сейчас волнует. Все ведь кругом электрическое, все больше и больше работы выполняет не человек, а машины, компьютер. Не знаю, почему я так этим озабочен!

В анимации роботы тоже вытесняют людей?

Мы обожаем роботов! Благодаря им мы можем сделать больше прекрасных фильмов. Отчасти наши мультфильмы созданы именно ими, компьютерными программами, которые освобождают художников от рутинного скучного труда, который раньше приходилось делать вручную в течение долгих месяцев. Теперь у нас есть время на то, чтобы работать над историей, творить, и это просто замечательно! Мне кажется, наши мультфильмы действительно стали лучше благодаря роботам. Я недавно обсуждал эту тему со своей мамой: хорошо ли, что роботы занимают рабочие места? В нашей индустрии это выглядит как позитивная тенденция. Мы не сокращаем штат, просто у сотрудников появляется больше времени на творчество, на приятную часть работы.

Что бы вы хотели сказать российским зрителям, которые собираются посмотреть «За тридевять земель»?

Думаю, лишь то, что они увидят непустой фильм. Я могу им пообещать, что эта картина им запомнится. Не уверен, что это должно быть частью ответа, но, знаете, в кино сейчас ощущается тенденция к упрощению, фильмы все более мейнстримовые. Когда смотришь их, буквально слышишь щелчки: первый поворотный момент, второй поворотный момент, середина фильма. Структура стала настолько узнаваемой, что ее легко увидеть. Мы же старались, чтобы история развивалась естественно и органично, как сама жизнь.

«За тридевять земель» выходит в российский прокат 17 июля.

Легендарная гильдия волшебников берется за самые опасные задания в королевстве. Лихое аниме о магии дружбы
В главных ролях:Тэцуя Какихара, Ая Хирано, Риэ Кугимия, Саяка Охара, Юити Накамура, Хатано Ватару, Синпати Цудзи, Рёко Оно
Режиссер:Синдзи Исихира, Хироюки Фукусима, Киити Судзуно
Смотрите по подписке

Главное сегодня

Вчера1
Вчера3
3 мая3
4 мая2
4 мая6
Сегодня0
4 мая4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации