Торонто-2017

«Ферма „Мадбаунд“»: Связанные одной грязью

Историческая драма с Джейсоном Кларком, Кэри Маллиган и Гарретом Хедлундом растрогала прессу в Торонто и вполне может претендовать на награды Американской киноакадемии.
«Ферма „Мадбаунд“»: Связанные одной грязью
«Ферма „Мадбаунд“»

Когда к Лоре (Кэри Маллиган), 31-летней девственнице из Мемфиса, посватался импозантный Генри МакАллен (Джейсон Кларк), девушка, не знавшая мужского внимания, обрадовалась. Она мечтала вырваться из родительского дома, а Генри казался хорошей партией. Однако вскоре выяснилось, что у мужа были другие планы. Он купил землю в дельте Миссисипи и поставил Лору перед фактом: вместе с дочерьми и престарелым отцом Паппи (Джонатан Бэнкс) переезжаем на ферму. На дворе начало 1940-х, где-то за океаном грохочет война.

«Когда я думаю о ферме, я вспоминаю грязь», — звучит за кадром голос Лоры. Грязь — это и месиво под ногами, и коричневые пятна на коже, и липкий пот (банный день только в субботу). Это и местные нравы — за грязь южане по-прежнему держат цветных, хотя рабство давно отменили. В грязи живут бедняки Этвуды по соседству. Паппи чувствует себя здесь как рыба в воде, отпуская расистские шуточки и не давая проходу проживающей на ферме семье работяг Джексонов. Сын Джексонов, Ронселл (Джейсон Митчелл), был призван в армию и стал танкистом, отслужил в Бельгии и Германии. «Да как они могли доверить дорогущий танк черной обезьяне?!» — загораживает МакАллен-старший Ронселлу выход из магазина. Будь ты хоть трижды герой войны, в Штатах для цветных предназначен выход через заднюю дверь и есть отдельные места в автобусе.

«Ферма „Мадбаунд“»

«Ферма „Мадбаунд“»

Брат Генри, Джейми (Гаррет Хедлунд), тоже прошел войну, но летчиком. Теперь, вернувшись к брату, он больше пьет, чем помогает по ферме. А еще его мучают ночные кошмары, в которых он вновь и вновь видит смерть. К большому неудовольствию отца, Джейми находит в Ронселле понимающего друга: оба прошли через ужасы войны, оба потеряли близких людей, оба не могут найти себе места на родной земле. Оба знают, что в гуще боя плевать, какого у тебя цвета кожа. Да и европейским девушкам тоже в общем-то все равно, черный ты или белый.

Голос Лоры не единственный, что звучит за кадром. Режиссер Ди Риис дает зрителю возможность услышать всех участников этой истории: и Флоренс Джексон (Мэри Джей Блайдж) — мать Ронселла и еще пятерых детей; и ее мужа — честного работягу Хапа Джексона (Роб Морган), главу семейства и местной христианской общины; и Генри, и Джейми. У каждого свой фокус и ракурс. Лора с горечью осознает ошибку, понимая, что совсем не знает мужа, и тяжело переживает выкидыш. Джейми не может забыть войну. Генри бросил все силы на возделывание земли, но то урожай страдает от дождей, то сломавший ногу Хап не может работать. Хап не мыслит себя рабом, тогда как новые хозяева земли делают все, чтобы указать ему на его место.

«Ферма „Мадбаунд“» основана на одноименном романе Хиллари Джордан, который для экрана адаптировала сама Ди Риис вместе с Вирджил Уильямс. Именно благодаря Риис в сценарии появились внутренние монологи персонажей, которые не служат, как могло бы случиться, костылями сюжета, а добавляют глубины и объема каждому из героев. К тому же монологи связывают повествование в единое полотно: Лора представляет нам Генри, Генри — ферму, и так далее.

«Ферма „Мадбаунд“»

«Ферма „Мадбаунд“»

Риис стоит поблагодарить и за появление на экране певицы Мэри Джей Блайдж. Исполнительница совершенно неузнаваема в роли сильной, немногословной Флоренс. Сложно узнать и Кэри Маллиган, особенно в открывающей фильм сцене, настолько измученной, постаревшей кажется ее Лора. Однако нельзя сказать, что режиссер фокусируется на женских персонажах. Им лишь даны равные с мужчинами права. Интересно, что при этом в съемочной группе почти на всех ключевых позициях были заняты женщины — от оператора до режиссера монтажа и композитора. И это было принципиальным решением Ди Риис.

