К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Первый полнометражный дебют режиссера Терренса Малика на сегодняшний день имеет оценку свыше 90 баллов от кинокритиков, также именно эту работу нередко можно увидеть в списках «лучших фильмов» или же «фильмах, которые должен посмотреть каждый» и т.п.

Что же, на самом деле, заставляет людей делать такие выводы? А ответ в действительности лежит на поверхности, и все потому, что Малик безоговорочный гений экзистенциального кино, сумевший грамотно уложить свое произведение в столь не большой хронометраж, не пожертвовав при этом ни эстетичными кадрами, ни ускорив развитие сюжета, и потому ему удалось создать ощущение непрерывности повествования. Кстати, не без помощи саундтрека, он, к слову, звучит прекрасно и выделяется благодаря талантливой работе в соавторстве двух немецких композиторов экспрессионистов - Карла Орфа и Гунильды Китман.

Тому служит грамотный подбор актеров на роль главных героев в лице харизматичного Мартина Шина, что так похож на Джеймса Дина, и очаровательной Сисси Спейсек, ну и конечно же, исключительная способность Малика улавливать и демонстрировать зрителю тот самый Dasein, о котором писал Мартин Хайдеггер.

Пожалуй, из-за совокупности этих факторов, а также благодаря нарративному мастерству режиссера и приходит такое оценочное суждение, ведь эта работа смотрится на одном дыхании, тому же оставляет после себя приятное послевкусие.

Этот фильм — хорошее начало для знакомства с Терренсом Маликом, а потому я настоятельно рекомендую посмотреть его, вы не останетесь разочарованными.

07 января 2024 | 15:38
  • тип рецензии:

Фильмы Теренса Малика напоминают некие старые записи (музыкальные, голосовые, письменные и зрительные, если причислять к таковым само кино), артефакты из мира детства и юности — времени, давно минувшего. Может быть, поэтому в фильме «Опустошённые земли» (именно так следует его правильно называть) так часто попадаются сцены с диктофонами и чтением книг — автор как будто бы пытается сохранить, законсервировать время. На выходе мы получаем историю уже не документальную, не такой, возможно, какой она была на самом деле, а исполненную мифологии прошлого, некоего минувшего периода в жизни героев, который удобно воспроизводит в памяти зрителя не сами картины прожитого, но их трансформированные под влиянием времени образы (не случайно Малик в середине 1970-х снимает фильм о событиях двадцатилетней давности, в котором умело воспроизводит многие американские мифологемы). Кажется, что всё это безумно интересно, но у Малика это почему-то сопряжено с какой-то клинической скукой. Вот и у главного героя фильма наблюдаются явные непорядки с психикой, а всё поведение персонажей попахивает какой-то формой депрессии. Апогеем этого творческого стиля стал фильм «Древо жизни», побивший рекорд в скуке среди других фильмов Теренса Малика.

Ясно, что в «Опустошённых землях» автор как раз и стремился передать эту внутреннюю пустоту главных героев, совершающих череду бессмысленных убийств. Абсолютная холодность, циничность и нечувствительность к чужой боли вряд ли вызовет понимание и сочувствие у чуткого зрителя, а также у тех, кому грустно смотреть фильмы, где главные герои страдают от отсутствия смысла жизни. В этом фильме много уныния. Но его не следует воспринимать как отсутствие чувств. Напротив, уныние очень эмоционально. Оно перетягивает на себя все прочие эмоции, воспоминания и смыслы, подавляет их, подчиняет себе внутреннее устроение и все движения человеческого бытия. Оно не позволяет предпринять что-либо для изменения ситуации, не даёт возможности сделать выбор, принять волевое решение. Всё это в полной мере представлено в лице главной героини, которая будто бы от скуки или словно пребывая в некоем гипнотическом трансе, покорно следует за своим дружком-ковбоем, накачивающим свинцом всех, кто попадается им на пути. В то же время сам Кит признаётся, что это именно Холли «ведёт» его. Действительно, в кадре она всегда оказывается впереди него и будто бы является единственной причиной, по которой он совершает свои жестокие и бессмысленные поступки, словно пытаясь тем самым остановить время, предназначенное лишь для них двоих.

Фильм очень ностальгичен. Малик опять сделал то, что умел лучше всего — прекрасно передал дух ушедшей эпохи. На этот раз — сонной Америки 1950-х. Законсервированная в плане нравов и застёгнутая на все пуговицы страна не могла допустить и мысли, что в её тихих омутах, где девушка после школы могла направиться исключительно домой и только в сопровождении родителей, может завестись нечто свободолюбивое и бунтарское. Но любая консервация осуществляется лишь затем, чтобы впоследствии вскрыть банку.

