Сразу хочу заметить, что я не отношусь к занудным поклонникам литературных произведений, желающих видеть в каждой киноверсии дотошную экранизацию их любимой книги. Понимаю, что кино и телевидение - это совершенно автономные виды искусства и совсем не обязательно должны повторять первоисточник. Допускаю любые купюры или добавления, изменения или переосмысления сюжета. С одним условием, чтобы герои при этом оставались в пределах литературной образности и не теряли своей сути, напротив, приобретая большую четкость. А сама история оставалась в рамках здравого смысла и в пределах адекватности. Эта преамбула к тому, что Сага о Форсайтах - мое любимое произведение, а данный сериал мне очень сильно НЕ понравился. Хотя, честно признаюсь, я очень старалась хоть за что-то зацепиться.
Я думала об этом и пришла к логичному для себя выводу: если бы всё, что помимо Голсуорси напридумывали авторы сериала, играли другие, более подходящие к моим представлениям актеры, этот сериал я могла бы худо-бедно переварить до конца. Для меня решающим (и не только в этом случае) является каст, который обязан своей игрой и проникновением в образы передать и сценарные усилия, и тем более режиссерские задумки. В данном случае подбор актеров оказался настолько неудачным, что проще для психики было остановить видео, потому что в этой главной неудаче утонула и операторская работа с ее крайне неудачными ракурсами и особенно крупными планами, и работа художника по костюмам, которые на некоторых (особенно дамах) сидели, как на корове седло, здесь же 'утонула' и работа гримеров, визажистов и прочих представителей многочисленных киноцехов. В общем, все сдулось буквально в ноль.
Хотя в книжной Саге фактически нет каких-то особо выделенных персонажей среди множества ярчайших лиц, потому что главный герой там весь клан Форсайтов, в сериале особое внимание сфокусировано на Сомсе и Ирэн. И тут зарылась самая главная собака. Ни Льюис, ни МакКи ни на йоту не похожи на своих героев. Причем, если Льюис хороший актер и не попал чисто внешне, то МакКи еще и оказалась очень плохой актрисой, на грани эмоционального дебилизма (это нисколько не ругательство, а банальный медицинский диагноз). Подумалось, неужели в огромной 'армии' британских актеров, делающих 90 процентов голливудской славы, не нашлось пары десятков красивых (или хотя бы приятных) лиц на роли в этом сериале? Я понимаю, английская аристократия, начиная с королевской семьи, особой красотой не блещет, так как слишком пристально оберегала свою кровь от недостойного вливания. Но иногда и в нее прорывался свежачок - внуки и правнуки действующей королевы тому показательный пример. Так почему Форсайты, которых Голсуорси не обделил внешней привлекательностью (и аристократизмом само собой), выйдя на видеоряд, приобрели столь отталкивающие черты? За исключением, разве что Босини - Йоан Гриффит единственный выглядит приемлемо, как заметили и другие рецензенты. И, кстати, на сериал решилась в рамках знакомства с фильмографией как раз этого актера. Больше не увидела ни одного 'героя'. Или это делалось специально? Что-то я склоняюсь к последнему, потому и отказалась от дальнейшего просмотра. И никому советовать не буду, чтобы любовь к первоисточнику не исказилась под влиянием очень неудачной телеверсии. То, что киноделы сотворили с Форсайтами в 1946 и 1967 годах, куда более удобоваримо, чем нынче в ХХI веке, когда возможности телепроизводства несравнимо выше...
Удивительно, какими предрассудками была наполнена жизнь людей всего 150 лет назад. Браки заключались не по любви, а по статусу, выгоде, расчёту. Отношения внутри большой семьи, клана, были до предела формализованы, а если кто-то смел жить 'непринятым' образом, его просто-напросто исключали. Именно такой и была семья Форсайтов. И самыми прекрасными в ней были, конечно, бунтари и изгои - ведь именно они раз за разом помогали всем остальным очнуться и начать чувствовать.
Сериал 'Сага о Форсайтах' дал возможность увидеть героев одноимённой книги с несколько другой стороны и испытать более яркие эмоции от сюжета. Особенно хочется отметить молодого Джолиона (Руперт Грейвс), чей образ получился наполненным любовью, добротой и порядочностью; а также Сомса (Дэмиэн Льюис) - бесчувственного, затем одержимого, и лишь после рождения дочери - понимающего и переживающего человека. Справедливости ради, нужно отметить, что книжный образ этого героя получился более интересным, чем в сериале. Там эволюция характера Сомса чувствуется сильнее. Но и в книге, и в фильме в конце он вызывает искреннюю симпатию и сочувствие. Выбор Джины Макки на роль Ирэн сильно удивил: в ней есть и холодность, и статность, но не красота. Вероятно, так и было нужно для начала саги - ведь в конце внешность героини словно согревается любовью и счастьем.
Сериал лучше смотреть после прочтения книги: тогда многие моменты станут более понятными. К тому же, всегда интересно сравнить образы героев из собственного воображения с тем, какими их увидел режиссёр.
Книгу я читала в юности, конечно была под впечатлением этой истории, восторгалась Иран, возмущалась Сомсом, сочувствовала неудавшейся любви их детей. Но это было давно, подробности стёрлись.
Посмотрев сериал, все вскипело вновь... но уже не совсем так. Отношения к героям скорректировал жизненный опыт. Смотрела фильм как самостоятельное произведение, не сопоставляя с книгой. Но ведь это и есть самостоятельное произведение искусства. Пусть герои не всегда точно повторяют Голсуорси. Сериал производит впечатление именно современной визуализацией эпохи, героев, туалетов, манер. Современность сделала всех совершенно живыми по сравнению со старыми экранизациями, где все как-то театрально, условно, а здесь абсолютно реально. И пусть Ирэн не такая красавица, как описал Голсуорси, но основной мотив ее действий- физическая неприязнь к Сомсу - очень убедительно сыгран. А вот Сомсу, а он очень симпатичный, я сочувствую в отличии от книжной истории. Он так ее любит... и так несчастлив. Но как бы он не проявлял свою любовь, она не будет принята, ведь он неприятен весь, целиком. На мой взгляд, наиболее точно показаны Флёр и Джон. Наверно я такими их себе представляла. В отличии от Сомса и Ирэн, чьи образы были при чтении какими-то неопределенными. А любовь Сомса к дочери - верю и ещё раз верю! И какие костюмы!
Спасибо создателям и актерам за чудесную возможность увидеть, как все было, и вновь сопереживать героям этой непростой истории.
Мне кажется, это главный и основной посыл саги. Разве виноваты Ирэн и Босини, что между ними проскочила искра, из которой разгорелось пламя ненависти между несколькими поколениями? Даже Джун, обманутая невеста и подруга, наплевав на гордость, защищает влюбленных.
Актеры подобраны неплохо. Ну и что, что они не похожи внешне на своих книжных прототипов?Зато какая игра!
Джине Макки удалось 'оживить' Ирэн, в книге-то она как привидение - ни чувств, ни эмоций, ни переживаний. И актриса очень красивая, хоть и волосы не 'цвета опавшей листвы' и цвет глаз совершенно другой.
'Пират'-архитектор в исполнении Йоана Гриффита чертовски хорош.
Сомс, что книжный, что экранный, симпатии не вызывает. Нет в нем того шарма, который бы заинтересовал хоть какую-нибудь женщину. Даже в повесе Дарти больше очарования.
Малышку Джун жалко, из нее получилась бы почти идеальная жена и мать. А она всю нерастраченную любовь и доброту отдает 'несчастненьким'.
Жаль, что авторы не довели сюжет до конца и не сняли продолжение по 'Лебединой песне'.
Посмотрел десятисерийную 'Сагу о Форсайтах', в которой более-менее органично упакован материал исходника. Цикл Голсуорси ( в отличии от Современной комедии и Конца главы) - не выдающихся литературных достоинств, мелодрама с социальными инвективами, однако обрел статус классического произведения и в отношении к исходнику сценариста чувствуется большое уважение. Нового осмысления персонажей, в том числе Сомса, у которого чем дальше - тем больше симпатизантов, нет, сюжетные ходы воспроизведены на протяжении девяти серий без изменений. Лучшая работа крайне удачливого в плане сериальных достижений Льюиса, который сам по себе актер не выдающийся, но хорошей выучки и профессионально состоятельный ( масштаба и дарования нашего Серебрякова примерно). Только ленивый не написал, что создатели совершили микааст с выбором актрисы на роли Ирэн. В романе чрезмерно много сказано о ее выдающейся красоте, а здесь актриса некрасива. Это не критично, поскольку к ней привыкаешь, плюс актриса изящна, а представления о красоте Голсуорси не должны совпадать с зрительскими. Кастинг ровный - никто не выпадает, но особо и не выделяется над средним уровнем ( за исключением упомянутого Льюиса).
В десятой финальной серии сценаристы переписали концовку, несколько сместили акценты, завершив сериал примирением Сомса и Ирэн и даже трогательным катарсисом финальных сцен. Это решительно пошло на пользу, серия- самая удачная и в силу этого ощутимо улучшает общее впечатление от сериала, который получше пустышки 'Аббатства Даунтон' ( как Голсуорси несравним с Феллоузом), но столь же уступает выдающимся экранизациям Айвори, существенно превосходящим исходник романов Форстера.
Была бы оценка минус, поставила бы. Наверное это самая плохая экранизация из всех возможных. Мало того, что актеры совершенно не подходят к фактуре героев внешне, это полбеды, но они ещё умудрились настолько упростить героев, что кажется смотришь индийский фильм, где злодеи зловеще хохочат совершая преступления, а положительные герои танцуя и напевая борятся с жестоким миром.
Невероятно эмоциональный и глубокий Сомс, натура сложная и неоднозначная, представлен маньяком-истеричкой. Амебоподобная красавица Ирен стала выглядит суфражисткой.
Зачем-то добавлены события, которые не случились и не могли случиться во времена, описываемые Голсуорси.
Редкое пренебрежение к первоисточнику и эпохе, в которую происходили события.
Могу порекомендовать только прочитать книгу снова, а не тратить время на просмотр этого сериала.
С первоисточником я была знакома только визуально - при пересмотре бабушкиной библиотеки в поисках интересной книги, частенько натыкалась на два толстенных тома Джона Голсуорси. Отпугивало восторженное совдеповское предисловие о главной ценности романа - порицании прогнившего класса буржуазии. Трагический финал Саги тоже не внушал доверия и желания потратить несколько дней на чтение внушительных фолиантов. А вот посмотреть пару серий с хорошими актерами - почему бы и нет?
Наметанным взглядом ценителя костюмированных экранизаций, сразу отметила необычайную атмосферность и музыкальность киноленты. Фортепианная классика, легкие скрипки, восхитительные наряды и яркие декорации - по крайней мере, эстетическое удовольствие гарантировано.
С первых минут создатели сериала знакомят нас с двумя ветвями большой английской семьи. Джолион младший (Руперт Грейвз) легко и уверенно заслужил мое неодобрение, бросив жену с ребенком ради любви и понимания подозрительной гувернантки. И это в конце 19-го века, когда каждый развод печатался в городских газетах и обсуждался всем Лондоном.
Спустя несколько лет в другой части Форсайтского клана разворачивается стандартная романтическая история, в которой молодой, вполне привлекательный и весьма богатый Сомс Форсайт (Дэмиан Льюис) добивается руки и сердца очаровательной, но бедной мисс Эрон (Джина МакКи). Сюжет развивается в рамках классического викторианского романа: он влюблен и покорен, она - в смущении и сомнениях. И вот - счастливый миг! Она отвечает 'да'... и пара скрепляет согласие, наверное, самым неловким поцелуем за всю историю кинематографа.
Вы когда-нибудь задавались вопросом: как жили после свадьбы Принц и Золушка? Долго и счастливо! Это известно всем, кроме Джона Голсуорси... Вместо этого мы видим властного, ревнующего даже к лучшей подруге Сомса, молчаливую и холодную Ирэн - гнетущую картину семейной жизни, без понимания и взаимности. Еще мгновение - и мы наблюдаем яркое чувство, вспыхнувшую между Ирэн и архитектором Босини, женихом ее лучшей подруги Джун.
Вероятно, я должна была радоваться за Ирэн - она так счастливо выглядит рядом с Босини... Или мне стоит посочувствовать бедняжке Джун, осознающей измену жениха и рыдающей ночами в подушку? Или мне закусить губу наблюдая за терзаниями Сомса, у которого под идеальным, застегнутым на все пуговицы костюмом, бушует настоящий ураган чувств?
Кто прав, кто виноват? Может ли настоящая любовь быть настолько разрушительной и пугающей? Сомс страдает, страдает не только от неразделенной любви и измены жены, но и от неумения выразить свои чувства... Самые лучшие свои идеи он сообщает не вовремя, не к месту. Свои разбитые надежды он высказывает в понятных ему терминах финансов и собственности - на большее он не способен. Говорить о своих переживаниях он не научен - это слишком личное, слишком болезненное.
Семья не может оставаться в стороне, когда на их глазах разворачивается трагедия, но никто из Форсайтов не мог представить, как глубоко эта разрушительная страсть повлияет на жизнь практически каждого Форсайта, расколет семью на два враждующих лагеря, трагически изменит жизни следующих поколений.
Что касается технического выполнения - качественные актерские работы радуют глаз. В начале просмотра слегка удивлял выбор Джины МакКи на роль красавицы Ирэн - уж очень бледной кажется героиня на фоне рыжеволосого эффектного Сомса. Тем не менее, к ее актерским возможностям нет никаких претензий. Старшее поколение Форсайтов колоритно оттеняет молодежь, добавляя в общую картину какую-то цельность и завершенность. Руперт Грейвз и Йоан Гриффит в ролях молодого Джолиона Форсайта и архитектора Филиппа Босини - в меру милы и убедительны.
О Льюисе придется сказать отдельно, как и о его персонаже. Удивительно, как этому худому рыжему британцу удается играть омерзительных типов так, что невозможно отвести глаз. Отношение к его персонажу меняется от легкой насмешки, до желания стукнуть его хорошенько, потом прочитать длинную нотацию и, наконец, приласкать и посочувствовать. Он любит до глубины души, страдает одними глазами, выражает презрение или восхищение едва заметной улыбкой и легким изгибом брови. Вы можете любить или ненавидеть его персонажа, но в убедительности актерской игры сомневаться невозможно.
А как же толстая книга? Я ее прочитала меньше чем за неделю. Снова влюбилась, снова смеялась и кусала от волнения губы... Пересмотрела еще раз сериал (надо же было сравнить впечатления). Идеальных экранизаций не бывает - и эта не исключение. Есть неточности, есть авторская интерпретация сценаристов. Сомсу добавили отрицательных черточек, Ирэн сценаристы сделали более живой и понятной. Однако киноленте удалось главное - передать зрителям любовь к персонажам и бессмертной Саге.
Что вы знаете о любви? Вы возомнили себя специалистом? Что ж, проверьте себя - посмотрите Сагу о Форсайтах.
Признаюсь, книгу я не читала, поэтому буду судить только сам фильм. Итак, чтобы не повторяться с другими рецензиями, начну с перечисления минусов и плюсов. Начнем с минусов:
1) актерский состав. Подбор был проведен, на мой взгляд, очень плохо. Джине МакКи (Ирэн), ну никак не смотрелась в роли ослепительной красотки. Уж, простите ее поклонники, но это правда.
2) актерская игра. Некоторые персонажи вышли крайне неудачно, нераскрыто, однобоко. Им не веришь, их не жалко, хочется побыстрее перемотать сию муку.
3) Сценарий. Сценарист фильма убил всю логику первоночального творения. Как я понимаю, главной героиней, которой должны были бы сопереживать, должна стать Ирэн. Но мне ее на протяжении фильма нисколько не жалко, а наоборот, в конце фильма я стала ее презирать и ненавидить. Некоторые пишут, что она вышла замуж не по любви, из безысходности. Но, может быть, я чего-то не понимаю, или все же можно было пойти работать, и не губить себе жизнь, да и другим тоже. Дальше, я так понимаю, главным 'плохишом' должен был стать Сомс. Но мне его жалко на протяжении всего фильма. Я сопереживаю и сочувствую ему, не понимаю, почему ему на долю выпало столько испытаний, чем он это заслужил.
4) грим. Здесь об этом уже многие писали так, что не буду повторяться.
5) Нравственность. Либо я чего-то не понимаю, либо я ханжа. Почему аморальное поведение здесь восхваляется (любовники, измены, предательство), а благопристойное нет? Почему, ответьте мне пожалуйста, я должна сопереживать тем, кто нарушает все принципы морали? Может быть я слишком молода, и ничего не понимаю в жизни? Увольте, но я за семейные ценности.
Плюсы:
1) передание эпохи. Нет слов. Костюмы, дома, экипажи все передано на 100%.
2) Актерская игра. Опять же. Некторые отыграли на 5 с плюсом. Дэмиэн Льюис, на мой взгляд, справился лучше всех.
Итак, что же бы хотелось добавить. Стала бы я рекомендовать этот фильм? Нет, не стала бы.
После прочтения книги было очень интересно посмотреть экранизацию этого великого произведения. Что ж, вполне достойно! Понравились актеры, костюмы, атмосфера. По моему мнению, все актеры отлично подобраны.
Ирэн. Всем, кто читал книгу, известно, что Голсуорси описывал её иначе, ну и что. Зато Джина МакКи замечательно справилась с этой ролью и обаяние в ней есть. Лично я сначала увидела именно отрывки из этого сериала по телеканалу «Культура», за что ему спасибо! А потом прочитала книгу, но для меня Джина – отличная Ирэн. Она создала образ приятной трогательной, не всегда счастливой, но честной достойной женщины. И хорошо, что не взяли на эту роль какую-нибудь красивую, но менее талантливую актрису, только потому, что нужен был блондинистый цвет волос.
Многие осуждают Ирэн. Но не я. Вдумайтесь, она жила без собственных средств и без родителей, с теткой, которая постоянно попрекала её нищетой и буквально толкала замуж. Если не Сомс, то другой, так что Ирэн выбрала из двух зол меньшее. По крайней мере, Сомс был молод в отличие от другого жениха. Это сейчас можно спокойно жить с родителями, работать, ни от кого не зависеть и ждать свою любовь. У Ирэн такой возможности не было.
Сомс. Отличный выбор актера. Лично я полюбила этого персонажа в книге. Очень было жалко его и в книге и ив фильме. Ведь он неплохой человек. Не пьет, не бьет, не изменяет, работает, семью обеспечивает. Просто он и Ирэн - не те люди, которые должны были быть вместе. Но он не хотел этого понять. Его ошибка в том, что он – собственник (недаром так названа часть книги), он выбирал жену по внешности, как красивую вещь, себе по статусу, которая будет хорошо с ним смотреться – как приобретение. Он не мог понять, что нужно найти женщину, которая полюбит его самого, его личность, его душу. И в этом его несчастье. Актер Дэмиен Льюис замечательно передал всю трагедию этого человека.
Еще понравились Джун, Джолион-старший и средний, Монти Дарти – все вписались в образы, созданные великим писателем Голсуорси.
Хороша молодежь - Флер и Джон, они не такие эгоистичные как в книге( лично я ненавидела книжную Флер, а тут она милая).
Интересный, красивый сериал. Рекомендую любителям классической литературы, сложных судеб, костюмных исторических сериалов.
Просмотрен очередной маленький британский шедевр. Невероятно красивое завораживающее ожерелье из прекрасных английских сериалов пополнилось еще одной замечательной жемчужиной - сагой о любви, ненависти, страсти, жизни и смерти и вечной темой воскрешения, даваемого прощением.
Нет, я не читала книгу и я рада - рада, что была избавлена от сравнения, которое невольно приходится делать каждому читателю. Я смотрела спокойно и отстраненно на фильм, который мне совсем не понравился вначале, спрашивая себя, увижу ли я здесь хоть одного по настоящему красивого актера или хотя бы одну неожиданную сюжетную линию.
И когда я уже была готова с огорчением записать сериал в аутсайдеры, недоумевая по поводу того, как британцы до такого докатились, и наступил тот переломный момент, когда оторваться от просмотра уже не было никакой возможности, и единственное, что удерживало от ночных посиделок - это необходимость утром идти на работу.
Фильм расцвел, как бутон розы, оставив после себя тонкий и легкий флер светлой грусти и ощущение неуловимой красоты и быстротечности бытия.
Красиво и горько... Перед глазами зрителя, на ладони, как в кукольном домике проходит полвека жизни аристократической английской семьи - богатой и знатной.
Поколения сменяют друг друга, на смену отцам приходят дети, в свою очередь становящиеся отцами и в этом бесконечно возобновляющемся круговороте перед глазами зрителя проходит сама жизнь, как она есть - со своими радостями, бедами, проблемами, проклятиями и благословениями.
Описывать сюжет в данном случае практически бесполезно, сюжетом является сама жизнь. А мне позвольте сконцентрироваться на том, что мне больше всего понравилось: на актерской игре и чудесно переданном духе Великобритании - величественной, холодной снаружи и пылкой и страстной внутри.
Всех актеров можно условно разделить на три группы группы - ключевые актеры, на которых собственно и держится весь фильм, актеры-статисты, основная цель которых состоит не в привлечении внимания к персонажу, но к созданию вокруг фильма уже упомянутого мной особого английского духа, и актеры, занимающие промежуточную позицию между этими двумя группами.
К статистам я бы отнесла практически все пожилое и молодое поколение, за исключением таких фигур как Джун и Флер.
Персонажи-статисты для меня особо не отличаются между собой и не особенно занимают мое внимание, но очень правильно оттеняют игру ключевых актеров, о которых мне и хотелось бы поговорить.
И прежде всего, хотелось сказать о центре притяжения всего сериала - Дэмиэн Льюис - Сомс Форсайт. И лишь потом о его жене - Джине МакКи - Ирен Форсайт.
Что сказать - опять британцы умело переворачивают представление зрителя о добре и зле с ног на голову, ловко играя на извечной истине о том, что в мире все таки нет белого и черного, что мир - это многоцветный постоянно меняющийся калейдоскоп событий, оценок этих событий, человеческих поступков, душ, страстей...
И конечно одна из фирменных фишек британцев - это работа с антагонистическими персонажами - непрерывные и захватывающие хождения по загадочным лабиринтам человеческой души и наконец - долгожданный выход на свет с полностью измененными представлениями, сформированными у зрителя в начале пути - поистине захватывающее путешествие для тех, кто, как и я, считает человека самым интересным объектом наблюдения на земле.
Довольно таки непривлекательный образ Сомса Форсайта - жесткого и бездушного дельца с весьма специфической внешностью, вносящей определенный вклад в негативное отношение зрителя к этому персонажу - и меня заставил вначале фильма испытать легкое отвращение и задать вопросом, стоит ли мне вообще смотреть довольно продолжительный сериал, главный герой которого мне настолько несимпатичен.
А потом... потом я не могла оторвать от него ни взгляда, ни мыслей, так глубоко проникли в мою душу переживания этой сильной и очень неоднозначной личности.
Мое отношение к Сомсу прошло последовательно через абсолютно полярные состояния – начиная от ничтожества, продолжая мерзавцем, неожиданно переходя в бедняжку и заканчивая определением «просто молодец».
А уже ближе к концу фильма, я испытала настоящую грусть при мысли о том, что мне предстоит расставание с персонажем, сумевшем меня так очаровать и так ненавязчиво и ощутимо заставившем меня в очередной раз почувствовать, насколько сложна и многообразна окружающая нас действительность.
Каждый человек – это мир, описывать который можно бесконечно… Можно писать тома и все таки не сказать ничего полезного для другого. Поэтому лучше смотрите сами и пусть километраж вас не смущает, ибо путь пронизывает эпохи и лежит через захватывающие окрестности человеческих душ, и на все протяжении пути зрителя будет сопровождать ветер сомнений и перемен под дождями из печали и разочарований, сменяемый лучами надежды, любви и прощения.
Моя очередная горячая и заслуженная благодарность замечательному британскому кинематографу.