[B]«Проблема в том, что любовник из первого мира и поклонник из второго — один и тот же человек». Совпадение? Не думаю! (с)[/B]
Нет, проблема не в этом. Джулия за 6 лет не смогла смириться с потерей любимого - вот это проблема.
Вообще-то и родители мужа присутствуют в обоих мирах. И отец то ли действительно «проникает» в мир, где есть муж и сын Джулии, то ли у него старческое слабоумие. Но тогда бы он видел бы только мужа (своего сына), а внука «придумать» вряд ли смог бы.
Собственно, я хотел посмотреть этот фильм только ради Кэтлин Тёрнер. Её красоту (до того, как она заболела) считаю классической, в ней нет избыточности Монро, и искусственности нынешних актрис, у которых не знаешь, что своё, а что - плод искусства пластического хирурга. И Кэтлин очень убедительна в своей роли. Возможно, этому поспособствовал тот факт, что она находилась на 6-8 неделе беременности до начала съёмок, но во время полёта в Италию у неё, к сожалению, случился выкидыш. Наверно, только женщины могут понять, как после этого можно сниматься в кино. Да и в предыдущем фильме Френсиса Форда Копполы «Пегги Сью вышла замуж» (1986) героине Кэтлин уже приходилось путешествовать необычным маршрутом: из будущего в прошлое и обратно.
Безусловно, фильм получился не совсем удачным. И трудно найти его сейчас в приемлемом качестве, что, вообще-то говоря, странно. Ведь «Джулия и Джулия» - первый фильм, снятый на оборудовании Sony с использованием видеосистемы высокого разрешения NHK (HDVS), аналогового формата видео с разрешением 1125 строк (с последующим перенесением на 35-мм пленку для показа в кинотеатрах). Впрочем, сценарно-режиссерский блок как-то не блещет достижениями. У Сильвии Наполитано, автора сюжета и сценариста, работ не так уж много, половина - сериальные и телевизионные, а это, согласитесь, другой уровень. Но что Сильвия! У режиссёра Питера Дель Монте всего 15 фильмов, начиная с 1969(!) года по настоящее время. Если б он снимал, как Алексей Герман-старший, в манере гиперреализма, тогда такая «производительность» была бы понятна, но нет. Из более-менее значимых наград у него только каннский приз за художественный вклад за фильм «Приглашение в путешествие» 1982 года (и там же номинация на золотую пальмовую ветвь). А фильм “Джулия и Джулия” был лишь номинирован на Каталонском МКФ фантастических фильмов в Сиджесе, а музыка Мориса Жарра даже получила там приз (я до этого и не слышал о таком фестивале). Дель Монте как-то удавалось иногда заполучать актрис не последнего ряда: кроме Тёрнер, была и Дженнифер Коннелли, и Азия Ардженто, и Валерия Голино на излёте карьеры, возможно, я кого-то ещё пропустил…
В этом фильме и мужская часть не подкачала: хорош Гэбриел Бирн (не знай я, что он из Ирландии, легко принял бы за итальянца с юга; он вообще, по-моему, сильно недооценённый актер), хорош Стинг в роли любовника-собственника. Родители мужа, которых играют Габриэле Ферцетти и Анджела Гудвин, отыграли без единой фальшивой нотки.
Но «о чём этот фильм? Да ни о чём!», как говорилось в советской ещё пародии на Эльдара Рязанова в качестве ведущего передачи «Кинопанорама». Тут не спишешь на плохое качество копии (а хорошего вы сейчас и не найдёте, как я упоминал выше). Думаешь, что всё разъяснится в конце, но нет: даже попытка героини разрубить сей гордиев узел самым кардинальным способом не приводит к однозначному заключению. Покажи фильм психиатру - долго думать не будет: декомпенсированное психическое расстройство у главной героини с бредом, галлюцинациями, ложными воспоминаниями, разными формами амнезии… короче, уточним диагноз в стационаре. Если так, то конец логичен. Если же режиссёр хотел показать нечто другое, изобразить из себя Антониони, то увы, этого не случилось. Хотя, порывшись в форумах, я обнаружил, что для объяснения существования героини в двух разных мирах привлекли даже концепцию множественности миров Хью Эверетта. Однако я человек простой, посконный, и где-то даже от сохи, предпочитаю в сложных ситуациях пользоваться бритвой Оккама. Есть элементы нуара, опустевший город, две квартиры на разных сторонах улицы, в которых попеременно живёт (в двух пересекающихся мирах) главная героиня, игра света и тени, улетающая фата невесты, подхватываемая будущим любовником и прочее, есть атмосферность, которой способствует музыка Мориса Жарра (кстати, отца того самого Жан-Мишеля Жарра), но объяснение, согласно которому Джулия (вместе с Даниэлем Ослером (Стингом) и родителями мужа) может «прыгать» из одной параллельной вселенной в другую уступает для меня тому, где эти «прыжки» происходят только в её голове. И тем не менее многих этот фильм, что называется, чем-то зацепил. Да и меня тоже, к чему скрывать.
Есть любовь и экзистенциальные переживания главной героини, и ради неё, и её великолепной груди (да! у Стинга прекрасные песни, но его голый торс меня не заводит:-):
В течение всего экранного времени меня томило ощущение таинственности, исходящее от появления Стинга на экране. То ли это сам Стинг такой, то ли его герой, но это чарующая магия.
Габриэля Бирна в самой первой сцене на свадьбе я не узнала, но потом, присмотревшись во время поездки новобрачных в машине, идентифицировала. Он здесь выглядит не как обычно, чуть более кудрявый, нос, как мне показалось, чуть более орлиный. И по сценарию он итальянец - Паоло. Актерская игра Бирна не поражает, но своим присутствием в кадре он создаёт образ спокойного, романтичного мужчины, полно живущего повседневной жизнью и любящего свою жену.
Постельные сцены с Кэтлин Тернер и демонстрация её груди сегодня (фильм снят в 1987 году) кажутся несколько неуместными, даже чересчур истеричными, в холодном и неторопливом ходе повествования. Вообще, индивидуальность Кэтрин, на мой взгляд, в Джулии не выразилась. Джулия сама по себе не слишком интересный персонаж, события, происходящие с ней, гораздо интереснее её, как личности. Мистичность истории - один из плюсов фильма. Туманности, пустынные улицы, неизвестная женщина, живущая в квартире Джулии вместо самой Джулии.
Итого. Лирическое неспешное повествование, Вы лишний раз не вздрогнете от ужаса или волнения, но очарование при определенном настроении в этом кино есть, а также есть вера в бессмертность любви. Поэтому