Фильм Ди Риис очень медленно набирает обороты, он обстоятелен, богат на детали и полутона. Как созревающий урожай, как набухающие колосья, в которых история каждого из героев — только одно зерно. Кто здесь главный, а кто на втором плане? В картине нет второстепенных героев, как нет их в жизни. Каждому уготована своя роль. Невозможно даже выделить претендентов на условные премии, настолько равномерно распределены конфликты и экранное время между персонажами. Неспешный темп приводит зрителя к эмоциональному финалу ровно в тот момент, когда он уже прожил с семьями МакАллен и Джексон на ферме достаточно, чтобы узнать каждого из них, как своего соседа.

«Ферма „Мадбаунд“»

«Ферма „Мадбаунд“»

Премьера фильма Ди Риис состоялась в январе на фестивале «Сандэнс», где он полюбился критикам. Сейчас у «Фермы» 96% свежести на Rotten Tomatoes. В рецензиях сложно не заметить рефрен: этот фильм и сейчас, через 70 лет после описываемой Ди Риис эпохи, крайне актуален. С победой на выборах президента США Дональда Трампа тема классового и расового разделения в Америке стала одной из главных в информационном пространстве. Рост националистических настроений подтверждают и митинги праворадикальных групп вроде тех, что проходили этим летом в Шарлотсвилле, Вирджиния, при участии представителей ку-клукс-клана. У ККК, по разным данным, по-прежнему от 3000 до 8000 последователей в США, в 22 штатах действуют 42 отделения организации.

«Если мы не разберемся со своей историей и не взглянем в глаза правде, это будет повторяться снова и снова, — согласилась в интервью сайту rogerebert.com режиссер. — Если мы не поймем, что из себя представляет система и кто такой Паппи МакАллен, это отношение и поведение никуда не исчезнут. Я надеюсь, этот фильм поможет победить этот миф о противостоянии „мы — они“. Ко мне после показа подошла женщина, которую я в обычной жизни приняла бы за типичного представителя электората Дональда Трампа. Но она была в слезах и обнимала меня. Всего пару дней назад мы не могли себе представить, что будем видеть и слышать друг друга. А благодаря фильму это стало возможным».

«Ферма „Мадбаунд“»

«Ферма „Мадбаунд“»

Притом что картины на тему расовых предрассудков, борьбы за права афроамериканцев и устойчивых расистских настроений появляются каждый год (достаточно вспомнить прошлогодние «Рождение нации», «Лавинг», «Соединенное королевство»), немногим из них удается так тонко переплести эти темы с историей простых человеческих отношений и семейных конфликтов, не теряя из виду исторический контекст и мастерски поддерживая зрительский интерес на протяжении двух с небольшим часов.

Еще на «Сандэнсе» «Ферму „Мадбаунд“» купил за внушительные 12,5 млн долларов сервис Netflix. Если она вступит в оскаровскую гонку — а для этого у нее есть все шансы, — то станет первой полнометражной картиной Netflix, претендующей на звание лучшего фильма. Ди Риис может стать первой чернокожей женщиной-режиссером, номинированной на «Оскар». Титр Netflix, появляющийся перед фильмом, в Торонто, в отличие от Венеции или Канн, не встретили свистом и буканьем. А на финальных титрах зал и вовсе взорвался аплодисментами.

Читайте также
Статьи «Борг/Макинрой»: Песнь льда и пламени Кинофестиваль в Торонто открылся спортивной драмой с Шайей ЛаБафом, который пока не устроил ни единого скандала.
Статьи Башня, деньги, три билборда: Итоги фестиваля в Торонто Рассказываем о тенденциях 42-го киносмотра в Канаде, о скандалах, критике и о том, чем TIFF раздражает жителей Торонто.
Новости Стали известны причины отсутствия «Бегущего по лезвию 2049» на фестивалях Подтвердились слухи западной прессы.
Комментарии (15)

Новый комментарий...

  • 6

    informant 8 сентября 2017, 16:36 пожаловаться

    #

    Читал про фильм давно еще и очень обуревает желание его посмотреть. Думаю всецело заслуживает поощрений, наверняка ранимое сильное в социальном контексте и в тоже время о непростых отношениях которые к конечном итоге объединяют людей. Надеюсь будет схож с лучшими образчиками жанра, как например «Цветы лиловые полей»

    ответить

  • 5

    Calvin_ Candy 8 сентября 2017, 16:44 пожаловаться

    #

    «в съемочной группе почти на всех ключевых позициях были заняты женщины — от оператора до режиссера монтажа и композитора. И это было принципиальным решением Ди Риис»

    Это вроде как называется сексизм, не?

    ответить

  • 5

    Void777 8 сентября 2017, 16:54 пожаловаться

    #

    И снова негритянская тематика. Видимо, рассчитывают не в одной номинации выиграть — так в другой. Продинамить их в любом случае не смогут. Будут кричать про дискриминацию

    ответить

  • 1

    eliza_doolittl 8 сентября 2017, 17:03 пожаловаться

    #

    Это называется борьба с сексизмом. Доля женщин в съемочных группах стабильно не превышает 22% по исследованиям за 20 лет.

    ответить

  • Name XXX 8 сентября 2017, 19:29 пожаловаться

    #

    А разве такая малая доля однозначно говорит о сексизме? Весьма и весьма сомнительно звучит.

    ответить

  • 1

    eliza_doolittl 9 сентября 2017, 00:27 пожаловаться

    #

    А о чём эта малая доля говорит вам? О том, что женщинам совершенно не хочется снимать кино, поэтому просто мало специалисток? Им бы всё, голубушкам, борщи варить да медсестрами за копейки работать, правда?
    В интернете доступна тонна исследований этого вопроса, можно найти и графики с цифрами, и оценку задействованных лиц с реальными примерами из жизни, было бы желание.

    ответить

  • 1

    Name XXX 9 сентября 2017, 10:12 пожаловаться

    #

    А что, малая доля чёрного населения в европейских странах или малая доля белого населения в африканских странах говорят о расизме? Разве «графики с цифрами» являются однозначным доказательством расизма? Отнюдь нет. Это — просто статистика. Да и «оценка задействованных лиц» больше похожа на пару интервью у тех, кто лучше подходит.

    Это можно интерпретировать далеко не единственным образом. Как вы, передёргиванием — женщинам лишь бы борщи варить; но тогда привлечение женщин над работой над одним фильмом есть просто сбором членов клуба по интересам. Или недостаточной заинтересованностью женщин в данных профессиях (что вовсе не сводится к желанию варить борщи); но тогда требуются какие-то открытые лекции для привлечения женского труда, как это делается с научными отраслями, а отнюдь не привлечение того малого числа женщин, что есть, для работы над одним фильмом.

    На фоне этого крики о половом равенстве и агрессивное навязывание «правильного» процентного соотношения мне видятся неадекватными и глупыми. «Личное решение» режиссёра о привлечении женщин почти на все должности мне видится таким же радикальным решением, какими радикальными есть крики Трампа. А подход Трампа вовсе не должен быть примером для подражания, поскольку заведомо проигрышен в демократическом обществе, и приведёт со временем лишь к отторжению потенциального «электората», пусть вначале и есть много сторонников.

    ответить

  • 2

    eliza_doolittl 9 сентября 2017, 13:44 пожаловаться

    #

    Пара интервью? Их десятки вообще-то, и это только те, что мне встречались в прошлом году при ленивом неприцельном поиске.
    Женщин среди сценаристов, продюсеров, режиссеров, композиторов, операторов и прочих занятых за кадром специалистов совсем не 22%. Множество сидит без работы, даже имея за плечами отмеченный критиками фильм, потому что «клуб белых гетеросексуальных мужчин», которым проще найти кого-то из своих, чем выходить из зоны комфорта и доверить камеру женщине — это не миф. А вы говорите, клуб по интересам.

    И нет, лекции не работают. Работает личный пример и социальная видимость, чтобы девочки знали, что они не просто теоретически могут получить образование, а дальше сгинуть где-то на задворках производства с периодическими проектами раз в 3 года, что у них будет работа, что они будут востребованы.

