Торонто-2017

Стеллан Скарсгард: «Войну за кинотеатры мы уже проиграли»

КиноПоиск поговорил со звездой фильма «Борг/Макинрой» о теннисе, славе, Netflix и о том, кого он играет у Терри Гиллиама.
Стеллан Скарсгард: «Войну за кинотеатры мы уже проиграли»
Getty Images/Fotobank.ru
Стеллан Скарсгард на фестивале в Торонто

В фильме Януса Меца «Борг/Макинрой» швед Стеллан Скарсгард играет тренера теннисиста Бьёрна Борга. В идеале Скарсгард может играть наставника любых персонажей — от супергероев до джедаев. Но когда общаешься с ним в реальности, то понимаешь, насколько он далек от имиджа покровителя героев. Более того, он всеми силами старается разрушить имидж звезды, который заработал уже давно. Мы встретились с актером в Торонто на следующий день после открытия кинофестиваля.

— Спасибо, что разговариваете с российской прессой, Стеллан.

— Это вы к чему?

— Дженнифер Лоуренс отказывается. По политическим причинам.

— Как будто это что-то изменит! Глупость какая. Что мне теперь, не общаться с американскими журналистами из-за их президента?

— Расскажите, пожалуйста, в чем причина популярности Борга в Швеции?

— Понимаете, Швеция — очень маленькая страна. У нас не шибко много знаменитостей международного масштаба. В то время в Швеции было всего два телеканала. Все смотрели одно и то же, в том числе и матчи с участием Бьёрна Борга. Вся страна бросала работу, когда он играл. Тогда Борг был большой частью нашей культуры. Мы вообще любим звезд-спортсменов. Например, был у нас отличный лыжный гонщик Ингемар Стенмарк. Но теннис всегда считался спортом высшего общества, его называли белым спортом, потому что в него играла только белая буржуазия. Борг стал популярен в то же время, когда в спорт начали вливать деньги, когда медиа получили распространение по всему миру, реклама стала окупаться. Борг стал практически рок-звездой. Кто-то тогда сказал: «Лучше Бьёрна Борга знают только папу римского». Влияние Борга было невероятным. А ведь он недолго играл — ушел из спорта, когда ему всего 26 лет было.

Бьёрн Борг в 1975 году / Фото: Getty Images

Бьёрн Борг в 1975 году / Фото: Getty Images

— «Борг/Макинрой» не смотрится как кино про спорт. Это скорее психологическая картина, попытка исследовать жизнь людей, которые не являются теми, кто они есть.

— Я тоже так думаю. Кино про спорт обычно довольно скучное. Особенно когда сюжет упирается в «кто кого поборет». Хуже этого только клише «хороший парень против плохого». Так что я начал читать сценарий с определенными опасениями. Потом, конечно, понял, что они хотят рассказать совсем другую историю. Спортивное кино — это лишь скелет, двигатель фильма, если хотите. На самом-то деле это история людей. Вот она-то меня и привлекла. Герои фильма — его сила. Многие знают, как закончился тот матч, но дело-то не в этом. Даже если вы не любите теннис, вам будет интересно смотреть кино. Конечно, финальный матч прекрасно получился, но куда важнее, на мой взгляд, то, что получилась история двух спортсменов. Они вам небезразличны. А если вам будет наплевать на персонажей, то теннис вас тоже не увлечет.

— Обычно наставники в кино выполняют родительскую функцию, но у вас в фильме нет такой связи у персонажей. Ваш герой, Леннарт Бергелин, был для Борга скорее психотерапевтом.

— Отчасти так оно и есть. Леннарт научил его контролировать гнев, сохранять энергию для игры, учил его правильно вести себя на теннисном корте. Когда работаешь с человеком, находящимся в столь стрессовых условиях, как Борг, важно не только научить его точно бить по мячу, но и научить выживать, если на то пошло. Бьёрн с Марианой, его подружкой, были очень близки с Ленни. Путешествовали вместе, жили вместе в одном тренировочном лагере. Никакого гламура, порой даже в очень дискомфортных условиях находились. Прошли через многое, поэтому отлично друг друга знали, зависели друг от друга. Так что их связывал не только теннис. В мою задачу не входило быть максимально похожим на Леннарта, надо было максимально точно отразить отношения Ленни и Бьёрна. Заметьте, что у нас с ним очень мало диалогов. Взрослый Борг вообще довольно молчаливый. Нам со Сверриром надо было показать зрителю, что наши герои сто лет знакомы, что прекрасно друг друга знают и понимают.

