- Джон! Я ввёл тебя в эту семью. Я сделал из тебя человека. Ты сильный. Ты умный. Но не считай себя сильнее всех.
- Я не считаю.
- Не перебивай меня. Я знаю, что у тебя на уме… Но, Джон, босса убирать нельзя. Это может решить только Совет. Не надо искушать судьбу.
«Готти», 1996, реж. Р. Хармон
Даже отцы мафии, патриархи столь одиозной организации, и те страховались от собственных головорезов «Кодексом чести». Как говорится - 'Спаси и Сохрани'! Босса – убивать нельзя! Конечно, едва-едва зазеваешься, прикончат, не моргнув глазом. Мазурики, они ещё те, «душки». С ними, приходится всегда держать нос по ветру. Не заскучаешь… Дал слабины самую малость и ты покойник.
Впрочем, разве только в преступном сообществе процветает такое? Другие человеческие страты не лучше. И заметьте, зародилось подобное не сегодня, и не вчера. Практика эта существует в веках. Обрастает прецедентами, ширится разнообразием, подобно цветовой гамме переливается радужными бликами - зарезал, задушил, в темнице сгноил, замучил. Ничего не поделаешь, люди жрут друг друга как только могут. Ну, нравится им это, нравится! В природе, на подсознательном уровне, знать заложена программа. Инстинкт выживания? Ага. Как будто бы. Кланялся-кланялся благодетелю в ноги, заискивал-заискивал, угождал-угождал, а сегодня хрась по темени и рад радёшенек. Вот ведь парадокс!
'Пруд кошки-призрака Отама'(1968) - это как раз про такой самый 'хрясь'! Служил-служил один вассал в Японии своему господину, а потом 'утомился'. И решил сам поселиться в покоях босса. А над Рюзодзи Такафусой, так звали несчастного, ещё и поглумиться - замуровать в стену заживо. Какого? А на дворе, за окном, между прочем шёл 1615 год. Жена, от отчаяния, вместе с любимой кошкой на руках, бросилась в болото. Там же. Вблизи 'склепа' мужа. Наложила на себя руки. И пошли с той поры гулять по округе недобрые байки про прокажённость данного места... Ещё бы ему не быть таковым.
А Набесимэ Наосигэ (ну и имечко), заняв место патрона, на достигнутом не успокоился. Увидит красивую женщину - хочу, - кричит, - подать её сюда! Одним словом сластолюбив и похотлив до чрезмерности был. А чуть кто слово поперёк - Набесимэ Наосигэ самурайским мечом машет. Нет человека, нет проблемы. Первая часть картины это частное 'недоразумение' с молодыми женихом и невестой промеж которых решил 'лечь' наш 'производитель'. Стычки, сеча на катанах, справедливость против очевидного разбоя без надежды на благовидный итог. Тут зрителю пиршество самурайского боевика уготовано.
Часть же вторая 'Пруд кошки-призрака Отама'(1968) - это чистой воды 'кайдан'. Призраки начинают 'прорастать' из содеянного зла в этих местах. Кошка обретающая женскую плоть. Дух умерших в образе 'белой дамы' материализуется для мести. Ночные кошмары появлением привидения. Нет покоя неприкаянным душам. Бродят-бродят пугая своего обидчика, с ума сводят появлением.
Занимательное зрелище для зрителя любящего чёрно-белое кино. Да, простенько. Да, очевидность павильонных сьёмок бросается в глаза. Но протеста нет. Декорации же туманного сумрака, ночная жуть гиблого места, отчасти даже комичность нежити из 1968 года, всё это вызывает снисхождение требовательности цензора наших дней.
Так что? Действительно, босса - убивать нельзя? Похоже на то. Даже мистика ратует за это итоговыми кадрами расплаты в воздаянии.
7 из 10