    И не забывайте, что никто не станет уничтожать собственный фильм, набирая слабую команду просто для красивых слов в интервью на модную тему. Принцип «выбери женщину» в бизнесе работает при условии «при прочих равных — выбери женщину».

    ответить

  • 2

    Name XXX 9 сентября 2017, 16:02 пожаловаться

    #

    Не могли бы вы привести ссылку, где обозначаются указанные вами утверждения? По-моему, на фоне многотысячной рабочей силы в киноиннустрии десятки интервью кажутся каплей в море — то же самое, что пара. Далее, сидят без работы не только женщины, но и мужчины, и далеко не всегда их работы не отмечены критиками, как и далеко не всегда отмечены. Это точно так же нельзя спихивать на какие-то «-измы», как и малый процент кого-то где-то.

    Открытые же лекции, мотивирующие женщин учиться на профессию, дают те, кто, собственно, и является примером. Так заведено.

    А по поводу того, что заведено в бизнесе, я бы скорее писал о том, что «заведено в шоу-бизнесе». А это не всегда трактуется с позиции рациональности и целесообразности, а наоборот — есть результатом в немалой времени трендов в обществе. В данный момент трендом есть «больше женщин», и указанный в репортаже пример — лишь демонстрация этого утверждения. При прочих равных всегда есть что-то «равнее», и выбор этого чего-то сильно субъективен. Трамп есть олицетворением такого подхода, и подражать ему — нехорошо.

    ответить

  • 1

    eliza_doolittl 9 сентября 2017, 16:49 пожаловаться

    #

    Я сначала решила, что упоминание Трампа ничего не означает, но второй раз убедил меня, что поддерживать этот разговор не имеет смысла.
    Нет никакой одной ссылки, которая бы подкрепила все мои доводы (и вряд ли вы бы ей поверили), это масса научных и публицистических исследований, которые попадали в поле зрения на протяжении нескольких лет. Если вас интересует эта тема, вы и сами их будете находить и изучать вопрос глубже. За реферат по этой теме мне никто не заплатит, а времени, проведенного в сетевых спорах, с годами все более жаль :)

    ответить

  • Calvin_ Candy 8 сентября 2017, 19:50 пожаловаться

    #

    Борьба с сексизмом посредством сексизма, теперь понял, клин клином короче.

    ответить

  • 6

    eliza_doolittl 9 сентября 2017, 00:29 пожаловаться

    #

    А есть другие варианты?

    ответить

  • 4

    Erdagan 8 сентября 2017, 22:17 пожаловаться

    #

    Хорошее описание фильма. Действительно хочется посмотреть годное кино:)

    ответить

  • Миша-35 9 сентября 2017, 02:52 пожаловаться

    #

    Да, думаю, «Ферма „Мадбаунд“ — действительно почти стопроцентный кандидат на 90-й „Оскар“». После того, как в этом году по определенным причинам пролетело мимо номинаций «Рождение нации», «Ферма…» или похожее по проблематике кино непременно будет среди претендентов. Ди Риис точно будет бороться за статуэтку за лучшую режиссуру, а Джейсон Митчелл, — скорее всего, как актер второго плана. Это минимум, возможно, картина будет представлена и в других категориях. Да и американские киноакадемики любят подобные истории. Что ж, если кино того заслуживает, ничего не имею против и в любом случае, посмотрю с удовольствием.

    ответить

  • 3

    67889524 9 сентября 2017, 14:51 пожаловаться

    #

    Один из главных претендентов на «Приз зрительских» судя по всему — а это прямая дорога к «Оскару». Конечно, кто-то будет видеть в этом очередное проявление «политкорректности», но во-первых, для Америки это и впрямь актуальная и сложная проблема сейчас, а во-вторых фильм меньше всего похож на агитку — это в первую очередь, художественное произведение, сделанное не без мастерства.
    Впрочем, таким же был и «Мунлайт», а я очень расстроился когда он в прошлом году выиграл главный приз: «Ла-Ла Лэнд» мог не взять что угодно, но это определенно был «фильм года».

    ответить

 
Добавить комментарий...