Перед нами пример раннего слэшера, который вышел в начале 1980 года, то есть раньше всей золотой классики слэшеров 80-х, в том числе Пятницы-13,хотя и оба жти фильмы достаточно похожи. Я считаю, что 'Всем спокойной ночи' самый недооцененный слэшер. Только подумайте сами, сценарий не запрягает очень долго, от чего страдали многие ужастики той эпохи, а убийства начинаются с 12-й минуты, разве это уже не стимул ознакомиться с данной картиной?
Фильм начинается с короткого пролога о несчастном случае, произошедшим в школе для девочек несколько лет назад. Потом же, зрителя познакомят с главными героинями, которые на рождественские каникулы остались в школе, и пригласили своих парней, чтобы хорошенько развлечься. Только убийца в костюме санты тоже решает развлечься...
Самый первые фильмы от этого поджанра были куда более близки к классическим триллерам и детективам, чем к снаффу, чего не скажешь о современных ремейках старых слэшеров. Для современного фаната ужасов здесь может оказаться слишком мало крови и жестокости, но для 1980 года это было вполне нормой, тем более сами убийства оригинальны, например с самолётом, лично я такого никогда больше не видел. Также, хочу ещё раз обратить на динамику, она не заставляет зрителя скучать, чем не может похвастаться, например 'Сожжение'. Развязка оказалась достаточно предсказуемой и похожей на первую 'Пятницу', хоть и 'Всем спокойной ночи' вышел раньше.
Лично я не очень люблю обнаженку в ужастиках, особенно когда она ни к чему, но насколько я знаю, многие это любят, так что здесь этого добра валом. И да, давно не могу понять почему в каждом слэшере есть женская обнаженка, но мужская есть только в 'Спящем лагере', продюсеры почему-то не надеяться на женскую аудиторию а зря, было бы разнообразие.
Итог: не лучший в своём жанре, но отличный фильм на ночь, который, к сожалению был забыт из-за своих более успешных собратьев. Кстати, это вроде бы первый фильм ужасов про Санту убийцу.
Не всё то золото, что блестит - не всё классика, что снято давным-давно и ретроспективно получило некоторую известность. Например, единственная режиссёрская работа Дэвида Хесса, получившего славу кинозлодея благодаря 'Последнему дому слева' и его вариациям 'Кровавый автостоп' и 'Дом на краю парка', примечательна двумя вещами, и этим вызвала к себе интерес современных зрителей. Прежде всего, это рождественский хоррор, что уже интересно, так как их относительно немного. А во-вторых, это ранний образец слэшера, да ещё и такого, где убийца облачён в костюм Санта-Клауса. Возможно также, это первый фильм, где был использован такой образ маньяка.
Всё это, безусловно, сообщает фильму историческую ценность, но не художественную. Выйдя в один год с 'Пятницей 13', слэшер Дэвида Хесса оказался неконкурентоспособным по нескольким причинам. Зрителя может сразу смутить вялое развитие событий и отсутствие атмосферы. Все нападения происходят очень буднично и достаточно нелепо. Может, драки с маньяком хороши для пародий, но когда злодей, нападая на жертву, тут же получает отпор, так что только чудом доводит свои планы до конца, это явно не приводит к учащению пульса. Перед нами или боевик, или триллер, но никак не хоррор.
Конечно, Дэвид Хесс мог бы сказать, что он стремился сделать всё максимально реалистично. Ну что ж - предшественник 'Чёрное Рождество' тоже реалистичный, но при этом атмосферный и драматургически проработанный. Правда, у Хесса нет обилия штампов слэшеров в виде непременной эротики, сексуально озабоченной молодёжи и т.д., но лучше бы всё это было - главное, смотреть было бы интересно.
Первая половина, впрочем, ещё неплоха, ведь действие только раскачивается и думаешь, что дальше непременно будет что-то интересное. Ну, неожиданный поворот сюжета, например. Поворот, конечно, будет, но не туда. Дэвид Хесс вводит в повествование нелепого детектива а-ля жалкая пародия на Коломбо, а вместе с ним и расследование убийства. Фильм сразу начинает тонуть в мелких подробностях, словно перед нами детектив, а не хоррор. Но ладно бы это, так само расследование невероятно скучное и хочется промотать поскорее на очередное убийство или вовсе на финал, если кому интересно, кто скрывается за маской.
Нельзя сказать, что дебют Дэвида Хесса плох. Он скорее просто безликий, так что зритель, едва закончив смотреть, сразу забудет, что он видел. А в год, когда вышли «Пятница 13» и «Сожжение», этот слэшер вообще мог показаться смехотворным. Ему достойная компания более поздний «Лес» - такой же образец нелепого действия с маньяком.
Нет ничего удивительного, что этот фильм так и остался единственным Хесса-режиссёра. Денег он не принёс, тогдашним зрителям не запомнился и интересен может быть только фанатам слэшеров как один из ранних образцов оного. Более того, этот хоррор и не знал бы никто, не будь тут режиссёром известный актёр жанра.
Вообще-то Дэвид Хесс известен скорее как актёр, исполнитель харизматичных негодяев ('Последний дом слева', 'Дом на краю парка'), но вот тебе на - однажды он попробовал себя в режиссуре. Результатом стал неплохой, но уж очень второстепенный и, как следствие, скоро забытый слэшер 'Всем спокойной ночи'.
Недоверие к фильму начинается уже с завязки, которая длится ровно полторы минуты(!) и являет собой историю о том, как в общежитии девушки гонялись в шутку за подругой, а она возьми да и упади с балкона насмерть. Прошло какое-то время и в общежитии объявился некто в костюме Санта Клауса, причём с явными намерениями отомстить за погибшую студентку.
Сразу скажу, что фильм смотрел в совершенно дурном (но в единственно доступном) качестве - перевод то ещё ладно, но вот изображение такое дикое, что даже в дневных сценах разглядеть что-то - подвиг. Тем не менее, надо отдать фильму должное - Хесс в своей единственной режиссёрской работе сумел пронести достойную историю сквозь преграду плохого качества плёнки и т.д.
История эта, правда, не оригинальна ни разу, плюс украшено всё это действо совершенно кошмарными актёрами и диалогами, которые ещё кошмарннее актёров. 'Я люблю тебя - И я тебя - Милая, я люблю тебя', 'Я чувствую, за этой дверью что-то есть - Давай посмотрим - Нет, не надо - Ты боишься? - Нет - Тогда давай посмотрим - Хорошо', сверхоригинальный приём, когда герою на плечо НЕОЖИДАННО падает рука, которая оказывается рукой друга, который либо решил напугать товарища, либо рукой друга, который 'Не хотел напугать тебя, прости' - все эти штампы, вся эта какофония ненужного хоррорного дерьма, накопившаяся за несколько лет - всё это есть в 'Всем спокойной ночи'.
Зато тут неплохи убийства - как я уже упомянул, разглядеть тут что-то - задача не из лёгких, но то, что пробивается на экран - это отчаянно дешёвый, но до последнего сражающийся за изобретательность слэшер, в котором и достойный грим нет-нет да и промелькнёт, и способы убийств не будут ограничиваться обычным колюще-режущим - в ход пойдёт и камень, которым так удобно плющить головы, и даже рыцарские доспехи, в которых так удобно затаиться в ожидании очередной похотливой парочки...
Кстати, что касается похоти - обнажёнка здесь присутствует мельком да и особо не вдохновляет, благо что кино можно посмотреть и без этого, обстановка позволяет. С личностью маньяка, правда, промахнулись. Ну лично я уже за километр понял, кто будет скрываться за костюмом Санты. Да и вообще сюжет не претендует на откровения.
В принципе, на откровения не претендует и всё кино в целом - это просто не идеальная, но по-своему крепкая зарисовка от человека, который попробовав себя в хоррорах в качестве актёра решил встать с другой стороны камеры. Для ознакомления с жанром могу порекомендовать, но на хорошее качество плёнки и звука не надейтесь.
Начало 80-х гг прошлого века – золотой период для такой разновидности страшного кинематографа как слэшер. По сути, большинство лучших представителей слэшера увидело свет в те немногие годы первой волны (1978-1984). Я всегда с трепетом отношусь к любому классическому слэшеру и с удовольствием его смотрю, если удаётся раздобыть, а иногда сделать это довольно сложно. Вот и заполучив в свою коллекцию фильм «Всем спокойной ночи», забытый историей классический слэшер, я почувствовал самый настоящий трепет. Даже тот факт, что фильм мне пришлось смотреть в ужасно перекодированном формате VHS-Rip с то и дело сбоящей одноголосой озвучкой, не помешал мне получить истинное удовольствие от просмотра «Всем спокойной ночи».
Для тех, кто не знаком с классикой слэшера, а ведь 1980-й год, когда вышел «Всем спокойной ночи» - это вообще культовый год для всего хоррор-кинематографа в целом, я расскажу, что представляет собой фильм. А те, кто смотрел «Пятницу 13-е» (1980) либо «Школьный бал» (1980), и так всё поймут, без слов. Как и любой другой классический слэшер, «Всем спокойной ночи» построен на простых правилах для этой разновидности кино. Здесь есть маньяк, скрывающий своё лицо под маской (в данном случае маска Санта Клауса) и молодежь (в большинстве своём – девушки, ведь у маньяков из слэшеров всегда ярко выражено женоненавистничество). В начале фильма нам показывают короткий пролог, который даёт нам понять мотивы будущих убийств маньяка. Далее следует традиционная для слэшеров первая треть фильма, когда убийства только изредка разбавляют просмотр картины, а о маньяке основной части подростков ещё неизвестно. В общем, тот период, когда на зрителя постепенно наводится напряжение, и он глубже погружается в атмосферу картины. Также в первой трети нам демонстрируют «обнажёнку», ибо, как водится, в дальнейшем сюжете фильма ей просто нет места.
Собственно то, за что люди полюбили в своё время слэшеры, начинается со второй трети фильма, когда о маньяке узнают уже все подростки, после чего в их рядах воцаряется паника. Маньяк становится менее аккуратным и более жестоким. Зритель наблюдает зачастую нелепые, а оттого иногда смешные, хоть и жестокие в тоже время убийства. Фантазии у местного маньяка хватает, а потому не думайте, что он будет на протяжении фильма убивать всех одним и тем же оружием. Есть в слэшере «Всем спокойной ночи» даже парочка оригинальных убийств, которые эффектно поставлены. Однако «мяса» здесь нет, да и крови не то чтобы особо много. Оно и понятно, многие жестокости из фильма наверняка были вырезаны режиссёром для получения рейтинга «R». Впрочем, впечатление от просмотра некоторые не до конца раскрытые убийства, отнюдь не портят. Как водится, подобные фильмы смотрят в основном те, кто испытывают странное наслаждение, наблюдая за тем, как маньяки жестоко расправляются со своими жертвами. А потому каждый из потенциальных зрителей «Всем спокойной ночи» в виду своей бурной фантазии вполне способен и сам додумать за создателей фильма весь размах отдельных убийств.
Самое примечательное в фильме «Всем спокойной ночи» - то, что он до боли напоминает слэшеры «Пятницу 13-е» и «Школьный бал», которые вышли в том же году, но уже после него. Отдельные моменты из фильма, как мне теперь стало ясно, были позже использованы в упомянутых слэшерах, не говоря уже о концепции первой «Пятницы 13-е», которая явно прослеживается в этом слэшере. Ирония судьбы, что ещё тут сказать, ведь в отличие от слэшера «Всем спокойной ночи» будущие его подражатели обратились во франшизы и даже получили современные римейки, а этот фильм остался забытым историей. Однако и в нём, впрочем, также не обошлось без отсылок к классике. Если говорить открыто: основа концепции «Всем спокойной ночи» – прямая цитата триллера «Чёрное Рождество» (1974), который многие считают первым слэшером. Возможно, действительно есть что-то в этом мнении.
Вердикт. Фильм «Всем спокойной ночи» - довольно необычный слэшер, который обязателен к просмотру любому матёрому слэшероману. Лично я в нём разглядел связующее звено в развитии слэшеров 80-х, которое так долго и тщетно искал.