«Борг/Макинрой»

«Борг/Макинрой»

— Янус Мец начинал карьеру в документальном кино. Этот его опыт как-то сказался на работе с игровым фильмом?

— Насколько я помню, Янус впервые снимал игровое кино. Для него многое было в новинку. Но он удивительно точно умеет разглядеть человеческую историю в любом материале. Он кропотливо добавляет детали в образ каждого персонажа, а они, в свою очередь, добавляют герою веса. Конечно, ему пришлось поначалу какое-то время потратить, чтобы привыкнуть к огромной съемочной группе. Но он уже работал в Америке на телевидении, представлял немного, что его ждет.

— Вы про «Настоящего детектива»?

— Да, но он не очень-то доволен этим опытом. Вообще я согласился сниматься в этом фильме из-за Януса. Мне понравился сценарий, но я думал, смогут ли они осилить кино такого плана. Как убедительно показать теннис? Он собирается сосредоточиться на игре и забить на людей? Но потом мы встретились, и Янус четко объяснил, что он хочет сделать. И я поверил ему. Кроме того, от него исходит мощнейшая энергетика. Он очень уверенный человек, знает, чего хочет, и идет к цели. Как питбуль! Он сражается за свои идеи. И он в Афганистане был во время войны, когда снимал «Броненосца». Так что он умеет за себя постоять и отстоять свое видение.

«Борг/Макинрой»

«Борг/Макинрой»

— Мы с вами разговаривали семь лет назад, и тогда вы сказали, что хороший биографический фильм — это фрагмент жизни человека, показанный с точки зрения определенного режиссера. Вы сейчас так же считаете?

— Конечно! Нельзя взять жизнь человека и запихнуть в полтора часа! Можно закопаться в деталях, но это вам тоже не поможет. Каждый фильм, который является произведением искусства, — очень личный для режиссера фильм. Ну, например, можно увидеть закат, а потом посмотреть, как Тёрнер его изобразил. Это будет его взгляд на закат, что и делает его картину интересной. У Ван Гога будет другой закат. При этом вы не получите идеального представления о закате, вы увидите, как его воспринимают живописцы.

— «Уильям Тёрнер» был потрясающим фильмом.

— Согласен.

— У нас в комментариях к тексту про «Борга/Макинроя» предположили, что этот фильм будет похож на «Гонку» Рона Ховарда.

— Ну, не совсем, конечно, но, думаю, тому пользователю фильм понравится. Как я уже и сказал, спорт — это лишь двигатель этого фильма. Янус Мец снял очень увлекательное кино. Оно крутое — передайте это пользователю!

— Ну да, практически «Песнь Льда и Пламени».

— Я бы сказал, что это «Песнь Пламени и Пламени». Просто один из героев умело его скрывает! Но это также и фильм из серии «Как, б***ь, им это удалось?». Теннис требует невероятной точности, концентрации. И когда ты на корте, то ты в полном одиночестве. При этом надо как-то справиться с вакханалией СМИ вокруг тебя. Но еще наш фильм об одиночестве, которое человек чувствует, находясь на вершине. Стоит ли слава такой жертвы? Спустя два года Борг выяснил, что не стоит. Он с детства занимался только теннисом. Ему важно было только выиграть очередной матч. Он рано бросил школу, практически не читал книг, не смотрел кино, мало знал об окружающем мире. По завершении карьеры Борг был мультимиллионером, но он не знал нормальной жизни. Да он сам за чашку кофе никогда не платил!

«Борг/Макинрой»

«Борг/Макинрой»

— Теннис — какой-то несправедливый спорт. Надо прикидываться другим человеком.

— Знаете, несправедливо быть знаменитым.

— Постойте, вы же известный человек.

— Меня это тоже касается! Понимаете, медиа постоянно чего-то от вас хотят. Им хочется, чтобы вы были кем угодно, но не собой. Если стал знаменитым, но не можешь отделить свой имидж, который транслируют медиа, от себя самого, то ты капитально влип. Если ты видишь себя великим человеком, которым живописуют тебя медиа, то это очень опасно. Допустим... (Скарсгард берет паузу.) Я прославился в Швеции, будучи 16-летним подростком. Причем прославился как рок-звезда: визжащие девочки, автографы — вот это всё. Прямо как Борг. Но только у себя в Швеции, конечно. У меня были прекрасные родители, научившие меня отделять истерию вокруг меня от настоящей жизни. И теперь мне постоянно нужно разрушать вот эту идею себя самого, которую выдумывают СМИ, причем даже в разговоре с журналистами. Помните, что я обычный человек! У меня изредка побаливает живот, периодически я впадаю в депрессию. Я такой же, как и вы!

— Пресса иногда любит раздуть скандал из ничего! Помните, как распяли Ларса фон Триера после пресс-конференции в Каннах? Якобы он заявил, что нацист.

— А он не нацист, конечно! Разумеется, я помню! Кстати, тут мы затронули одну серьезную проблему. Сейчас все оценивается по принципу «что лучше продается». И сочная ложь продается лучше скучной правды.

Стеллан Скарсгард в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны»

Стеллан Скарсгард в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны»

— А вы же не были в Каннах в этом году?

— Нет.

— Там опять скандал был: показывали несколько фильмов, снятых Netflix, и на пресс-показах букали.

— Не понимаю, зачем журналисты это делают.

— Но здесь, в Торонто, вчера тоже был фильм от Netflix. И ничего, тишина в зале.

— Пресса в итоге смирится с этим. Но угроза кинотеатрам исходит совсем не от Netflix. Войну за кинотеатры мы уже проиграли. Потому что прокатывают фильмы крупные корпорации, студии. Потому что сегодня можно снимать или кино с бюджетами 100—200 млн долларов, или совсем малобюджетные ленты за 1—3 млн долларов. Снимать кино за 10, 15, 20 млн долларов уже не получается. Система дистрибьюции не рассчитана на средние бюджеты. Она опирается на событийные картины, продающие больше попкорна. Рассылается 4000 копий, они отыгрывают свое и уступают место новым блокбастерам. Времена, когда фильмы Феллини собирали полные залы в Нью-Йорке, прошли. Времена, когда люди вообще массово интересовались авторским кинематографом, прошли. Все самые интересные истории сейчас на телевидении. Туда и уходят лучшие сценаристы, режиссеры и актеры. Я, конечно, скучаю по временам, когда можно было смотреть авторское кино на больших экранах в забитых залах. Те времена ушли. И Netflix ни при чем. Он как раз вкладывается в интересные сюжеты.

— Вы в этом году снялись в сравнительно небольшом, но очень долгожданном многими киноманами авторском фильме «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама.

— О, у Терри я бы даже в массовке снялся! За одну только возможность потусоваться на площадке с Терри Гиллиамом согласен маячить на заднем плане! Потрясающе было!

— Кого вы играете там?

— Это не экранизация романа про Дон Кихота. Действие развивается в наше время. Главного героя, режиссера рекламы, играет Адам Драйвер. Он снимает ролик ветровой турбины, а я его начальник. Играю директора компании, где он работает, а также очень угрожающую фигуру. В мифическом плане. Увидите!

— Ну, и дурацкий вопрос напоследок. У вас в семье есть вампир, викинг и злой клоун. Кто самый страшный?

— А, мои дети! В мире мало настолько же милых людей, как они!

— И даже Билл? Говорят, он в «Оно» ужас какой страшный!

— Знаете, надо быть очень милым человеком, чтобы сыграть настоящего монстра!

Читайте также
Новости Стеллан Скарсгард снимется в мини-сериале «Чернобыль» Вместе со шведским актером в проекте примет участие актриса Эмили Уотсон.
Статьи «Никто в это не поверит»: Спортсмены об экранизациях их биографий Что думали и говорили о том, как их показали на экране, прототипы героев фильмов «Бешеный бык», «Реальный Рокки», «Боец», «Допинг» и других спортивных лент.
Интервью Режиссер фильма «Борг/Макинрой»: «Я пошел в кино из-за Ларса фон Триера» КиноПоиск поговорил с Янусом Мецем о Ларсе фон Триере, Шайе ЛаБафе, теннисе и антропологии в кинематографе.
Новости По лезвию аритмии: Главные премьеры октября Нестареющий Том Круз, неубиваемая «Пила», недоумевающий Билл Найи, а также скандальная «Матильда», расхваленная «Аритмия» и долгожданный «Бегущий по лезвию 2049» — этот октябрь выдался богатым на громкие премьеры.
Комментарии (28)

Новый комментарий...

  • 30

    Void777 9 сентября 2017, 07:48 пожаловаться

    #

    А ведь он прав. Люди идут в кино ради экшна на громадном экране, а драму можно посмотреть и дома, и это куда удобней. Жаль, что такие фильмы в этом плане только проигрывают в плане сборов

    ответить

  • 12

    RSTM 9 сентября 2017, 08:05 пожаловаться

    #

    Спасибо за вопрос про коммент)))
    Автору только отличных впечатлений в Торонто, и по больше хороших просмотров, как минимум, как в позапрошлом году!

    ответить

  • 1

    Николай Кузьмин 9 сентября 2017, 08:50 пожаловаться

    #

    Скарсгард)
    Перед прочтением интервью подумал, что фамилии у актёров похожие, как бы не путать их. А как только дочитал до конца понял, что проблемка решилась: оказывается Отец и Сын.

    ответить

  • Name XXX 9 сентября 2017, 10:17 пожаловаться

    #

    А я, читая про фильм и увидев фамилию, думал как раз, что роль тренера играет сын. Ещё и удивился: как это так, что тренер такой молодой. А тут оказывается, что я имена напутал, хоть и помнил их…

    ответить

  • 26

    Calvin_ Candy 9 сентября 2017, 10:05 пожаловаться

    #

    Следуя недалекой логике Лоуренс, с американскими журналистами она тоже не должна общаться.

    Торонто круто, но Кинопоиск в этом году совершенно забил на Венецию, очень жаль.

    ответить

  • 9

    Тамерим 10 сентября 2017, 18:03 пожаловаться

    #

    А логика то у нее явно недалекая. Недавно в интервью она сказала, не прямым текстом, что мол нынешние природные бедствия в Штатах наказание из-за того что Трамп стал президентом.

    ответить

  • 19

    dk205 9 сентября 2017, 10:31 пожаловаться

    #

    Отличный актер. Пускай не мега-звезда, зато голова на плечах и талант имеется

    ответить

  • 1

    никита никитин 21 сентября 2017, 10:26 пожаловаться

    #

    Он-то как раз мегазвезда

    ответить

  • 5

    Убийца бананов 9 сентября 2017, 10:48 пожаловаться

    #

    Вполне естественно, что меньшее количество людей ходят в кино на драмы и тому подобное.
    Во-первых, в кино частенько едят пьют, детей берут, и таким образом, крайне сложно поймать нужную атмосферу.
    Во-вторых, не все могут себе позволить лить слёзы на людях. Это смущает, особенно мужчин.

    В этом плане экшн-фильмы и прочие настолько шумные, что все эти звуки не мешают и смотрятся обычно налегке, так что люди не напрягаются (не сдерживают эмоций) и получают удовольствие.

    ответить

  • 10

    Name XXX 9 сентября 2017, 11:26 пожаловаться

    #

    Раньше ходили, и полные залы собирали, как говорит Скарсгард. Виной в первую очередь есть появление цифровых носителей и сервисов для просмотра кино дома.

    ответить

  • Раньше выбора не было, сейчас он есть, всегда такое происходит когда монополия на технологию исчезает, был бы у людей выбор смотреть кино дома в своё время, то и результат был бы совершенно другой, я например никогда не любил кинотеатры, а вот дома фильмы смотреть люблю, так что только рад таким переменам.

    ответить

  • 2

    Убийца бананов 9 сентября 2017, 18:34 пожаловаться

    #

    Раньше и кино было чем-то более значимым, а сейчас туда идут и от скуки.
    Лично мне просмотр Логана в своё время подгадили люди, которые пришли и трепались, смеялись и залипали в телефонах.
    В плюс есть множество небольших кинотеатров с жуткой звукоизоляцией и плохой картинкой. Если ты идёшь на комедию/драму, а рядом в зале какой-нибудь блокбастер, то ты будешь смотреть один фильм, а слушать сразу два.

