К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

”Она не отстояла себя как художника, она просто делала свою работу”

Талант - это особая форма восприятия мира, индивидуальность, скрытая в каждом. Наверное жизнь и предоставлена нам, чтобы отыскать применение этого ключика в нужном месте, но даже если вам удастся открыть занавесу тайны к вашему призванию, которое у вас получается и получается невероятно хорошо, то это, к сожалению, ни в коем образе не гарантирует максимальной отдачи и признания.

Так случилось с Вивиен Майер, которую все знали как няню, но никто даже и представить не мог, сколько необычных снимков она сделала за свою жизнь и что это увлечение было единственной важной формой жизни. Непохожая на других авторов она выходила на улицу и словно искусный художник в мгновение находила контакт с незнакомцем и останавливала время в своем негативе, в котором была скрыта вся жизнь человека напротив, которые в свою очередь так и не вышли за пределы своих футляров при жизни автора. Лишь случай в лице аукциона смог связать двух совсем не знакомых людей и дать вторую жизнь этим работам.

Получив эти сокровища, Джон Малуф далеко не сразу осознал масштаб происходящего, но в процессе погружения ему все детальнее открывается картина личности, с которой зрителю и предстоит познакомиться. Моментами ты как и автор задаешься вопросом, а правильно ли поступает режиссер, выводя в свет то, что оставалось спрятанным в сундуках. Присутствует ли эгоистичность автора картины в том, чтобы за счет другого человека заработать или как-то его вознести в свою пользу. Тут нет явного ответа, но этот тандем точно работает и работает на благо культуры, подобно не признанным художникам, так и это очень скрытная женщина становится важным персонажем в уличной фотографии мира.

”В поисках Вивиен Майер” - это история о двух незнакомцах, связанных случайным стечением обстоятельств, которые обрели и свою трагичность, и свой шарм. Этот фильм про страсть к делу, про талант, про память, а вместе с тем про творческую аскетичность, сливающуюся в человеке в одно целое.

8 из 10

11 мая 2023 | 15:19
  • тип рецензии:

После, а особенно во время просмотра, горячо захотелось написать о кино. Впервые за год, а может даже и больше. Но корректно ли говорить в данном случае о фильме, как о художественном произведении?

Первая мысль, что посещает на титрах относительно создателей – устойчивое ощущение, что они сделали ту самую «работу всей жизни». Когда есть история, в которую веришь на 100%, прекрасный результат получится обязательно. Я верю и знаю, что у каждого человека маячит где-то такая же история, способная стать чем-то выдающимся и значимым. История о себе, или же о реальном, непридуманном клочке мира снаружи своего «Я».

Здесь же получилась идеально взвешенная по тональности, немного неудобная настроением, иногда по-детски наивная, а очень часто чудаческо-мистическо-детективная притча. Легкость и любовь к материалу вышли на первое место, и понятие «профессионализма» снятого, качества, технических аспектов, отступили на второй план. (Хоть и без претензий, если присмотреться внимательнее). В конце концов, скажем, музыка Океана Эльзы – это давным-давно не про музыку история, а про кое-что большее.

И вот. Что видел именно я.

Представьте, что вы живете полноценной жизнью, у вас прекрасная семья, замечательные отношения и любимая работа, а каждый из дней – это море света и море сложностей, которые решаемы. Рядом с вами живет странный сосед, не всегда корректный – делает или говорит невнятные, неудобные вещи постоянно – совсем не опасный при этом, но от него все в округе держатся подальше и старательно вычеркивают из повседневной жизни. Специально не замечают, очень быстро здороваются, отворачиваются и идут дальше. Ведет себя странно, декларирует мысли, не вписывающиеся в размеренный мирок обывателя, возможно, даже немного воняет – и ваша реальность автоматически отбрасывает в сторону все возможные контакты с этим токсином.

