Несмотря на то, что название 'Анна Каренина. Интимный дневник' украшает собой афишу на сайте театра Модерн, это не спектакль, а фильм, что особо отмечено в афише: 'Экспериментальный фильм 16+ КИНО!' - именно так, капсом и с восклицательным знаком.
Если честно, я спектакли люблю куда больше фильмов, поэтому этот пункт программы, при всей моей любви к Модерну, откладывала достаточно долго. Но пыталась поискать информацию о фильме в сети, и выяснила интересное - в сети фильм не найти, списка актеров, занятых в фильме, нет, отзывов и рейтинга на Кинопоиске нет - зато на афиша.ру есть: похоже, театралы фильм смотрят, а кинозрители нет. Одним словом, интерес мой в конце концов достиг критической массы и я все же решила сама увидеть это творение режиссера и художественного руководителя театра Модерн Юрия Грымова.
Итак, фильм действительно оказался экспериментом в своем роде и отсутствие списка занятых актеров совершенно оправдано - в фильме просто нет профессиональных актеров. Эти полтора часа экранного времени, как пазл, собраны более чем из 100 000 видеороликов, размещенных в открытом доступе в интернете. Юрий Грымов, потратив пять лет, буквально создал собственный киноязык, удивительно понятный обычному рядовому неподготовленному зрителю, чем далеко не каждое 'экспериментальное кино' может похвастаться, кстати, - и вместе с тем, несомненно, новый, красивый, образный... и отнюдь не примитивный, несмотря на свою доступность.
Слегка интригующее словосочетание в названии фильма - 'Интимный дневник' означает всего лишь 'личный дневник'. По версии режиссера, фильм основан на записях из дневника Карениной, который сохранила ее дочь. В целом же история действительно по роману Льва Николаевича, и закадровый голос, читающий дневник, аккуратно, хоть и споро, ведет нас от первых страниц к известной всем развязке вполне толстовским языком. Однако видеоряд не дает ни заскучать (а так-то кто ж не знает историю Анны Карениной?!), ни оторвать взгляд от экрана - там, быстро сменяя друг друга, проносятся кадры из современности, иллюстрирующие всю историю, но - сегодня. Все происходящее случается в наши дни и по всему миру - в девяти разных странах. Разные лица, разные традиции, разный фон - и одни и те же эмоции, страсти, взлеты и разочарования.
Фильм хорошо показывает, что люди не только не меняются со временем, но что и географии человеческие страсти неподвластны. По всему миру люди влюбляются, женятся, заводят детей, страдают, разочаровываются. Везде и всегда существует любовь - но существуют и предрассудки, и нелюбовь, и отчаяние, и счастье, и общественное мнение, и надежда...
Если считать, что этот фильм эксперимент, то он определенно удался. Если рассматривать его как экранизацию романа Толстого - то тоже удался. Одним словом, я считаю, что это сильно и что фильм очень даже заслуживает того, чтобы его увидеть. Но мне кажется, что смотреть его нужно не дома, а именно в (кино)театре, чтобы гарантированно не отвлекаться ни на что больше, иначе этот гениально созданный калейдоскоп рискует для рассеянного зрителя распасться на аудиодорожку и мелькание видеонарезки, потеряв все свои целостность и очарование.
И мне еще кажется, что такая клиповость подачи особенно может прийтись по душе молодому поколению, взращенному на рекламных и музыкальных роликах, тик-токе и прочем подобном. Даже тем (или особенно тем!) кто сам роман не читал - для них еще и интрига сохранится, что, конечно, должно быть здорово.
И отдельно, как всегда, хочется отметить умение Юрия Грымова мастерски и очень точно подбирать музыку к своим произведениям. Звучащая в конце фильма «Помолчим» в исполнении Дианы Арбениной - это идеальное попадание.