    ответить

  • 18

    Sergeystrbj 9 сентября 2017, 11:34 пожаловаться

    #

    Лоуренс оказывается ещё та особа, которая ни черта не шарит в мировой обстановке, за то нос воротит.

    ответить

  • 6

    govorunishka 9 сентября 2017, 13:02 пожаловаться

    #

    шаритель нашелся.
    смешно даже.

    ответить

  • 2

    Ghostb 9 сентября 2017, 12:33 пожаловаться

    #

    «прокатывают фильмы крупные корпорации, студии. Потому что сегодня можно снимать или кино с бюджетами 100-200 млн долларов, или совсем малобюджетные ленты за 1-3 млн долларов. Снимать кино за 10, 15, 20 млн долларов уже не получается. Система дистрибьюции не рассчитана на средние бюджеты. Она опирается на событийные картины, продающие больше попкорна. Рассылается 4000 копий, они отыгрывают свое и уступают место новым блокбастерам. Времена, когда фильмы Феллини собирали полные залы в Нью-Йорке, прошли. Времена, когда люди вообще массово интересовались авторским кинематографом, прошли. Все самые интересные истории сейчас на телевидении. Туда и уходят лучшие сценаристы, режиссеры и актеры. Я, конечно, скучаю по временам, когда можно было смотреть авторское кино на больших экранах в забитых залах. Те времена ушли»
    все адекватные люди в кинобизнесе говорят примерно одно и то же. грустно все это, на самом деле(

    ответить

  • 2

    Andrew Chajka 10 сентября 2017, 11:19 пожаловаться

    #

    Как будто мы (зрители) тут не при чём. Киноиндустрия тоже бизнес, и засилье проходных картин в прокате — это результат их большой популярности у миллионов людей по всему миру. Если было бы выгодно снимать малобюджетные авторские картины, так бы и было.
    Общедоступность и популярность кинотеатров сделала современную действительность.

    ответить

  • 5

    Миша-35 9 сентября 2017, 14:12 пожаловаться

    #

    Стеллан оказался очень интересным собеседником. И актер талантливый. Посмотрел с ним уже достаточно хороших фильмов, но эталонами для меня на сегодня остаются «Рассекая волны» (прекрасный дуэт с Эмили Уотсон!), «Умница Уилл Хантинг», «Догвилль» и американская «Девушка с татуировкой дракона». Жаль, так пока еще и не добрался до «Нимфоманки».
    С нетерпением жду «… Дон Кихота», уверен, что и у Гиллиама Стеллан каши не испортил.
    Радует, что и на детях Скарсгарда природа не отдохнула. Немного найдется в истории звездных семейств, где в кино нашли себя сразу отец и пятеро его сыновей. Удачи им всем и хороших проектов!
    КиноПоиск, спасибо за интервью! Ждем новых интересных обзоров из Торонто. Повторюсь, очень жаль, что вас не было в Венеции.

    ответить

  • 5

    Lenusick 10 сентября 2017, 17:13 пожаловаться

    #

    Четверо сыновей. Сэм стал врачом.

    ответить

  • Миша-35 11 сентября 2017, 14:25 пожаловаться

    #

    О, спасибо за уточнение, простите за неточность.

    ответить

  • Миша-35 11 сентября 2017, 14:29 пожаловаться

    #

    С чисто формальной точки зрения Сэма тоже можно считать актером — в одном фильме он все же сыграл. Но по сути Вы, конечно, правы.

    ответить

  • 6

    уэф 9 сентября 2017, 16:35 пожаловаться опыт — мудрость глупцов

    #

    Лоуренс хорошея актриса, что не равно наличию интеллекта.
    А швед мудр, но насчёт проиграных больших экранов не согласен, всё-таки Содерберга и Аронофски буду в кино смотреть.

    ответить

  • 3

    Andrew Chajka 10 сентября 2017, 11:13 пожаловаться

    #

    Скорее на Тарантино или Коэнов.
    Авторское кино сейчас тоже может обладать большим бюджетом, как, например, у Вильнёва.

    ответить

 
Добавить комментарий...