Однако Кит и Холли сражаются вовсе не за это. Они вообще ни за что не сражаются, а просто удаляются в пустоши, подальше от всего мира. Единственное, чего бы они хотели — чтобы от них отстали. Хотя, трудно сказать, что они вообще чего-то хотят… всё их существование исполнено бессмысленности и пустоты. Их внутренняя пустота гонит их прочь от цивилизации, в которой им уже нет места, и находит отражение в пустоте внешней — в бесплодном пространстве пустошей, окружающих их.

Тем не менее, они всё же становятся чем-то вроде народных героев, пусть и с приставкой «анти-». Для обывателя, они всего лишь те, кого интересно рассматривать в бинокль с безопасного расстояния и показывать пальцем, когда зверь уже сидит в клетке. Но пока они на свободе, тихая Америка пребывает в гипертрофированном ужасе… что главных героев не очень-то беспокоит. Эти двое воплощают в себе старую американскую поговорку, будучи словно «двумя горошинами в стручке». Однако более всего они напоминают перекати-поле — тоже символ запустения. Это катящееся неведомо куда растение, направляется случайным порывом ветра, причём невозможно определить, где у него находится центр, какая его часть является ведущей, а какая ведомой. На самом деле, все его части обеспечивают взаимосогласованное колебание друг друга — как только приводится в движение одна часть, другая немедленно следует за ней и возвращает ей переданную энергию толчка. Так Холли безропотно следует за Китом, а Кит оказывается направляем и ведом Холли — она есть причина его деятельности и единственный смысл существования, над которым он не трудится задумываться. Он просто, как акула, должен двигаться, чтобы жить. Как только Холли отказывается от того, чтобы бежать с ним дальше, его судьба предрешена. Кит теряет свой вектор, направление движения собственного бытия. Словно предчувствуя это, он пытается раскрутить бутылку, чтобы определить, куда им ехать дальше, но не справляется даже с этой задачей. Он ведом и потерян, лишён направления и смысла своего развития и самого существования. Холли же всегда была самодостаточной, ей не особо кто-то был нужен. Вряд ли ей вообще было дело до того, с кем быть: с Китом или с кем-то другим, либо вообще ни с кем. Этот персонаж как бы заранее снимает с себя всякую ответственность, будучи в любой момент готовым вернуться «в свою благополучную Америку» к маминому яблочному пирогу, в то время как «бунтарь» Кит добровольно и/или по собственной глупости загоняет себя в ситуацию отчаяния, чем неизбежно навлекает на себя месть консервативной системы. Неспособность проявить свою субъектность при достаточном для этого ресурсе наиболее ярко выражается в сцене построения каменной пирамидки на песке — единственный символический акт, на который только и оказывается способен бессубъектный индивид (а-ля «здесь-был-Вася»).

То, что действительно связывало Холли с Китом — это безразличие и уныние. Из них вышли бы неплохие садисты, но их уныние не позволяло им хоть сколь-нибудь возбудиться от совершаемых действий. В отличии от другой парочки в стиле «Бонни и Клайда» в фильме Квентина Тарантино (всё-таки будем называть вещи своими именами) «Прирождённые убийцы». Кому понравились «Опустошённые земли», тот вполне мог бы обратить внимание и на эту остросоциальную ленту, где похожий сюжет повторяется в значительно более радикальной и динамичной форме. Режиссёр фильма Оливер Стоун, в свойственной ему манере, превратил эту ленту в социальную сатиру, за что Квентин очень его критиковал. Зато нить о народном антигеройстве доведена там до максимума, приближаясь почти к абсурду. Некоторым больше придётся по душе это яркое и кровавое зрелище, исполненное прямо-таки инфернального драйва, нежели размеренное вдумчивое повествование Малика.

19 ноября 2021 | 02:27
  • тип рецензии:

'Пустоши' - это дух романтики, свободы и потрясающей дикой природы Америки. Потрясающая криминальная драма. Есть некая связь с другим фильмом Малика - 'Дни жатвы'. Но 'Пустоши' выгодно отличаются, в первую очередь, большей динамичностью. Словил себя на мысли, что у Терренса Малика некая тяга к огню. Но обо всём по порядку. Начну с плюсов - очень понравилась актёрская игра Мартина Шина. Он просто великолепен. Его герой смел, решителен и в нём невероятным образом сочетаются отчаянное безрассудство и пугающая хладнокровность. Также отмечу, что картина снята очень красиво. Невероятная красота дикой природы! Очень гармонично вписывается музыкальный саундтрек. Фильм смотрится на одном дыхании. Из минусов - актёрская игра главной героини показалась мне не очень убедительной. В целом стиль Малика очень импонирует. Удивлён, что эта великолепная драма не получила никаких значимых наград. Очень достойная картина