А потом он уходит из жизни, и все соседи, что его окружали, окончательно забывают о существовании человека в череде новых дел и очередных эмоций. И тут чудесным образом выходит пронзительная история его жизни. Она гремит и удивляет, а каждому из «благопристойных, адекватных» людей и их нормальным жизням в этой истории уделено место человека, который появляется где-то там на улице. На полсекунды в кадре, «случайный прохожий №3». Мир затворника был куда большим по сравнению с вашим, вашей правильностью, вашими радостями, заботами и окружающими людьми. Больше такой себе полноценности бытия, на которую мы привыкли ориентироваться.

Это словно дождь, нет, целый океан на голову «правильного» человека, не так ли?

Вивьен Майер – памятник того, что нужно слышать разных людей, а не тех, кого пускать в свой мир удобно, привычно или выгодно. (Придерживаясь своих идеалов, конечно же). Слышать сумасшедших, слышать оппонентов по политическим взглядам, просто людей из совершенно иных уголков планеты. Дарить немного внимания тем, кому это нужно – учиться улавливать такой момент и быть открытым ко всему. Это особенно важно для меня, ведь далеко не всегда выходит. Потому и зацепило. И такой фокус в этой истории – лишь моя интерпретация жизни Вивьен Майер, вывод из которой может быть… Лишь у каждого свой.

Как вариант, это может быть история, что за сломанным характером неудобного человека, его странным образом жизни всегда стоят какие-то темные и ранящие события из детства. По себе знаю, что изучение слабостей внутри себя всегда приводит ход мыслей куда-то в далекое прошлое.

Или же, банально, этот фильм – иллюстрация того, что талант не пропьешь ничем. Или же, что совсем необязательно его складировать в коробках.

И даже еще проще – возможность почувствовать буквально кожей, что есть бессмертие на самом деле, за пределами контекстов этого громкого слова.

Хороший фильм – тот, что навевает нужные мысли. И усиливает то, что сидит внутри каждого человека. «В поисках Вивьен Майер» делает именно это. Каждому – свои мысли и размышления, с учетом нынешнего положения вещей в жизни. Но что-то, да и зацепит каждого за эти каких-то 84 минуты.

10 из 10

29 июля 2019 | 20:24
  • тип рецензии:

Документальное кино становится очень популярным жанром, с более интересными подробностями, расследованиями. Этот трогательный фильм немного раскрывает для нас дверь во внутренний мир на чердаке такого загадочного, тонкого, чувствительного художника, который испытывал стеснение себя продавать и показывать свои работы. Она отнюдь не положительна, сложна, как любой творческий человек, но эту многогранную мозаику так интересно собирать вместе с любопытным Джоном Малуфом. Спасибо его пытливому и небезразличному уму, который сделал из случайной истории целый детектив.

Фильм о том, как художник ищет понимания у окружающих, он учит нас прислушиваться к окружающим, более чутко и тонко относиться к творческим людям, не обидеть, не задеть, не дать уйти в себя! Ведь этот огромный груз ее газет, заметок, непроявленных пленок-это своего рода крик!

Печально видеть было старость художницы, но во всех ее работах она именно таких персонажей и выбирала: с надрывом, с загадкой, с историей. Ее тайна оказалась велика! Подумать только, сколько мы еще можем талантов помочь открыть!!!

Ищите сокровища! Смотрите немного шире, чем ваше гнездо и семья! Наслаждайтесь фильмом и прекрасными фото!

19 января 2016 | 01:02
  • тип рецензии:

Редко попадаются сразу два хороших фильма про фотографов, про великого фотографа и про... няню с фотоаппаратом. Посмотрел их практически одновременно, и на оскара оба пошли. Данная рецензия, точнее впечатление, об этих двух фильмах. Тут размещаю, потому что этот понравился больше.

