Ко времени съёмок 'Третьего чуда' режиссёр из Польши была уже достаточно успешна в Америке, чтобы позволить себе фильм на довольно сложную тему. Нашлось кому и продюсировать, даже Кополла поучаствовал. Драма о потере веры и внутреннем выгорании может быть близка зрителю любых взглядов, так как и атеисты во что-то верят. Но, в данном случае мы имеем дело с весьма экзотической сюжетной линией - процессом канонизации или причисления к лику святых в Католической Церкви.
Картина начинается и заканчивается эпизодом Второй Мировой Войны, случившемся в Словакии, когда на глазах у бегущих в панике горожан, солдат Верхмахта и местного священника, молитва маленькой девочки перед статуей Богородицы спасла город и жителей от бомбардировки. Всё остальное действие происходит в Чикаго конца 70-х. Куда эмигрировала в 1944г. словацкая девочка и где она скончалась, прожив жизнь в молитве, заботе о нуждающихся в помощи, добром слове и любви. Теперь уже молятся ей и молва о её помощи после смерти достигла Ватикана.
При возникновении народного почитания кого-либо как святого и распространении слухов о чудесах и исцелениях, Ватикан привлекает 'убийцу чудес', священника Френка Шора, который умеет докапываться до истины. Отделяя факты от мифов и манипуляций, божественные проявления от экзальтации и 'спецэффектов'. Прошлая его миссия закончилась развенчанием культа вокруг почитания умершего священника, который оказался самоубийцей. Однако с тех пор сам он погряз в сомнениях и уже практически оставил священство.
Изучение жизни кандидатки в святые знакомит Френка с замечательной молодой женщиной (Энн Хэч прекрасна в этой роли), её дочерью. Которая не является католичкой и сильно обижена на покойную мать, оставившую её в 16-летнем возрасте ради служения Богу. Френк оказывается ещё перед одним выбором, между простым человеческим счастьем и клятвами, которые уже давно для него мало что значат.
Уж не знаю, заинтересовал или отпугнул, обычно не уделяю столько текста фабуле, но иначе не получилось.
Картина довольно честно демонстрирует две отрицательные полярности: клерикальную роскошь и цинизм отдельных клириков, и погоню за сомнительной, потребительской мистикой отдельных прихожан.
В фильме присутствует адвокат дьявола, должность упразднённая в 1983г. Для неоспоримого свидетельства святости у католиков (за исключением мучеников) необходимо наличие трёх чудес. Достоверных свидетельств и доказательств третьему Френк найти не смог. Но, режиссёрский посыл в том, что это не важно. Главным чудом является возвращение блудного сына к Отцу.
Раз уж я специализируюсь преимущественно на христианском кино, этот фильм тоже не смогла обойти вниманием. И как получается, напрасно. Не верю, ребята!!! Ни в вашу игру, ни в ваши чудеса. Во-первых, избитость штампов. Священник, потерявший веру...Это уже даже не смешно, потому что об этом каждый первый фильм. А почему бы не снять кино о священнике, НЕ потерявшем веру? Уже какая-то новизна была бы! По-моему, эта роль для Эда Харриса не самая удачная, его образ невнятен, слаб и абсолютно неубедителен. Мачо-священник, танцующий на кладбище. Что это было? Режиссерская находка, чтобы показать отдаление главного героя от Бога? Но в фильме его приближение к Богу я так и не увидела, только обретение веры в Елену, что в общем-то не одно и то же. Имитация расследования с вполне предсказуемым сюжетом, копы, наркоманы и проститутки-весь джентельменский набор. Copy-paste из фильма в фильм. Также, простите за ремарку, молятся не святым, а Богу через заступничество святых. Раз уж режиссер взялась за такую тему, то стоит это учесть, иначе очень режет слух. В общем, о чем этот фильм, я так и не поняла. Невнятная тягомотина об обретении веры 'убийцей чудес', который на священника не тянет ни разу, даже если не знаешь других ролей Эда Харриса. А в конце так и остается непонятно, что же так на главного героя повлияло.. Тема, наверное неплохая, но вот исполнение, да и сам сюжет из рук вон плохи. Посмотреть-и забыть.
Вера творит чудеса. Впрочем, обратное утверждение даже более справедливо - чудеса порождают веру. Чем уповать на трансцендентного Бога, проще сотворить себе кумира и тут же обожествить его - лишь бы увидеть сиюминутный результат. На что только не пойдут пройдохи всех мастей в желании завладеть умами и содержимым кошельков легковерных грешников - и вот уже статуи парят в воздухе, иконы плачут кровью, пластиковый Иисус пьет молоко. Аллилуйя! Католическая церковь строго следит за подобными тенденциями, и на переднем крае обороны всегда дежурят готовые по одному слову вступить в бой убийцы - 'убийцы чудес'.
Фрэнк Шор когда-то был одним из них, одних из лучших, променяв на веру даже любовь. Впрочем, это не так сложно как кажется - куда сложнее, потеряв веру, снова отречься от одиночества ради людей. Время не щадит никого, а с верующих всегда двойной спрос. Стоит задуматься, усомниться, попытаться осмыслить - вера пошатнется, а восстановить её сложнее, чем придти к ней. Поразительно, но единственный, кто воистину познал Бога - Фома, который не поверил в Него. А путь обычного человека много тернистее: мало увидеть чудо - в него нужно еще поверить. Но даже если видел и поверил - чтобы поддерживать веру, чудеса нужно повторять, рассеивая нарождающиеся сомнения. А убийца чудес уже не верит в них и страдает от этого. Ведь разрушать веру - его работа. Но ломая чужое, неизбежно ломаешь и свое. По ночам это не дает покоя - сотни укоряющих взглядов во снах выворачивают собственные остатки веры наизнанку. Но Церкви плевать, какими демонами ты одержим, пока ты её приспешник. Впрочем, это неудивительно, когда даже позади крестов маячат тени нацизма.
Заигрывая с трепетными чувствами в душе зрителя, Агнешка Холланд всё же отстранена и как будто нарочито предвзята - сказываются славянские корни, не иначе. Влагая в уста одного их персонажей пророческое 'Я живу в Америке - как я могу верить в чудеса?', режиссер скрывает главный замысел полотном из тумана и музыки - ведь чтобы понять, нужно поверить, а не увидеть. Да, порой очень хочется чтобы Господь показал свое лицо. Но если у него нет лица - что тогда?
Бог не тратит чудеса попусту, но для ищущих Его вокруг всегда есть знаки: кто-то молится на самолеты, кто-то благодарит за внезапную прибыль. Истово верующему даже бомбардировка кажется знаком Божьим - а, может, именно она и является откровением? Всадники апокалипсиса уже занесли карающую длань, но страха нет: ведь про жизнь после смерти знаешь уже на первом курс духовной семинарии. Но это - для тех кто верит. Для скептиков, пусть и облаченных волею судеб в сутаны, чудо всегда останется чем-то непринимаемым. А гордыня и эгоизм способны удержать от поклонения Всевышнему, даже когда своими глазами видишь как бомбы превращаются в голубей. Остается лишь упорствовать во грехе, физически ощущая как рушатся бастионы атеизма, сдавая позиции твоим личным внутренним крестоносцам. Впрочем, кто знает волю Божью - может, всё это лишь очередное испытание? В конце концов, верить или не верить в чудо - личное дело каждого. Точно можно сказать лишь одно - мы всегда в ответе перед своей совестью за сделанный выбор.
Вера в святых - неотъемлемая часть любой религии. Различается только понимание сути. Кто есть святой? Католики настаивают на двух подтвержденных случаях чуда - и да пребудет с тобой святость. В евангелии от Агнешки святой - тот, кто исцеляет, когда молишь о смерти. Ведь истинные чудеса совершаются святыми даже после их смерти, а значит, даже когда остальные отчаялись, надежда одного способна преодолеть общий скептицизм, заразив всех вокруг бациллой веры. Стоит поверить два раза, и третье чудо - подтвержденное или нет - для католиков уже не играет роли. Посыл режиссера зрителю куда более прозаичен, а оттого керигматически стопроцентно более убедителен и точен: возвращение блудного сына к Отцу - это ли не третье, главное из всех, чудо?