9 из 10

16 мая 2020 | 00:45
  • тип рецензии:

Терренса Малика сейчас принято хвалить. Он - культовый режиссёр поколения, кто, подобно Деннису Хопперу, стал непопсовым классиком, веяния и инновации которого послужили американскому искусству только на пользу. Абсолютно нетипично вошедший в индустрию, Малик сам собой представлял образ романтика, живущего без причины и ломающего стереотипы - тоже без причины, как и герои его первого полнометражного фильма 'Пустоши' или же 'Опустошённые земли', что будет правильнее ввиду лингвистики. Вот только философия, подход автора и его персонажей разительно отличается: если один хорошо учился, позже работал в гуманитарных сферах, то двое влюбленных малолетних разбойников, слоняющихся по диким местностям Соединенных Штатов, вряд ли имели желание прикоснуться к мирозданию и экзистенциализму, заменяя это убийствами и по-звериному хитрым выживанием в условиях постоянного преследования полиции и виджиланте в ковбойском обмундировании.

Но задумки отождествлять маловероятные перипетии судеб у Малика не было. Он снимал свой фильм под впечатлением от великолепной картины 'Бонни и Клайд' Артура Пенна и вообще настрочил первоначальный сценарий с заготовками от гангстерского роуд-муви 1967 года. Мода на дорожное кино очень помогла режиссёру, он сам его буквально увековечил, показав в 'Пустошах' Америку. Истинную Америку, голую Америку, но обетованную Америку с её лысыми полями и бездорожьем, своими облаками скрывающую могучие горы на горизонте. Показанная в красках какой-то неосвоенной человеком планеты, она почему-то завораживает и без эстетских наблюдений, как за пейзажами Левитана или Шишкина, и без технически непостижимых уму приёмов, которые Малик мастерски проделывал в своём следующем фильме - 'Дни жатвы'. Видимо, у природы нет плохих тонов, а её присутствие необходимо в картинах типа этой. Да, Малик не был первопроходцем и пользовался готовым опытом, однако он изобразил пустошь без определенного настроения, словно отторженной от эпохи, что пошло на пользу произведению. В 'Беспечном ездоке', например, крайне затруднительно исключить Steppenwolf и оставить атмосферу мятежного рок-н-ролльного зачатия в популярной среде даже с безумным Джеком Николсоном, а 'Париж-Техас' немца Вима Вендерса не представляется без слайд-гитары Рая Кудера. У Малика же очень тихая пустошь, где музыка - лишний фон.

Но в какой-то момент покой здесь нарушает угнанный у богатого пенсионера Кадиллак, взвинчивающий серпантином клубы песка под колёсами, развеивающиеся оранжевой стеной. Вот они - романтики нового поколения. Там едут Кит Карразерс и Холли - два одичалых скитальца, убегающие от руки правосудия по направлению, указанному горлышком бутылки. Закон дышит в спину им, а они всё едут и едут и, кажется, остановятся лишь в случае нахождения чего-то инертного от самой жизни, которая кажется им пустой, как и эти огромные гектары не засеянных земель. Роль окружения Колорадо (именно там снимался фильм) находит совершенно новый смысл, ранее невиданный. Пустошь - это яркая метафора, стопроцентно одухотворяющая мытарства героев. Кит и Холли воссоединились с родственной природой, где испытывают небывалую гармонию, убежав от сумрачных улиц родного города. Хотя изначальные кадры одиноких домов тоже не очень-то и расходятся с будущим миром, это не то место. Здесь тесно, грязно, и автомобиль, защищающий от пыли, просто не разгонится. А живущие тут люди, которые не понимают молодых, - это катализатор.