Тандем Вендерс-Сальгадо (Соль земли) упрекнуть не в чем- мэтры о мэтрах. И горе в размерах планеты, и проекты длящиеся десятилетиями. Хорошее кино получилось, артхаусное, фестивальное. Но как раз в этом его недостаток. При всей силе самих фотографий кино получилось какое-то выверенное, просчитанное, холодное.

Мне фильм про Вивьен понравился больше. Рассказчик, Малуф, сам по себе персонаж удивительный, все это коллекционирование, скупка хлама на блошиных аукционах, каталогизация... Героиня, Майер, странная женщина, в шляпе и с фотоаппаратом. Фотографирует все подряд: мусорки, прохожих, свою тень, свое отражение в витрине, детей за которыми присматривает (работает няней). Вместо детских площадок таскает подопечных по подворотням и улицам большого Чикаго. В том, что негативы Вивиан попали именно к Джону, есть какая то закономерность. Мистика.

В итоге получилось многогранное документальное кино, созданное увлеченным, открытым человеком про человека талантливого, скрытного, странного и одинокого. С хорошей детективной линией, с простыми людьми, с живыми эмоциями, и конечно с поразительными работами Вивиан.

Разница как у дорогого, глянцевого фото альбома, выпущенного ограниченным тиражом, и потертого семейного альбома с фотографиями. Одно эксклюзивно, коллекционо и глобально, второе еденично, трогательно и душевно.

9 из 10

04 октября 2015 | 10:49
  • тип рецензии:

Вот Джон Малуф, парень гиково-хипстерской наружности, устанавливает камеру на потолке собственной комнаты. Вот он начинает раскладывать на полу многочисленные квиточки: чеки, открытки, билеты, записки. Они принадлежали даме, имя которой - Вивиан Майер. Она была простой няней, но еще и одним из удивительнейших уличных фотографов двадцатого века, о чём до недавнего времени никто не подозревал. Вот Джон Малуф начинает понемногу, собственными силами оцифровывать снимки, всё той же Вив Майер, кстати. Вот он собирается ехать в Чикаго - ставит камеру в машине, он за рулём, в добрый путь. Вот он сам сидит в кадре. Рассказывает о том, что приходится продавать фотографии Вивиан, и, о, вселенская печаль на его лице (на самом деле, нет), некому передать деньги. Автор работ несколько лет назад упокоился с миром. Вот Малуф с работником одной из фото-лабораторий Нью-Йорка, тот показывает ему свежие распечатки фото Вивиан. 'Это здорово, спасибо, что дали взглянуть', - говорит Джон. 'Они ваши', - улыбаясь, отвечает обаятельный мужчина, годящийся ему чуть ли не в отцы.

Была ли необходимость у одого из двух создателей документального фильма, чуть не получившего в этом году Оскара, проявлять такой, своего рода, эгоизм - вопрос спорный. С одной стороны, вроде бы и нет, ведь 'В поисках Вивиан Майер' не связан с получением авторами фильма реального практического опыта. Если какой-нибудь Морган Сперлок, снимая знаменитую 'Двойную порцию', в течение определенного времени запихивал в себя исключительно фаст-фуд, дабы понять возможность такого режима питания, он не мог не фокусировать внимание на себе. Это важная часть замысла. Ребята, которые создавали документальную картину о неизвестном миру фотографе, делали то же, что и все документалисты - получали новую информацию от других людей. Видимый автор в таком случае - вещь совершенно необязательная. Зачем нам лично ты сам, чувак? Просто покажи, что у тебя есть. И если смотреть на фильм так, то можно подумать, что кое-кто очень себя любит и больше, чем нужно, ценит себя в этой истории.

Однако, с другой стороны, Малуф право уделить себе в своей же картине большое внимание имел, и даже по нескольким причинам. Главная из них в том, что, не купи однажды Джон, совершенно случайно, коробку с фотографиями Майер на одном аукциончике, мир мог бы не узнать о ней или, по крайней мере, узнать на N лет позднее. Фактически, история фотографа Вивиан Майер начинается с этого парня. Именно он оцифровал её фото, создал блог, где мир впервые увидел эти фантастические снимки, а затем в одиночку провёл гигантскую работу, чтобы собрать дело её жизни в одном месте. Для него это больше, чем просто определенная идея и ее воплощение. Так что участие Малуфа в картине, как рассказчика и полноценного героя, логично. Тем более, что уже ближе к середине фильма полифония голосов его прочих участников приглушит голос самого Джона, он станет реже появляться на экране, а ощущение легкости, оригинальности формы останется. Эффект пристрастия, если угодно. Не такой сильный, чтобы что-то испортить, но, в то же время, избавивший фильм от отстраненности взгляда, характерного для биографического документального кино. Если говорить о разнообразии - то, что нужно.

Мнение профессиональных фотографов о работах няни с камерой плавно перетекает в исследование характера главной героини, ее поведения, взглядов и привычек. Интервью с подопечными Майер, уже взрослыми дяденьками и тетеньками, а так же их родителями, рассказывающими о том, какой они её помнят, перемежаются многочисленными черно-белыми фотокарточками авторства Вивиан. В далёкой французской деревеньке находится престарелый родственник фотоняни и не менее престарелый владелец лавки, с которым он вела переписку. Бодрая американка, у которой загадочная дама покупала плёнку, изображает её забавную походку. А ответы на все вопросы, которые фильм сам себе ставит, благополучно находятся. Их не так много, да и задают их каждый раз, как только дело доходит до скрытых увлечений, а то и теневой гениальности. Почему она была такой скрытной? Почему бедно жила? Почему занималась простой работой? Зачем делала то, что делала? Почему не делилась своим творчеством с миром, а складывала плёнки в стол?

Ответ на последний вопрос, к слову, удивляет: печататься была не против, на предмет чего и вела переписку с французским ателье. Но почему так толком и не сложилось, не двинулось дальше, Джон Малуф и Чарли Сискел отчего-то не скажут. Они и на многие другие вопросы ответы дадут предельно общие. Мол, скорее всего, вот так, а как точно, никто не ответит, кроме Вив, а её уже и не спросишь... Создатели фильма не строят серьёзную, суровую систему, не пытаются охватить всё и вся, не претендуют на звание летописцев жизни фотоняни - скорее, накидывают смыслы, факты, которые, возможно, потом использует кто-то посерьёзнее. Поскольку тема мало разработана, такой отчасти любительский, авантюристский подход работает на отлично, а его главные плюсы - обаяние и непосредственность - с лихвой перекрывают многие возникающие минусы.

01 сентября 2015 | 22:35
  • тип рецензии:

Понятие уличной фотографии, изображающей различные городские сценки с участием людей, возникло на рубеже XIX и XX веков, а усилиями Анри Картье-Брессона в начале 1930-х гг. этот жанр выделился в отдельное направление фотоискусства. Его основными принципами стали: «невидимость» снимающего для субъекта, резкость фокуса и чёткость картинки, максимальная экспрессия и реалистичность кадров. А с приходом и распространением дальномерных и 35-и миллиметровых аппаратов, стиль стал набирать популярность, и подарил искусству множество чудесных мастеров. Среди них были Диана Арбус, фиксировавшая сюрреалистичные и гротескные образы ущербных и душевнобольных людей в их повседневности, Роберт Франк, совершивший большое путешествие по США для создания фотопанорамы жизни страны, и Элен Левитт, снимавшая рисовавших мелом на стенах Нью-Йорка детей. Именитым классикам пришлось потесниться, когда в 2010 году весь культурный мир всколыхнуло открытие одного из самых плодовитых и самобытных стрит-фотографов XX века, всю жизнь скрывавшего свой талант от общественности и близких.

Оно стало возможным благодаря бывшему агенту по недвижимости, а ныне президенту исторического общества Чикаго, Джону Малуфу, который в поисках винтажных изображений для иллюстрирования своей книги, приобрёл на местном аукционе коробку с материалами неизвестного фотографа. В работе они не пригодились, но своими художественными достоинствами сумели заинтересовать любознательного исследователя и коллекционера. Создав фотоблог и заручившись одобрением зрителей отсканированных кадров, он с небывалой энергией и энтузиазмом принялся искать оставшуюся коллекцию, насчитывающую в итоге порядка 100000 негативов, 150 фильмов, 2000 катушек ч/б и 700 цветной плёнки. Автор снимков, американская фотохудожница Вивиан Майер, проработавшая няней в Чикаго около 40 лет, на тот момент, увы, скончалась, но это только сильнее мотивировало режиссёра и он продолжил изучение её биографии, сняв в соавторстве с Чарли Сискелом, имевшим опыт работы в документалистике Майкла Мура («Боулинг для Колумбины») и Ларри Чарльза («Верующие»), свою дебютную картину «В поисках Вивиан Майер».

Фильм начинается видеозаписями, фиксирующими действия режиссёра по сбору фактов и поиску необходимой информации, на экваторе повествования сосредотачивается непосредственно на процессе творчества и фотоработах героини, а последнюю треть фокусируется на её личности и характере. Лента имеет оригинальную форму подачи материала в формате детективного расследования, при котором биография Майер преподносится не хронологически, а по мере узнавания подробностей её жизни Малуфом. Джон постепенно накапливает её фотографии, видеоархивы, личные вещи, свидетельства и интервью знакомых с Вивиан людей, и его увлечённость процессом становится одной из важных сюжетных линий. И чем больше подробностей раскрывает картина, тем более интересной, противоречивой и загадочной становится эта женщина. Одиночка, хотевшая быть среди людей. Гений, отказавшийся от публичного признания. Феминистка, предпочитавшая мужскую одежду и широкополую шляпу. Коллекционер, хранивший всё имущество в коробках и чемоданах при себе. Няня, полжизни отдавшая воспитанию чужих детей, но так и не познавшая радости собственных.

Она снимала кино, вела аудио-дневник, брала интервью у людей на улицах, мечтала стать репортёром или журналисткой, интересовалась социальным устройством общества и политической ситуацией в стране. Творения Вивиан Майер, показанные в фильме, отличает умение уловить суть людей всех возрастов и слоёв общества, способность выстраивать отношения с моделью в пределах кадра, покинув зону комфорта, желание показать тёмную сторону жизни привлекательной и манящей. В них величие искусства встречается с банальностью жизни. Двухобъективная зеркальная профессиональная камера Rolleiflex, с которой она никогда не расставалась, позволяла фотографу сохранить зрительный контакт с субъектом, почти вплотную к нему приблизиться и «стрелять от бедра», не привлекая внимания. Помимо технического совершенства снимков и невероятной продуктивности американки, нащёлкивавшей по 200 плёнок в год, поражает уникальность и диапазон её сюжетов: автопортреты в отражении, обитатели городского дна, содержание мусорных баков, эксперименты с тенями, голые манекены и их части, мёртвые животные, прохожие со спины…

Одновременно с лентой Малуфа, канал ВВС представил документальную картину Джилла Николлса «Загадка Вивиан Майер», изложившую её биографию более упорядоченно и хронологически тщательно, включая беседы с другими обладателями наследия мастера и фотографии из их коллекций. Были написаны 4 книги, запущен официальный сайт, функционирует блог, продолжается сканирование негативов в лаборатории Нью-Йорка и по всему миру устраиваются выставки её произведений. Но личность Вивиан во многом остаётся загадкой. Фотографирование было её хобби или призванием? Работа няни являлась любимым делом или необходимым прикрытием её уличной деятельности? Её признанию помешали реалии американского мира искусства, где художницам приходилось отстаивать своё право на творчество, или элементарная скромность? Но главное, что её труды обнародованы и признаны тысячами людей. Они заставляют по-другому взглянуть на окружающих и семью, осознать, что в любом из нас таится целый мир, искать свои скрытые таланты и задуматься о самореализации в той или иной области.

28 августа 2015 | 16:12
  • тип рецензии:

В последнее время, приобрел качество относиться очень избирательно, в выборе кинолент к просмотру, и получилось так, что эта дорога привела меня в жанр документального кино. С полной уверенностью заявляю, что документальное кино сейчас, пожалуй, самое правдивое (если так вообще можно выражаться) по отношению к зрителю и из всей струи кинопроизводства, совершенно, не имея развлекательного характера, такое кино несёт в себе таинство просвещения, через бремя наблюдения. Сейчас я хотел бы упомянуть американский фильм «В поисках Вивьен Майер», режиссеров Джона Малуфа и Чарли Сискела, который в 2015 году номинировался на Оскар, как лучших документальный фильм года, но в номинации победил, как мы знаем, другой, не менее замечательный фильм. Фильм требует нашего внимания.

В фильме рассказывается о француженке Вивьене Майер, которая всю свою жизнь проработала няней, вела скромную и непримечательную жизнь, всю жизнь прожила одна – никаких родственников. В 2007 году, один из режиссеров фильма Джон Малуф, на одном из аукционов обнаружил коробки доверху набитых негативами фотопленок, а ему как раз нужны были снимки для работы и он покупает коробку. Когда он начал разбираться с этими пленками, его глазам предстали фотографии не похожие ни на что виденное до этого, они были своеобразные не имеющие аналогов и являлись собою, безусловно, шедеврами фотографического искусства. Автором фотографий оказалась Вивьен Майер. Джон Малуф начинает свое расследование в поисках Майер, находя стопки аудиозаписей, писем, записок, видеолент, газет и прочих вещей сбереженных и оставленных Майер. Ловишь себя на мысли «а что если Майер это пришелец исследовавшая нашу бытность, документируя нашу сущность». По ходу дела авторы открывают миру одного из важных фотохудожников двадцатого века.

Удивительная история, в очередной раз доказывающая нам, что в мире ещё есть не открытое, не познанное, авторы затягивают нас как в жанровом кино, похожее на детективную историю, не давая нам заскучать, водя по дорожкам жизни скрытного и неординарного человека - Вивьен Майер.

28 февраля 2015 | 14:26
  • тип рецензии:

Совершенно детективный сюжет: молодой человек расследует, доставшееся ему сокровище - огромное количество отснятой пленки неким фотографом Вивиан Майер. Он видит ее очевидный талант и хочет понять в чем ее секрет. Весь фильм не можешь оторваться от экрана, чтобы не пропустить ни одной фотографии и не потерять нить, которая ведет к тому, каким же образом ей удавалось запечатлеть на пленку саму жизнь.

Какая тонкая вещь - успех!? Берете молодого любознательного и умного человека, который к тому же старьевщик в четвертом поколении и прекрасно ориентируется на аукционах, прибавляете к нему одну из самых загадочных и талантливых женщин прошлого поколения, являющую собой стопроцентный литературный персонаж и понимаете, насколько изумительно тонкая вещь успех любого дела. Новый подход к старой закваске. Немного напоминает другой документальный фильм - недавнюю историю певца Чарльза Бредли (Charles Bradley: Soul of America), ставшего тем, кем он является, не только благодаря своему дару, но благодаря молодому музыканту, распознавшему его талант и снабдившего его всей недостающей оберткой. Эти истории красивы именно тем, что молодые люди вдохнули жизнь и необходимую форму в уже состоявшийся и даже настоявшийся прекрасный материал, который почти уже ушел в небытие. Но в последний момент был спасен, почищен и выставлен ко всеобщему удовольствию и удивлению.

11 сентября 2014 | 22:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: