Приватизировать гения нельзя. Гений сияет для всех
Энтони Хопкинс в очередной раз полностью преобразился, изменился до неузнаваемости и стал... Пикассо. Он научился двигаться как Пикассо, мыслить как Пикассо, жить как Пикассо. И перед нами предстал пожилой, но неуемный, жадный до жизни, катастрофически творческий гений с причудами и страстями.
А видим мы его глазами одной, но не ни в коем случае не очередной его женщины, Француазы. Она его сознательно выбрала, сознательно завела с ним детей, и сознательно его покинула. Конечно же она попала под обаяние и влать великого Пикассо, но она была не его рабой, а рабой своей любви к нему. А пришло время и она смогла простится и осталась особенной женщиной в его жизни.
Глазами же Франсуазы мы видим всех остальных женщин художника, которые как бабочки на огонь, слетались к нему. И падали на землю опалив крылья. Ни одна из них не смогла пережить жизнь с Пикассо без ущерба для себя. Франсуаза же, напрочь лишенная чувства собственности, смогла абстрагироваться от него и не потерять себя и стать еще сильнее, и даже стать ножом на полотне своего великого мужа, отрубившим петушку, которым он изобразил себя, голову. Смогла сделать невозможное, немного изменить самого Пикассо.
Хопкинс как всегда великолепен. Наташа Мак Элхоун в роли Француазы очень мила. А творческая атмосфера мастерской гения, воссозданная Джеймсом Айвори, такая притягательная. А всех этих женщин Пикассо жаль конечно, но они стали жертвой собственных амбиций. Приватизировать гения нельзя. Гений сияет для всех.
Сразу дам маленький совет. Если Вы много знаете о жизни Пикассо, то этот фильм смотреть уж точно не стоит. Он предназначен для тех, кто знаком с творчеством Пабло так же плохо, как и я... Может быть именно поэтому я ставлю высокую оценку, но обо всем по порядку.
Фильм не является биографией художника в полном смысле этого слова. Скорее всего это хроника его любовных похождений, иллюстрация судеб женщин художника, его детей и близких. Можно даже сказать, что сам Пабло здесь далеко не на первом месте. Он лишь то связующее звено, которое объединяет всех этих людей.
Каким в фильме предстает гениальный художник? Бодрый, взбалмошный дедуган, большой любитель красивых женщин. Как и у всех гениев у него свои причуды и прихоти, а выполняют их его собственные жены. Это они встают посреди ночи, чтобы натопить дровами мастерскую художника - гений любил работать в тепле...
Каждая новая женщина Пикассо ревнует его ко всем предыдущим, думая, что она та единственная с которой он обретет покой и семейное счастье. Ан не тут то было! Жёны меняются, дети рождаются, а Пабло все так же молод душой.
Фильм снят не линейно, а своеобразными временными мазками, пятнами. Из них и вырисовывается общее полотно отношений художника с женщинами. Посмотрев фильм, каждый наверное задастся вопросом, а как же можно было терпеть этого вредного, избалованного и развратного старикана? Ответ на мой взгляд прост. Ведь рядом с гением и сам поневоле становишся причастным к его полотнам. Конечно, ведь мэтру всегда нужна была свежая муза.
В роль художника блестяще вписался сэр Энтони Хопкинс. Хотел бы отметить, что ему всегда удавались биографические фильмы. Диктатор, гонщик, а вот теперь художник. Игра Энтони в 'Пикассо' живая, богатая эмоциями, мимикой. Он прекрасно изобразил нестабильную творческую натуру Пабло. Веселость и юношеский задор молниеносно сменяются приступами гнева и потоком оскорблений. В этом он весь - Пикассо.
И в конце одна маленькая деталь. На мой взгляд, куда более оригинальным был бы точный перевод названия. 'Surviving Picasso' это не 'Прожить жизнь с Пикассо', а 'Выжить с Пикассо'. По моему это куда более точно отражает содержание фильма. Ну что ж поделать, такова воля прокатчиков.
Извечная проблема творческих людей - поиск понимания, но вместе с этим поиском происходит поиск нового, а новое всегда ведет за собой и поиск нового понимания.
История об эксцентрике, художнике, любящем женщин и подчинение во всех ипостасях, об эгоисте, но тем не менее любимом многими. А уж сколькими! Бесконечным множеством! Сумасшедший, угнетающий, использующий, творящий, уходящий и вновь появляющийся. Человек-противоречие, от которого не деться, не скрыться, не забыть, навсегда остаться связанным с ним в любой мере - от дружеского теплого чувства до бесконечного мучения от наваждения. Человек, любящий жизнь и даже на старости лет выжимающий из нее все до последней капли, стараясь ничего не пропустить.
Франсуаза - поистине терпеливая женщина. От нее и идет рассказ. От других 'жертв' художника рассказ вряд ли был бы возможен, так как никто не смог бы рассказывать столь спокойно и вдохновенно.
- У тебя совсем нет чувства собственности. Тебя плохо воспитали, очень!
Может, это и правильная философия. Нехарактерная для женщины, но сильная. Какой человек может быть нашей собственностью? - ни один. Мы сами по себе. Вероятно, именно эта точка зрения и позволила героине не дойти до того запущенного состояния мозга, в котором пребывали все остальные пассии Пикассо, показанные в фильме.
Красавица Наташа МакЭлхоун с аристократическими чертами лица и неадекватный Энтони Хопкинс, иногда забавляющийся смешными рожицами в камеру и неизменяющий своей единственной любви - искусству.
Рассказ о поистине творческом человеке, безбашенном, многоликом, но трудном и вызывающем усталость. Его картины - это действительно его геометрический и цветной искаженный мир, не понятный окружающим.
Трудно обозначить рецензию положительной или отрицательной, так как в фильме и правда много противоречий, поэтому остановлюсь на нейтрале. Тем не менее фильм интересен и по-своему привлекателен.