Герои пусты, вот они и устремляются к жизни на деревьях - ведь в этом нет ничего хорошего и ничего плохого. Просто есть. А зачем? Да кто его знает. Кто знает, зачем Кит, способный завоевать любую девушку, самолично выходит на контакт с закомплексованной и безвкусно-одетой в деревенский сарафан Холли, ворует её из отчего дома, предварительно застрелив родителя на безразличных глазах дочурки, и увозит далеко-далеко. Подробности душевных тайн раскрываются ближе к концу - герои попросту пытаются выделиться на фоне собственной полости, сферической неприметности. Кит Карразерс перенимает в себя частички других образов: внешность голливудского актёра Джеймса Дина и невольное повторение его же участи в молодом возрасте, повадки и хладнокровие авторитетных преступников; кинематографически он отсылается к герою Годаровского 'На последнем дыхании', однако характер, поступки Кита - хаотический сумбур, броуновское движение к мифической свободе, незнание и непонимание реалий. Одиночка без причины. Кит как может заполняет себя, потакая Дину, но никак не успокаивается, отчего и портит бытие. Как и Холли, которая существует аморфно, поддаваясь физическому протеканию жизни. Повествование 'Пустошей' ведётся от её лица, хладнокровно она рассказывает, как на уроке литературы, о событиях прошлого, будто и не вызывали события те каких-то эмоций, но не могли прерваться по воле запущенности. А хотя стоило лишь сказать 'Мне надоело', и всё бы прекратилось. Но зачем? Неважно. Глупо спрашивать многократно 'зачем?'...

Собственно, беспричинно движется и замысел фильма, пытаясь раскрыть цель преступлений Чарльза Стаквезера и его подруги Кэрил Фьюгейт - именно на них основана история, рассказанная в 'Пустошах'. Не маньяки и не гастролёры-грабители, эти двое подарили картине Малика сюжет, каковой тот скопировал фабульно практически полностью. Дети, зверски поливающие кровью Америку... Возможно, их история порождает большинство вопросов с точки зрения психологии. У них не было повода, как и у режиссёра, окунать страну в грязь лицом. Если Пенн в 'Бонни и Клайде' открыто облагородил бандитов с целью показать халатность спецслужб, то Терренс Малик выставляет детишек теми ещё подонками. К ним не чувствуешь симпатию, а с течением ленты больше и больше соглашаешься с отцом Холли. А прав он был, ведь прав! Кит - непросто не того поля ягода, это не и не того поля ягода. Нищенское существование не сравнимо с нищенством внутри героя, где нет ни морали, ни кругозора интересов. Это - закольцованный бич общества. Но когда говорят, что он стал таким из-за правительства или из-за сопряжения со студенческими волнениями в США, с вводом войск во Вьетнам, сильно ошибаются. Ведь нет у природы убийцы без мотивов и причин убивать. Кит в одном предложении промолвился про собственное участие в Корейской войне, поэтому и умело заметал следы преступлений на просторах изолированных территорий. Но ведь и война здесь ни при чём: большинство солдат вернулось достойными людьми.

Скорее всего, истинный смысл 'Пустошей' - это не протест, а какая-то философия, проанализированная режиссёром. А Кит протестует, потому что не знает, как выделиться, наполнить красками свою никчёмную жизнь простого паренька-имитатора. Он, как маленький ребёнок, верит в идейный нонконформизм, для чего бежит в пустоши, поэтизированными диалогами воспевает романтику непонятной свободы, и разве причастны к этому США или войны? Декоративно да: герой настолько сер даже в провинциальном городке Южной Дакоты, что убегает вместе с ещё более неприметной девчонкой туда, где больше никого нет. А когда копы по непонятным причинам начинают относиться к тебе, как к знаменитости первого эшелона, остервенелость улетучивается.

8 из 10

24 сентября 2019 | 15:43
  • тип рецензии:

Минусы. Закадровый текст от лица главной героини – рассуждения малолетней дурочки, которые почему-то излагались с полной серьёзностью, как основа для гипотетических выводов, к которым, вне сомнения, должны были прийти восхищённые и благодарные зрители. Рассуждения настоящей идиотки, комментировать или разбирать которые – работа для профессиональных психиатров или педагогов.

Прекрасна и показательна сцена проповеди сексуальной распущенности, когда после закадрового совокупления герои даже не закурили, блаженно отдыхая от произошедшего (что является типичным киноштампом), а подчёркнуто недоумённо и сухо оценили это событие, как слишком приукрашиваемое в устных преданиях. В данном эпизоде зрителю явлено визуальное подкрепление идей сексуальной революции, как раз переживавшей стадию наивысшего подъёма во время съёмок фильма. Воплощённая идея «стакана воды» по-американски. Это даже не скотоподобие, потому что животные совокупляются ввиду биологически обусловленной нужды к продолжению рода. Такое ощущение, что за кадром остался примерно такой текст: «Ну чё, может, потрахаемся? Будет прикольно...». – «Ну, давай, я тоже чё-то такое слышала»... Безусловно, такая проповедь мощно влияет на подростковое сознание и делает своё чёрное дело: десятью секундами экранной сцены сокрушается в прах кропотливо выстраиваемое десятками лет здание традиционных нравственных устоев. Воистину, сокрушительная мощь «величайшего из искусств»!

Кино проповедует полухипанский образ жизни: на природе, без забот, без обязательств, без цели. Только наркотиков и бухла не было для полного фарша. Правда, цель была, но такая же хипански-идиотская, непродуманная и ничем не обеспеченная, нуждающаяся для реализации в обязательном преступно-кровавом следе.

Собственно кровавый путь в этой истории начался как-то вдруг, и своей чёрствостью к жертвам даже порядком удивил. Это даже не жестокость, а какое-то душевное одеревенение, когда героям фильма своих жертв было не только вовсе не жаль, а даже всплесков адреналина не случалось – настолько было на них плевать. При этом жертвы выставлялись в формате глупых неудачников, покусившихся встать на пути Властителей Этой Жизни. Самым большим удивлением стало отношение девочки к факту убийства отца: счастливый отец не дожил до осознания того, насколько его дочери было на него насрать. Мир праху твоему, хороший отец!

Этот фильм 1973 года унаследовал идею от «Бонни и Клайда» 1967-го, и передал впоследствии «Прирождённым убийцам» 1994-го и иже с ними (то, что сразу на памяти). Вместе с тем, упомянутые картины отличались либо подчёркнутым кровавым эпатажем, либо размахом творимого преступного беспредела. В данной истории зритель имеет дело с образцом пустопорожней подростковой бравады, абсолютно бессмысленной и даже не вызывающей никакого сочувствия к героям, настолько бездарно пустыми и противоестественными они получились. История, рассказанная от лица девушки, конечно же, звучит, как прекрасная сказка про пиратский плен и любовь к современному джентльмену удачи. Но это лишь сказка для девочек-идиоток, неспособных отличить хрен от трамвайной ручки. Взрослый человек тут только руками разводит и удивляется...

Чтобы придать центральному персонажу героического пафоса, его к финалу окружили массами завистливо ликующих поклонников, которым он, как рубаха-парень, покровительственно раздавал подарки на память и лез дружелюбно общаться. Вместо того, чтобы надеть дебилу мешок на голову и забить рот кляпом, пока его доставляли по этапу, его чуть ли не силком заволокли на пьедестал почёта. Эта часть фильма показалась мне особенно отвратительной. Сделать из кинокартины хоть сколько-нибудь назидательную мантру не пожелали, и вместо этого получился типичный вестерн, воспевающий короткую, но лихую жизнь. Даже «Бонни и Клайд» в этом смысле куда более интересный получился.

Главный герой за время картины ни разу не вызвал симпатии, ничем. При этом я не считаю его и антигероем, скорей, пустышкой, ибо до хоть сколько-нибудь героического уровня он не дотягивает. Беспощадно тупой и неинтересный. Он был настолько туп, что даже не сообразил подставиться под пули, чтобы избежать неизбежной в США пытки за убийство. Напрасно один из эпизодических персонажей сказал ему: «Странная ты личность, Кит», – потому что странность предполагает интерес и желание покопаться, но в данном случае пришлось бы копаться в куче бесполезного свинячьего дерьма.

Плюсы. Лучшее в этом фильме – саундтрек. Приятная простая мелодия, поднимающая настроение. Ханс Циммер! Эта же мелодия использовалась и в 'Настоящей любви'.

Ещё понравился неизменный чисто американский наряд главного героя, а-ля ковбой Мальборо стайл. Эдакий эталон рекламы американского мачо времён 70х-90х годов. Выглядит забавно и стильно, что ни говори.

Вывод. Фильм тупой, однако же не скучный. Хоть на том спасибо.

Захотелось посмотреть на молодого Мартина Шина. Посмотрел.

ПС

Из фактов о киноленте: «Фильм внесён в Национальный реестр фильмов США». Наверное, это какая-то почётная характеристика... О, бездна скудоумия!

3 из 10

08 апреля 2019 | 22:51
  • тип рецензии:

История об амебоподобной Джульетте и джинсовом Ромео на фоне пустынных американских прерий. После смерти матери от туберкулеза отец Холли увозит дочурку в маленький городок, а сам устраивается оформителем рекламных плакатов. И вот однажды с ней знакомится Кит - практически копия Джеймса Дина, который сначала работает мусорщиком, а затем устраивается на скотобойню. Но даже смена профессии не возвышает его в глазах отца несовершеннолетней девушки. Естественно им запрещают видеться. И в какой-то момент Кит решается на крайние меры - уехать с любимой на поиски лучшей жизни, а выступающего против этого отца он убивает...

Идущий в моем обзоре сразу после 'Собачьего полдня' этот фильм продолжает тему доведенных до крайности героев обществом. Вот только время и обстановка в них совершенно разная. Разворачивающееся здесь действие имеет также под собой реальную основу, но только минувших 60-х годов, и разворачивается не в городе, а, наоборот, на бесплодных землях. В 'Пустоши' Малик обосновывает поведение молодых людей, не столько современными им событиями, сколько перенесенным 'наследием'. Тут и американская мечта, и стремление к свободе. Самой главной причиной отвержения кинокартины является неприятие идей, которые несут в себе главные герои, если вообще можно сказать, что они преследуют что-то конкретное. Они, скорее, просто поставили во главу угла абстрактную цель, не имея представления о ее смысле и реализации.

Показательными с точки зрения режиссерской и операторской работы мне показались две сцены: горение дома и танец главных героев в свете фар автомобиля. Обе они смотрятся как-то театрально, особенно первая, когда крупным планом, например, показывают вспыхивающую кровать, по сути - декорацию происходящего. Вторая же напоминает освещение сцены представления софитами. С одной стороны, можно говорить об иллюзорности, театральности мира в восприятии главных героев, чего стоит одно подражание Китом Джеймсу Дину. Кстати, к концу фильма он отчасти все же становится 'звездой'. С другой, пожалуй, это единственное, что придает этой истории некоторую романтичность, потому что в целом последняя здесь, несмотря на наличие любовного сюжета, отсутствует напрочь.

Как режиссерский и сценаристский дебют Малика этот фильм очень показателен. Именно здесь появляются его отличительные черты: крупные планы отдельных предметов или пейзажный видеоряд. Картина является очень хорошим заделом для последующих работ. В чем точно нельзя обвинить автора, так это в необъективности повествования. он преподносит нам все в чистом виде, а не через призму своего мнения на проблему. Но эта отстраненность повествование и некоторое безразличие к своим героям заставляет и зрителя испытывать подобные чувства. К тому же эта нейтральность в описании лишает его моральной составляющей.

6 из 10

Рекомендуется: для желающих ознакомиться с классикой американского кинематографа, любителям пофилософствовать.

Опасно: молодым людям без четких ориентиров и ценностей; моралистам.

06 апреля 2019 | 13:08
  • тип рецензии:

В последние годы американский кинорежиссер и сценарист Терренс Малик снимает фильмы, порой понятные только ему одному, да кучке высоколобых интеллектуалов, оставляя в полном недоумении массового зрителя. При этом сниматься в его бессюжетных картинах – большая честь для любого актера, в том числе и для мировых звезд. Например, в условной трилогии «Древо жизни», «К чуду» и «Рыцарь кубков» задействованы Брэд Питт, Шон Пенн, Джессика Честейн, Бен Аффлек, Ольга Куриленко, Кристиан Бэйл, Кейт Бланшетт и другие именитые актеры.

Но в начале своей карьеры, до того как стать затворником и отстраниться от кинематографа аж на целых 20 лет (именно столько лет прошло между выходом на экраны «Дней жатвы» в 1978-ом и «Тонкой красной линией» в 1998-ом), Терренс Малик снял два превосходных фильма («Пустоши», и упомянутые «Дни жатвы»), которые по достоинству оценили не только критики, но и обычные зрители.

«Пустоши» стали для Малика дебютной полнометражной работой. Картина увидела свет в 1973-ом году, а через 20 лет была внесена в Национальный реестр выдающихся фильмов. В главных ролях снялись Мартин Шин и Сисси Спейсек. Фильм основан на реальной истории, произошедшей в 1958-ом году в Небраске и прилегающих штатах. Пара влюбленных Чарльз Старкуэзер и Кэрил Фьюгейт совершают дерзкие убийства и ограбления, чем наводят ужас на мирных жителей штата кукурузников. Надо сказать, что события тех лет крепко засели в душу американскому народу, вследствие чего получили не одну экранизацию, пусть и с разными трактовками. В том числе прообразами героев для известной работы Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы» стали именно Чарльз и Кэрил.

В фильме Малика главные персонажи получили иные имена: Кит и Холли, а сам сюжет претерпел некоторые изменения. Режиссер снял драматический роуд-муви о заблудших душах юных героев. Они совершают убийства не ради удовольствия или наживы, а от безысходности. В их убогой жизни в маленьком провинциальном городе ничего не происходит. Кругом лишь одна пустота, как снаружи, так и внутри. Кит пытается быть похожим на культового Джеймса Дина, а Холли, удостоившаяся внимания взрослого парня, ощущает себя королевой бала из модных журналов. В какой-то момент это приводит к первому убийству, а затем и к побегу. Здесь побег является не попыткой скрыться и избежать наказания, а возможностью обрести себя, найти свое предназначение. Но куда бы ни бежали герои, они по-прежнему находятся на пустошах, на выжженной земле, где нельзя ничего обрести, если в тебе самом пустота.

Несмотря на то, что в этом году фильму стукнуло 45 лет с момента выхода на экран, он смотрится на одном дыхании. Красивое зернистое изображение, за что мы и любим фильмы 70-х, помогает окунуться в непередаваемую словами атмосферу фильма. А благодаря прекрасной актерской игре Мартина Шина (он получил приз Сан-Себастьяна за лучшую мужскую роль) и Сисси Спейсек, а так же вечным экзистенциальным вопросам, поднятым Терренсом Маликом, эта лента актуальна и по сей день.

9 из 10

15 июня 2018 | 17:14
  • тип рецензии:

Терренс Малик крайне любопытная личность и очень странный человек. Сняв в 1970-ых годах два фильма, он ушел из кино и стал вести затворнический образ жизни. Лишь в 1998 году он вернулся к кинематографической деятельности. И если первые три фильма режиссера вошли в золотой фонд кинематографа и приобрели культовый статус, то в отношении других работ автора единого мнения не существует. Одни называют его поздние картины выдающимися философскими измышлениями, другие считают их бессмысленной ерундой, относя их к категории халтуры. Но все эти споры не имеют никакого отношения к его дебютной картине, которая признана эталоном американского кинематографа и внесена в национальный реестр выдающихся фильмов.

В основе фильма лежит реальная история жизни американского серийного убийцы и грабителя Чарльза Старквезера и его подружки Кэрил Фьюгейт. Но это ни в коем случае не биографическая картина, она лишь частично использует реальные исторические события. Это сугубо авторское кино с необычной структурой сюжета, которое не вписывается в стандартные рамки криминального фильма. По жанру это экзистенциальная драма, снятая в популярном направлении дорожного кино (роуд-муви).

Так о чем же этот фильм? О двух преступниках, которые творят бессмысленное зло? О необычной любви? Нет, это своеобразная поэма о духовной пустоте и неспособности сформировать в себе личность. А потому главный герой всячески подражает Джеймсу Дину, копируя его прическу и манеру поведения. То есть перед нами бунтарь без причины, у которого нет четкого плана на свою жизнь. Его подружка предстает ещё более отстраненной и инертной персоной. Она не имеет личного мнения и полностью зависит от своего парня. Преступления делают их знаменитыми на всю Америку, но не слава движет молодыми людьми, а внутренняя неопределенность. Структура фильма позволяет одним найти много философского смысла, а другим не увидеть ничего.

Терренса Малика называют визуальным поэтом, который много времени уделяет живописным кадрам и элементам окружающей обстановки, в особенности природе. И уже в дебютной работе можно заметить зарождение визионерского стиля и манеры повествования, которые стали неотъемлемой частью его режиссерского почерка. Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение. Главная мелодия фильма, как нельзя лучше передает атмосферу фильма и беспечность героев.

Мартин Шин и Сисси Спейсек предстали в виде парочки влюбленных, которых собственная никчемность привела к череде кровавых преступлений. И они прекрасно справились с поставленной задачей. Особого драматизма здесь нет, но это не минус, ибо характеры персонажей изначально не позволяют проявлять разноплановые эмоции и переживания. Однако это не мешает им демонстрировать уверенную игру.

Пустоши это оригинальная и нестандартная криминальная драма. В картине поднимаются вопросы экзистенциальной свободы, духовной пустоты и самоидентификации. Но это не заумное кино для киноманов, а просто авторское измышление режиссера. Лично на меня фильм не произвел сильного впечатления, так как это чисто американское кино, но оно совершенно точно заслуживает вашего просмотра.

7 из 10

11 октября 2017 | 00:05
  • тип рецензии:

Все персонажи показаны неторопливыми и заторможенными, и если в случае главной героини в этом можно винить деревянную игру Сисси Спейсек, то на других явно сказалось давление режиссёра. К середине фильма я понял, что причиной этому служила попытка Малика побаловаться картинкой, превратить 'Пустоши' в визуальную новеллу, нашпиговать видеоряд контекстными или комментирующими происходящее объектами. Одежда, декорации и пейзажи впоследствии заняли больше места, чем эмоции, но в итоге атмосфера не смогла заменить всё и оставила впечатление недосказанности, недостаточной передачи мотивации персонажей. Ситуацию должен был изменить закадровый текст, но монотонная 'экспозиция вслух' героини усугубила вакуум, и ее фраза 'но, признаться, сказать мне было нечего' выглядит девизом самого режиссера-сценариста. Фигура Кита, протагониста, с первых же кадров и до конца не вызывала угрозы, его манера беззаботной болтливости была мила и приятна, поэтому его внезапная трансформация в кульминации смотрится поразительно странно. Малик мог бы показать, как ожесточила его работа на скотобойне, как ему всё обрыдло, как у его не оставалось сил терпеть, как не было выбора в завязавшейся борьбе за место подле своей ненаглядной Холли, но вместо этого режиссёр подарил нам лишь несколько застывших кадров, растянутых минут на десять. Экшена не получилось, как и объяснения дилеммы, мотивации и вообще любых эмоций. Нам будто показали несколько говорящих манекенов под бубнёж Холли о том, как она не захотела сбегать от Кита, решив, что судьбы их теперь связаны. Хотя на самом деле, перед этой самой кульминацией, в моей голове даже промелькнула мысль, что в семидесятых умели снимать и действия на экране в общем-то можно было даже назвать правдоподобными. Однако после сюжетной 'точки бифуркации' тупость происходящего начинает расти в геометрической прогрессии, и то, что кульминация случилась еще только в первой четверти киноленты просто убивает. Интерес к фильму пропадает уже на сороковой минуте, и просто начинаешь пролистывать строку просмотра, зная, что не несущие никакой информации статичные кадры длятся по нескольку минут.

Кроме визуальной стопкадровости и околоподростковых тем разговоров 'ни о чём' в фильме собственный стиль имеет и саундтрек. Музыка и мелодии не представляют ничего выдающегося и зачастую не соответствуют происходящему в фильме (взять к примеру экшен-сцену в лесу), но телевизионный композитор Типтон решил включить в криминальную драму хоровые композиции, как в хоррорах. Это прибавило своеобразности атмосфере 'Пустошей', но по ходу просмотра понимаешь, что каждое выбранное командой создателей решение било мимо цели. Смысл, которым Малик объяснил на самом деле совершенные в 1958 году преступления, хромает на обе ноги, в поступки персонажей просто-напросто не веришь, за их историей неинтересно наблюдать, к ним ничего не чувствуешь, а потому становится абсолютно безразличным режиссерский посыл, спрятанный где-то в аллегоричном полотне череды картинок. Да, картинки красивые, да, хор поет глубоко и трогательно, да, это сочетание в купе с темой насилия, подростков и бегства было тогда в новинку, но вместе это не работает. 'Пустоши' - скучный и предсказуемый (несмотря на нелогичные поступки главгероев) фильм, открывший новый кинематографический жанр, за что ему спасибо, однако честь отшлифовать этот жанр до блеска досталась наследникам, а не первоисточнику. Увы, выше шестёрки фильму не дам.

6 из 10

02 июня 2017 | 10:58
  • тип рецензии:

Их судьба решена в тот момент, когда юноша – далекий от кровавого прототипа – решает создать миф о своих похождениях. Когда внезапно припоминает свою мечту и предназначение, он записывает на магнитофон легенду о себе. После первого убийства, они укрываются в лесу на берегу реки – это лирическая поэма и метафорический переход в мир пустоши, где листва над головой шепчет голосами мертвецов, где у жизни холодеют губы. Если показать кому-то отдельно этот двухминутный фрагмент с музыкой Карла Орффа, тот не оценит возвышенности происходящего. Это будет выглядеть, как сцена из «Голубой лагуны» или другой робинзонады, ведь единственное, о чем думает сама героиня – это Кон Тики Тура Хейердала и путешествия Марко Поло. Однако в этот момент происходит нравственная аберрация – в сказочном доме на дереве, под легкие удары этнической музыки главные герои просто не могут быть злодеями. Ведь они так прекрасны. Их мир красив, полон единения с природой и юношеского баловства. Мир вокруг состоит из мусора, непонимания со стороны близких и черствости. Молодость блаженна.

С нагнетанием череды убийств герои продвигаются к совершенно запредельной пустоте, к полному отсутствию. К физическому бездействию и молчанию. Они бесконечно плутают в метафизическом пространстве пустоши – пространстве души. Для героини, техасской девчонки и уроженки этого мира, ее возлюбленный всегда был потусторонним. Его появление, его преданная страстная любовь, проросшая из мусора и скотобойни, его безумие и добровольный уход. Это он, к кому проникаются уважением и сочувствием его жертвы и его загонщики. Это он легендарный герой западного мифа, спустившийся в ад и оставшийся там.

10 из 10

23 мая 2017 | 17:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: